Крестный ход на Иргень

Кх-1

На днях завершился крестный ход на озеро Иргень. Дистанция - 80 километров. Если ошибаюсь - поправьте. В этом году мне повезло - я прошёл с крестоходцами 18 километров до станции Сохондо. Больше пройти не получилось - на следующий день я обязан был быть на работе - очень жаль, но Господь, думаю, принял мой малый подвиг.

Несколько часов шли под дождём, который периодически сменялся солнышком и ветром. Очень достойно вели себя женщины и дети. Особенный подвиг совершали две паломницы, у которых из-за большого веса то и дело прыгало давление. Было видно, что каждый шаг давался им с большим трудом, а впереди у них было ещё 30 километров нелёгкого пути. Среди крестоходцев шёл молодой хоругвеносец ростом 2 метра 4 сантиметра. Вообще, нести весь крестный ход хоругви, ребята, поверьте мне, дело очень трудное. Но мужики держались молодцом...

Позже к нам присоединился замечательный батюшка, заметно поднявший настроение многим уставшим крестоходцам. Позже уже перед посадкой в электричку, я исповедовался у него, хотя он тоже очень устал.

В целом, крестный ход прошёл без особых проблем, если не считать автолюбителей, заметно прибавлявших газ, чтобы нарочно обрызгать паломников грязью. Но таковых было, всё-таки, немного. Основная часть встречавшихся на пути людей всё понимала правильно - в жизни должно быть место не только автомобилям, но и святым вещам...

Крестный ход стал особенным событием в моей жизни, которому предшествовали весьма неприятные события, обычно называемые искушениями. Искушения появляются, как правило, именно перед какими-то благословенными событиями, когда, образно говоря,минус встречается с плюсом, соответственно добро со злом. Можно в это верить, можно не верить, но есть факты, которые не укладываются в обычную модель типа "совпадение", особенно, когда эти факты имеют системный характер...

Я выкладываю серию своих фотографий с крестного хода. Смотрите и думайте над своей жизнью.


кх2

Кх-3

Кх-4

Кх-5

Кх-6

Кх-7

Кх-8

Кх-9

Кх-10

Кх-11

Кх-12

Кх-14

Кх-15


ЗАПИСКИ КРЕСТОХОДЦА

или

ОНИ МОЛЯТСЯ ЗА РОССИЮ
Кх-13


Если, проезжая по пустой лесной дороге от курорта Кука до села Сохондо, вы, вдруг, увидите крестный ход с хоругвями и иконами, значит, на календаре девятая пятница по Пасхе – особенная дата, когда православный люд вспоминает иргенских мучеников. В этом году мне повезло – я смог присоединиться к крестоходцам, пройдя с ними 18 нелёгких километров под дождём по дороге к Богу и к самому себе.

Параскева-Пятница, воевода Пашков и 40 бочек языков

История крестных ходов на озеро Иргень, издавна почитаемое православными верующими как святое, берёт своё начало в 18-м веке. По крайней мере, так говорят летописи, донесшие до нас события, которые легли в основу иргенских крестных ходов. Иргень известно среди верующих хранимыми там святынями: останками замученных православных воинов и древней чтимой иконой святой великомученицы Параскевы-Пятницы. Стоит сразу сказать о том, что озеро это издавна собирало во время молебнов не только православных. Тут молились и староверы, и буддисты и просто «сочувствующие», только вступающие на путь веры – так уж сложилась история. Этому есть своё объяснение.

С давних времен живет устное предание о том, что когда-то на Иргенском озере жили более ста казаков, которых привёл на это место воевода Пашков. И хоть был тот воевода православным, лютый, говорят, был человек, не боявшийся ни Бога, ни людей. Пока часть казаков обследовала Яблоновый хребет, другая часть, по распоряжению воеводы, осталась на Иргени. Вышло так, что Пашкову понадобилось выехать на время с озера по неотложным делам. Уезжая, воевода дал казакам невыполнимый наказ - в свое отсутствие засолить 40 бочек карасёвых языков. Вскоре Пашков вернулся. Узнав о том, что казаки не выполнили его наказ, он замучил их голодом и пытками до смерти.

Кх-16

Кх-17

Кх-18

Кх-19

А потом случилось то, что верующие называют кто чудом, кто особенным знамением Божиим. Подробности остались в прошлом, но суть, бережно сохранённая устным народным преданием, осталась неизменной. Когда-то трое из запытанных казаков явились бурятским пастухам в воинской форме и сказали им, что место то освящено кровью и страданиями мучеников, а потому не должно быть забыто православными. А ещё сказали, чтобы все в своих молитвах к Богу поминали Симеона, Киприана, Иосифа и их дружину, и не забывали сего места; в противном случае, народ будут постигать бедствия: мор, засухи, голод и различные болезни. С тех пор пошли на Иргень ежегодные крестные ходы со святыми иконами сначала из читинской Михаило-Архангельской, а потом из кукинской Свято-Духовской церкви.

Позже станет известно имя четвёртого иргенского мученика. Звали его Василием. Имя это было открыто в 1885-м году чудесным образом. Жена благовещенского купца Скобельцина, долгое время болевшая какой-то неизвестной болезнью однажды во сне увидела солдата, который сказал ей: «Долго ли ты будешь хворать? Поправляйся». - Больная спросила его: «А ты кто такой?» - «Я Василий с Иргени», - ответил явившийся и скрылся. Проснувшись, больная, бывшая в безнадежном состоянии, стала быстро поправляться и скоро совершенно выздоровела. Узнав, что Иргень находится в Забайкалье и почитается священным местом, исцелённая приехала туда, рассказав о своем сонном видении и чудесном исцелении иеромонаху Герасиму, служившему в Иргенском стане и заказала панихиду по «мученику воину Василию». После этого имя Василий было приобщено к именам прочих пострадавших на Иргени воинов.

«Ты откуда здесь?»

Два века прошло, а люди по-прежнему ходят на Иргень. Традиция эта, на долгое время забытая, возродилась не так давно – каких-то 10-12 лет назад. В девятую пятницу по Пасхе священники и прихожане Читы и её окрестностей приезжают на Иргень на автобусах. Однако уже несколько лет к святому месту совершается пеший крестный ход.

В первый после долгого перерыва крестный ход, вспоминает Марина Овсянникова, стоявшая у истоков возрождения забытой традиции, отправилось всего 5 человек из посёлка Горный. Было это уже в далёком 1999-м году. Впереди - 80 километров, в рюкзачках – почти никакой еды и воды. Но неполную сотню километров верующие преодолели за 20 часов, затратив на сон всего 4 часа. Обычно крестный ход на Иргень начинается от станции Кука после молебна в храме целителя Пантелеимона. В этом году изменилось лишь количество паломников. Вместе с женщинами и детьми в паломничестве приняли участие 46 человек.

Кх-20

Кх-21

Кх-22

Кх-23

Кх-24

Второе утро крестного хода началось с дождя. Говорят, не было случая, чтобы во время иргенских крестных ходов путь был сухим. Моё появление на пустой дороге под моросящим дождём с куском плёнки на голове и плечах многие крестоходцы восприняли не без удивления. Узнав меня, некоторые спросили: «Ты откуда здесь?» - «А я тоже с вами. Устали, небось? Ничего, через три километра привал, костёр и пирожки с квасом».

- Пирожки, это хорошо. Ну, что, православные, раз пирожки будут, то и помолиться можно.

Куда же без доброй шутки, придающей силы в пути.

Так уж получилось, что крестоходцев я встречал вдалеке от импровизированного лагеря, который я со своими друзьями разбивал прямо под дождём у креста, несколько лет назад поставленного на обочине дороги. Навес из палок, плёнки и баннера с изображением железной дороги сооружали всем миром. Пока две Марины – Овсянникова и Мыльникова держали плёнку над детьми, волею судьбы оказавшимися в лесу, я, известный читинский бард Константин Шлямов и студент Забайкальского аграрного института Александр Полустроев искали под корягами какие-то полусухие деревяшки и рубили рогатины из сваленных ветром берёз для строительства шалаша и разведения костра. Каким-то образом нам удалось развести огонь в мокром сверху донизу лесу.

Первым делом начали сушить детей – Родьку и Полинку Шлямовых. Мама мальцов – та самая Марина Овсянникова, что возрождала крестные ходы на Иргень вместе с единомышленниками, уже успела вытащить, невесть откуда, пирожки с картошкой и квас – для сугреву. В минуты дождевого затишья, уплетая самодельные печенюшки Кости Шлямова из манной крупы и муки, мы дружно сушили на рогатинах мокрые носки, колготки ребятишек, разлетайки и кеды. Но всё это было ненадолго. Через 10-15 минут снова начинал лить дождь.

Был уже полдень. Чтобы хоть как-то согреться, я решил пойти навстречу крестному ходу. Спуск сменялся поворотами и ровными местами, но крестоходцев всё-то не было видно. На дорожных указателях уже дважды сменился километраж. Наконец, на исходе третьего километра вдали на дороге показались две женщины в лёгких полиэтиленовых плащах.

- Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

- Где все?

- Там, дальше идут. А вы кто?

- Я свой. Идите до креста, там слева на обочине вас встретят: увидите костёр и шалаш. Это наши. Там и у костра просушитесь, и поедите немного…

Кх-25

Кх-27

Кх-28

Кх-29

Кх-30

Кх-31

Кх-33

Кх-34

Кх-35

Кх-37


«Не дойду, так доползу!»

Ну, а что было дальше, вы уже итак поняли. Вскоре вместе с крестным ходом я добрался до лагеря, успев побеседовать с паломниками. Один из них представился не совсем обычно:

- Олег Якушев, тюремное служение. Мы там, где в высшей степени нуждаются в помощи. В очередной крестный ход мы идём в сопровождении иконы с изображением благоразумного разбойника. Ребята с разных лагерей написали свои имена, имена своих родных, чтобы Господь прибавил им сил для преодоления всех трудностей на пути к свободе и на пути друг к другу. Вышли в первый день Петровского поста. Дорога, Слава Богу, тяжёлая. Радует, что с каждым годом в крестном ходе участвует всё больше людей.

Отсюда доходим до озера Сохондо, где стоит поклонный крест, потом заходим в деревню Сохондо, там остаёмся ночевать. Утром продолжаем путь и к вечеру доходим до святых иргенских мест.

Мой следующий собеседник - маленький Димка. Хотя, не такой уж и маленький, коли пошёл в крестный ход. У Димки на груди икона – Покров Пресвятой Богородицы. Мальчишка - первый помощник в пути: кому плечо подставит, кому посох соорудит, чтобы полегче идти было, с кем молитвочку прочтёт.

- Чудный ребёнок, - говорит моя следующая собеседница Любовь Григорьевна. - Этот ребёнок уже давно воцерковлённый. Он знает многие молитвы. Он и других ребят подгонял, когда им было тяжело. Помощь от него была везде и во всём. Он даже взрослых подбадривал.

На вопрос, почему пошла в крестный ход, сестра Людмила ответила, вздохнув:

- Почему пошла? Да, наверное, созрела. Каждый человек к этому должен прийти сам в своё время. Я к этому пришла и внука привела - ему восемь лет. Мне всё здесь нравится. Во-первых, люди, потом молитва. Иду с удовольствием, хотя у меня и позвоночник больной и ноги перевязаны. Идёт сильное преодолевание себя. Я сказала себе, что пойду в крестный ход обязательно, что мне надо там быть. Я батюшке об этом сказала, а он ещё спросил: «Ты как, силы-то рассчитываешь свои?» - Я говорю: «Дойду, батюшка. Не дойду, так доползу!»

Крестный ход – всегда особенное служение Богу. Тут каждый несёт крест за себя и за того парня, понимая, что всем мы – один народ, заблудившийся, умаявшийся от вседозволенности и свободы, с которыми никто не знает, что делать. По-своему этот народ спасает сестра Любовь из Гусиноозёрска, уже далеко не молодая женщина, каждый год приезжающая в Читу, чтобы принять участие в паломничестве на Иргень:

- Я приезжаю, чтобы помолиться за Россию. Пока есть такие крестные ходы на святое место Иргень, Россия не погибнет. Дай Бог, чтобы этот крестный ход был не последним. Мы ещё начнём всё с чистого листа. Дай Бог, чтобы Господь и Матерь Божия изгнали из святой Руси всю нечисть, всех врагов, всех воров, и Россия наша возродится. Я в это верю.

Что тут скажешь… Далеко не у каждого из нас есть такая вера и любовь к Родине, как у сестры Любови.

Фонарщик Александр тоже не первый раз ходит на Иргень. В этом году он взял с собой своего сына. Поначалу неразговорчивый и, как будто ушедший в себя, Александр понемногу привыкает ко мне и диктофону. Наконец, наш разговор понемногу завязывается:

- Понимаете, тут все за всех молятся. Мы благодарим Бога за те блага, которые он нам даёт, за наше Забайкалье, за нашу Епархию и Россию. Если мы здесь сегодня собрались – это уже не случайность.

Главное - намерение

…Возвращаясь от станции Сохондо, где я расстался с крестоходцами, остановившимися в селе на ночлег, я ещё долго вспоминал настоятеля Пантелеимоновского храма отца Андрея – как и все, уставший, он без малейшего промедления согласился исповедовать меня, и исповедь та стала для меня неким началом нового периода в моей жизни. Вспоминался закоченевший от холода Родька двух с половиной лет от роду в розовом прозрачном плащике и его пятилетняя сестра Полинка, заботливо укрывавшая своего братишку от дождя. Перед глазами долго стоял огромный хоругвеносец ростом 2 метра 4 сантиметра, рядом с которым каждый чувствовал себя защищённым. Не забудутся парни из тюремного служения и, уж конечно, маленький Димка, заботливо подставляющий плечо своим сверстникам. И ещё не один день в голове будет звучать молитва, которую вместе со всеми участниками крестного хода пел и я:

- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

Да, я не прошёл этот крестный путь до конца – нужно было возвращаться в город, чтобы на следующий день быть на работе - но немного успокаивает мысль о том, что намерение всё-таки важнее результата. Главное, я там был и видел людей, на которых держится Россия, а это что-то да значит.

Максим Стефанович

Фото автора

Комментарии участника: Карина Р. (1)

Всего: 1 комментарийвсе комментарии ( 5 )
#3 | Карина Р. | 10.07.2012 05:50
  
2
Русь Святая,Храни Веру Православную!Смотрю в эти лица и радуюсь .Разбудит кто уснувшие сердца?России матери любовь и доброта!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU