Духовное богатство человека. Как сберечь?

Николай Сербский


Духовное богатство человека. Как сберечь?

Душа

Скрывай свое духовное богатство и не обнаруживай его без нужды. Посмотри, как люди скрывают свои материальные сокровища и как — если принуждают их сказать, сколько они имеют, — всегда утаивают основные суммы, заявляя лишь о незначительных. Очень мало таких, кто желает публично представить всё, что имеет, и еще меньше тех, кто завышает размеры своего состояния, причем сих последних мир считает несерьезными и безрассудными. Это для тебя ясное указание к тому, что и ты должен скрывать свои духовные стяжания, то есть твои добродетели и подвиги: твои посты, и бдения, и молитвы. Почему мудрые чада века сего не выставляют напоказ свои материальные богатства? По двум причинам: чтобы не проведали о том жулики и чтобы не вызвать зависть у злобных людей. Но и в отношении к благам духовным есть свои воры и завистники. Это духи злобы. Стоит тебе только объявить о каком-нибудь духовном прибытке — они тут же постараются уменьшить его или расточить. Собственно, как только раструбил ты о нем безо всякой нужды (скажем, из тщеславия, чтобы похвалиться) — считай, что они уже отняли его у тебя и пустили по ветру. И ты, с преизбытком богатый духовными благами, внезапно и неощутимо делаешься нищим и убогим. Многие духовные богачи, святые, были в глазах мира юродивыми, чтобы за мнимым безумством скрыть свою великую мудрость и свойственную им душевную силу. Авва Исайя пишет; «Те добродетели приятны Богу, которые совершаются втайне». А преподобный Нил Синайский говорит: «Покрытая кожа на теле белая, а открытая - опаленная и черная». Так обстоит дело и с нашими сокрытыми либо обнародованными добрыми делами.

Святитель Николай Сербский


афон

Комментарии (9)

Всего: 9 комментариев
#1 | Лидия Новикова »» | 03.10.2012 11:39
  
6

Святитель Николай (Велимирович)

Молитва о русском народе


От редакции. Эту молитву великого сербского Святителя, владыки Николая (Велимировича), прислал нам в редакцию наш друг сербский издатель и публицист, собственный корреспондент «Русской народной линии» в Белграде Ранко Гойкович. Сегодня она звучит для православных сербов столь же актуально, как и во времена богоборчества.

Всемудрый Боже, чьи суды неиспытуемы и пути неизследимы, милостию внемли и услыши молитву нашу за Твой русский православный народ!

Ты допустил, чтобы самый верный Твой слуга подвергся тяжелым мучениям, как допустил мучения для первых апостолов Твоих, пророков и праведников. Весь обнажен и изранен, брошен слуга Твой на гноище, как некогда праведный Иов. На посмещище сатаны и поругание соседей. Мучения лютые, а человек слаб: Господи помоги! Воздвигни слугу Твоего и уврачуй раны его.

Знаем Господи Боже наш, что Ты по всемудрому Промыслу Своему допускаешь страдания избранных Твоих, чтобы, как золото, на огне и через огонь страданий очистились от земли и ещё больше засияли. Но не допусти, Боже милости и любви, чтобы сатана долго насмехался и лицемеры долго издевались над Твоим крестоносным народом русским.

Знаем, что Ты допускаешь несчастие на самые светлые души для их большей славы и на страх и трепет неправедным и подлым. Знаем, что и Твое славное воскресение, Христе, совершилось после поруганий, крестных мук и смерти. Поэтому мы в свете Твоего страдания воспринимаем мрак русского страдания и ожидаем воскресную его славу. Как для за расслабленного при Вифезде не нашлось человека, который помог бы ему, пока Ты не пришёл, так и сегодня для великого русского народа нет человека в мире, который мог бы помочь ему без Тебя, Боже наш и Спаситель наш. Не отложи, Господи Благий Твою помощь, Ты, скоропоспешный на помощь. Не отложи и не откажи, но как милостивый Самарянин обратись к народу русскому, подвернувшемуся нападению от разбойников, всему избитому, и подай ему руку, и исцели ему раны, и возврати ему здравие, сияние славы, чтобы самый верный слуга Твой прославлял Тебя в будущем ещё больше, чем славил Тебя в прошлом - Тебя, Спасителя своего, со Отцем и Духом Святым во веки веков. Аминь.

http://www.ruskline.ru/analitika/2010/8/12/molitva_o_russkom_narode/
#2 | Лидия Новикова »» | 03.10.2012 11:40
  
6
чудо в сербии

«Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям.

Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям своего народа.

Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви.

Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это - вершина,

на которую невозможно подняться одним рывком.

Непрестанно трудись над своей душой,

как трудишься над плодоносным садом,

который легче всего зарастает сорняками

именно потому, что плодоносный».

(Святитель Николай Сербский)
#3 | Лидия Новикова »» | 03.10.2012 11:43
  
5
.

Краткие высказывания о жизни. Святитель Николай Сербский


Все держи на дистанции, а душу приближай к Богу, — говорил святитель Николай Сербский.

Если прольешь в огонь воду, не бу­дешь иметь ни огня, ни воды.

Если пожелаешь чужого, возненави­дишь свое, потеряешь и то и другое.

Если приблизишься к служанке, как к жене, не будешь иметь ни служанки, ни жены.

Если часто пьешь за чужое здоровье, потеряешь свое.

Если постоянно считаешь чужие деньги, все меньше будет своих.

Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои.

Если, преследуя лисицу, настигнешь ее — вернешь петуха; если, преследуя медведя, настигнешь его — петуха не вернешь и себя погубишь.

http://www.smisl-zhizni.ru/viskazivaniya-o-zhizni-lubvi/573-kratkie-viskazivaniya
#4 | Лидия Новикова »» | 03.10.2012 11:48
  
6

святитель Николай Сербский


Для Господа важнее, чтобы человек сердцем, а не языком признал и исповедал свою болезнь, возопил о помощи. Ибо язык может и солгать, а сердце не лжет.

***
Преступление всегда слабость. Преступник — трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.

***

Одному благочестивому иноку было видение: будто привели его Ангелы Божий к дверям преисподней и оставили там. Вот слышит инок за дверьми разговор бесов. Старший бес говорит:
— Ну, злые, выходите скорее на работу! Да смотрите мне, чтобы нынче побольше привели сюда душ человеческих. Вот, берите каждый себе оружие.
Тут бесы подняли страшную возню, шум и ругань, каждый кричал и требовал себе свое любимое оружие.
Тогда старший дьявол зарычал, как сто кровожадных львов, и всех заставил смолкнуть. П… читать дальше →
***

Бог есть любовь,
но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность.

Любит ли муж жену за равенство?

И мать любит ли своего ребенка за равенство?

Разве друзья любят друг друга за равенство?

Неравенство — основа справедливости и побудитель любви.

Пока живет любовь, никто не вспоминает о равенстве.

Пока царит справедливость, никто не думает о равенстве.

Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости и подразумевают равенство.

Когда за любовью уходит и справедливость, начинают говорить о равенстве и подразумевают безнравственность, то есть изгнанную нравственность подменяют порочностью.

На могиле любви вырастает справедливость, на могиле справедливости растет равенство.
***
В Сербии, в одной больнице, с утра и до вечера обходя больных, работали доктор с фельдшером. У фельдшера был злой язык, и он постоянно, словно грязной тряпкой, хлестал любого, о ком бы ни вспомнил. Его грязная брань не щадила даже Господа Бога. Однажды доктора посетил его друг, приехавший издалека. Доктор пригласил его присутствовать на операции. С доктором был и фельдшер.
Гостю стало тошно при виде страшной раны, из которой истекал гной с отвратительным запахом. А фельдшер, не переставая, бранился. Тогда друг спросил доктора:
— Как ты можешь слушать такую богохульную брань?
Доктор ответил:
— Друг мой, я привык к нагноившимся ранам. Из гнойных ран должен вытекать гной. Если гной скопился в теле, он вытекает из открытой раны. Если гной копится в душе, он истекает через уста. Мой фельдшер, бранясь, лишь открывает зло, накопленное в душе, и изливает его из души своей, как гной из раны.
***
Все, что ты потеряешь ради Бога, сохранишь; все, что сохранишь ради себя, потеряешь. За все, что дашь во имя Божие, воздастся тебе сторицей; все, что дашь во имя своей славы и тщеславия, пропадет. Все, что примешь от людей во имя Божие, принесет тебе радость; все, что примешь от людей как вознаграждение, принесет тебе заботы.
***
Исповедь — требование Церкви, чтобы помочь человеку увидеть свою тень.
Исповедь — требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть душевные раны, которые он прикрывает видимостью здоровья.
Исповедь — требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть свою немощь, которую он скрывает под маской силы.
Исповедь — требование Церкви, чтобы помочь человеку вскрыть зловонный гнойник своей души, который он искусно заглушает внешним благоуханием.
Исповедь — требование Церкви, чтобы человек, вообразивши… читать дальше →
***
ПИСЬМО ОТЦУ О ЗЛОСЧАСТНОМ ПРИДАНОМ.

Господь благословил тебя единственной дочерью. И ты безумием своим погубил этот дар. Ты вбил себе в голову, что для ее счастья достаточно лишь большого приданого. Ты не заботился о том, что приносит человеку истинное счастье в жизни,- о воспитании, свойствах характера, о сердце и душе. Ты копил и копил деньги.

Ты думал: чем больше приданое, тем надежнее счастье. Ты старался собрать как можно больше денег и купить самого дорогого зятя. К этой безумной мы… читать дальше →
***
Святитель Николай Сербский упоминал об одном крестьянине, который на себе узнал, что такое сладкие плоды любви и исполнения заповедей Божиих. Вот что тот поведал владыке: Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть. Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас (Мф. 5:44), я крикнул ребенку: «Хватит!» Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить … читать дальше →
***

КАК ОБРЕСТИ СЧАСТЬЕ?

Из письма святителя Николая Сербского, в ответ человеку, который его спрашивал: что нам делать, чтобы жить лучше?

Ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку…

Говорят, что некогда в Древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных п… читать дальше →
***

Ответ осужденному, который жалуется на человеческую несправедливость.

Ты говоришь, что не виновен в том, за что тебя осудили. В какой-то ночной драке на улице погиб человек, убийцы разбежались, а ты случайно оказался рядом, когда прибыла полиция. Тебя арестовали. Осудили. Клянешься, что осужден безвинно. После твоего первого письма я просил тебя исповедаться мне за всю твою жизнь. Ты сделал это.

С сайта http://www.inpearls.ru/
#5 | Лидия Новикова »» | 03.10.2012 13:50
  
3

Душа с душою говорит - святитель Николай Сербский


Христос никогда не сделал ни одного замечания по поводу тела человека. Он не сказал Закхею: «Как ты мал!» Не сказал Иуде: «Как ты безобразен!» Не сказал расслабленному: «Как ты расслаблен!» Не сказал прокажённому: «Какой от тебя дурной запах!» Христос постоянно общался с действительностью в людях, то есть с их душами. Это Душа душам говорила, Душа души лечила и поднимала. Говорить о телах присутствующих людей Христос считал неприличным почти так же, как серьёзные люди считают неприличным говорить друг другу об одежде.

Поэтому когда человек заговорит с тобой, не думай о его теле, не оглядывай его тело, а смотри в его душу, проверяй его душу, вживайся в его душу — и тогда будешь его понимать. И когда ты говоришь с человеком, не думай ни о своём, ни о его теле, а думай о своей душе и его душе, повторяя про себя: «Это душа душе говорит, душа с душой общается». И тогда ты почувствуешь присутствие Бога между вами. И будешь понятым и понимающим.

Святитель Николай Сербский


мой мир
#6 | Лидия Новикова »» | 03.10.2012 14:00
  
2
Бог Любовь есть



Две морали - Святитель Николай Сербский


Мораль долга — мораль слуги и раба. Мораль любви — мораль человека. Слово «долг» оскорбительно для любви. Любовь не должна ничего. Любовь отдает все. Незнание долга — вот единственное незнание любви. Любовь дарит, долг одалживает. Любовь простирает свою мысль над границами вселенной, потому кажется, что любовь безрассудна. Долг ограничивает свою мысль предметами и событиями, потому кажется, что долг разумен.

Дела любви превосходят границы времени, потому кажется, что любовь пассивна. Долг ограничивает свои дела событиями и ситуациями, потому кажется, что долг созидателен.

Любовь стоит выше разделения на добро и зло. Долг — неутомимое разграничение добра и зла.

Не пролившийся из облака дождь не знает еще разделения воды на чистую и грязную. Только падающие в реки и лужи капли становятся чистой или грязной водой. Так и любовь, когда упадет, делит все на доброе и злое и все меряет аршином долга.

Грех гонит любовь из ее отеческого дома и приносит долг в чужой дом.

мой мир
#7 | Лидия Новикова »» | 03.10.2012 14:20
  
3



Сладкие плоды исполнения заповедей Божиих- Святитель Н. Сербский

Заповеди Христа кажутся неисполнимыми тому, кто ни разу не попытался их исполнять. Например, Господь сказал: благотворите ненавидящим вас (Мф 5, 44), а ты с удивлением спрашиваешь: «Разве это возможно? Разве такая заповедь не противна человеческой природе?»

Рассказывал нам один крестьянин: «Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть. Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и когда он прочитал слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас, я крикнул ребенку: “Хватит!” Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить эту заповедь Божию. Как мне сделать доброе дело для своего соседа? И однажды услышал я из соседского дома громкий плач. Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги. Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу! Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно. Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени. Я подошел к изгороди.

— Зачем ты звал меня? — спросил я его. Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова, плакал и плакал. И с тех пор мы живем в большей любви, чем родные братья».

мой мир
#8 | Лидия Новикова »» | 05.10.2012 14:26
  
2
Настоящая любовь

Святитель Николай Сербский. Из книги "Из окна темницы".

"Добро от зла отделять можно и нужно. А можно ли добро отделить от добра? Невозможно. Никак невозможно. И зло невозможно отделить от зла, и добро невозможно отделить от добра. Где есть одно зло, там сразу собирается множество зол над тем же горном. Где есть одна добродетель, там собираются многие добродетели пред тем же алтарем. Две грозди: гнилая - вся гнила, здоровая - вся здорова. Милость и истина идут пред лицем Твоим, Господи (Пс. 88: 15), - говорит Псалмопевец и продолжает в другом месте: - Милость и истина встретились, правда и мир целовались (Пс.84: 11). Добро идет с добром. Добро легко сдруживается с добром. А вот зло и добро не могут быть вместе, как ночь и день.
Вам наскучило делать добро, братья мои? Вы пожелали и со злом в хороводе разок пройтись? Ой, не надо. Не вступайте в хоровод, где зло. Ибо станете мерзкими, худыми, черными, смердящими, отвратительными и себе, и другим. Если желаете всегда быть красивыми, крепкими, светлыми, благовонными и привлекательными - если этого желаете, братья мои (а кто этого не желает?), - то держитесь добра и только добра, и не смешивайте ни за что добро со злом, крест с некрестом, честь с бесчестьем и Христа с антихристом. И не вступайте в хоровод со злом, где беззаконие, разврат, где пьяницы, игроки и богохульники. Ибо они - мерзость пред Господом. Значит, если не желаете быть мерзостью пред Господом и Ангелами Господними и своими святыми дедами и прадедами, тогда не дружите со злом и не братайтесь со слугами зла.
Это вам не только я советую. Это же вам советует и Божий апостол Павел. Тот самый Павел, который сначала не веровал во Христа, как и теперь многие не веруют, но потом уверовал так сильно, что готов был лучше голову свою положить под меч, а не веру свою переменить.
Делая добро, да не унываем. А далее он свое суждение усиливает такими словами: ...доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал.6: 9,10). Вот как он говорит: доколе есть время, будем делать добро! Ах, задумайтесь, братья мои, сколько есть у нас времени! Сегодня погребена тысяча детей, юношей и девушек. Кто нам гарантирует, что и мы не будем погребены завтра или послезавтра? Прозорливый апостол видел то, что и мы знаем, но до погребения каждого из нас взывал: доколе есть время, делайте добро! Делайте добро всем, а особенно тем, кто одной с вами веры.
Какое добро значительнее всего? Истина и милость. Это основа Евангелия. Узнайте истину и проявите милость.
Хорошо сказал сербский народ: "Сорочка ближе кафтана".Так что делайте добро сначала своим братьям по вере, своим сродникам, своим соседям, а тогда более дальним и по вере, и по крови, дальше и дальше - до самых удаленных концов земли. Да не будем подобны так называемым интернационалистам, которые делают добро самым удаленным, а своих ближайших братьев по крови и вере оставляют в беспомощности пропадать и гибнуть.
Доколе есть время, будем делать добро! - заповедует апостол Христов во имя Христа. Что это означает? Это означает вот что.
Первое: давайте привыкать делать добро. Давайте научимся делать только добро. Чтобы ощущать сладость и радость от того, что делаем людям добро. Если вы направитесь за истиной, милость будет сопутствовать вам. Милость и истина не разделяются.
Теперь второе: давайте делать добро прежде всего православным братьям нашим. Это немалое братство. Это братство из более чем двухсот миллионов. Это те, кто с нами едины в вере. Это большой мир. Мы не в состоянии каждому православному дать что-то в руку. Однако этого и не требуется от нас. Большинство из братьев не ждет от нас никакого материального дара. Ждет лишь любви, соучастия и молитвы. А это мы можем дать всем. Дадим, пока есть время. А наш час еще не пробил. Когда пробьет, тогда не сможем делать ни добро, ни зло, какое бы сами хотели. Поэтому нас апостол торопит, взывая: пока имеете время, ах, пока имеете время, делайте добро! Познайте истину и творите милость.
Братья мои! Делать зло - тиранить, мстить, грабить, превозноситься, уничтожать - стало страстью Европы. А нам нужно делать добро, ревновать о добре, гибнуть за добро. Ибо добро - это Бог, это Христос, это слава и похвала, это жизнь и бессмертие, это пение и восклицание Ангельских сил вчера и завтра и в век века. Аминь."
#9 | Лидия Новикова »» | 10.10.2012 12:49
  
1

Наказуя нас, Он показывает нам нас самих - Святитель Н. Сербский


Не жалуйся на Господа. «За что Он бьет нас?» — спрашиваешь ты. За что бьет болезнями, войнами, пожарами и бедствиями? А разве люди Его не бьют хулой и грехами? Наказуя нас, Он показывает нам нас самих и являет к нам Свою милость.
Он хочет пробудить нас, обратить и спасти наказанием, если мы подоброму не понимаем. Поэтому сказано в Писании: Вси путие Господни милость и истина. Дает ли нам Господь, отнимает ли, во всем Он являет нам Свою милость и истину. Не все люди это понимают: это видят взыскующие завета Его и свидения Его. Им дано видеть и знать среди мрака слепоты и неведения, дано видеть, ибо они взыскуют завета и свидения Его, то есть Божественную истину и дисциплину духа.

Божественная истина открывает нам цель нашего бытия, а дисциплина духа указывает путь к этой цели.

Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину, — учит нас апостол (2 Кор 13, 8), апостол, который долго противился истине и был ее гонителем.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites