Что значит: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы»?


«Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6)
«…и не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35)

«Вселением в него Духа человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, бога, быв до того землей и прахом».
св. Василий Великий


В Священном Писании есть прекрасные и таинственные слова, называющие людей богами. «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6).Что значат эти слова? Почему богами названы люди? Есть ли это всего лишь иносказание или слово Писания имеет точный смысл?
Толкование этих слов затруднительно для человеческого разума. После грехопадения человек не ощущает себя богом, и если Сам Бог обращается к нему так, то подобное обращение вызывает недоумение. Язычники почитали богов, поклонялись демонам, но в этом месте богами названы люди. Богами как сильными мира в странах Востока часто называли царей и судей, но в этом месте сказано: «все вы». Может быть, под богами иносказательно разумеются ангелы? Нет, эти слова Писания точно истолкованы Спасителем, указавшим, что речь идет именно о человеке: «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,
Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
» (Ин. 10:35, 36)
Своим замечанием Спаситель указал на точность текста, подтвердил неизменность предвечного определения Божия о человеке. Обличив иудеев в богохульстве, Он отверг саму возможность изменения Писания, указал на безусловную верность произнесенных в Ветхом Завете слов. Своими словами Спаситель отметил, что текст Писания имеет ясный и определенный смысл, вполне доступный пониманию человека.

Этот смысл раскрывают православные святые. Тщетно искать этот смысл в протестантских толкованиях. Они молчат о глубочайшем духовном опыте христианства, ничего не говорят нам о теснейшем соединении человека с Богом. Лишь интуицией протестант понимает, что Бог предуготовил человеку нечто большее, чем Его прославление. Тщетно искать этот смысл и в толкованиях католических. Католичество не вполне приняло учение о нетварной благодати Божьей. Оно подвергло сомнению духовный опыт Православия, отвергло учение св. Григория Паламы и духоносных старцев Афона о теснейшем соединении с Богом.

Только подвижники Православия — избранные сосуды Духа Святого — точно объясняют боговдохновенный текст. Это вполне естественно! Никогда не изрекалось Писание по произволу человеческому, но произносилось Божьими святыми. Обитающий в них Дух проницает и глубины Божии, а потому делает удобопонятным разумение Своих слов. Ниже мы приведем толкования святых и учителей Православия.

Св. Игнатий Брянчанинов:
«Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Под словом образ должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия; а подобием выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобие, сопряженные вместе, составляют полноту сходства; напротив того, утратою или искажением подобия нарушается все достоинство образа. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему: следовательно, сотворил его совершенным образом Своим. Человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам — по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре. Зло или недостаток не могли иметь никакого места в человеке: несмотря на свою ограниченность, он был совершен; несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом. Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению — назначению быть храмом Всесовершенного Бога. Ум человека долженствовал быть умом Божиим (1 Кор. 2, 16), слово его долженствовало быть Словом Божиим (1 Кор. 7, 12; 2 Кор. 13, 3), дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6, 17), его качества должны быть Богоподобными (Мф. 5, 48). Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1, 4)! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! Такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец:
Аз рех: бози есте
(Пс. 81, 6). В таком состоянии находился наш праотец немедленно по сотворении его, так что слова, сказанные им о жене, Спаситель мира прямо назвал Словами Божиими (Быт. 2, 24; Мф. 19, 4, 5)
».

Св. Игнатий истолковывает смысл текста применительно к Ветхому Завету. Блж. Феофилакт Болгарский толкует слова Спасителя, указывая на связь Ветхого Завета с Новым.
«Слова Его имеют такой смысл: если получившие обожение по благодати суть боги (Пс. 81, 6), и это не поставляется им в вину, то какая справедливость, когда вы осуждаете Меня, Который по естеству - Бог, Которого Отец освятил, то есть определил на заклание за мир? Ибо отделенное Богу называется святым. Очевидно, когда Отец освятил Меня и определил на спасение мира, Я не равен прочим богам, но есмь истинный Бог. Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я - Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение. - Да постыдятся сих слов ариане и несториане. Ибо Христос есть Сын Божий и Бог по Существу и Естеству, а не тварь, и дает обожение прочим, к которым было Слово Божие, а не обожается Сам по благодати. Очевидно, Он настоящими словами отличает Себя от обожаемых по благодати и показывает, что обожение даровал им Он, будучи Слово Божие и вселившись в них. Ибо это обозначается словами: "к которым было Слово Божие", с которыми было, в которых обитало. Как же Я богохульствую, когда называю Себя Сыном Божиим? Ибо хотя Я ношу плоть и происхожу от потомства Давидова, но вы не знаете тайны и того, что плотское естество человеческое не иначе могло принять беседу с Богом, как только если Он явится ему во плоти, как бы под завесою».

Блж. Феофилакт Болгарский дает точное определение: получившие обожение по благодати суть боги. Согласуясь с ним, Великий Василий говорит:«То, что движимо Духом Святым, стало движением вечным, живым, святым; со вселением в него Духа, человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, Бога, будучи раньше землей и пеплом».

Подобно святым, учит и св. Каллист Катафигиот:
«Ибо нам как подобает быть деятельными во благом, чтобы быть бесстрастными, так и созерцательными по отношению к истине, чтобы быть боговидными, служа Богу, превосходящему все, и стремясь стать богами по положению и быть ими по законному подобию первообразу.
Итак, насколько есть сил, следует стремиться к бесконечному, исследовать превышающее ум, созерцать безвидное единое и непосредственно постигать непостижимое, чтобы быть в состоянии получить единственное наследие единого вышнего Бога, благодатию Господа нашего Иисуса Христа и Животворящего Духа, через Которых осияваемые мы сподобляемся созерцательной благодати, и обoженные по положению своему, мы становимся богами по дару Божию
».

Св. Симеон Новый Богослов так толкует слова псалмопевца.
«Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба" (1 Кор. 15, 47). Внимай сказанному. Итак, каков первый, перстный, такими и все рождаются от него — перстными. А каков Христос, Небесный Владыка, такими — небесными — являются и все уверовавшие в Него (1 Кор. 15, 48), свыше родившиеся и крестившиеся Духом Всесвятым. Божествен.— родивший и воистину Бог, таковы и рождающиеся от Него, от Бога — боги по усыновлению "и сыны Вышнего все" (Пс. 81, 6), как говорят Божественные уста.

Ибо если Ты невидим для них существом и естеством неприступен, мне же Ты видишься и совершенно смешиваешься со мною сущностью естества (Своего), ибо они не отделены в Тебе и совершенно не разделяются,
но естество (есть) существо Твое и существо — естество; то поэтому, причастившись плоти Твоей, я приобщаюсь естества (Твоего) и поистине бываю причастником существа Твоего, (делаясь) соучастником и даже наследником Божества и бывая в теле выше бестелесных, я полагаю, (что) и сыном Божиим соделываюсь, как сказал Ты не к Ангелам, но к нам, богами так (нас) назвав:
"Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего" (Псал. 81, 6; Иоан. 10, 34).
Так как Ты соделался человеком, будучи Богом по естеству, неизменно и неслиянно, пребыв тем и другим, то и меня, человека по природе, соделал Богом по усыновлению и по благодати Твоей чрез Духа Твоего, чудным образом, как Бог, соединив разделенное».
Те же, которые восприняли Бога делами веры и, возрожденные Духом, наименовались богами, видят Его Самого — Отца их, всегда обитающего во Свете неприступном, имея Его обитателем, живущим в них самих, и сами обитают в Нем — совершенно неприступном".

Таким образам, богами названы обоженные люди, святые, приобщенные Божественной благодати.

http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=447

Комментарии (5)

Всего: 5 комментариев
#1 | Георгий Петров »» | 29.04.2013 15:07
  
1
Чтобы усыновиться Богу нужно Родиться как дух от Духа Святого.
1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
(Иоан.3:1-7).
  
#2 | Борис Шварев »» | 29.04.2013 17:18 | ответ на: #1 ( Георгий Петров ) »»
  
7
Опять фарисействуете г-н Петров,слова то приводите из Евангелия,а о Церкви,утверждённой Господом-ни слова!
Лишь в Ея законной Утробе можно родиться от воды и Духа,всё же остальное есть действо незаконное и прелюбодейное!

Еретическое крещение святые правила именуют "осквернением" (Апост. 47), а еретических священников и епископов – "лжесвященниками" (Апост. 47) и "лжеепископами" (Двукр. 15). Также и 68-е Апостольское правило гласит: "Крещенным, или рукоположенным от еретиков, ни верными, ни служителями Церкви быти невозможно". По определению Православной Церкви, крещение еретиков есть не иначе как "грязная лужа", "оковы нечестия" (Апостольские Постановления, кн. 6, гл. 15).

Епископ Никодим (Милаш)
Если же крещение совершено противно его евангельскому установлению и людьми нечестивыми (άσεβών), как говорит это апостольское правило, то есть таким еретическим священником, который извращенно исповедует основные догматы христианской веры, вследствие чего совершенное им крещение не есть истинное (ού χατά άλήθειαν) и считается недействительным, то данное лицо необходимо крестить снова как бы еще не крещенное.

Священномученик Киприан Карфагенский:
«Я не знаю, каким предубеждением руководствуются некоторые из товарищей наших, думающие, что тех, которые приняли погружение у еретиков, когда они к нам приходят, не должно крестить, потому что, как они говорят, крещение одно. Оно одно потому, что Церковь одна и вне Церкви крещение невозможно».

Святитель Василий Великий:
«Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали».

Святитель Иоанн Златоуст:
«Пусть тебя не обольщают собрания еретиков, потому что у них крещение — не просвещение; они принимают крещение телом, а душою не просвещаются. Как и Симон [Волхв] был крещен, но не просвещен, равно такими же оказываются и они».
#3 | Георгий Петров »» | 01.05.2013 17:53 | ответ на: #2 ( Борис Шварев ) »»
  
0
Вы считаете, что церковь МОЖЕТ Родить дух человеческий?
  
#4 | Борис Шварев »» | 07.05.2013 10:16 | ответ на: #3 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее (Мф. 16:18)

Да,утверждаю,что:

"Христос есть Источник жизни Церкви, приобщение к этому Источнику совершается силою Святого Духа. О таинстве Крещения, вводящем человека в Церковь, ап. Иоанн говорит как о рождении "от воды и Духа". (Ин. 3:5). Ап. Павел говорит: "...все мы одним Духом крестились в одно тело..." (1 Кор. 12:13)."
http://www.k-istine.ru/base_faith/church/church_davidenkov.htm#8

"... Церковь вновь и вновь рождает чад Богу от воды и Духа, и выкармливает их Вином и Хлебом, Плотью и Кровию Христа Бога, и растит — доколе не изобразится в них Христос (Гал.4:19)."
http://www.pravmir.ru/vzyskanie-pogibshix-prisnodevstvo-prisnomaterinstvo-cerkvi/

Ап. Павел свидетельствует, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви:
"...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5:25-27).

Источник и основание святости Церкви находится в ее Гла­ве и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно излива­ет святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой, освящая их через Слово Божие, таинства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых нам споспешествует. В силу этого христиане образуют новый народ, который ап. Петр называет "царственным священством" (1 Пет. 2:9-10). А по отдельности члены Церкви Божией суть храмы Божий (1 Кор. 3:16-17) или храмы Духа Святаго (1 Кор. 6:11).
http://www.k-istine.ru/base_faith/church/church_davidenkov.htm#8
#5 | коля »» | 27.07.2013 22:56
  
0
Кому чего не ясно я и понять не могу : Мы Боги ! и Сыны ! Всевышнего !
Все ! все ! Мы !
Но ни кто ! Не выше Отца небесного ! ! !
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites