30-е мая среда 7-ой седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения Господня. Ап. от 70-ти Андроника и св. Иунии, помощницы его (I).




30-е мая 2012г.
(17.05.2012 г. по ст.с.)

среда 7-ой седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения Господня.
Глас 6-й.


Ап. от 70-ти Андроника и св. Иунии, помощницы его (I).
Прп. Додо Давидо-Гареджийского, Грузинского (596).
Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407).
Прав. Ионы Одесского
Мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284-305).
Свт. Стефана, патриарха Константинопольского (893).
Икон Божией Матери Споручница грешных и Шуйской.
Перенес. мощей прп. Адриана, игумена Ондрусовского.
Св. Мелангеллы, девы-отшельницы Уэльской (V) ( Кельт. и Брит. ).
Прпп. Нектария и Феофана Метеорских ( Греч. ).
Прп. Афанасия Нового, Константинопольского ( Греч. ).



Прп. Додо Давидо-Гареджийского (596) (Груз.) (переходящее празднование в среду по Вознесении).
Деян., 47 зач., XXIII, 1–11. Ин., 54 зач., XVI, 15–23.

Трапеза

На трапезе разрешается рыба, масло и вино. Мясо, молоко и яйца не едим.


Богослужебные указания

Среда 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним.

Мч. Николая Болгарского. Прп. Евфроси́нии, в миру Евдоки́и, вел. кн. Московской (службу зри 7 июля).

Служба апостола не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди).





АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ АНДРОНИК


Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.


Ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 7) пишет: «приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде всех меня уверовавших во Христа». На основании этих слов видно, что Андроник и его супруга Иуния (Юния) были сродниками ап. Павла по плоти, следовательно были природные иудеи, и, может быть из одной с ним страны Киликии (из г. Тарса), что они прежде его (Апостола) уверовали во Христа, но когда и где — не сказано. Так как впервые Евангельское слово об Иисусе Христе, как Сыне Божием, раздалось из уст св. Петра в день праздника Пятидесятницы, в день сошествия св. Духа на Апостолов, то и предполагают, что Андроник и Иуния были в это время в Иерусалиме, и, вероятно, обратились ко Христу и пронесли благовестие о Мессии в столицу тогдашнего мира в Рим. К сожалению, ни в греческом Синаксаре, ни Славянских Четьи Минеях нет исторических сведений о жизни и деятельности св. Андроника и Юнии. Под 17 числом мая у Никодима Святогорца (Греч. Четьи Минеи) сказано: «сей апостол Христов и мученик, как крылатый (орел) облетел вселенную, спасая людей от нечестия и заблуждений идолопоклонства; за ним следовала предивная Юния, которая, презревши мир, жила только во Христе. Они оба многих язычников обратили к богопознанию, построили храмы, низложили идолов и везде благоустрояли церковь Христову, изгоняли бесов и исцеляли недуги и, отдав общечеловеческий долг — смерти, отошли к жизни вечной». В Четьи Минеях славянских сказано о св. Андронике и Иунии почти тоже самое, что и в греческих, с добавлением того, что «они приняли венцы апостольства и мученичества, так как много пострадали от неверных и мощи их впоследствии обретены были в Евгенийских селениях в царствование Аркадия» (см. Четьи Минеи 22 февр. 396 г.). Евгении — это предместье (восточное) Константинополя, где, вероятно, был храм св. Евгении (равно как и другие части этой столицы назывались от храмов, напр, εν τη Βαρβαρα по церкви св. вел. Варвары (см. месяцеслов Русск.-Слав.; 4 декабря). Где Андроник и Юния были «ошейниками», узниками с св. ап. Павлом, ни сам он (Павел) не сказал, ни церк. предания о сем не сообщают. Св. Климент Римский в 1-м своем послании к Коринфянам пишет, что ап. Павел «семь раз был в узах темничных», а св. церковь, прославляя апостол, труды св. Павла, восклицает: «кая темница не име тя юзника? Кая же церковь не имать тя витию?» (29 июня: Ипакои, по 3-й песни канона); но из всех темничных заключений ап. Павла более других известны его узы в Риме, вероятно, там сродники его, Андроник и Юния разделяли его узы, — так как они проживали в этом городе (Рим. XVI, 7); во время каких уз (первых или вторых) с большею вероятностью можно предполагать, во время первых (62 г.). Освобожденные от темничного заключения Андроник и Юния с неменьшей ревностью проповедовали Евангелие в разных странах. Св. Андроник был епископом Паннонии (по мнению Ипполита и других). По многих трудах св. Андроник и Иуния скончались мирно, но из некоторых церковных песнопений службы в честь их можно предполагать, что они пострадали за имя Христово до смерти (8-й песнь канона, 8-й ст.). Память св. Андроника и Юнии в православной церкви совершается 17 мая, кроме того св. Андроник прославляется в службе 30 июля вместе с св. Силою, Силуаном, Крискентом и Епенетом и в службе собора св. 70 апостолов. В христианском месяцеслове (Киев, 1875 г. и др.) под 22 числом февраля обозначено: «обретете честных мощей св. мучеников во Евгении», в числе коих находятся мощи св. ап. Андроника, единого от 17-ти и Иунии помощницы его». Но в службе этого дня нет имен их. Об этом. обретении в Четьи Минеях рассказывается, что на месте, где были погребены тела св. мучеников, стали совершаться многие исцеления и чудеса. Святитель (вероятно, Константинопольский патриарх Фома) велел раскопать землю в этом месте, и обретено было много мощей (останков) неизвестных святых (мучеников). Вскоре после этого одному клирику (Николаю Каллиграфу), отличавшемуся добродетельной жизнью, было откровение, что среди обретенных мощей находятся мощи и ап. Андроника. На этом месте построен был величественный храм, в коем по молитвам св. апостолов совершались чудесные исцеления больных. «Божественный Андроник... и по кончине источает исцеления верою приступающим честному его храму, и всем испрошает верным велию милость». (Седален по 3-й песни канона в службе 17 мая).

Тропарь святых Андроника и Иунии
глас 3


Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак святых Андроника и Иунии
глас 2


Звезду пресветлую,/ богоразумия светом просвещшаго языки/ апостола Христова Андроника восхвалим/ и с ним во благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще:// молите Христа Бога непрестанно о всех нас.






ДОДО ГАРЕДЖИЙСКИЙ, ГРУЗИНСКИЙ, ПРП.


Житие



Происходил из рода богатых кахетинских князей. Место первых подвигов его неизвестно. Когда прп. Додо узнал о прибытии прп. Давида в Кахетинскую область и о поселении его в Гареджийской пустыне, он отправился к нему и остался жить под его руководством. Впоследствии, по благословению св. Давида, прп. Додо основал на горе обитель (ныне развалины) близ своего руководителя в Гареджийской пустыне. За подвиги благочестия и святость жизни св. Додо удостоился быть духовником своего наставника. Прп. Давид, отправляясь на поклонение Гробу Господню, поручил пр. Додо вместе с учеником своим пр. Лукианом не только свою, но и другие обители, находившиеся под его руководством. Прп. Додо при жизни удостоился дара чудотворения и благоухания. После многолетних подвигов св. Додо мирно скончался на 91 году своей жизни, в 623 году.
Есть служба.

Преставление его в Среду 7 первой недели по Пасхе.


(Полн. Жизнеоп. свв. Груз. Сабинина и Всемирный Календарь на 1874 года, Косолапов).





ПРЕПОДОБНАЯ ЕВФРОСИНИЯ, В МИРУ ЕВДОКИЯ

Дни памяти: Май 17, Июль 7





Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383), была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.
Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре.
Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет.

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии
глас 8


По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии
глас 2


Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.






МУЧЕНИКИ СОЛОХОН, ПАМФАМИР И ПАМФАЛОН

День памяти: Май 17



Святой мученик Солохон, египтянин родом, пострадал за Христа в царствование императора Максимиана (284 - 305). Одновременно с ним приняли смерть за Христа и святые мученики Памфамир и Памфалон. Все они служили в императорских войсках в полку трибуна Кампана. Во время гонения на христиан императоров Максимиана и Диоклитиана Кампан со своими воинами был послан в город Халкидон. Там все воины его полка должны были принести жертву в идольском капище. Трое воинов - святые Солохон, Памфамир и Памфалон, отказались принести жертву идолам, объявив, что они поклоняются только Истинному Богу, Господу Иисусу Христу. По распоряжению Кампана их подвергли жестоким мучениям, во время которых святые мученики Памфамир и Памфалон скончались. Святой Солохон перенес пытку и остался жив, прославляя Христа. Мучитель в великой ярости приказал мечом раскрыть рот святого Солохона и влить в него насильно идоложертвенной крови. Но святой Солохон так крепко сжал зубы, что их не смогли разомкнуть даже железом, меч погнулся, а святой разорвал узы и стал перед мучителем, продолжая славить Христа. Святому Солохону был голос с неба, воодушевлявший его терпеть до конца. По приказу мучителя святого подвергли нещадному избиению, после чего израненного влачили по острым камням, добиваясь отречения от Христа, но святой мученик оставался непоколебим. Тогда приказано было повесить его за одну руку, а к ноге привязать тяжелый груз. В таком положении святой Солохон висел три часа. Когда же, наконец, обрезали веревку, то святой Солохон, к удивлению всех, стал прямо на ноги, как здоровый человек. Обезумев от ярости, Кампан схватил писчую трость и с силой глубоко вонзил ее в ухо святому мученику. Страдалец упал, а Кампан и воины ушли, бросив его. Христиане унесли мученика в дом одной благочестивой вдовы и положили на одр. Святой подкрепился пищей и беседовал с христианами, наставляя их твердо стоять за веру, потом молясь и, подняв очи к небу, предал свою душу Господу Иисусу Христу.



1 Максимиан, император римский, царствовал с 284 г. по 305 г.

2 Халкидон - или, правильнее, Калхедон, - первоначально мегарская колония на берегу Мраморного моря. При христианских императорах Халкидон был столицей малоазийской области Вифинии. В истории христианской Церкви Халкидон замечателен как место 4-го Вселенского собора, созванного в 451 г. императором Маркианом (с 460 г. по 467 г) для осуждения монофизитской ереси (монофизитская ересь была основана Евтихием, архимандритом константинопольским, учившим, что человеческое естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено божественным естеством и потому в нем следует признавать лишь одну природу божественную).

3 Кончина святых мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона последовала в к. 3-го в. или в нач. 4-го в.




СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

День памяти: Май 17



Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский, был младшим сыном императора Василия Македонянина и родным братом императора Льва Премудрого. Священный сан он принял при Патриархе Фотии. Когда Патриарх Фотий в 886 году принужден был оставить патриарший престол, на Константинопольскую кафедру был возведен святой Стефан. Святитель бдительно стоял на страже своей духовной паствы, был милостив и заступался за беззащитных, заботился о вдовах и сиротах, отличался крайним воздержанием. Скончался он мирно в 893 году и был погребен в Сикеллийском монастыре.




Перенесение мощей преподобного Адриана, игумена Ондрусовского

Память 17 мая (по ст.ст.)




Преподобный Адриан Ондрусовский в миру дворянин Андрей Завалишин. Он был владельцем богатого имения (Андреевщины) в 9 верстах от монастыря преподобного Александра Свирского. Во время охоты на оленя в 1493 году он случайно встретил преподобного Александра Свирского и после этого часто приходил к нему слушать наставления. Впоследствии он доставлял хлеб его сподвижникам. Оставив имение, он постригся в Валаамской обители с именем Адриан. Через несколько лет, по благословению преподобного Александра Свирского, преподобный Адриан поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озера. Там был построен храм в честь святителя Николая Чудотворца. Напротив поселения иноков в дремучем лесу острова Сала (дебрь) укрывалась шайка разбойников под предводительством Ондруса. Встретившись с преподобным, атаман потребовал, чтобы иноки покинули свое место. Преподобный Адриан, не имея у себя денег, чтобы предложить выкуп за место, обещал атаману ходатайствовать за него пред Богом. Разбойник смеялся над преподобным, но тот так долго и смиренно умолял его, что атаман смягчился и сказал: "Живите".

Этот атаман вскоре попал в плен к другой шайке, прятавшейся неподалеку на каменистом Сторожевском мысу. Несчастный знал, что после страшных истязаний его ожидает смерть, и горько раскаивался в прежней жизни. Вдруг он увидел перед собой преподобного Адриана, который сказал: "По милосердию Господа, у Которого просили для тебя пощады пустынному братству, ты свободен" - и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу и никого вокруг. Пораженный, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашел всех подвижников на псалмопении. Оказалось, что преподобный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Оставленный в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и разбойник другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг с именем Киприан. А впоследствии основал на месте притока обитель и прославился чудесами.

Обитель преподобного Адриана получала вклады царя Иоанна Грозного. В августе 1549 года преподобный Адриан был восприемником дочери царя Иоанна Грозного Анны. Когда старец возвращался из Москвы в обитель, близ селения Обжи его убили разбойники, надеясь найти деньги. Братия долго ждала настоятеля, и вот спустя 2 года, в 1551 году, он явился ночью в видении нескольким старцам и рассказал о своей кончине. На другой день, 17 мая, братия обрела его нетленное тело в болоте и предала погребению у стены церкви в честь святителя Николая. Память преподобного, воспринявшего мученический венец, стала праздноваться в день обретения и перенесения святых мощей 17 мая и в день преставления и тезоименитства с мучеником Адрианом 26 августа.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4525.htm





СВЯТАЯ МЕЛАНГЕЛА, ДЕВА-ОТШЕЛЬНИЦА УЭЛЬСКАЯ



Святая Мелангелла (Mеlangell или Monacella), отшельница Валлийская, согласно некоторым источникам, принадлежала роду императора Максима и его жены Элен, ирландки.

По преданию, отец хотел выдать её замуж за вождя подчинённого ему племени, но она не любила или этого человека, или саму мысль о браке, и решила бежать. Она нашла такую возможность и спряталась в Пеннанте (Pennant), одном из самых уединённых и прекрасных мест в Монтгомеришире (Montgomeryshire).

Она жила в этом месте в течение пятнадцати лет и спала на голой скале. Однажды Броквел Исгитрог (Brochwel Ysgythrog), князь Повиса (Powys), охотился в тех краях и преследовал зайца. Но зайчиха в чаще леса нашла убежище под одеждой прекрасной девы. Святая отогнала собак. Охотник тогда приложил свой рожок к губам, и он пристал к ним, как приклеенный. Подъехавший принц сразу выделил святой участок земли, чтобы тот стал ей прибежищем и чтобы она основала там женский монастырь. Она так и сделала и поселилась в келье, которая сохранилась и поныне, хотя и в несколько изменённом виде, на востоке от церкви. Она была похоронена в этой церкви, названной в её честь Пеннант Менлангелл, и фрагменты очень красивой раки остаются встроенными в стены.
Келья святой Мелангеллы находится на востоке от церкви и не имеет с ней никакого сообщения. В ней первоначально стояла рака.

По преданию, уэльсская отшельница называла своего зайца "агнцем", поэтому на иконах заяц святой Мелангеллы похож на ягненка, а заяц в Уэльсе известен как "маленький агнец Мелангеллы" (Oen bach Melangell). До прошлого столетия считалось, что никому не убить зайчиху в округе. Также считалось, что если заяц преследовался собаками, то если кто-то крикнет: "Бог и Мелангелла с тобой", то заяц, конечно, убежит.

Использованные материалы

S Baring-Gould, Lives of the Saints, January, London, Hodges 1872, January, p146-147

http://www.all-creatures.org/articles/rf-stmelangel-1.html

Святая Мелангелла (Мелангелл, Melangell, в латинизированном варианте Monacella) подвизалась в VI веке [1] в Уэльсе, в королевстве Поуис (Powys).



По преданию, она была дочерью ирландского короля. Отец выбрал ей знатного мужа, но, не желая вступать в брак, Мелангелла бежала из Ирландии. Переправившись за море, она ушла в дебри северного Уэльса и поселилась там. Она жила в этом месте в течение пятнадцати лет и спала на голой скале.

Тогдашний король Поуиса Брохвайл Исгитрог (Brochfael Ysgythrog, ум. ок. 570) был страстным охотником. Однажды во время охоты его собаки вспугнули зайца, который скрылся в ближайшей чаще. Преследуя зайца, король увидел в лесу девушку необычайной красоты, которая стояла на коленях и молилась, а в складках ее платья спрятался заяц. Охотничьи собаки замерли на месте — какая-то сила мешала им приблизиться к отшельнице. Брохвайл в гневе закричал на собак, но испуганно скулившие гончие только отступали дальше от святой девы и зайца. Когда охотник приложил свой рожок к губам, он пристал к ним, как приклеенный.

Удивленный всем произошедшим, король спросил незнакомку, кто она такая и как ее зовут. Девушка ответила: "Я дочь короля Ирландии. Мой отец принуждал меня к нежеланному браку, и я сбежала от него. Уже 15 лет я живу в этих лесах в полном затворе и не видела лица ни одного человека".


Очарованный красотой Мелангеллы, Брохвайл стал просить ее стать его женой и королевой Поуиса. Девушка кротко, но уверенно отклонила предложение Брохвайла. Пораженный христианской жизнью отшельницы, Брохвайл тут же даровал Мелангелле весь лес и окружающие его земли в вечное владение и сказал, что отныне любой, кто, укрываясь от погони, достигнет этого святого места, может жить здесь безбоязненно с благословения Мелангеллы.

На дарованных землях святая Мелангелла основала женский монастырь, игуменьей которого пробыла 37 лет, до своей кончины, последовавшей около 590 года. Еще во время своей жизни Мелангелла прославилась множеством чудес.

Дикие зайцы жили рядом с ней всю ее жизнь, как домашние животные. В Уэльсе Мелангеллу до сих пор называют покровительницей диких зайцев. В течение столетий никто на землях ее монастыря – в Пеннант Мелангелл (Pennant Melangell, графство Монтгомеришир) – никогда не убивал зайцев.

В XV веке случай, произошедший с королем, Мелангеллой и зайцем, был изображен на алтарной преграде, которая по сей день находится в церкви Пеннант Мелангелл.

Келья, в которой жила святая Мелангелла, сохранилась и поныне, хотя и в несколько измененном виде, на востоке от церкви Пеннант Мелангелл. Она была похоронена в этой церкви, названной в ее честь, и фрагменты очень красивой раки остаются встроенными в стены.

Современная православная иконография святой Мелангеллы Уэльской включает изображение спасенного от охотников зайца.

Житие святой Мелангеллы в свете православной традиции

В житии святой Мелангеллы мы находим много параллелей с житиями других святых православного Запада и Востока.

Так, многие ирландские и валлийские святые происходили из королевских родов. Например, первая ирландская святая - Бригитта Килдарская, которая также стала монахиней, отказавшись от предложенного ей брака. К королевским семействам принадлежали и святой Кевин, покровитель Дублина, и святой Давид Уэльский. Из русских святых можно вспомнить полоцких преподобных жен, происходивших из княжеского рода - Евфросинию Полоцкую и ее родственниц.

Отметим такую характернейшую черту ирландского подвижничества, как "странствие ради Христа" - оставление родины, дома и всего необходимого, чтобы следовать Христу, который на земле не имел "где приклонить главу" (Мф. 8, 20). Для ирландца разлука с соплеменниками и родной землей, добровольное изгнание на чужбину было испытанием более суровым, чем, скажем, пост. Это был особо трудный христианский подвиг во славу Господа. Многие кельтские монахи оставляли обжитые места и путешествовали по кельтским королевствам и северным островам, устремлялись в Европу, всюду миссионерствуя и предаваясь аскетическим подвигам. В первую очередь назовем знаменитого ирландского миссионера преподобного Колумбу (Колум Килле), также, отметим, принадлежавшего к ирландской королевской семье (Уи Нейлов).

Мотив обнаружения тайного подвига святого охотником мы встречаем в ряде житий православных святых. "Ловец", охотившийся на лань в горах Афона, встретил отшельника - святого Петра Афонского, прожившего в одиночестве 53 года. Во время охоты боярский сын Андрей Завалишин обнаружил жилище великого русского подвижника преподобного Александра Свирского.

Другой житийный мотив - о мирной жизни диких животных и птиц рядом со святыми - нередко воспринимается современным читателем как "фольклорный", "сказочный". Но все подобные житийные повествования имеют вполне определенный богословский смысл. Иоанн Мосх (ум. в перв. четверти VII века), рассказав о чудесном послушании льва преп. Герасиму Иорданскому, в заключение говорит: "Вот что произошло - не потому, чтобы лев имел разумную душу, но по воле Бога, прославляющего прославляющих Его не только при жизни, но и по смерти их и показавшего нам, в каком послушании находились животные у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию и был изгнан из рая сладости".



"Святость подвижников восстанавливала утраченную райскую гармонию в окружавшем их мире, и хищные звери переставали враждовать с человеком" [2]. Русский подвижник преподобный Павел Обнорский три года жил в дупле старой липы. Однажды, когда преподобный Сергий Нуромский пришел навестить его, он увидел, что святой Павел стоит около кельи и кормит птиц, а множество маленьких птичек сидят на голове и плечах старца. Неподалеку же мирно дожидаются своей очереди огромный медведь, лисица и заяц [3].

Здесь вспоминаются слова преп. Исаака Сирина о "сердце милующем" у святых: "И что есть сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу".

По мысли В. Н. Лосского, в раю "язык совпадал с самой сущностью вещей, и этот невозвратно утраченный райский язык обретают вновь не изыскатели оккультизма, а только те "милостивые сердца", о которых говорит Исаак Сирин"…

У принявших христианство народов обычно продолжали существовать языческие представления о диких зверях и птицах (напр., воронах), наделявшие их демоническими чертами. Поэтому житийные рассказы о покровительстве святых диким животным и птицам могут включать в себя также борьбу с подобными народными суевериями. Например, в житии преп. Пафнутия Боровского рассказывается, что в лесу, окружавшем монастырь преподобного, во множестве водились вороны. Сын воеводы, застреливший из лука ради забавы одного из воронов, был наказан святым [4].

Исследователи обычно подчеркивают связь древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма с фольклорными традициями. Но при этом в "Повести…" несомненно присутствует элемент полемики с языческими суевериями. Так, в "Повести…" отмечается, что благоверная княгиня Феврония имела ручного зайца - животное, наделявшееся в славянской мифологии демоническими свойствами [5].



В заповедной местности, где подвизалась святая Мелангелла, запрещена охота на зайцев, а святая Феврония хранит природный заказник "Муромский" и "Окландию" - экологически чистую зону вдоль Оки от Мурома до Рязани. По преданию, уэльская отшельница называла своего зайца "агнцем", поэтому на иконах заяц святой Мелангеллы похож на ягненка, а заяц в Уэльсе известен как "маленький агнец Мелангеллы" ("Oen bach Melangell"). В муромской же иконописи заяц святой Февронии чаще напоминает играющую собачку или спящего кота [6].

В Пеннант Мелангелл, где находятся храм и гробница святой девы-отшельницы Мелангеллы, теперь нередко можно услышать и молитвы православных паломников [7].




Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites