Между Империей и Пустыней. О чем спорили преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.


В Заволжский скит преподобный Нил Сорский принес монашеские правила Афона, где начинал свои подвиги.

Преподобный Иосиф Волоцкий - продолжатель традиции монастырского общежития

Бедной или богатой должна быть Церковь? Спорят об этом очень часто. Даже верующие люди. А уж люди, далекие от Церкви, просто уверены, что золото на куполах, церковная пышность и богатство - это уход от древнего идеала добровольной бедности, и что священник на машине или с мобильным телефоном "не соответствует занимаемой должности".
Нередко кивают на историю - мол, знаем, что в Церкви с давних пор есть стяжатели и нестяжатели и что стяжатели явно победили.

Чтобы точнее узнать, кто такие стяжатели и нестяжатели и какой между ними был спор, мы обратились к профессиональному историку - Николаю Николаевичу ЛИСОВОМУ,старшему научному сотруднику Института российской истории РАН, заместителю председателя Императорского Православного Палестинского Общества.

- Николай Николаевич, о проблемах бедности и богатства размышляли и спорили уже в XVI веке - я имею в виду полемику преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Все знают, что прп. Иосиф представлял позицию "стяжателей", а прп. Нил - "нестяжателей". Но подробности и суть дискуссии не всем известны. Не могли бы вы рассказать, в чем состоял конфликт?

- Думаю, начинать разговор надо с более давних времен и с более принципиального вопроса. В свое время протоиерей Георгий Флоровский одну из интереснейших своих статей назвал "Империя и Пустыня". Так он обозначил главное движущее противоречие в жизни Церкви. Пустыня - это, говоря обобщенно, сфера личностного начала: уединение и молитва, христианский аскетизм, подвиг отшельников, столпников, безмолвников. Империя - это иная сфера, иные формы духовности и подвига: государственными, экономическими, духовными и военными средствами созидаемое и ограждаемое пространство спасения для всех - для всего "крещеного мира", соборный труд и соборный подвиг, духовные и социальные иерархии, православные культура, наука и искусство. Это - литургия в буквальном смысле греческого слова: "общее дело", "общественное служение" во всех областях жизни и деятельности.

Когда Церковь вышла из катакомб (в которых, конечно, не было ни общественного признания, ни его атрибутов: величественных храмов, развитого пышного богослужения - словом, ничего от блеска культуры, от которой, в языческом ее состоянии, как раз и стремились уйти христиане первых веков), она вошла... в Империю. Да, да - в ту самую Римскую империю, которую только что благоустроил, реформировал и укрепил великий император и великий гонитель христианства Диоклетиан. Его преемник, святой император Константин, крестил эту языческую, диоклетианову Империю и ввел в нее Церковь. И со временем Церковь, сохраняя в недрах своих (прежде всего благодаря монашеству) идеалы и ценности Пустыни, начинает, однако, вполне закономерно тяготеть ко второму своему, православно-державному, началу. Император возводит великолепные храмы, его мать Елена едет в Иерусалим, производит раскопки на Голгофе, обретает Гроб Господень. Строится храм в Вифлееме над пещерой Рождества Христова. Когда Константин пишет епископу Макарию, главе Иерусалимской Церкви, о строительстве главного храма всего христианства - храма Гроба Господня, он говорит: ты мне напиши все, что тебе нужно. Нужно золото - сколько нужно золота? Нужны драгоценные мозаики - сколько нужно мозаик? Ни в чем не отказывай себе, ничего не жалей. Юстиниан, когда два века спустя строил Святую Софию в Константинополе, приказал собрать лучшие колонны из древних языческих храмов.

Так в церковной жизни возникают два полюса: святые отцы Пустыни и святые отцы Империи. С одной стороны, для того, чтобы молиться и вступить в духовное единение с Богом, ничего материального не нужно. Даже наоборот, святитель Григорий Палама и исихасты говорят, что все нужно выкинуть - не только из кельи, но прежде всего из ума и из сердца. Не нужны ни великолепная культура, ни книги, даже богословские. Когда есть чисто выметенная храмина, как говорят святые отцы, т.е. когда сердце чисто от всех забот и привязанностей мира сего, тогда в это "пустое" сердце и "пустой" ум сходит Господь. Всякая культура, всякая государственность, всякая пышность, всякое богатство - внешнее по отношению к этому. Даже, как может казаться аскету-ригористу, препятствие на пути к спасению. Это один полюс.

Но с другой стороны, для того, чтобы святые отцы на Афоне, на Синае, в пустынях Палестины или Египта предавались аскетическим подвигам и богословским созерцаниям, нужны мощные государственные структуры, которые бы их элементарно охраняли. Нужна Империя. А по мере того, как Церковь проникалась Империей, она приобретала все больше внешнего блеска, имений и богатств. Несколько огрубляя, уже в российских реалиях: когда в 1922 году большевики производили изъятие церковных ценностей, оказалось, что почти в каждом храме есть если не несколько килограммов золота, то около пуда серебра.

Мы ведь красотой воздаем Богу, красотой молимся, красотой жертвуем Господу. Для чего Соломон построил храм? Почему Юстиниан, когда построил Святую Софию, пошел и воскликнул: "Я превзошел тебя, Соломон!" Это ведь не просто так, состязание двух богатых. Это еще и степень - да, и материально тоже - воздаяния, Евхаристии (в переводе с греч. - "благодарения") со стороны человека Богу.

- А нужно ли это Богу? Зачем Церкви обременять себя дорогими вещами?

- Есть христиане, искренне верующие и православные, которые говорят: мне ничего не нужно. Вот единственная книга - Евангелие, и, кроме Евангелия, мне ничего не надо, хоть сожгите, хоть продайте, хоть бедным раздайте. А другие, не менее искренне верующие и не менее православные, говорят: нет, нужны и книги умные, чтобы создавать и двигать вперед богословскую науку, нужны и сияющие храмы, которые преображали бы скудость и обыденность окружающего мира. Люди все лучшее несут в Церковь. Андрей Рублев пишет великолепные иконы и фрески, сам оставаясь нестяжателем-иноком, ничего не имея. Это и есть работа души - отдавать. Я уж не говорю о такой тонкой вещи, что в русском языке слово "богатство" прямо связано с корнем "Бог". И в истинном смысле богат лишь тот, в ком Бога много.

Что плохого в камне рубине? Что плохого в слитке золота? Греховность в нас, в нашем отношении к вещам. Оно может быть неправедным и у богатых, и у бедных. Даже в понятие социальной справедливости легко привносится элемент греховности. Почему ты богатый, а я бедный? Я тебя убью, ограблю и тоже стану богатым - многие уголовники начинают с этого уравнительного принципа. Хотя, безусловно, богатство дано человеку не для того, чтобы его под себя грести, а для того, чтобы им делиться. Именно поэтому верующие и несут все самое лучшее и дорогое в Церковь. Церковь ведь для всех. Церковь и есть то богатство, что не для нас, а для Бога.

Это и было нервом дискуссии на рубеже XV и XVI веков. Церковь, живущая и совершающая свое спасительное делание внутри государства, естественным образом подчиняется государственным законам. В том числе законам собственности. В России в государственных масштабах развивалось крепостное право - просто по мере того, как развивалась собственность. Если тебе дарят или оставляют по завещанию землю, угодья, села, ты становишься собственником земли, и если на этой земле живут крестьяне, значит, они становятся феодально тебе подчиненными, независимо от твоего гуманного или негуманного к ним отношения.

Уже в Киево-Печерском патерике мы читаем, что князь подарил Антонию Печерскому гору, в которой пещеры. Подарил гору, значит, она стала собственностью монастыря. Потом князь умирает, что-то завещает монастырю. Во всех духовных грамотах князей и бояр что-то обязательно завещается храмам и монастырям. Монастыри богатеют, храмы тоже. Особенно монастыри. Потому что, естественно, монастыри были оплотом духовности. Все туда ходили на покаяние, для отпущения грехов. И все охотно - охотно! - жертвовали и оставляли по завещанию.

- Что значит "села принадлежали монастырям"? Что крестьяне этих сел весь урожай отдавали монастырям?

- Нет, конечно. Была феодальная рента. То же самое феодальное право, как и везде в то время. Иногда - и даже как правило - рента более умеренная. Помещики могли требовать больше, а монастырь меньше. Но в принципе для монастырей были те же правила пользования имуществом, пользования землей и в том числе землями населенными.

Спор, с которого мы начали разговор, шел именно о населенных землях. А не о том в принципе, что вообще никакого имущества не надо.

Тут надо сразу сказать: что касается самих преподобных Нила и Иосифа, то никакой вражды, никакой полемики между ними никогда не было. Были разные типы монастырского устроения, в том числе различные способы управления монастырской собственностью. Преподобный Иосиф является наследником и наиболее ярким выразителем традиции русского общежительного монастыря. Общежительного - т.е. все общее, всем распоряжается только настоятель монастыря, у себя в келье иноку даже иконы своей не дозволено иметь. Настоятель благословил - у тебя икона. Настоятель увидел, что у тебя худая одежда, - благословил новую. Ничего своего. В этом, на самом деле, и состоит истинное нестяжание. А те, кого нестяжателями называют, имели в виду жизнь в "идиоритме" (так греки обозначали обитель, живущую по собственному, необщежительному уставу). Таково, в частности, скитское жительство. Преподобный Нил Сорский начинал свои подвиги на горе Афон и оттуда принес "скитское правило". А что такое скит на Афоне? Это маленький монастырек, который существует на территории другого монастыря, владетельного, и в юридическом смысле подчиняется ему, но в общем-то живет сам по себе. Каждый монах здесь имеет право и запасы свои держать, и книги свои иметь. Преподобный Нил Сорский, как вы помните, был большой книжник.

Устав Иосифа Волоцкого - это устав сергиевской школы. От самого преподобного Сергия устава не сохранилось, самый древний русский устав, который мы знаем, - это тот, который записан прп. Иосифом. По нему потом равнялись все русские монастыри. И он абсолютно нестяжателен для всех обитателей монастыря. Наоборот: хочешь быть монахом - все отдай, нагишом приди в монастырь, тебе игумен выдаст и штаны, и рубаху, и миску для каши. У тебя теперь своего ничего нет, будь ты прежде боярин, будь ты крестьянин. А принадлежит все монастырю, в том числе и земля, и села.

- Вели ли монастыри социальную деятельность? Как, например, они организовывали жизнь принадлежащих им сел?

- В древнерусских кормчих, восходящих к византийской церковно-юридической практике, в одном из толкований сказано: "Церковное богатство - нищих богатство". Как можно представить модель деятельности основанного прп. Иосифом Успенского Волоколамского монастыря? Это система концентрических кругов. Самая сердцевина - непосредственно монастырь, огражденное место с храмом в центре, куда не только окружающие верующие - даже сами иноки приходили лишь для того, чтобы молиться и каяться в своих грехах - это самое важное служение для всей округи. Второй круг - монастырь берет на себя всю просветительскую работу, организует школы. Третий круг - это обширная развитая система благотворительных учреждений: богадельни для бездомных и нищих, сиротские приюты, сиропитательницы (вроде современных столовых для бомжей). В условиях голода, неурожая монастырь кормит всю округу. И наконец, круг четвертый, самый пространный: экономическая сфера - крупная феодальная вотчина со всеми "тянущими" к ней, как тогда говорили, селами, деревнями, мощная школа хозяйствования и возделывания земель. В этом, последнем, пункте - Иосиф тоже наследник древней, Сергиевой традиции.

- А преподобный Нил считал, что Церковь не должна этим заниматься?

- Преподобный Нил считал, что дело монаха - кормиться трудом своих рук, а более всего - сидеть в келье и молиться. Он не отрицал полностью благотворительности, но суживал ее до минимума, исключающего какие-либо социальные и церковно-государственные программы. Вот у меня есть кусочек хлеба, я могу лично поделиться своим куском хлеба со своим соседом. Но иметь специально резерв, запас - на случай войны, или голода, или общественных потребностей - это не мое служение, мне это не должно приходить в голову...

А Иосифу Волоцкому приходило это в голову. Были, конечно, и в его время обители с малочисленной братией, безземельные (или почти безземельные) и, соответственно, бедные. Такие (они составляли до 20%) сами вынуждены были перебиваться милостыней. Но требовать, чтобы все монастыри превратились сознательно и добровольно в убогие и нищие? Наиболее древние и духовно влиятельные монастыри являлись не только крупными и богатыми вотчинниками и владельцами, но и держателями национального достояния. Этому, кстати, в предшествующие столетия способствовало монгольское иго. Монголы обложили князей огромной данью, а монастыри, Церковь не тронули. Монастыри оказались хранителями и собирателями не только национального сознания, но и народного достояния. В отличие от купцов, которые, скажем, могли всю жизнь копить деньги, а потом в одну ночь в карты проиграть или на свечке сжечь, монастыри это достояние сохранили - до самого Петра Великого, до самой Екатерины, до большевиков...

Была у монастырей и еще одна функция: в условиях войны Церковь не только духовно, но и материально помогала государству. Возьмем, например, 1612 год, освобождение от поляков - церковные пожертвования были одним из основных источников финансирования ополчений. А в поход на Москву ополчение Минина и Пожарского двигалось от Троице-Сергиевой лавры. Я не говорю уже о том, что Троице-Сергиева лавра перед этим полтора года выдержала осаду. Поляки ее осаждали, но так взять и не смогли: в Кремле были поляки, а в Троице-Сергиевой лавре никогда не были. Так же потом было - я нарочно перескакиваю века - во время Крымской войны, когда англичане бомбардировали Соловецкий монастырь, хотели захватить - и монахи отбились. Т.е. монастыри были не только твердынями веры, но и - это тоже социальная функция! - твердынями-форпостами. Новодевичий монастырь, Донской и другие древние монастыри Москвы - какие мощные башни, целые крепости! Точно так же Псково-Печерский монастырь, северные наши монастыри... Военная функция Церкви тоже очень древняя - со времен Димитрия Донского.

Наконец, когда нужно было государству, государство конфисковывало церковную собственность. Тенденция эта проявилась очень рано - еще с Ивана III, как раз с того времени, о котором мы говорим, - времени прп. Иосифа и прп. Нила. Потом она продолжалась при Иване Грозном, потом Петр I радикальным образом ее ужесточил, когда, вы помните, приказал колокола на пушки переливать.

Впервые эта коллизия обозначилась в эпоху Ивана III. Государство в лице князей московских, а потом и царей, стало косо посматривать на церковные владения и говорить: а не использовать ли нам этот еще не востребованный ресурс, современным языком говоря? Идея национализации монастырской собственности носилась в воздухе. Вместо древнего боярства в Московской Руси нарождается - и насаждается - дворянство. А как создавать дворянство, новую элиту? Помещиков надо куда-то помещать. И кажется очень соблазнительным отобрать великолепные и, как правило, очень хорошо возделанные монастырские земли... Хозяйственное освоение было прекрасное, и ведь монахи, как вы у Ключевского можете прочитать, именно туда шли, куда никто не шел: в леса, за Волгу, до Урала, на север до Соловков - и осваивали пространства, и выкорчевывали леса, сеяли хлеб, на Соловках виноград пытались растить... Как же не использовать эту благодатную, совершенно уже освоенную хозяйственную территорию? Но национализацию нужно было как-то обосновать идеологически, богословски. Перед глазами пример так называемых заволжских старцев: они сел не имеют, хозяйства не ведут, живут по лесам, в скитах, как птицы небесные, не жнут, не сеют, Господь питает. А ну как противопоставить их "нестяжательные" пустыньки большим владетельным монастырям, которые были одной из основ национальной экономики?

- Заволжские старцы - это сторонники преподобного Нила Сорского? Сколько их было - несколько скитов?

- Из источников известен только один скит как таковой - Нила Сорского. Малая приписная пустынь при большом многовотчинном Кирилло-Белозерском монастыре... Другие его единомышленники жили не в скитах, а в обычных монастырях. Но обобщенно, по географическому, а не каноническому признаку, говорят: "заволжские старцы". Движение - идейное - действительно было. Мы говорили выше о "святых отцах Пустыни". Они, безусловно, пользовались - и в древнехристианском Египте, и на Руси - большим авторитетом в силу личной святости. Но миф о вражде и соперничестве заволжцев и иосифлян - порождение более поздней эпохи. Преподобные Иосиф и Нил никогда между собой не враждовали, более того - они дружили. Иосиф своих иноков, чтобы научить их "умной молитве", посылал в скит к Нилу Сорскому. Нил Сорский переписывал книгу Иосифа Волоцкого "Просветитель". Древнейший список "Просветителя", который до нас дошел, наполовину написан рукой самого Нила. Как же говорить о какой-то вражде?

И по сути никакой вражды быть не могло, потому что устав Иосифа совершенно коммунистический в смысле имущества, там у монахов ничего своего нет. Какие "стяжатели - нестяжатели"? И те и другие нестяжатели. Вопрос только в отношении к доставшемуся от народа, от людей церковному достоянию, в формах управления им.

Когда в 1503 году собрался Собор в Москве по этому поводу, Иосиф на нем и выступил с формулировкой, что церковное стяжание (или церковное имущество) - Божие есть стяжание и не подлежит отчуждению ни на какие мирские нужды и требования... Нила Сорского и никого из заволжских старцев на Соборе не было.

- То есть на Соборе не было двух разных конкурирующих "экономических программ" Церкви?

- Нет. Реально спор был между государством и Церковью. И преподобный Иосиф в тот момент сумел отстоять церковное достояние.

Но время шло, умер Нил Сорский (в 1508 году), умер Иосиф Волоцкий (в 1515 году), остались ученики у того и у другого, остались бояре недовольные: знаменитый опальный фаворит Василия III боярин Вассиан Патрикеев и другие. И вот они, уже во втором поколении - инициатива исходила от так называемых идеологов нестяжательства во главе с Вассианом Патрикеевым, - начали создавать легенду о "нелюбках", как тогда говорили, то есть о разногласиях старцев Иосифовых и старцев Ниловых. Само слово "нестяжание" прозвучало, кстати, впервые из уст Вассиана на суде над ним в 1531 году.

Привлекли к суду и Максима Грека - не из-за одних, правда, "сел", но и "похуление русских монастырей" входило в обвинение. Преподобный Максим Грек приехал в Москву с Афона в 1518 году. Жизни московской он не знал, языка русского на первых порах не знал. А интеллигентские круги его вовлекают в обсуждение: мол, у нас горячая тема - нестяжательство. А вот скажи-ка, Максим, как у вас там в святой горе Афонской, что, действительно монастыри имеют села? Максим говорит: нет, не имеют. Что, действительно монастыри крестьян имеют? Нет, не имеют. Ну ты, Максим, напиши, что вот так и должно быть. Максим пишет.

А на самом-то деле что? Можно на источниках показать, что если аргументация Вассиана не обходилась без лукавства и натяжек, то преподобный Максим не всегда точно переводил и толковал для него термины канонов. Во-первых, знает византийская, в том числе афонская, правовая и хозяйственная практика и "монастырские села", и монастырское богатство. Во-вторых, реалии Руси и Святой Горы несопоставимы. Допустим, у афонских монастырей нет сел. Но ведь их на Афоне и вообще нет! На Афон и женщинам запрещено ступать. Давайте провозгласим, что в Московское княжество женщинам запрещено входить! Афон - это монашеская республика, которая живет и должна бы в идеале жить исключительно молитвой, не участвуя ни в каких мирских - в том числе державных - делах.

То есть говорить надо не о расхождениях и спорах преподобных Иосифа и Нила, а о полемике отдельных, пусть и влиятельных, представителей боярской оппозиции против учения и обычая Русской Церкви. Что такое Вассиан Патрикеев? Исихаст и подвижник? - Недовольный опальный боярин, которого заставили постричься в монахи. И таких тоже было немало. И при Иване III, и особенно потом при Иване Грозном многие князья и бояре, чтобы избежать репрессий, постригались в монахи. "Нестяжатель" следующего призыва, старец Артемий, автор "Прения с Иосифом Волоцким" (1551) - своеобразного "катехизиса нестяжателей", тот и вовсе кончит свою богословскую и церковно-административную карьеру (Грозный назначил его, было, игуменом Троице-Сергиева монастыря) бегством в Литву - путь Курбского и Отрепьева, изменников и отступников...

Иными словами, Вассиан Патрикеев и вся так называемая "идеология нестяжательства" - это не более чем духовная и интеллектуальная провокация опальной элиты. Основанная притом именно на греховном отношении к церковному достоянию. А великие церковные деятели всего XVI века, помощники и сподвижники великих князей и царей в созидании Святой Руси, они все вышли из "иосифлян", учеников прп. Иосифа Волоцкого, - митрополит Даниил, святитель Макарий...

- Можно ли сказать, что Церковь пошла по пути прп. Иосифа?

- Безусловно. Хотя точнее сказать, что она сохранила традицию, ведь какого-то особого "пути Иосифа Волоцкого" не было. Это была норма. Путь Иосифа Волоцкого - это путь Феодосия Печерского, Сергия Радонежского и Пафнутия Боровского. Это единый путь, и Церковь продолжала идти по этому пути. Заволжские старцы с точки зрения их отношения к монастырскому землевладению - одно из проявлений исконной вековечной борьбы Империи и Пустыни. Пустыня, как Солнце, знает свои протуберанцы - своеобразные всплески монашеской антисоциальной активности.

- То есть вы считаете, преподобный Нил и заволжские старцы говорили только о своем ските? Они не призывали всю Церковь к уходу в пустыню?

- Нет, никогда. Повторяю, на уровне поколения самого Нила и самого Иосифа между ними никаких трений, никаких проблем не было. Это два пути одной святости. Да, один в основном сидел в своей келье, молился и писал книги. А другой, помимо того что тоже писал книги - про Иосифа не скажешь, что он не писал, - еще разрабатывал систему монастырского, в том числе социального делания, которая не может не быть основана на материальном достатке. Либо ты сидишь в уединенной келье и предаешься только молитвенному подвигу. Либо работаешь, хозяйствуешь, преображаешь мир - тоже по Божией заповеди. Если ты хочешь жить в истории, жить в России и стараешься, чтобы православная Россия была Третьим Римом, преемницей Византийской Православной Империи, ты должен работать. Это невозможно без созидания - в том числе материальных благ.

http://www.nsad.ru/articles/mezhdu-imperiej-i-pustynej

Комментарии участника: Валерий (26)

Всего: 26 комментариеввсе комментарии ( 57 )
#1 | Валерий | 27.08.2013 04:15
  
-5
Позвольте спросить: «Зачем?» Зачем упрощать спор между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким и сводить его к одному вопросу: «Бедной или богатой должна быть Церковь?»
Предметом спора был не один вопрос, вопросов было несколько. Если иосифлянская церковь сама "давалась" в руки государства для того, чтобы самой выступать во всеоружии государственного могущества, то нестяжатели , наоборот, требовали решительного разделения власти светской и церковной, чтобы грехи светской власти не падали на власть церковную. Решительно расходились нестяжатели с иосифлянами в вопросе по отношению к еретикам, утверждая , что иосифляне в своей борьбе с "жидовской" ересью сами становились жидовствующими "субботниками". Их гуманность по отношению к еретикам было признанием начала религиозной свободы. Если иосифляне давали царю право казнить еретиков, то нестяжатели считали , что "царем и великим князем достоит дела делати милосердно". Нестяжатели стояли на позиции подчинения царя началу законности: "Всякий царь да покоряет царство свое истине закона своего". Нестяжательская правда придерживалась мнения о необходимости ограничить самодержавие некоторым народным "советом". Это обстоятельство делала нестяжателей сторонниками семибоярщины, что лишало их популярности…
.
#4 | Валерий | 29.08.2013 13:16 | ответ на: #3 ( Александр ) »»
  
0
Может быть, стоит вспомнить дворцовые перевороты и убийство царей и снять глянец с российской монархии?
#6 | Валерий | 29.08.2013 13:33 | ответ на: #2 ( Владимир Воробьев ) »»
  
0
"Мы знаем четыре ответа на вопрос, как представлялось подобное "государство правды" в широких русских народных воззрениях на политический мир: 1) идея православной правовой монархии; 2) идея диктатуры; 3) идея казацкой вольницы; 4) идея сектантского понимания государства. Мы увидим, что все они, будучи глубоко народными, очень сильно отличались от политических воззрений иосифлянства."

Н.Н. Алексеев
РУССКИЙ НАРОД И ГОСУДАРСТВО
http://www.pereplet.ru/history/Author/Russ/A/Alekseev/nar_stat.html
#7 | Валерий | 29.08.2013 13:40 | ответ на: #5 ( Борис Шварев ) »»
  
0
Английская аристократия первой приняла принципы правовой монархии и расплатилась малой кровью.
#9 | Валерий | 29.08.2013 14:08 | ответ на: #8 ( Борис Шварев ) »»
  
-3
Вспомним, что пишет летописец в истории А.К. Толстого

Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избрать,
Тут Минин и Пожарский
Скорей собрали рать.

И выгнала их сила
Поляков снова вон,
Земля же Михаила
Взвела на русский трон.

Свершилося то летом;
Но был ли уговор —
История об этом
Молчит до этих пор.

Михаил Романов был юношей семнадцати лет. Отец его был митрополитом, а, вернувшись из Польши, сделался патриархом всея Руси. Михаил был выбран при мощной поддержке казаков. Вряд ли казаки были заинтересованы, чтобы царем была избрана сильная личность. Поддерживая Михаила, они надеялись, что при молодом царе им легче будет сохранить свои казачьи привилегии. Следует так же отметить, что правление Романовых начиналось с детоубийства. При большом стечении народа состоялось повешение четырехлетнего Ивана, сына Марии Мнишек. Романовы начинали с Ипатьевского монастыря и с казни сына Марии Мнишек - четырёхлетнего мальчишки, а закончилось всё подвалом Ипатьевского дома…
Спустя 300 лет после восшествия на престол первого из династии Романовых последние из его потомков погибнут в подвале дома Ипатьева. И вновь это будут невинные дети...
Проклятие Марины Мнишек, матери казненного ребенка, исполнилось через века…
#12 | Валерий | 29.08.2013 15:48 | ответ на: #10 ( Борис Шварев ) »»
  
0
Будьте скромнее и не надо считать себя великим знатоком Библии и Церковного Учения. Библия и Церковное учение не отменяет такую науку как история.
Прошу объяснить мне – если не было никаких проблем, то почему сторонник нестяжателей Максим Грек попал в темницу Волоколамского, т. е. "иосифлянского " монастыря?
#14 | Валерий | 29.08.2013 21:52 | ответ на: #13 ( Борис Шварев ) »»
  
0
Есть такая нехорошая наука как история. А она, например, говорит, что Екатерина 2 пришла к власти, убив мужа. Вас этот факт совершенно не интересует, потому что этот факт нельзя найти в Библии.
Готов согласиться с Вами - историю Государства Российского писали масоны.
Только не надо забывать о том, что Петр Первый, отменив патриаршество, заменил его «полумасонским» Синодом с гражданским чиновником во главе.
#15 | Валерий | 29.08.2013 22:22
  
0
Господа оппоненты! Автор темы не ответил мне на мой вопрос о Максиме Греке.
Видимо он руководствуется принципом: Вы желаете поставить меня в тупик своими вопросами, я же поставлю Вас в тупик своим ответами.

Может ли кто-нибудь из вас объяснить мне – если не было никаких проблем, то почему сторонник нестяжателей Максим Грек, один из умнейших богословов своего времени, попал в темницу Волоколамского, т. е. "иосифлянского " монастыря?
#16 | Валерий | 30.08.2013 00:46 | ответ на: #11 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Сергей, признаюсь, конструктивного зерна в Вашем предложении я не разглядел.
Что мешает Вам без предварительных условий дать мне конструктивный ответ на мое сообщение №1?
Заодно объясните мне, почему в 1917 г. на Святой Руси не оказалось Минина и Пожарского, способных "поправить" царский трон и почему православные Руси поддержали, пусть с оговорками, но поддержали, безбожников-большевиков? Модно говорить о засилье евреев. Почему тогда православные слушали еврея Троцкого, но не пожелали слушать евреев Мартова и Гершензона?
#21 | Валерий | 30.08.2013 05:57 | ответ на: #18 ( Фокин Сергей ) »»
  
1
Сергей! В своем монологе я задал конкретный вопрос ««Зачем?»
Зачем упрощать спор между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким и сводить его к одному вопросу: «Бедной или богатой должна быть Церковь?» Ответа на свои вопросы я не получил.
А как объяснить тот факт, что сторонник нестяжателей Максим Грек, один из умнейших богословов своего времени, попал в темницу Волоколамского, т. е. "иосифлянского " монастыря? Значит, было за что сажать.

Вы признались, что плохо знаете историю. Позвольте напомнить Вам, что задолго до Р.Х,
древнегреческий ученый Аристотель был воспитателем Александра Македонского.
Он учил Александра каким должен быть хороший царь. Аристотель никогда не лебезил перед Александром и имел мужество говорить ему правду, не всегда приятную. Идеи Аристотеля были настолько сильны, что его труды изучали христианские богословы, в том числе и православные. Московскому книжному человеку не были чужды идеи правовой монархии: «да покориться царь закону царства своего!» Однако русская история пошла по пути «Лучше грозный царь, чем семибоярщина». Победа большевиков опиралась не на учение Карла Маркса, а на старую русскую правду. Именно в жестокости большевиков народ увидел старую знакомую власть. Лозунги белых за Учредительное собрание остались для народа непонятной барской затеей.
#27 | Валерий | 30.08.2013 12:39 | ответ на: #17 ( Георгий Сергеевич ) »»
  
-1
Следует отметить, что московская монархия, в той форме как она сложилась, с одной стороны ( по религии) была наследницей Византии, а с другой стороны (по праву) была наследницей ордынского хана. Так что говорить об идеале нельзя
#28 | Валерий | 30.08.2013 13:15 | ответ на: #26 ( Фокин Сергей ) »»
  
-1
Много слов, но нет ответа на вопрос: «О чем спорили преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский?»
#31 | Валерий | 31.08.2013 01:13 | ответ на: #29 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Русский религиозный философ Вл. Соловьев отмечал в свое время, что христианская этика требует прежде всего недовольства собою и стремления к совершенству. Византийское же общество, по словам философа, вопреки всем бедам пребывало в неизменном самодовольстве, не ведало самокритики и отнюдь не стремилось согласовать действительный общественный строй с идеалом добра. После падения Константинополя это самодовольство перекочевало и в Московскую Русь, в «Третий Рим». Если религиозные деятели ХI-ХIV вв., часто осуждали князей за неправедные поступки, то в XV-XVI вв. усиливается позиция тех представителей церкви, которые считали, что будто государство правды уже создано на земле.

Известно, что в русской церкви ХV-ХVI вв. существовали и силы, протесто-
вавшие против одной лишь обрядовой, внешней набожности, люди, утверждав-
шие, что внутреннее благочестие важнее внешнего. Таковы были заволжские
старцы во главе с Нилом Сорским, таких взглядов придерживался прибывший в
Россию в царствование Василия III Максим Грек. Это течение не сумело оста-
новить победного шествия иосифлянства. Церковь отдала себя во власть государства.
#32 | Валерий | 31.08.2013 01:43 | ответ на: #30 ( Aнна ) »»
  
-1
Как известно, на вопрос «Надо ли платить подать Кесарю?» Христос ответил: «Отдайте Кесарю – кесарево», а потом добавил: «А Богу – Богово».
Не дело Кесаря спасать грешные души своих подданных.
Поэт А.К. Толстой считал: «что коль они исправно платят подать, То этого довольно королю…»
#33 | Валерий | 31.08.2013 02:18
  
-1
В рамках этой темы позвольте задать вопрос: «Почему митрополит Филипп отказал в благословении царю?»

Митрополит Филипп, не прибегая вначале к открытым выступлениям против опричнины, посылал Ивану Грозному увещевательные письма, в которых призывал царя смириться и одуматься. Государю надоели эти послания. Царь стал называть Филиппа Филькой, как в народе величали простаков или простофилей. Письма от митрополита царь с издевкой именовал «Филькиными грамотами» – пустыми, ничего не значащими бумажками. Церковь, которая сделала очень многое для возвышения царской власти, сама стала жертвой самодержавной власти.
Если ранее великий князь должен был делить власть с боярами и с церковью, то Иван Грозный считал, что у него есть только права и никаких обязанностей перед поданными. Он считал себя ответственным только перед Богом. Кстати, церковь дала Кесарю право наказывать еретиков. Так что митрополит Филипп, отказавшийся благословить Кесаря, был для царя простым еретиком…


Главный вопрос революции – это вопрос о земле. Крестьянин долго наделся, что царь поймет их беды и по-новому поделит землю, отобрав часть земли у служивого сословия. Ожидание затянулось. Крестьянство заволновалось, и к началу 20-го века монархия потеряла свою главную опору и была обречена. На политическую арену вышли большевики, которые пообещали дать крестьянину землю. Пообещали и загнали крестьян в новое крепостное право. Тот земной рай, который обещали создать большевики, не нуждался в помощи Бога – он строился целиком на основе партийных резолюций.
#35 | Валерий | 31.08.2013 09:54 | ответ на: #34 ( Aнна ) »»
  
-1
В реальной жизни вера в Бога, зачастую подменялась верой в доброго идола.
Один из поэтов, который принял Революцию, очень скоро понял, что Христа за идеями Революции нет:

Наш дух средь добрых идолов затерян,
Мой Бог живой, к Тебе взываю я,
Лишь по Тебе тоска томит меня,
Уже я добрым идолам не верю…

Позвольте задать конкретный вопрос: лично Вам нужна помощь кесаря?
Если Вы считаете, что для спасения вашей души нужна помощь кесаря, то тогда Вы должны признаться, верите ни в Бога, а в идола.
Если с Богом мы советуемся, то идол, даже самый добрый, требует подчинения.
Во всяком случае, первые христиане прекрасно обходились без помощи кесаря.
#38 | Валерий | 31.08.2013 18:06 | ответ на: #36 ( Aнна ) »»
  
-1
Возлюбленный ученик Христов Иоанн любовно предостерегал духовных чад своих: дети, храните себя от идолов (I Иоан. 5, 21). И это изрек он, конечно, и для всей церкви на все ее времена. Всегда подстерегает нас опасность идолопоклонства, хотя самые идолы и меняются в истории. Идолопоклонство связано с затемнением церковного сознания и изменою высшим и безусловным ценностям ради относительных и условных, смешением временного и преходящего с пребывающим и вечным.

Сергий Булгаков. Из речи, произнесённой на первом всероссийском съезде духовенства и мирян 2-го июня 1917 года в Москве
#39 | Валерий | 31.08.2013 18:13 | ответ на: #37 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
Только не надо воинствующего безбожника Ленина записывать в протестанты.
Протестанты все же живут под страхом Божьего суда.
Для безбожника Ленина этот суд был "опиумом для народа".
#41 | Валерий | 31.08.2013 20:00 | ответ на: #40 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-2
Слово «протестантизм» имеет конкретное значение.
Папство в лице Александра VI Борджиа и ему подобных не могло не дискредитировать церковь в глазах верующих. Настал момент, когда больше невозможно было прощать формальным служителям Бога их человеческие слабости и пороки. Церковь с такими священнослужителями сделалась неприемлемой для самих верующих. Но для того, чтобы посягнуть на порядки, освященные традицией пятнадцати веков, требовалась прямо-таки невероятная сила внутреннего убеждения. И тот факт, что Лютер на это решился, то, что его примеру последовали миллионы других, свидетельствует о том, какого накала достигли тогда религиозные чувства у большинства европейцев.
Первым протестантом был Ян Гус - проповедник и глава Пражского университета. Ян Гус был сожжен на костре. В костер был брошен и главный труд его жизни – Библия, переведенная на чешский язык. Легенда гласит, что Ян Гус перед смертью предсказал появление реформатора, чьи начинания уже не будут уничтожены, сказав: «Я –то Гусь, а за мной придёт Лебедь!»
#43 | Валерий | 01.09.2013 01:42 | ответ на: #42 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
А что Вы думаете по поводу реформ Никона, которые стали причиной раскола церкви и жестокого преследования староверов? Староверы не выдумывали двуперстие, оно пришло на Русь с Византии. Почему же староверческое двуперстие было объявлено «арменской ересью», хотя сами армяне крестятся тремя перстами?
Позвольте заметить, что кардинал Ришелье, занимая важный пост в католической церкви, будучи министром Франции, не преследовал гугенотов по религиозным мотивам. К сожалению, в России не оказалось личности подобной кардиналу Ришелье.
#45 | Валерий | 01.09.2013 08:40 | ответ на: #44 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
Можно получить лаконичный ответ на конкретный вопрос:
Почему русское общество, которое почти безропотно переносило террор Ивана Грозного оказало отчаянное сопротивление некоторым нововведениям в церковной литургии и богослужебных книгах в годы царствования Алексея Михайловича?
И как понять фразу: Про старообрядцев Отец Небесный Ныне Говорит: Это не Церковь?
А что тогда существовало на Руси до реформ патриарха Никона и кем были те русские воины, которые уходили на Куликовскую битву, осеняя себя двуперстным знамением?
#47 | Валерий | 01.09.2013 12:11 | ответ на: #46 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-2
Я просил дать лаконичный ответ, а у Вас, как всегда, слишком много слов и мало конкретной информации.
В течение многих веков со времен св. Владимира, многие поколения русских людей исполняли обряды определенным образом, крестились двумя перстами, и вдруг оказалось, что все это они делали ошибочно неправильно, а что правильно делали только греки. Если возникла необходимость в проведении реформ, то нельзя было проводить ее в приказном порядке, как это делал Никон. И, уже совсем нельзя, проводить реформу, угрожая суровыми пытками и казнями.
Против реформ патриарха Никона выступили монахи Соловецкого монастыря. Царские полки усмиряли мятежный монастырь ни один год. Одна из причин восстания яицких казаков тоже связано с отказом казаков в приказном порядке принять новые обряды. О подобных событиях истории надо знать.
#50 | Валерий | 04.09.2013 15:01 | ответ на: #49 ( Александр ) »»
  
0
Я не против шуток. Упоминание папы римского в этой теме я могу считать не очень удачной шуткой. Спор между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским проходил в рамках русского православия. Папе римскому вступать со мной спор нет необходимости. А вот Вам, если Вы не согласны со мной, почему бы не доказать свою правоту?
#52 | Валерий | 04.09.2013 17:13 | ответ на: #51 ( Борис Шварев ) »»
  
-1
Вы способны вместо многословных постов дать конкретный ответ на вопрос: почему сторонник нестяжателей Максим Грек, один из умнейших богословов своего времени, попал в темницу Волоколамского, т. е. "иосифлянского " монастыря?
А идеи нестяжателей не исчезли из русской жизни. Без них не была бы возможна великая русская культура.
#54 | Валерий | 05.09.2013 00:44 | ответ на: #53 ( Роман А. ) »»
  
-1
Но если под видом "нестяжателей" скрывались многие представители недобитой ереси жидовствующих, значит, Максим Грек, который попал в темницу Волоколамского, т. е. "иосифлянского " монастыря тоже был сторонником жидовствующих? Позвольте узнать – а кем был митрополит Филипп, которого опричники, вооружившись метлами, выгнали из Храма?
#56 | Валерий | 05.09.2013 03:59 | ответ на: #55 ( Роман А. ) »»
  
0
Но, если Николай Михайлович Карамзин, вспоминая митрополита Филиппа, лжет и только на страницах замечательной книги Манягина, можно узнать правду, то почему до сих пор не запретят Карамзина и не оставят одну книгу Манягина?
А что Вы скажите сказать про Максима Грека? Был он заключен в темницу монастыря или нет? Если – да, то за что? Неужели за то, что поддерживал жидовствующих?
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU