Евхаристия – преложение, а не пресуществление.

Осипов Алексей Ильич. Профессор Московской Духовной Академии

Евхаристия – преложение, а не пресуществление. Евхаристический канон. Хлебопреломление


Комментарии (41)

Всего: 41 комментарий
  
#31 | Андрей Рыбак »» | 14.02.2020 22:19 | ответ на: #30 ( Инна Ш. ) »»
  
0
В ад бы не пошел
#32 | Павел Феориев »» | 14.02.2020 22:24 | ответ на: #18 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
В посещаемых храмах, да боятся брать вознаграждение что бы не попасть под 23 статью Шестого Вселенского Собора: «Никто из епископов, или пресвитеров, преподая пречистое Причастие, да не требует за таковое денег. Ибо благодать не продаема: и мы не за деньги преподаём освящение Духа…»
В захолустье по бедности берут и не от фантазий говорю, а по своему присутствию видел.
Да и в городах за Причастие и за исповедь назначена цена, если они совершаются на дому.

В христианстве 7 Таинств: Крещение, Миропомаза-ние, Причастие, Покаяние (исповедь), Елеосвящение (соборование), Брак, Священство (рукоположение, возведение в сан священника). Всё остальное: отпевание, панихида, молебен и т. д. именуется «церковными требами» и «обрядами». Ни одно из этих семи Таинств не может быть названо большим, главнейшим, или превосходнейшим над другими. Разве только Таинство Крещения должно стоять первым в этом ряду, т. к. оно – «дверь к остальным и начало спасения». При совершении каждого таинства происходит схождение благодати Святого Духа.

Сколько стоят в разных местах Крещение, Миропомазание, Брак, Соборование...

Хотя на Седьмом Вселенском Соборе в 787 г. Тарасий, патриарх Константинопольский в своём послании добавил, что не только за Таинство священства, но и за другие Таинства деньги брать нельзя.

«Настольная книга священно-церковно-служителя», изданная в России в 1913 г., и являющаяся (по её собственному именованию) «сборником сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства», так определяла эту сторону жизни русских попов: «Вознаграждение православного приходского духовенства за исполнение церковных и приходских треб состоит в доброхотных даяниях прихожан (Высочайше утверждённые правила 24 марта 1878 г.; Указ Святейшего Синода от 11 декабря 1886 г.), и священнослужители, уличённые в вымогательстве платы за преподание треб, отрешаются от мест». Это означает, что 100 лет тому назад не только Таинства совершались бесплатно, но и все остальные обряды (панихиды, молебны, поминания) должны были совершаться священником не только без декларации размера вознаграждения, но и без ожидания оного.
  
#33 | Андрей Рыбак »» | 14.02.2020 22:29 | ответ на: #32 ( Павел Феориев ) »»
  
-1
ДАвай сказки лопухам будешь рассказывать, но не здесь. Предупредил Это ложь, и кто твой отец, сам знаешь
#34 | Павел Феориев »» | 14.02.2020 22:36 | ответ на: #33 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Ложь так ложь, как скажете.
#35 | Инна Ш. »» | 14.02.2020 22:58 | ответ на: #32 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Наши враги знают, кого убирать первым...


Чтобы избавиться от тревоги и волнения, упрости свою жизнь безусловным доверием Богу(преподобный Паисий Святогорец).

Посмотрите, как относятся к своему духовенству евреи и арабы. Никто не собачит своих священников. Евреи знают, что раввины – такие же развратники, взяточники, пьяницы и обжоры, как и все остальные. Но ни один иудей не скажет про своего раввина гадость. Ни один мусульманин вам не скажет, что их мулла – обжора, взяточник и блудник. Только мы поливаем грязью своих священников. Не хотите защищать священников – не надо, не участвуйте хотя бы в их травле.
Да, мы не производим материальные ценности: болванки не точим, землю не копаем, хлеб не сеем. Но если мы перестанем крестить, венчать, отпевать, исповедовать, причащать... всем от этого станет хуже. На плечи священнослужителей возложена тяжелейшая ответственность. И Бог с нас спросит иначе, чем с вас. У Господа со священниками отдельный разговор. Кто-то из вас в сердцах скажет: "Тьфу, свинья, а не священник!" Господь ответит: "Свинья, но Моя. Мне и карать, и миловать". Дал бы Бог, чтобы мы любили своих священников так, как мусульмане – своих мулл и имамов, а иудеи – своих раввинов. Плох чем-то ваш священник? Печально. Но это ваш священник, не порочьте его, не проклинайте на каждом углу. Вот как ребёнок – лентяй, грубиян, скотина... но это ваш ребёнок, вы же его всё равно любите. Поймите, вы – наши, а мы, священники, – ваши.
Когда революция началась, с кого начали? С дворян? С капиталистов? Нет. Со священников! Сначала уничтожили священнослужителей, а потом уже легко сделали всё остальное. Вы задумывались, почему? Наши враги прекрасно знают, кого надо порочить и убивать первыми. Потому что, если уничтожат Церковь и её священнослужителей, народ превратится в стадо. Ваши дочери станут проститутками и лесбиянками, ваши сыновья – геями, извращенцами. Сами вы с ума сойдёте из-за полного отчаяния. Не станет нас – пусть глупых, толстых, слабых, грешных, но несущих слово Христово, свет истины, – и вас скоро не станет. Вас изведут под корень как нацию, как носителей великой русской культуры, круто на Православии замешанной. Неужели вы этого не понимаете?! Господь дал нам шанс, возродил Церковь, а мы что делаем? Сегодня убьют нас, а завтра к вам постучат: "Выходи, стройся, лицом к стене..." Так уже было в нашей истории! Мы это уже проходили. Сначала попов арестовали. Все обрадовались: "Давайте, вешайте, стреляйте, топите этих долгогривых, толстопузых!" Но потом пришли и за ними. Те: "А нас-то за что?" А я скажу за что: за безбожие, за отречение от веры, за бессовестность.
Вас возмущает, что священники на "мерседесах" ездят. Так на подаренных доброхотами, и то малый процент священства, остальные стареньким "жигулям" рады. А тот поп вообще в Бари поехал, видите ли, лично приложиться к мощам Свт. Николая. Родные мои, Россия жива, пока в храмах служится литургия, пока священнослужители проповедуют Евангелие, поднимают руки к Богу и молятся. Вот вы сейчас газету читаете, а где-то вечерня служится. Утром потягиваетесь в кровати, а в храмах ранняя литургия служится. Вы не пошли в храм, а литургия служится. Как Гоголь говорил: если люди не едят друг друга заживо, причина этому одна – в мире продолжает совершаться Божественная литургия. Вообще нас так мало! В мире всего 4% православных христиан. В нашей стране до революции было 7%, теперь – около 5%. Сколько миллионов людей живёт в России? Примерно 140-145 миллионов человек, а православных – всего 5%.
Где мы? Сидим по домам, жуём дежурный бутерброд с колбаской, смотрим телепередачи, которые делают нас идиотами, поливают грязью Россию и русских... А мы должны быть сильными, организованными, умными и дружными. Сколотите при своём храме крепкий приход, берегите своего священника, крепко стойте в вере православной. Держитесь друг за дружку, помогайте друг другу. Не давайте своих батюшек в обиду. Каждое воскресенье ходите в храм! Иначе Россия не будет нашей страной, у нас её заберут.

Протоиерей Андрей Ткачев.
#36 | Павел Феориев »» | 14.02.2020 23:32 | ответ на: #35 ( Инна Ш. ) »»
  
3
Никогда наш народ воспитанный на равенстве и порядочности не поймёт брюзгу зажравшегося да ещё сквернящего обликом своим Божьего пастыря.
Да мы не муслимы и не юдеи , ибо сердцем внимаем, а не установками.
Знаю людей кои увидев лукавство, уходили.
Больше писать не могу, ибо Андрею из Московии виднее , что твориться в молитвенном доме на дальних весях.
#37 | Инна Ш. »» | 15.02.2020 09:33 | ответ на: #36 ( Павел Феориев ) »»
  
-1
Люди всегда были разные. В нквд бывало, что зверствовали. Крестьяне часто спивались. Многие блудили , но не всегда разводилсь. А кровью абортированных детей вызвали гнев божий и потеряли страну. А сколько было "несунов" на производствах ? Снимите уж розовые очки с прошлого. Все они в аду, если умерли без покаяния.
#38 | Павел Феориев »» | 15.02.2020 10:50 | ответ на: #37 ( Инна Ш. ) »»
  
0
Поэтому и нужен образец для подражания, а если он такой же, то что даст ту искру, что сподвигнет человека к преображению?
Гнев же Божий - это у язычников как и в ВЗ, а в христианстве - Любовь Божия подаемая и праведным и не праведным.
Абортами люд само наказан и сейчас заменяется монголоидной расой, у коей "онное" без запретов под табу.

Избавляйтесь от страха ветхого, хотя по другому восприять Бога у Вас уже не получится.

Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.Рим 8,14
#39 | Инна Ш. »» | 15.02.2020 20:09 | ответ на: #38 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Избавляйтесь от страха ветхого, хотя по другому восприять Бога у Вас уже не получится.

Если вы не читали про гнев божий в Новом Завете , то это ваше упущение. И не надо вешать мне ветхозаветные ярлыки. Хотя я верю в Одного Бога Библии. А не в несколько ))


16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет».
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

Послание к Римлянам 1 глава

Мало того, в православной литературе мне встретилась ужасная страшилка, которая меня смущала очень- очень много лет . Это фраза

«грехи, вопиющие об отмщении» . Мне казалось, что если она некорректно составлена с точки зрения смысла, то она как бы и не истинна в полной мере. Тем не менее , она часто встречается в Православных текстах, и я с ней постепенно смирилась.

Так вот , на сайте Нижегородской митрополии читаем ( Чтобы вы не подумали, что я сгустила краски в предыдущем посте )

" Что значит «грехи, вопиющие об отмщении»?

— К таким грехам относятся умышленное человекоубийство (в том числе аборт, в особенности же отцеубийство и братоубийство), напрасное притеснение убогих, беззащитных людей, вдов и сирот, лишение нуждающихся последнего куска хлеба или денег, добытых потом и кровью, содомский грех, огорчение и обиды родителям вплоть до дерзких побоев. Перечисленные грехи не свойственны человеку. Они противоестественны и не считаются проявлением человеческой слабости. Грехи эти редко исповедуются, поскольку сами по себе свидетельствуют о тяжелом греховном состоянии души и ее неспособности к раскаянию. За грех, вопиющий на небо, наказание следует уже при жизни человека, причем может постигнуть и его детей, и даже потомков. Такого рода фактов Церковь знает множество. "

Полностью читать здесь. Статья называется "Что не простится ?" http://nne.ru/chto-ne-prostitsya/
#40 | Павел Феориев »» | 16.02.2020 08:45
  
0
ЕВХАРИСТИЯ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

Книга Деяний повествует, что после первой проповеди Апостола Петра и крещения 3000 человек «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба» (Деян. 2, 42) и, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 46). Это преломление хлеба озаряло благодатными лучами всю жизнь первохристианской общины, живущей постоянно радостью блаженного сорокадневия. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и... не было между ними никого нуждающегося» (Деян. 4, 32, 34). Жизнь христиан была проникнута сознанием, что если страдает один член, страдают с ним и все члены, славится один член, с ним радуются все члены» (I Кор. 12, 26). У «чаши благодарения» для христиан указывался путь к разрешению социальной проблемы, мучительная острота которой в Римской империи и до сего времени волнует наши сердца, как она мучила и христиан первых веков. Евхаристия углубила остроту проблемы. Евхаристия соединяла и уравнивала всех — господ и рабов, богатых и бедных. Все члены Церкви — равны и свободны во Христе, все — дети Божии, все — друзья Христовы, братья и сестры. «Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (I Kop. 10,17).

Это единство всех членов Церкви во Христе во образе Пресвятой Троицы и союз любви, даруемый в Евхаристии002, звучат во всех евхаристических молитвах, начиная с «Учения двенадцати апостолов», еще сохранившего словесные формы иудейских застольных ритуалов, но вложившего в них новое содержание — христологию и экклезиологию003.

«Да приидет благодать, и да прейдет мир сей», — молится совершающий Литургию. И община торжественным мессианским гимном приветствует Евхаристического Христа. «Осанна Богу Давида... Маран афа — Господь пришел». Он является верующим в Евхаристии. Наступает парусия. Исполняются видения и чаяния древних пророков. «Да приидет Царствие Твое». Начинается мессианское царство. «Се бо входит Царь славы». Христос царствует. Христиане участвуют в брачной вечере Агнца, в мессианской трапезе, соборно принося молитву благодарения и причащаясь Тела и Крови Христовых. Это и было тем веселием, о котором говорит книга Деяний. Это и было тем благодатным опытом, который вдохновлял на исповеднический и мученический подвиги.

Соборность Евхаристии, крестовоскресного праздника христианской общины, ярко выражена во всех чинах Литургии — «общего дела» Церкви, начиная с ее описания в «Апологии» Св. Иустина Мученика004 (написанной между 150 и 155 гг.).

Евхаристия совершается в день воскресный — «день солнца». В ней принимают участие все члены общины. После чтения Священного Писания и проповеди все приносят приношение (I Кор. 16, 2) — дары — жертву Богу, вещество для таинства, участвуя этим в общем евхаристическом жертвоприношении005. «Мы приносим Богу не как будто нуждающемуся, но в благодарение его господству и в освящение твари... Слово хочет, чтобы и мы приносили дары к алтарю часто и неопустительно»006. К этим дарам присоединялись и дары ближним, но не как простой акт благотворительности, а как жертва Богу. «Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у предстоятеля, и он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о пришедших в нужде»007. Без любви — жертва несовершенна (Мф. 5, 2224). Участию в литургийном благодарении предшествовало примирение и врачевание взаимных отношений членов общины. Это требование предъявляется «Учением 12 апостолов» к участвующим в Евхаристии наравне с указанием допускать к ней только возрожденных в водах крещения. Примирение запечатляется «святым лобзанием любви» (I Кор. 16, 20), «лобзанием любви» (I Петр. 5, 14), «лобзанием примирения» (св. Кирилл Иерусалимский. Пятое тайноводственное слово), «божественным лобзанием» (Дионисий Ареопагит), которое «соединяет взаимно души». «Когда, — пишет Тертуллиан, — больше целование с братьями уместно, как не тогда, когда возносится более угодная Богу общая молитва, после которой они, как участники в нашем молитвенном подвиге, своим целованием хотят скрепить свой братский союз с ними. Какое моление цельно без скрепы святым целованием?»008. «Возлюбим друг друга». Без любви невозможно единомыслие. Источник любви — Христос009. Соединенная в единое тело этим «священнодействием мира» (Дионисий Ареопагит), которым достигается «единомыслие и единодушие, и словесное тождество» (св. Максим Исповедник), община приступает к евхаристической молитве, которая читается епископом, окруженным клиром. Молитва часто импровизируется, ибо анафора находится еще в расплавленном состоянии. Литург вслух от лица всех верующих приносит благодарение и «словесную и бескровную службу» «о всех и за вся». Он не отделен от верующих. Он — «предстоятель братии» (св. Иустин Мученик), «уста всех» (Феодор Мопсуэстийский и Нарсай), он — корифей хора «союзом любви связуемых» и дающих «благодарение и славу Дающему всем мир». Вся община творчески участвует в евхаристической молитве, в евхаристической жертве и благодарении, запечатлевая молитву общим торжественным «Аминь»010. Этим молитвенным подвигом выполнялось первое общественное дело — литургическое, одна из главнейших обязанностей не только иерархии, но и всех членов Церкви, народа «Нового Израиля», «народа избранного, царственного священства, рода святого» (1 Петр. 2, 9; Анафора Св. Василия Великого), ибо в Церкви Христовой осуществляется идеал, которого чаял Моисей (Исх. 19, 6) и пророки — всеобщее священство.

Конечно, это учение о всеобщем священстве не исключает богоустановленной иерархии, совершительницы таинств. «Только та Евхаристия почитается истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставил это»011.

Об участии народа в евхаристической молитве ясно учит св. Кирилл Иерусалимский012 и св. Иоанн Златоуст, глубоко скорбевший о равнодушном отношении многих христиан к Литургии. «В молитвах много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом... При самом совершении страшных тайн священник молится за народ, а народ молится за священника, потому что слова «со Духом Твоим» означают не что иное, как именно это. И молитвы благодарения также общие — потому что не один священник приносит благодарение, но и весь народ». Св. Иоанн Златоуст подчеркивает ответственность всех членов Церкви, продолжая: «Все же это сказано мною для того, чтобы каждый из подначальных трезвился, чтобы мы знали, что все мы едино тело и столь же различаемся один от другого, сколько член от члена, и чтобы мы не все возлагали на одних священников, но и сами пеклись о всей Церкви, как о теле всем нам общем»013.

Приглашение диакона «Станем добре, станем со страхом, святое возношение в мире приносити» относится ко всем верующим. Евхаристические молитвы обращены к Богу от лица всей общины. Например, в сирийской Литургии св. Иакова — после слов анафоры, произносимых священником: «Сие творите в Мое воспоминание»...

Народ. Смерть Твою, Господи, мы воспоминаем, Воскресение Твое исповедуем и второго пришествия Твоего ожидаем; просим у Тебя милости и благодати, молим об оставлении грехов; да будут милости Твои на всех нас.

Священник. Итак воспоминаем, Господи, смерть Твою и тридневное Воскресение Твое... Приносим Тебе сию страшную и бескровную жертву... Ибо Твой народ и Твое достояние умоляет Тебя, а через Тебя и с Тобою — Отца Твоего, и говорит:

Народ. Помилуй, Господи Боже Всемогущий, помилуй нас.

Священник. И мы, немощные и грешные рабы Твои, Господи, благодарим Тебя, прославляем Тебя за всех и всё.

Народ. Прославляем Тебя, благодарим Тебя, поклоняемся Тебе, благодарим Тебя и молим у Тебя прощения, Господи Боже, помилуй нас и услышь нас.

Диакон. Как страшен настоящий час. Как ужасно, возлюбленные мои, то время, в которое... Святой Дух... почиет на этой Евхаристии... и освящает ее... Присутствуйте же со страхом и трепетом, стойте и молитесь... Воскликнем и скажем трижды: Господи, помилуй.

Священник произносит призывание Св. Духа.

Народ. Трижды: Господи, помилуй, и запечатлевает призывание Св. Духа двукратным «Аминь».

Далее народ приглашается диаконом к отдельным частям ходатайственной евхаристической молитвы, читаемой священником. Каждая из шести частей утверждается «Аминь» народа. Он же и заканчивает анафору словами: «Каким оно было и есть в роды родов» и (будет в продолжение) будущих веков во веки. Аминь014.

Это общее участие в принесении евхаристической жертвы завершается общим причащением св. Тела и Крови Христовых. Объединенные в молитве «единым сердцем и едиными устами», верующие соединяются со Христом и в Нем друг с другом. «Нас же всех от Единаго Хлеба и чаши причащающихся соедини друг ко другу во едино Духа Святаго Причастие» (Анафора св. Василия Великого). Причащение каждого члена запечатлевалось «Аминь»015.

Общее причастие за каждой Литургией было нормой в Древней Церкви. Оно было тесно связано с общей евхаристической молитвой и жертвой. Находящиеся под запрещением и лишенные права приступать к Св. Чаше не могли участвовать в Литургии016. Литургия совершалась по воскресным дням («Учение 12 апостолов», «Апология» Иустина Мученика, Деян. 20, 7). В IV веке Евхаристия совершается и в субботу в Александрии и вообще в Египте, в Малой Азии и Константинополе017.

После введения тайного чтения анафоры Литургия, конечно, осталась и не могла бы не остаться соборным богослужением, но с мiрян как бы была снята ответственность за соборную евхаристическую молитву и жертвоприношение. Кроме начального диалога литурга и народа, вступления в анафору, восходящего к апостольскому веку, до мiрян стали доходить только отдельные возгласы, большей частью придаточные предложения. «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще»... «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся». «Изрядно о Пресвятей Пречистей». Во время чтения анафоры народ слушает пение «Достойно и праведно», «Свят, свят», «Тебе поем», «Достойно есть» или задостойника. Пение хора разделило литурга и народ и усилило пассивность последнего. Когда появился иконостас, то постепенно установилась практика чтения анафоры при закрытых святых или царских вратах, за исключением архиерейского служения084.

Введение тайного чтения анафоры способствовало дальнейшему ослаблению евхаристического благочестия и жизни. Величайшая молитва Церкви — евхаристическая, которую в древности многие знали наизусть085, стала забываться мiрянами. Отсюда споры о ее содержании, отмечаемые литургистами. Большинство мiрян не ощущает биения сердца Церкви, как оно слышится в анафоре, в которой слиты все молитвы Церкви «о всех и за вся», о преображении мiра и о Царстве Божием. Анафоры литургий, и между ними молитва св. Василия Великого, поражают размахом всемiрного космического моления, в которое вливаются благодарения и прошения определенных членов Церкви, глубиной и силой благодатной любви Церкви, точностью и пластичностью догматических формул. Этот гимн соборной молитвы не доходит до слуха и сознания верующих. Для многих утеряно понимание жертвенного характера Евхаристии и сознание ответственного участия в возношении анафоры, хотя просфоры и подача записок за живых и умерших (древние диптихи) свидетельствуют об этой стороне евхаристического общего дела086. Многие молящиеся в храме во время анафоры молятся своей самостоятельной, а не соборной молитвой, благодарят Бога за свои радости, несут к Нему свои скорби и просят у Него помощи в своих нуждах. Собрание верующих, к великому сожалению, не сознает себя единодушным и единомысленным и единым перед дискосом, на котором вся Церковь и мiр окружают Главу — Христа.

во второй половине XI века митрополит Киевский Иоанн II (†1089), вероятно, следуя константинопольской практике, в своей «Заповеди святых отец к исповедующимся сынам и дщерям» говорит о причащении в великие праздники, во все воскресные дни Св. Четыредесятницы101, всего насчитывая до 22 дней102. Однако, видимо, ввести или удержать практику частого причащения было весьма трудно103.

В XV веке Симеон Солунский, следуя практике Древней Церкви, советует приступать к Св. Чаше «даже, если можно, и в каждую неделю»104.

Редкое причащение наблюдалось не только в Русской Церкви, но и в других частях Вселенской Церкви, например, на Балканах. Здесь часто из-за отсутствия причастников приходилось наблюдать сокращение или почти незаметное окончание Литургии. Собственно говоря, она для молящихся заканчивается причащением священнослужителей, за которым следует проповедь, раздача антидора и целование креста. Заключительная же часть Литургии проходит незаметно для народа и в стороне. Не раздается призыв на брачную вечерю Агнца, а если и раздается, то остается для подавляющего большинства, почти для всех молящихся «гласом вопиющего в пустыне».

Конечно, души, живущие напряженной духовной жизнью, чувствуют евхаристическую жажду и голод. «Как лань желает к потокам вод, так желает душа моя к Тебе, Боже». К сожалению, практика редкого причащения оказалась для многих возведенной чуть ли не в степень канонического «правила». «Развилась излишняя и уже нездоровая мнительность, боязливость, которая иногда заходит уже слишком далеко и нередко отгоняет членов Церкви от причастия на много лет» (Митр. Сергий). Известны печальные факты отказа со стороны священников в частом причащении или недопущении к Св. Чаше в «светозарную ночь» Св. Пасхи, хотя в некоторых случаях это отношение и может быть объяснено ревностию о достойном причащении и борьбой с небрежным отношением к таинству, выражающемся в легкомысленном желании поскорее «отговеть» в Пасхальную ночь.

Механическое введение ежедневного причащения без соответствующей духовной подготовки создаст для мiрян духовную опасность «небрежного и невнимательного приступания ко Св. Таинству». Частое причащение тесно связано с общим духовным состоянием членов Церкви.

Мысль невольно обращается к практике Древней Церкви, к ярко выраженному соборному характеру ее Литургии, потускневшему от человеческого небрежения к великим благодатным Дарам и радости, данным верующим во Христа в Сионской горнице на Тайной вечери и в великий день Пятидесятницы, и к ослаблению сознания ответственности всех членов Церкви за участие в принесении евхаристической жертвы и соборном причащении, ответственности за судьбы Церкви и за зодчество Царства Божия на земле. Вспоминается проникновенное предупреждение св. Иоанна Златоуста, «чтобы мы не возлагали на одних священников, но и сами пеклись о всей Церкви, как о теле, всем нам общем. Это послужит и к большему утверждению и нас побудит к большему преуспеянию (в добродетели). В Церкви должно жить как в одном доме, как составляющие одно тело, все должны быть расположены друг ко другу... Слез достойно настоящее наше состояние. Так далеко отторгнулись друг от друга, между тем как надлежало бы изображать собою одно тело»105.

И путеводной яркой звездой сияют огненные слова евхаристических молитв. Как небесная музыка звучат слова анафоры Св. Василия Великого: «Нас же всех от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во едино Духа святаго Причастие... Всех нас приими в Царство Твое, сыны Света и сыны дне показавый, Твой мир и Твою любовь Даруй нам... И даждь нам едиными устами и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа».
http://www.liturgica.ru/bibliot/soveeuch.html
#41 | Павел Феориев »» | 16.02.2020 09:03 | ответ на: #39 ( Инна Ш. ) »»
  
0
У меня есть подопечная, кой 2 года, и буду ей крёстным, когда осознает и откажется от дел диавола.
Так вот ей говорю: "Боженька на тебя огорчается и грустит, когда ты себя ведёшь плохо." И она говорит:" Не печалься Боженька, я Тебя люблю." Целует крестик и исправляется, причём делает это сама, без научения.
Но когда покрестимся, примем Духа Усыновления и страх при Нём может быть только за то, что от деяний своих Богом будешь оставлен и предоставлен бесовским соблазнам.

Здесь тема иная, закончим на этом.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites