Икона Святого Великомученика Пантелеймона целителя
Икона Святого Великомученика Пантелеймона целителя
Если Вас одолеет тяжелая болезнь, то помолитесь иконе Святого Пантелеймона. В свое время он был одним из лучших врачей, но даже сейчас, он не перестает им быть, даруя исцеление всем, кто обращается к нему с искренней молитвой. Его чудотворная сила столь велика, что даже безнадежно больные и представители других конфессий начинают чувствовать себя лучше после молитвы ему.
Во времена тиранического царствования императора Максимиана, с легкой руки которого начались Великие Гонения на христиан, весь цивилизованный и не очень мир поклонялся идолам. Христианская вера не принималась ни в каком виде, а те немногие, кто осмеливался говорить в открытую о своей вере, умирали как мученики. В те времена, в Вифинии, в городе Никомедия, проживал будущий великомученик Святой Пантелеймон.
Родился он в семье богатого и прославленного человека Евстрогия, тогда как его мать звали Еввулой, в последствии причисленную к лику Святых, была страстно предана христианству, после того как узнала о вере от своих родителей. Отец Пантелеймона был верующим язычником, горячо преданным идолопоклонником из-за чего, его отец и мать часто не сходились во взглядах. Свое ребенка они назвали Пантолеон, что означает «Лев во всем, т.к. родители хотели, чтобы он вырос мужественным и сильным. Впоследствии будущий целитель будет крещен как Пантелеймон, что означает «милосердный».
С юных лет Святая Еввула воспитывала свое дитя по христианским обычаям, пытаясь наставить его на путь истинной веры. Она давала ему знание о едином и истинном Боге, живущем на небесах, об Иисусе Христе, что бы Пантолеон мог верить и радовать Господа своими добрыми делами и отвернуться от языческого многобожия. Ребенок следовал советам своей матери и, насколько позволил его возраст, принял их. Но ему было не суждено принять веру в столь малом возрасте, ибо его мать, Святая Еввула, скончалась, когда он был еще ребенком. После ее смерти, ребенок пошел по стопам отца, который начал активно водить его поклоняться идолам.
Позже Пантолеона отправили в языческую гимназию, он прошел там обучение, и был отправлен в медицинскую школу, где был доверен знаменитому на тот момент врачу Евфросину, у которого Пантелеймон постигал основы науки врачевания. Будучи обладателем цепкого ума, юноша легко усваивал все знания, и со временем превзошел своих сокурсников, и даже смог сравниться со своим учителем.
Император Максимиан узнал об успехах юного целителя, поскольку в то время проживал в Никомедии и активно выискивал христиан. Случилось это в период обострения, когда в императорском дворце случился поджог, в котором, естественно, обвинили христиан. Максимиан приказал сжечь 20 000 молящихся христиан в церкви на Рождество.
Доктор Евфросин был придворным врачом, поэтому часто приезжал в императорские резиденции тирана. Во время своих посещений Евфросин стал часто брать с собой молодого Пантелеймона, красотой и разумом которого были впечатлены все при дворе и даже сам император. Когда император узрел юношу, он спросил:
«Откуда он и чей он сын?».
Получив ответ, император приказал ему как можно быстрее закончить медицинскую подготовку, поскольку захотел, чтобы юноша был подле него, он счел его достойным служить ему.
В те дни в Никомидии жил старый священник по имени Ермолай. Из-за опасений быть замученным безбожниками он жил в подполье с несколькими христианами в маленьком и ничем не примечательном доме. Пантелеймону приходилось почти ежедневно навещать своего учителя и так получалось, что ему приходилось проходить мимо дома, в котором прятался Ермолай. Последний почти сразу заприметил юношу с волевым взглядом и добрым лицом и понял, что тот может быть обращен в истинную веру.
В один из дней Святой Ермолай вышел из своего дома и поприветствовал идущего домой Пантелеймона и предложил юному лекарю посетить свое скромное жилище, от чего Пантолеон, будучи кротким и послушным по своей натуре, отказываться не стал. Святой Ермолай сразу же начал расспрашивать мальчика о том, кто он, чем живет и во что верит. Мальчик, будучи воспитанным быть честным и открытым, рассказывал о себе все, о своих родителях, какой веры были они и как он, будучи ребенком потерял мать. Выслушав юного целителя, Ермолай спросил:
«Я вижу ты хороший ребенок и у меня есть вопрос. Чьей веры ты хотел бы придерживаться: отца или матери?»
Посредством этих слов Святой Ермолай нашел возможность для начала плодотворной беседы с помощью которой он начал сеять семя сомнения в душе мальчика, подобно семенам упавшими в хорошую землю и рассказывать ему о постулатах веры христианства:
«Внемли мне, юнец», - произнес Ермолай, - «Следующие мои слова будут чистой правдой. Врачебное искусство Асклепиада, Гиппократа и Галена помогает людям, но даже оно не всесильно. Более того, если говорить о Богах, которым приносят жертвы Император Максимиан, Евстрогий и другие безбожники, являются ложными, а все их поклонение является лишь маскарадом и ересью.»
«Однако есть лишь один настоящий и всесильный Бог – Иисус. Поверив в Него, ты сможешь исцелять любую болезнь, именем Его. Он Тот, Кто вернул возможность видеть тем, кто был лишен зрения, Он очистил тех, кто был болен проказой, Он тот, кто воскрешал мертвецов и лишь одним словом освобождал людей от одержимости демонами, которым поклоняются язычники.»
«Но кто из ныне живущих будет способен перечислить все свершенные Им чудеса?» Точно так же, как мы не можем сосчитать песчинки на берегу моря, звезды на небе или капли воды в идущем дожде, точно так же для простого смертного невозможно перечислить все чудеса Его и постичь величие Господа. Он сильнейший помощник всем тем, кто возносит молитвы Ему, Он утешает скорбящих и исцеляет больных, Он оберегает от несчастий, снимает оковы с души, и Он дает возможность свершать чудеса искренне любящим Его.»
После всех этих слов, Пантелеймон не мог не внять учению старца и проникнуться им в своем сердце. В конце, он радостно воскликнул:
«В детстве я часто слышал обо всем этом от своей матушки и неоднократно видел, как она возносила молитвы тому Богу, о котором мы сегодня говорили»
С тех пор юный лекарь стал частым гостем в доме старого священника и ежедневно внимал его речам, укрепляя свою веру. Каждый раз, когда Пантелеймон шел от учителю Евросина после обучения искусству целительства, он не мог не зайти попутно к старому Ермолаю и не получить от него новую порцию наставлений по спасению своей души и новую порцию знаний о постулатах веры христианства.
Однажды, идя к священнику от учителя Евфросина, Пантелеймон слегка отклонился от своего обычного пути и случайно наткнулся на тело мертвого ребенка, которого укусила огромная ядовитая змея, и саму змею, лежавшую рядом с ребенком. Узрев эту сцену, Пантолеон был несколько напуган и даже решил отступить назад, но потом передумал и произнес:
«Наступил тот час, когда я должен проверить все то, что рассказывал мне старый священник Ермолай». Вознесся взор к небу, он произнес:
«Господь Иисус Христос, я, недостойный взывать к Тебе, молю тебя. Коль Ты хочешь, чтобы я присоединился к твоей пастве, яви мне Свою силу, чтобы это дитя жило именем Твоим»
И в этом же момент, ребенок открыл глаза, словно от долгого сна и Пантелеймон полностью проникся верой в Бога. Он вознес глаза в сторону и с радостными слезами на глазах поблагодарил Господа за то, что тот вывел его к своему свету. После этого юный целитель сразу же пошел к старому священнику и, пав к его ногам, слезно попросил крестить его. Целитель рассказал Ермолаю, что произошло: как дитя ожило во имя Христа и что змея умерла.
Святой Ермолай решил убедиться в произошедшем лично и отправился к тому месту, о котором говорил Пантелеймон. Увидев мертвую змею, Ермолай перекрестился и поблагодарил Господа за сотворенные им чудеса и за то, что с помощью этого Господь привел Пантолеона к нему. Вернувшись в свой дом, Ермолай окрестил Пантолеона во имя Отца, Сына и Святого Духа, после чего тот получил свое новое имя - Пантелеймон. Затем священник совершил литургию в одной из комнат дома и поведал целителю о Божественных Тайнах Тела и Крови Христа.
После крещения Пантелеймон оставался со старым священником в течение семи дней, впитывая новые знания подобно страждущему, нашедшему источник воды в пустыне. Спустя семь дней, Пантелеймон отправился домой. Возмущенный отец в беспокойстве спросил его где он пропадал все эти дни.
«Все эти дни я находился со своим учителем при императорском дворе», - ответил Пантелеймон. Нам нужно было вылечить больного, особо любимого императором, и мы не оставляли этого больного в течение семи дней, до тех пор, пока не убедились, что больной излечился» - именно эти слова произнес целитель и при этом он не сказал и слова лжи, ибо в форме притчи он говорил правду, но иносказательно. В притче Пантелеймон обозначил Ермолая Никомидийского своим учителем, под императорским двором он подразумевал дом и комнату священника, в которой его крестили, а под больным он подразумевал себя, которого полюбил Господь и которому оказывалось лечение в течение семи дней.
Так как он некоторое время не появлялся у своего учителя Евфросина, то у него тоже возник вполне обоснованный вопрос: «О мой ученик, где ты пропадал все эти дни?»
«Мой отец не так давно приобрел новое имущество и послал меня разобраться. Мне пришлось изучить все, что там было. Смею вас заверить, что уплаченная цена стоило того». Здесь он снова аллегорически выразился о полученном им Священном крещении и других знаниях, которые для него бесценны, ибо были получены им от своего «отца», т.е. Ермолая. После этих слов, Евфросин перестал задавать вопросы, но Святой целитель болезней Пантелеймон все еще был очень обеспокоен тем, как вывести своего отца из тьмы идолопоклонства и привести его к свету познания Христа. Беседуя с ним каждый день, разумно выбирая слова, он постепенно начал выводить своего отца к свету.
Постоянно задавая вопросы своему отцу, Святой заставил его потерять веру в своих богов и начать понимать ложь и заблуждение идолопоклонства. Его отец раньше приносил идолам большое количество жертв каждый день, но теперь он перестал поклоняться им и начал даже презирать их.
Видя это, Пантолеон возрадовался тому, что посеял семя сомнения в душе Евстрогия, сомнения в правильности идолопоклонничества, но ему не удалось окончательно убедить его в своей правоте. Пантолеон часто думал о том, чтобы пойти и разбить стоящих в отчем доме идолов, но он сдерживал себя. Делал это он чтобы не гневить отца, которого, согласно заповеди, мы должны почитать, а также за тем, чтобы отец, когда поймет истину о Боге, захотел собственноручно уничтожить идолов в доме.
В один из дней к Святому целителю болезней Пантелеймону пришел слепой, который попросил его исцелить от недуга и при этом он молвил следующее: «Прошу, помоги тому, кто слеп и лишен радости видеть бесценный свет. Все целители этой страны пытались вылечить меня, но так и не смогли избавить меня от хвори. Более того, вместо исцеления я потерял возможность лицезреть те блики света, что мог, и лишился всего своего состояния. Я потратил все, чтобы заплатить им, и взамен избавления от болезни я обрел только боль, отчаяние и потерял свое время».
Выслушав слепого, после некоторых раздумий в ответ Святой целитель болезней молвил:
«Если вы потратили все свои деньги на тех врачей, от которых вы не ничего не получили, как вы будете платить мне, если вы исцелитесь и будете способны видеть?»
«Я отдам все, что у меня осталось, - воскликнул слепой, - я с готовностью отдам вам все!».
«Дар зрения, - сказал Святой Пантелеймон, - , будет дан вам Небесным Отцом, через меня, Его недостойного слугу. Я не в праве брать деньги за это, лучше распредели то, что вы обещали мне среди бедных.»
После этих слов Евстрогий, отец Пантолеона, подошел к своему сыну и спросил: «Сын мой, не спеши давать ложных обещаний о том, что ты не сможешь дать, иначе ты одурачишь как человека, стоящего перед тобой, так и самого себя. Уверен ли ты на самом деле, что ты сможешь дать этому человеку больше, чем другие, более опытные врачи?»
«Ни один из целителей этого города, - парировал Святой, - не знает предела моих знаний. Есть существенная разница между моим учителем, передавшим мне эти знания и остальными целителями.»
Предполагая, что его сын имеет в виду своего учителя Евфросина, Евстрогий подметил: «До меня доходил слух, что Евфросин тоже лечил этого слепого, но даже он не оказался способен излечить его»
«Отец, ждите и смотрите! Заверяю вас, что скоро вы сами сможете увидеть мой подход к лечению подобных недугов», - сказал в ответ Пантелеймон. После этих слов, целитель прикоснулся пальцами к глазам слепого и произнес: «Во имя Господа моего Иисуса Христа, который просветляет слепых, прими свое зрение».
После этих слов глаза слепого распахнулись, и он смог видеть. В этом самый момент, Евстрогий и бывший слепой уверовали в Господа. Чуть позже они оба прошли через обряд крещения старым священником, после чего отец Пантелеймона вместе со своим сыном пошли разбивать всех идолов в доме. Уничтожив все символы лжебогов они сбросили то, что от них осталось в яму и присыпали ее землей. После этих событий Евстрогию было отведено не так много времени на этой земле, он вскорости скончался. В результате, Пантелеймон унаследовал все огромное отцовское состояние и первым его деянием стало освобождение всех его рабов и щедрое вознаграждение всех свободных людей, служивших ему все эти годы.
Пантелеймон отдавал свои сбережения всем нуждающимся: нищим, бедным, сиротам и вдовам. Пантелеймон часто ходил в тюрьмы и навещал заключенных пострадавших в оковах. Он утешал их лечением и дарил им то, в чем они в тот момент нуждались. Пантелеймон исцелял не только от ран, но также пытался спасти или облегчить от страданий и бедности.
Пантелеймону был дан дар исцелять самим Господом, и целитель пользовался им на безвозмездной основе, причем исцеляя не столько лекарствами, сколько призывая имя Христа. В этот период времени Пантолеон действительно становится Пантелеймоном, т.е. «милостивым ко всем», оправдывая свое имя, данное при крещении. Тем, кто нуждался, он оказывал помощь и исцелял всех без оплаты. Весь город обращался к нему со своими болезнями и оставлял всех остальных врачей без работы, потому что они ни от одного из них жители не могли получить настолько качественное и быстрое лечение, как от Пантелеймона, который успешно лечил всех и ни от кого не принимал оплату.
Многим людям помог Пантелеймон и имя милосердного врача стало известно всем, в то время как имена других врачей подвергались нападкам и насмешкам. Очевидным результатом стало то, что остальные лекари начали испытывать сначала ревность, а потом и гнев к Святому.
Однажды, еще до описанных выше событий, лекари увидели того самого, исцеленного Пантелеймоном слепого и подумали, а ни тот ли самый это человек, искавший лечения у нас, но которого нам не удалось вылечить? Каким образом он может теперь видеть? Кто тот великий целитель, кто помог этому человеку снова открыть глаза?
Переглянувшись, они решили расспросить мужчину как он восстановил зрение, а тот решил не скрывать, что ему помог Пантелеймон. «Сразу видно великого ученика, великого мастера!» сказали они, ибо знали чей он ученик.
Но чего они не знали, так это того, как Пантелеймон исцелял людей, и невольно признали, что Святой был своего рода учеником Господа. Несмотря на то, что прилюдно эти лекари восхваляли достижения Пантолеона, в глубине своих сердец они таили зависть и злобу. Они пытались найти хоть какой-нибудь повод для того, чтобы причинить вред Пантелеймону или даже убить его. И таковой повод им представился, ведь в один из дней они прознали о том, что он ходил и исцелял раны тех, кто страдал во имя Христа в тюрьмах, о чем они немедленно сообщили Максимиану:
«О наш Император! Наглый юнец, которому вы приказали изучать медицинскую науку и хотели, чтобы он остался у вас при дворе, явно отвергает вашу доброту. Он посещает тюрьмы, общается с христианами, ненавидящими и порицающими наших богов. Вы же сами знаете, что они пытаются обратить других в свою нечестивую веру. Если не избавиться от этого юнца как можно быстрее, то от него могут быть большие проблемы, ибо за лечением к нему наведывается все население нашего славного города. Более того, свой талант в медицине, которым он исцеляет, этот безбожник не приписывает Асклепию, либо иному нашему богу, а богу христиан. Более того все, исцеленные им, начинают верить в этого бога!»
Услышав эти речи, император был глубоко шокирован и приказал найти слепого, исцеленного Пантолемоном и доставить его во дворец, чтобы тот дал показания и служил точным доказательством для слов других лекарей. Когда мужчина был найден, император спросил его: «Скажи, человек обретший зрение, как именно Пантолеон вернул тебе способность снова видеть свет?»
«Он произнес имя Христа, - ответил мужчина, - и прикоснулся к моим глазам, и я сразу же обрел зрение». «И ты думаешь, - спросил император, - кто исцелил твой недуг, Иисус или боги?»
«Император!» ответил слепой: «Эти доктора, которых вы сейчас видите вокруг себя, последние годы делали все возможное, чтобы исцелить меня. Они забрали все, что у меня было, и не только не смогли облегчить мои страдания, но и также лишили меня тех малых лучей света, которые я мог видеть, и, наконец, оставили меня слепым. Пантелеймон одним прикосновением и именем Христа смог вернуть мне зрение. Поэтому, о Император, суди и решай для себя, кто наш истинный бог: Асклепий и другие боги, которых я долгое время призывал и которые не смогли вернуть мне способность видеть, или Иисус Христос, к которому лишь раз воззвал один единственный Пантелеймон и сразу же вылечивший меня от хвори.»
Император не смог сразу как-то ответить на это изречение, но все же решил переубедить бывшего слепого:
«Не говори глупостей, о человек, и не упоминай Христа перед моим ликом. Очевидно, что это наши боги вернули тебе зрение!»
Не прислушиваясь к властной речи императора и глядя в глаза тирана, исцеленный человек ответил Максимиану еще более смело, чем слепой из Евангелие, (Иоанна 9:27): «Вы говорите глупости сами, о мой император, когда говорите, что ваши боги, будучи сами слепыми, способными сами дать другим зрение. Как они, так и вы, вы просто не хотите видеть истину.»
Император впал в гнев и тотчас же приказал обезглавить смельчака. После этого император послал за Пантолеоном. Когда солдаты вели целителя к императору, он пел слова псалма Давида (Пс 108). Таким образом, своим телом он как бы представал перед земным царем, но своим духом - перед царем небесным.
Взглянув на него, уже успокоившийся император Максимиан начал осторожно убеждать целителя следующими словами:
«Разные нехорошие вещи я тут услышал Пантолеон. Эти люди рассказывают о том, как ты критикуешь и хулишь Асклепия и остальных богов, в то время как сам славишь Иисуса и считаешь его своим единственным Богом. У меня есть предположение, что ты не осознаешь в полной мере, как много времени я потратил ради тебя, и какую великую честь я оказал тебе, когда решил принять тебя в моем дворе, когда приказал твоему мастеру как можно быстрее выучить тебя на лекаря, чтобы ты мог быть всегда подле меня. Но ты явно презираешь все мои усилия, раз ты обратился к моим врагам! В тоже время, я отказываюсь верить, в то, что они говорят о тебе, ибо лгать – это природа людей. Поэтому я послал за тобой, чтобы, в присутствии меня и этих славных людей, ты мог разоблачить клевету этих хулителей и вместе с нами принести жертву нашим богам»
«Мы должны доказывать силу нашей веры делами, а не словами, о мой император, ответил целитель, - ибо истина рождается при свершении нами дел, а не из наших речей, сколь бы сладостными они не были. Поэтому, принимайте на веру то, что я отрицаю всех ваших богов и даже самого Асклепия, верьте в то, что я прославляю своего Господа, Иисуса Христа, ибо только по Его делам я узрел, что лишь он – единственный Бог. Вы только послушайте, какие чудеса сотворил наш Господь: он сотворил небеса и землю, воскресил тех, кто мертв, вернул зрение слепцам, излечил пораженных проказой и лишь одним единым словам поднимали парализованных из постелей. Какие из ваших богов, которым вы так рьяно поклоняетесь, могут повторить это? Способны ли они вообще на созидание и всепрощение?»
«Если вы действительно желаете узреть всемогущество моего Бога, то лучше увидеть его в деле. О император, покажите привести сюда смертельно больного человека, которого уже ни один врач не отважился бы лечить. Пусть твои жрецы попытаются призвать твоих богов, а я вознесу молитву своему Богу. Кто бы из богов не исцелил больного, пусть именно его признают единственным Богом, тогда как остальные будут отвергнуты»
Подобное предложение Пантелеймона-целителя пришлось по нраву императору и искомый больной был тут же приведен ко двору. Люди императора привели человека, который уже многие годы лежит парализованным на кровати подобно дереву, не способный пошевелить какой-либо конечностью. После этого пришли императорские жрецы, идолопоклонники с медицинским опытом, и они предложили Пантолеону попробовать сначала вознести молитву своего Богу, на что Святой ответил лишь усмешкой.
После чего жрецы стали взывать к своим богам. Один из них взывал к Асклепию, другой Зевсу, третий звал Диану, четвертые взывали к дьяволам, но никто из них не получил какого-либо ответа. Они еще долгое время безуспешно пытались возносить свои молитвы, но все было тщетно. В конце концов, Пантелеймон начал смеяться. Заметив это, император с видимым недовольством приказал:
«Ну, Пантолеон, теперь твой черед доказывать, силу этого твоего Бога»
«Прикажите остальными жрецам выйти, о император» - попросил Пантелеймон, что они и сделали. Пантелеймон подошел к кровати больного, поднял глаза к небесам и помолился Господу, после чего взял руку парализованного в свои руки и сказал тому встать с кровати. Парализованный сразу же почувствовал силу, пришедшую к нему извне, поднялся, радостно захохотал и пошел домой на своих двоих домой, исцеленный Пантелеймоном.
Многие люди, имевшие честь самолично видеть это чудо, стали убежденными христианами, что не могло не разозлить императора. Жрецы, стоявшие рядом с ним, скрежеща зубами сказали:
«О наш император, внемлите нам, если этот безбожный юнец останется жив, жертва нашим богам будет обесценена, а христиане будут смеяться над нами. Убей этого бесстыдника, как можно скорее, о император»
Но император, еще лелея надежду, лишь сказал Пантелеймону:
«Пантолеон, вознесу молитву нашим богам и принеси им жертву и не умирай просто так здесь и сейчас. Ты хоть знаешь, сколь много людей было убитой мной лишь потому, что они отрицали моих богов и отвергали мои самые лучшие пожелания. И я более чем уверен, что ты знаешь обо всех пытках, которые пришлось претерпеть безбожнику Анфиму»
«Все, кто умер с именем Господа на устах не погибли,- отвечал Пантелеймон, - но они обрели себя и вечную жизнь. И если Анфим, будучи старым немощным стариком и слаб телом, смог перенести все твои мучения ради своей веры, то я, будучи молодым и сильным смогу стерпеть многим больше. Моя жизнь не будет значить ничего, если я не смогу умереть за Христа и даже если я умру, я буду считать это величайшим благословением»
На эти слова император мог лишь вздохнуть и приказать повесить Великомученика на дереве, содрать с него одежду и начать пытать железными крюками, а раны прижигать горящими свечами и факелами. Пережив все эти страдания, Пантелеймон произнес:
«О, милостивый Господь! Поддержи меня в сей трудный час, даруй мне силы и терпение пережить эти мучения до конца»
Господь явился ему в образе священника Ермолая и сказал, чтобы он не боялся и всегда будет с ним. После чего, руки палачей в тот же момент ослабли, а оружие выпало из них и горевшие свечи тут же погасли. Увидев это, Максимиан приказал снять мученика с дерева и спросил:
«Откуда берется сила твоей магии? Почему она смогла повлиять как на твоих мучителей, так и на горевшие свечи» «Моя магия - это Христос», - ответил мученик. «Его всемогущая сила действует на все».
«И что ты будешь делать дальше? - спросил Максимиан, - я ведь могу придумать для тебя еще более жестокие пытки!»
«Чем больше выпадет мне мучений, - ответил мученик, - тем большей силой и терпеньем наделит своего слугу мой Бог и тем больше ты будешь пристыжен»
На эти слова император лишь пожал плечами и дал приказ расплавить свинец в огромном котле и поместить в него Пантелеймона. Когда свинец расплавился, и целитель поднялся в котел, он закрыл глаза и помолился. Во время молитвы, Бог снова появился перед ним в образе Ермолая.
Он взял руку Пантелеймона и повел его прямо в котел, огонь под которым тотчас погас, а свинец, неистово бурлящий мгновение назад, остыл. Наблюдавшие это были поражены этим чудесам, и даже император не выдержал и закричал:
«Что еще я могу сделать, если он способен потушить огонь и остудить свинец? Какую пытку мне придумать для этого мага? Поскольку он вряд ли сможет околдовать все море, бросьте его на дно морских глубин, где немедленно погибнет.»
Люди Максимиана тотчас же схватили Пантелеймона и отправились с ним к морю, где он был усажен в лодку, а к его шее был привязан огромный камень. Отплыв достаточно далеко от берега, слуги императора сбросили его за борт, тогда как сами поплыли обратно. Будучи оставленным в море, перед Мучеником появился Господь в образе Ермолая и камень стал легче пера. Пантелеймон, держась за руку Господа смог не только спокойно держаться по морской глади, но даже смог ходить по воде, подобно Христу. Когда Святой дошел до берега, он, восхваляя своего Бога, встал перед Максимианом.
«Каковы приделы твоего могущества, безбожник, что ты с его помощью смог даже море подчинить своей воле?»
«Это все сила Господа, о император» - ответил Пантолеон
«Т.е. ты можешь править даже морем?» - Спросил севшим голосом император
«Даже морская гладь подчиняется воле моего Учителя. Я не правлю морем, но наш Господь и Учитель каждого существа, является владыкой как неба и земли, так и моря.»
После этого раздосадованный император приказал подготовить арену с высокими стенами, чтобы отдать великомученика на съедение диким зверям. Весь город собрался на это зрелище, желая увидеть, как дикий зверь растерзает красивого молодого человека. Сам император явился увидеть эту сцену. Посмотрев на великомученика Пантелеймона, он произнес:
«Этих зверей я готовил специально для таких как ты! Но послушай меня, будь благоразумен и не заставляй твоего императора отдавать этот приказ, покайся и смени свою веру, в ином случае тебе будет уготована весьма жалкая смерть.»
Но, не смотря на эти слова, Великомученик предпочел быть разодранным дикими животными, но не поддаться уговорам императора. Но в очередной раз Святой был спасен Господом, явившимся ему в образе священника Ермолая, который заставил животных стать покорными, подобно ягнятам, до такой степени, что те только и могли что лизать Великомученику ноги. Когда люди увидели это, они были поражены и в один голос кричали: «Велик Бог христиан! Освободите этого невинного и праведного юношу!»
Преисполненный гневом император приказал солдатам обнажить свои мечи и направить их против тех, кто прославлял Христа как Бога. Таким образом, многие люди, убежденные христиане, были убиты в тот день. Затем император приказал умерщвлить всех диких животных, посмевших его ослушаться. Видя это, мученик закричал: «Славься Христос, славься Господь, ибо за веру в Тебя умирают не только люди, но и животные!»
Оскорбленный, обиженный и злой, император приказал бросить великомученика в тюрьму и покинул это позорное место. Те, кто был убит, был похоронен, но дикие звери были отданы на съедение для собак и хищных птиц. Однако произошло великое чудо - дикие животные много дней лежали нетронутыми не только собаками, но и птицами. Более того, их тела даже не разлагались. Когда император услышал об этом, он приказал своим слугам захоронить трупы в самой глубокой яме, которую те смогут найти.
Через некоторое время Максимиан придумал для великомученика, новую пытку. Пантелеймон был привязан к колесу с острыми шипами, но колесо провернулось под воздействием неведомой силы и внезапно разорвалось на части, смертельно ранив тех, кому не посчастливилось стоять в тот момент рядом, хотя сам Пантелеймон остался невредим. Великий страх охватил всех тех, кто увидел эти чудеса, а императора это шокировало ничуть не меньше, ибо он мог лишь только спросить:
«Кем был тот маг, что надоумил тебя творить такие великие чары?»
«Это не чары и не колдовство, - молвил великомученик, - но это суть есть то, что называют христианским благочестием и научил меня этому простой человек, священник Ермолай»
«А не мог ты привести к нам своего учителя? Мы бы очень хотели видеть его, - сказал император.»
В этот момент Святой осознал в своей душе, что настало время, когда Святой Ермолай обязан получить венец мученичества и его ответ императору был следующим:
«Если таков будет твой приказ, о император, я приведу священника к вам»
В сопровождении трех солдат, Святой был отправлен за Ермолаем. Когда же Пантелеймон вошел в дом старого священника, тот спросил его:
«Зачем ты пришел с этими людьми, сын мой?»
«Отче, император послал меня за тобой, чтобы привести тебя к нему»
«Ты прибыл вовремя, чтобы позвать меня», - сказал старец, - ибо настал час моей смерти. Прошлой ночью, Господь являлся в мои покои сказал, что мне придется очень сильно страдать за него, точно также, как страдаешь сейчас ты.»
Когда старец пришел к императору, он встал перед ним и ответил на все вопросы. Он рассказал, кто он, как его зовут и где он живет. Ермолай радостно, громко и открыто рассказывал о своей вере, не скрывая своих взглядов. В конце этой длинной тирады император задал вопрос:
«Есть ли кто-то еще, кто придерживается одной с тобой веры?»
«Да, у меня два первых товарища, настоящие верующие христиане, Ермипп и Ермократ»
После этого император послал и за ними, а после спросил всех троих:
«Вашими ли устами был отважен от истинной религии мой верный слуга Пантолеон?»
«У нас есть лишь один бог и Он принимает к себе только тех, кого сочтет достойными или выводит на свет божий тех, кто был затерян во тьме неведения»
«А ну прекратите изливать эти лживые речи! - сказал император, - Верните Пантолеона обратно к моим богам и тогда ваша вина передо мной будет прощена. Я обещаю, что все вы получите такие почести, которые сделают вам самыми желанными людьми при дворе.»
«О император, а можем ли мы пойти на подобное? - твердо спросили Святые, - Мы сами готовы быть казнены вами за свою веру. Никто из нас не будет отрицать Господа нашего и тем более мы не будем молиться слепым и глухим к мольбам людей идолам.»
После этих слов, все они стали молиться, подняв глаза в небо. Их взорам явился Господь и в этот же момент, масштабное землетрясение потрясло весь дворец.
«Наши боги разгневаны вашей ересью, - воскликнул император, - посмотрите, как от их гнева трясётся вся земля»
«Вы правы в том, что из-за твоих богов трясется вся земля, - согласились Святые, - Но так произошло лишь потому, что все твои идолы попадали со своих мест и были разбиты, низвергнуты в землю силой гнева Господа нашего, вся ярость которого скоро обрушиться на тебя, о император»
Пока они разговаривали, к императору из храма прибежал посланник с новостью, что все их идолы упали на землю и были разбиты в прах. Но глупый император, видя во всем этом не силу Бога, а христианское колдовство, закричал:
«Из-за этих колдунов может погибнуть весь город! Мы должны убить их немедленно!»
Пантолеон был отправлен в тюрьму, тогда как Святой Ермолай с Ермипомм и Ермократом, были подвергнуты многочисленным пыткам и приговорены к обезглавливанию мечом. Далее император приказал привести к нему Святого Пантелеймона и сказал:
«Многие христиане были обращены в мою веру, но лишь ты не хочешь подчиняться мне. Твою учитель Ермолай со своими друзьями склонились передо мной и принесли идолам жертвы, и они получили то, что я им обещал. Ты должен последовать их стопам и тогда ты получишь тоже, что и они.»
Пантелеймон чувствовал, что Святые уже отправились на небеса, поэтому попросил привести их к нему, чтобы он мог лично убедиться в том, что они отвернулись от Бога
«Их нет тут с нами, - соврал император, - ибо я отправил их в соседний город, где они смогут насладится своими почестями сполна»
«Против своей воли, ты сказал правду, о император. – ответил ему Пантелеймон, - ибо ты приговорил их к смерти. Они действительно отправились в другой город, но эти городом оказался небесный город Христа, это они действительно смогут вкусить все блага, как мученики»
Окончательно убедившись в том, что Пантелеймон не отступиться от своей веры, он приказал жестоко избить его, после чего его, тяжело раненого, приговорили к смертной казни через усекновение головы.
Солдаты привели Великомученика на особо место, к оливковому древу, где Господь желал, что его верноподданный встретил свой конец. Святой был привязан к древу, и палач попытался отсечь мечом голову Пантелеймона, но железо согнулась, подобно воску, ведь все время, пока Святой шел на место казни, он все это время читал молитву и еще не успел закончить ее.
Солдаты, ужаснувшись увиденному, воскликнули:
«Велик Бог христиан!»
И тут же они упали к ногам Пантолеона, умоляя: «Мы просим вас, слуга Божий, молитесь за нас, чтобы наши грехи, которые мы совершили против вас по приказу императора, могли быть прощены».
Пока целитель возносил молитву, с небес он слушал глас божий, говорящий с ним и подтверждающий его изменение имени, ибо Господь назвал Святого Пантелеймоном и дал ему право помиловать всех, кто прибегает к нему среди всех неприятностей и скорбей. В конце, Господь призвал его на небеса.
Испытав самую большую радость за всю свою жизнь, Святой велел солдатам отрезать ему голову. Однако они не смогли этого сделать, ибо боялись Гнева Божьего. Тогда Святой сказал им: «Если вы не сделаете это, то не получите милости от моего Бога».
Солдаты подошли к Святому и сначала расцеловали все его тело. После этого одному из них было приказано обезглавить его, что тот сделал с горечью на сердце, но к его удивлению, вместо крови вылилось молоко. Более того, оливковое дерево мгновенно начало плодоносить. Наблюдая за этим, многие из присутствовавших на казни верили во Христа.
Когда императору сообщили об этих чудесах, он повелел, чтобы дерево было немедленно разрезано на куски и сожжено вместе с телом Пантелеймона-целителя. После того, как пламя костра угасло, верующие извлекли тело мученика из пепла, совершенно не пострадавшего от огня, и с честью похоронили его на земле.
Лаврентий, Вассой и Провиан, которые были слугами в доме мученика и которые, следуя за ним на расстоянии, стали свидетелями всех его страданий и услышали голос, пришедший к нему с небес, записали историю его жизни и мученичества. Они передали это Святым церквям в память о Святом, на благо тех, кто читает и слышит это.
Икона Пантелеймона целителя значение для верующих. Иконография
Если ориентироваться на жизнеописание, написанное Симеоном Метафрастом, Пантолеон был лекарем, находящимся при дворе императора Максимиана, в последствии пытавшимся обезглавить его, когда Святой так и не отрекся от своей веры, не смотря на все уговоры императора.
На иконах целитель выглядит как юноша без бороды, что является редкостью для православной иконописной традиции, но за счет этого приема мастерам иконописи удается достичь высокой исторической достоверности.
При рассмотрении одних из самых ранних образов Пантелеймона целителя, можно увидеть, как он левой рукой держит книгу с большим крестом на ней, в то время как второй рукой он указывает на саму книгу. При этом правой рукой Пантелеймон приживает к себе некий медицинский инструмент ложкообразной формы. В дальнейшем под чуткой рукой иконописцев древности данный инструмент меняет свою форму, становясь все более тонким и вытянутым, а положение инструмента перемещается в правую руку Святого. Обычно инструмент дополняется коробкой с медикаментами, в которой расположены целебные снадобья. По своему внешнему виду коробочка напоминает скорее некий реликварий. По крайней мере на это намекают красная подложка для сосудов, украшения на самой коробочке и большой крест на ней.
С точки зрения символизма, коробка с медикаментами служит прямой отсылкой к основному роду деятельности Пантелеймона – целительству. В тоже время, красный цвет внутренней части коробочки обычно выступает как символ мученичества, и исходя из этого можно предположить, что в коробочке содержится не лекарства, а сосуды с реликвиями самого Пантелеймона, состоящие из его мощей.
Если говорить о символизме инструмента, то он определенно имеет медицинское назначение и если рассматривать его исторические аналоги, то он больше напоминает мед. инструменты, которые использовались в средневековье для лечения катаракты. Не смотря на явную связь этого символа с целительской деятельностью Святого Пантелеймона, он может иметь чуть более глубокий подтекст. Одним из основных событий в житии Пантелеймона является исцеление им слепого, после которого его отец, Евстрогий, был обращен в христианство, а он сам впоследствии принял мученическую смерть.
Если брать в рассмотрение чуть более старые образа Пантелеймона целителя, то на них инструмент может быть заменен как крестом, так и оливковой ветвью. В данном случае крест символизирует мученичество, а золотая перевязь на крестовинах скорее говорит о божественной природе целительских способностей Пантелеймона. В свою очередь оливковая ветвь является отсылкой к оливковому дереву, к которому его приказал привязать и обезглавить император Максимиан. Еще более редким изображениями Святого являются сюжеты, в которых Святой держит в правой руке перо, по определению является символом мудрости и знаний, обретенных Пантелеймоном за все то время, что он обучался у язычников. Отдельного упоминания достоин изредка появляющийся в изводах меч, имеющий двоякое значение. Так, он может являться отсылкой на то, как был казнен Святой, так и быть символом того, что Пантелеймон является покровителем воинов, ибо его старое имя данное ему еще тогда, когда он был язычником, звучит как Пантолеон, что переводиться дословно как «лев во всем». Кроме того, кто как не воины чаще всего требуют исцелениях ран после боя?
Наиболее часто св. Пантелеимона демонстрируют облаченным в одежду лекарей, синем с зеленоватым отливом хитоне и позолоченными нарукавниками, синей сорочке и плаще коричневого цвета. Дополнительно облачения могут быть дополнены узкой орнаментированной лентой белого цвета, по своему внешнему виду напоминающая диаконский орарь. Через эту деталь иконописцы пытаются показать, что Пантелеймон был не сколько целителем, сколько служителем и слугой Бога. Используемые цвета интерпретируются достаточно явно и не вызывают вопросов. Красный это символ любви к человечеству и символ жертвы. Синий обычно является символом чистоты, зеленый – бессмертия, а коричневый говорит о конечности земной жизни.
Отдельно стоит отметить присутствие образа Пантелеймона целителя среди 14 Святых Помощников. На них Пантелеймон-целитель прижимает руки кверху головы к месту, в которое вонзен некий шип, поддерживаемым Святым двумя пальцами. Подобный способ изображения Святого может быть связан с двумя моментами. Во-первых, в данном случае целитель может быть изображен как кто-то, кто должен исцелять головные боли, а во-вторых, в некоторых жизнеописаниях указывается, что перед казнью руки Святого были прибиты к голове. С другой стороны, если ориентироваться на большинство религиозных материалов, в них нет ни слова о подобном событии, включая жизнеописания Симеона Метафраста. Более вероятным выводом, исходя из этой информации, является то, что люди, посредством подобных образов, пытались провести параллель между чудотворными исцелениями, которые совершил Святой как при жизни, так и после своей кончины.
О чем молятся и в чем помогает икона Святого Пантелеймона целителя
По все временами Святой Пантелеймон считался одним из величайших целителей своего времени, способных лишь с помощью одной молитвы исцелить любую болезнь. Общеизвестно, что молитва Пантелеймону помогает людям укрепить здоровье или облегчить душу. Покровительство Святого Пантелеймона распространяется на всех, независимо от их веры и за помощью к нему могут обращаться все, вне зависимости от конфессии. Особенно благоволит Святой Пантелеймон людям, бескорыстно помогающим другим или защищающих людей: врачам, миротворцам, спасателям, военным, морякам и т.д. Особенно почитаются среди верующих мощи Святого, к которым со всего мира съезжаются люди и просят у него помощи.
В особые моменты отчаяния или депрессий, рекомендуется обращаться за помощью к Святому, ведь он помогает всем, даже после своей смерти. Святой Пантелеймон:
Придает сил в час нужны;
Ему молятся о здравии и исцелении себя и близких;
Помогает уберечься от простуды;
Вдохновляет на спасение человеческих жизней;
Ему также молятся о здравии ребенка.
Лишь раз прикоснувшись к иконе Пантелеймона из мрамора, истинно верующих сразу начинает чувствовать облегчения и быстрее идет на поправку. Но Святой Пантелеймон выступаешь лишь как помощник, а не врач. Не отказывайтесь от предписаний врачей, ведь только через их руки Святой действительно сможет помочь Вам.