"Трансполярный переход Россия-Северный Полюс-Канада" Владимир Чуков.


8-го февраля в пресс-цетре РАМИ РИА Новости в Москве состоялась мультимедийная пресс-конференция, посвященная старту Арктической кругосветной экспедиции "Полярное кольцо". В феврале июне 2011 года российские полярные путешественники намерены пройти маршрутами первопроходцев через самые труднодоступные арктические регионы Европы, Азии и Америки.

Это будет первый в истории освоения Арктики трансполярный переход от берегов России до побережья Канады через точку Северного полюса на колесных плавающих вездеходах. Участники экспедиции намерены привлечь внимание к глобальным проблемам Арктики, связанным с экологией и изменением климата на планете, а также внести новый вклад в изучение и освоение Крайнего Севера, подтвердить передовые позиции России в этой сфере на мировой арене.

Участники:

- руководитель Экспедиционного проекта, Президент Экспедиционного Фонда "Арктика", Действительный член Российского Географического общества, член "Explorer's Club", США, заслуженный мастер спорта, почетный полярник России Владимир ЧУКОВ;


советник специального представителя Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в Арктике и Антарктиде Константин ЗАЙЦЕВ;
опытный путешественник, участник маршрутной группы экспедиции "Полярное кольцо" со стороны Канады Сергей ФЕНЕВ.



http://www.ec-arctic.ru/

Комментарии участника: Андрей Рыбак (5)

Всего: 5 комментариев
  
#1 | Андрей Рыбак | 20.02.2011 10:03
  
0
17 и 18 февраля была завершена погрузка двух вездеходов и снаряжения экспедиции ПК на многоцелевые транспортные самолеты АН-72. Сегодня 19 февраля в 11 часов утра, преодолев все трудности при оформлении разрешительных документов, оба самолета взяли курс на Воркуту. На 21 февраля запланирован перелет г.Воркута - о.Средний, откуда будет дан старт экспедиции Полярное Кольцо-2011 .


http://www.ec-arctic.ru/index.html?news_id=1230
  
#2 | Андрей Рыбак | 23.02.2011 18:31 | ответ на: #1 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 21 февраля

Воркута. Уходим на завтрак и ожидаем команды на вылет от командира авиагруппы, Романа Николаевича Ткача. В 9:20 получаем информацию погоды нет и не ожидается до четверга, 24 февраля. Это в наши планы никак не входит, но с погодой не поспоришь. Хорошо бы выяснить реальную погоду на Среднем и Голомяном, но как с ними связаться?

Тут наш радио бог Олег Кажарский с помощью Миши Глана находят какие-то хитрые шлюзы в интернете, которые позволяют через Skype звонить на спутниковый телефон Иридиум мы знаем, что на полярной станции на острове Голомяный, есть такой телефон, хотя он обычно используется в экстренных ситуациях и часто выключен. И вот чудо свершилось: мы пытаемся звонить, и Иридиум на Голомянном включен. Теперь у нас есть связь с полярной станцией на связи Игорь Лутченко. Договариваемся, что нам передадут метеосводку на 8, 9 и 10 часов это позволит командиру оценить погодную обстановку и принять решение на полёт. А пока ждём погоды ещё одна ночь в тёплом гостиничном номере и дополнительная возможность отоспаться. Никто не знает, что нам принесёт завтра.

С экипажами договариваемся о возможности завтра поработать на своих вездеходах. Потеря времени для нас главная проблема.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 20 февраля

Впервые за несколько последних дней нам удалось поспать встали около 9 утра. Завтрак входит в плату за проживание: салатик, блинчики со сгущёнкой и овсяная каша с маслом порционно, а вот чай и хлеб неограниченно. Звонок от Ивана Фёдоровича, машина дожидается нас внизу.

МЧС принимает нас как самых дорогих гостей: воспоминания о прошлых походах, о работе МЧС на Севере и просто за жизнь. Бажуков помогает машиной, чтобы совершить покупки недостающих комплектующих и материалов. К вечеру мы снова в гостинице по телевизору идёт фильм Берегись автомобиля - все собрались вокруг маленького Hitachi.

Отбой пораньше завтра вылет.

  
#3 | Андрей Рыбак | 25.02.2011 07:06
  
0
Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 23 февраля 24.02.2011 13:44

Сегодня спали до упора – «упёрлись» в 9 часов утра. Довольно-таки тепло сегодня – минус 14, хотя немного ветрено. Каких-либо грандиозных планов на сегодня нет, можно пройтись по магазинам и рынку – докупить недостающие мелочи.

Вынужденная задержка в пределах цивилизации позволяет нам - как выразился Дмитрий Кутало - «шлифовать формулу комфорта».
На рынке найдены пластиковые бидоны, немного фанеры, удочка, другие «причиндалы». В автомагазине увеличиваем объем ЗиПа для вездеходов. Собираем посылку и для Игоря Лутченко с Голомяного. Долго спорили, какие часы больше подойдут для его кают-компании.

После обеда возвращаемся в гостиницу и начинаем готовиться к празднику. Небольшой столик, одна (!) бутылка водки на десять мужиков, какая-то закуска – всё скромно и со вкусом. Владимир Семёнович произносит несколько тостов, а все мыслями там, на острове Среднем… Это наша «навязчивая» идея: погода, воздушное давление, циклоны, ветер не сходят с языков.

Пришел Женя - штурман второго самолёта - с новостями о погоде. Пока ничего обнадёживающего: ветер боковой, кромка низкая, видимость «никакая», полоса с переметами снега высотой до 40 см. Для ее очистки потребуется минимум 5 часов. Но на завтра в плане уже опять работа со снаряжением в самолётах, связи с Голомяным. Миша Глан даже «вытянул» сводку погоды из знакомого метеоролога, находящегося в канадском поселке Резолют Бэй. Канадец подтверждает то, что мы и так знаем, и нам от этого не легче.

Владимир Семёнович цитирует Руала Амундсена: «Полярник должен уметь ждать и терпеть». Это как нельзя более точно и правильно соответствует моменту.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 22 февраля 24.02.2011 13:19
Мы знаем, что сегодня вылета не будет и немного расслаблены. Завтрак - как обычно.

Лётчики собираются на аэродром и согласились взять несколько наших товарищей с собой – у нас всегда есть какая-нибудь работа на машинах. Вся команда поддержки выезжает в аэропорт. А из этой команды осталось 4 человека: Геннадий вынужден вернуться в Москву поездом. Такая задержка с вылетом не входила в его планы своевременного выхода на работу.

C утра проводим несколько сеансов связи с п/ст на о. Голомяный через Иридиум. У себя в гостинице используем ноутбук со «Скайпом» для звонка на московский телефонный номер шлюза компании «Сателлит-Телеком». Этот шлюз, в свою очередь, соединяется с мобильным телефоном полярной станции через спутник. Такая схема позволяет сократить стоимость спутниковой связи в несколько раз.

Дмитрий Захаров, генеральный директор «Сателлит-Телекома», справедливо считает, что такая услуга резко увеличивает информационную доступность самых удаленных точек российского Севера. Можем добавить: проверено – действительно работает!

Игорь Лутченко с Голомяного раз за разом передает неутешительные сведения – погода плохая, давление падает, видимость ухудшается. В 5, 6 и 7 по Гринвичу направление и сила ветра (град/м/с): 140/6-8, 120,7-9, 125/8-10; видимость по горизонту (м): 10000, 7000, 4000; нижняя кромка (м): 350, 370, 380; температура (град С): -24, -24, -22; давление (мм рт. ст.): 736, 734, 732…

Ребята вернулись в гостиницу. Их прогулка по центру города на оленьей упряжке была внезапно прервана сотрудником ГИБДД, который решил проверить "техосмотр" у погонщика упряжки.

День заканчивается, и мы забираемся в кровати. Завтра вылета снова не будет – 23 февраля, День Защитника Отечества, праздник. Аэропорт «опечатан», все мужчины традиционно «отмечають».

  
#4 | Андрей Рыбак | 27.02.2011 18:25
  
0
Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 26 февраля

Завтрак в 7 утра. Короткие сборы. К 9-ти часам из аэропорта приходит апельсин - желтый пассажирский кунг на базе Урала . Грузимся на автомашину и вместе с экипажами приезжаем к самолетам. У бортов уже стоят генераторы счастья - аэродромные грузовики с рукавами , через которые в салон и турбины самолета закачивается горячий воздух.


Техники домашними вениками и метлой на 3-х метровой деревянной ручке вытряхивают снег из-под лючков и колпаков фюзеляжа. Погода помаленьку портиться высокую дымовую трубу на краю города, по которой народ определяет видимость, уже не видно. Крепкий ветерок, немного метет. Экипажи перемещаются от одного борта к другому, пора вылетать, но команды все еще нет. Еще через пару часов поступает новость сегодня никуда не летим, надо возвращаться в гостиницу. Вот те раз. Причина экипажу отказали в запасных аэродромах. Норильск, Хатанга, Нарьян-Мар по разным причинам не могут принять наши борта на обратном пути в случае необходимости, а в Воркуте погода нестабильная.

Олег с Димкой Кутало остаются на борту, чтобы провести мелкие работы на машинах, остальные выдвигаются в сторону уже родной центральной гостиницы Воркута . Во второй половине дня мы опять на своих койках, чтоб продолжать великое сидение . Завтра воскресенье и у нынешней полярной авиации выходной. Представить такое лет 20 назад было просто невозможно Но это тема уже совсем другого разговора.

  
#5 | Андрей Рыбак | 28.03.2011 05:56
  
-1
Полярное кольцо 2011: 16-24 марта

Два следующих дня было потрачено на ремонт консолей промежуточных редукторовобоих вездеходов. С помощью домкрата выровняли погнутые квадратные профили,наварили усиливающие элементы и дополнительные упоры. Все вновь готово для выхода на маршрут. Однако стало необходимо тщательно проанализировать текущую ситуацию с точки зрения главной задачи экспедиции - успешного прохождения всего маршрута до берегов Канады.

Совещание группы было достаточно тяжелым. Ситуация сложилась крайне неоднозначная. На одной чаше весов - почти трехгодичная подготовка, успешное решение массы организационных, финансовых и технических вопросов, взятые на себя обязательства, наконец (или прежде всего) - устремления парней, пожертвовавших многим ради этого невероятного путешествия. На другой чаше весов - техническое состояние машин и, в меньшей степени, крайне неблагоприятная ледовая обстановка вокруг Архипелага. Основная проблема - полуоси. Их дальнейшее поведение, даже после проведения ремонта и модернизации, предсказать трудно: В муках рождается решение. Выходить на главный маршрут? Провести технический выход и принять окончательное решение после него? Сразу поворачивать маршрут на "Большую Землю"? Мнения разделились. Но времени на длительные дебаты и раздумья уже нет. Через день начнутся работы по развертыванию ледового лагеря "Борнео" и на Полюс отправятся наши грузы и топливо, которые мы по плану должны будем забрать на середине нашего пути в Канаду. В таких условиях необходимо верно нащупать эту призрачную грань между разумным риском или авантюрой и откровенным фатализмом. В результате планируемый маршрут экспедиции от России через Северный Полюс в Канаду оказывается уже за этой гранью: Ну что ж, надо начинать действовать по новому плану - вывод машин на "Большую Землю", совмещенный со всесторонними техническими испытаниями техники в "боевых" условиях.



18-го марта, в пятницу, распрощавшись с пограничниками и гостеприимной заставой, двинулись в путь. Состав нашей команды уменьшился до пяти человек: Владимир Чуков, Александр Борисевич, Дмитрий Кутало, Олег Кажарский, Михаил Глан. Так как планируемый трансполярный переход переноситься на более поздний срок, то Сергей Фенев принял решение возвращаться домой.



Погода не благоприятствовала началу маршрута. Впрочем, если учитывать что у природы, даже арктической, нет плохой погоды, то серьезная пурга уже не кажется здесь помехой.



Заправка соляркой баков машин и пустых бочек на прицепах проходила действительно в "боевых" условиях - снежные заряды топили окружающий мир в молоке, а белая крупа моментально забиралась в любую дырочку или щель, будь то карман или заливная горловина топливного бака.



Итак, сначала наш путь лежит на остров Голомяный, что примерно в 12 километрах от нашего пристанища на Среднем. Путь крайне прост: сначала несколько километров вдоль взлетно-посадочной полосы, потом, дальше, до края острова. После остается перебраться по косе на Голомяный и пройти пару километров до полярной станции на самом западном мысе. Это при хорошей видимости. А вот в "молоке" с десятками метров перспективы путь становиться много сложнее. Скорость наших автопоездов в таких условиях - около 6-7 км/час. Снег забивает ветровое стекло, детали рельефа исчезают. Полное впечатление, что плывешь в облаках. Вот так, плывя, первая машина чуть не покатилась с крутого заснеженного откоса. Прицепы отцепили и выдернули вторым вездеходом, машина налегке задним ходом выбралась на ровное место. Скорость пришлось немного снизить. Через полчаса - новая напасть.
Малоснежная зима и сильные ветры обнажили на пути острые камни, по которым вездеход прошел правой стороной и две шины-оболочки разом. Все запаски с прицепов пришлось пустить в дело.



К 10 часам вечера по местному времени вышли к полярной станции. Начальника станции Игоря Лутченко застали на кухне за разделкой мяса, а Толя Омельченко все еще колдовал где-то в мастерской. Мы, который уж день, обещали добраться до коллег, но подготовка все держала нас на Среднем. Полярники уже и не ждали нас сегодня. Игорь разместил нас на ночлег в "транзитной комнате". В лучшие для Российской Арктики времена, эта комната использовалась как общежитие на случай, когда гостиница на Среднем была забита народом до предела. А такое ситуация была нормальной еще в 90-х годах уже прошлого
века. На нашей памяти еще два относительно благоустроенных одноэтажных корпуса гостиницы для летного состава недалеко от аэродрома, в шумных коридорах которой группе лыжников "Арктики" приходилось не раз ночевать за неимением мест на койках.



Жизнь полярников Голомянного сейчас по-сермяжному трудна. Фиксирование оперативных показателей каждые три часа, их обработка и передача на Диксон. Кроме этого все вопросы выживания - тоже на плечах этих парней. Нужно готовить еду, обслуживать котлы и дизеля, заниматься снабжением и ремонтом
всего немаленького хозяйства. Оборудование, как и почти везде в Арктике - 70-80-х годов прошлого века, и даже старше. Но все оно усилиями Игоря и Анатолия содержится в хорошем состоянии и нормально работает. Еще на полярке работают два молодых метеоролога, по-видимому после училища. Но им еще только предстоит освоить все рабочие премудрости и научиться жить на этом краю Земли.


День 19-го марта был посвящен шиномонтажным работам и устранению мелких неполадок, проявившихся за первые километры пути. Восстановили две запаски и еще одну шину-оболочку, "травившую" после испытаний каменной пустыней.



Днем к вездеходам пожаловал молодой белый мишка. Проследовав на расстоянии около сотни метров от машин, он скрылся в невысоких торосах Карского моря.



Наутро 20-го числа мы покинули гостеприимную полярку Голомянного, тепло простившись с Игорем и Анатолием. Сейчас наш курс - по проливу Красной Армии к морю Лаптевых. Идем по гладкому как стол припаю к острову Крупской. Уже при подходе к берегу на втором вездеходе ломается задняя левая полуось. Вот тебе раз! Оказывается, не только центральные полуоси не держат нагрузки, но и задние. Крайне неприятный момент. Запасных полуосей у нас только две, и одну приходится устанавливать взамен треснувшей. Через полчаса начинаем движение вдоль берегов острова Крупской на восток. И вновь остановка - беспомощно повисло правое заднее колесо той же машины. Достаем из ЗиПа последнюю полуось, но пока не ставим ее. После короткого совещания вырабатываем следующий план действий - одной машиной налегке добраться до острова Средний и произвести ремонт и усиление всех оставшихся
"оригинальных" полуосей путем заварки внутрь каждой из них лома подходящего диаметра.



После короткого обеда Саша и Михаил остаются на "хозяйстве", а Владимир, Дима, Олег и последняя запасная полуось выходят на первой машине без прицепов курсом на Средний. В течение получаса эта полуось покидает салон и встает на место своей сломанной подруги. И еще через час вездеход теряет последнюю "родную" полуось и переходит в разряд "5х52. Разгрузив максимально левый борт, на котором осталось только два колеса, продолжаем движение к Среднему. Уже в темноте, в паре километров от острова ровная дорога кончается, и вездеход начинают обступать невысокие торосы. Приходиться
постоянно маневрировать, что для нашей несимметричной машины достаточно трудно - крутые правые повороты стремятся разбортировать перегруженные левые колеса. Постоянно поправляем ремни, удерживающие шины-оболочки на стальных
ободьях. Огни погранзаставы уже давно видны в ночи, но приближаются к нам очень медленно.



Ближе к полуночи среди торосов замечаем какую-то новогоднюю иллюминацию, и эта "елка" явно движется нам навстречу. Через десяток минут встречаемся с гусеничным вездеходом "Тайга", на котором пограничники выехали навстречу нашим огням. Здороваемся, обмениваемся информацией. "Тайга" разворачивается и бодро урча мотором уходит к острову, а мы следуем ее колее, чтобы попусту не блуждать среди торосов.



В очередной раз не уследили за оборотами и ремень генератора, который вращает еще и помпу, испарился с характерным запахом. Пришлось останавливаться и искать временные аналоги. Резиновые кольца из камер, кожаный брючный ремешок, капроновая веревка - все это работало не больше пары десятков минут. Путь в моторный отсек для Дмитрия стал привычным.



Усилившийся боковой ветер, метров под 20-25 в секунду добавлял проблем. Вначале едва не сорвало капот, но главный удар приходился на ослабленный левые два колеса вездехода окончательно "устали" когда мы уже выбрались с припая на остров. За несколько последних километров нашего ползания по
взлетно-посадочной полосе в рассветных сумерках левое переднее колесо разбортировалось три раза и в полукилометре от ночлега испустило из себя воздух.



Около 11-ти утра по местному - мы, наконец, на месте. Сергей Фенев, который так пока и не улетел на "Большую Землю", угощает нас поздним завтраком. Три часа сна и мы снова в мастерских. К концу дня 4 полуоси отремонтированы усилены "ломами".



На следующий день (22 марта) восстанавливаем колесную формулу нашей машины (6х6), заклеиваем протертую камеру. В обед покидаем Средний и мчимся к нашим товарищам, коротающим время среди торсов пролива Красной Армии.



Обратный путь занял менее часа. После воссоединения и приведения в порядок второго вездехода вновь продолжаем путь к морю Лаптевых. Дорога идет по ровному припаю, чуть всхолмленному фирновыми застругами. Иногда попадаются поля невысоких торосов. До конца дня успеваем переместиться к острову Пионер и встать у его берегов. На ночлег размещаемся внутри машин. Немного тесновато, но зато это сильно экономит время и надежно защищает от непогоды.



23-го марта - полноценный ходовой день. С утра Саша и Дима заняты подготовкой машин к выезду. Поле завтрака идем вдоль берега острова Пионер. Потом начинаем втягиваться в S-образное горло пролива Красной Армии между островами Комсомолец и Октябрьской Революции. При наезде на небольшой ропак неожиданно спускает одно из колес первого вездехода. Подготавливаем к замене запаску. Но тут выясняется, что шина-оболочка в сохранности, а потерялся колпачок воздушного "соска". В потемках подходим к самому узкому месту пролива Красной Армии. Идем вдоль правого берега, иногда выбираясь на него. Два раза проваливаемся в мокрый снег. Однажды приходиться дергать первый "автопоезд" вторым вездеходом. В 12-м часу ночи, немного отъехав от берега к середине пролива, встаем на ночевку.

http://www.ec-arctic.ru/index.html?news_id=1244
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU