7-е марта 2012г. Среда 2-й седмицы Великого поста.





7-е марта 2012г.
(23.02.2012 г. по ст.с.)

среда 2-й седмицы Великого поста.
Глас 5-й.

Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167).
Прп. Поликарпа Брянского (1620-1621).
Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V).
Прп. Александра монаха, первоначальника обители "Неусыпающих" (ок. 430).
Прп. Моисея Белозерского.
Прп. Горгонии, сестры свт. Григория Богослова ( Греч. ).
Прп. Дамиана Есфигменского ( Греч. ).
Новомч. Дамиана, инока Афонского (1658) ( Греч. ).
Новосщмч. прот. Николая Дмитрова.


Литургия Преждеосвященных Даров.
На 6-м часе: Ис. V, 16–25. На веч.: Быт. IV, 16–26. Притч. V, 15 – VI, 3. Предтечи: 1. Ис. XL, 1–3, 9; XLI, 17–18; XLV, 8; XLVIII, 20–21; LIV, 1; 2. Мал. III, 1–3, 5–7, 12, 17–18; IV, 4–6; 3. Прем. Солом. IV, 7, 16–17, 19–20; V, 1–7.

Трапеза
Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.








Святитель Поликарп, епископ Смирнский



Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 80 г., жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой. После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол. Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие. В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос. Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец. Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями), он писал святому Поликарпу: `Как кормчим нужны ветры или обуреваемому - пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога`. На Римский престол вступил император Марк Аврелий (161 - 180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа - `отца всех христиан` и `совратителя всей Азии`. В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в `Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам` - одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память. Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит Евсевий в `Церковной Истории` (V, 20): `Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, - обращается святой Ириней к своему другу Флорину - ...Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, - мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, - то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: `Боже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить`. При жизни святитель написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его Послание к Филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за Богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.




Кондак, глас 1:

Плоды словесныя Господеви принося Поликарпе мудре, добродетелей жертвы, темже и от Бога достоин иерарх прославился еси. Сего ради днесь просвещшеся твоими словесы, воспеваем твою достохвальную память, славяще Господа.







Память преподобного Поликарпа Брянского

Память 23 февраля (по ст.ст.)




У Святого Спаса во Брянске, по выражению народному, или, точнее сказать, в Брянском Преображенском соборе, с левой стороны, почивают под спудом мощи преподобного Поликарпа, строителя того собора, бывшего до 1764 года монастырским храмом.

Письменного жития преподобного Поликарпа не сохранилось. Нет бесспорных сведений и о времени основания Преображенского Поликарпова монастыря в Брянске, упраздненного в 1764 году. В описи монастырей 1662 года монастырь сей именуется Спасским, или Поликарпа чудотворца. Следовательно, около половины XVII века преподобный Поликарп был уже прославленным святым Русской Церкви. Посему наиболее вероятным следует признавать, что названный монастырь основан не позднее XVI века. Затем сохранились достоверные известия об особенном усердии к этому монастырю со стороны князей Барятинских, князя Даниила Афанасьевича и брата его Алексея, построивших в XVII веке в Спасском монастыре каменный храм во славу Рождества Богородицы. Из самого же расположения семейства князей Барятинских к тому монастырю местное предание заключает, что и строителем монастыря был один из членов этого княжеского семейства. Таковым почитается именно небезызвестный в письменных памятниках XVI века воевода князь Петр Иванович Барятинский. Он занимал почетные места и в гражданском управлении, и в военных походах, но по своему строгому пониманию чувства долга и чести возбудил нерасположение к себе со стороны искателей славы, не по заслугам и подвергся опале. Потомок святого Михаила Черниговского и Брянского, умышленно преследуемый за ревностное понимание мирской службы, он решил отправиться в местность, ранее прославленную его благочестивыми предками: святым князем Олегом, скончавшимся в монашестве, основателем Петропавловского монастыря, и князем Романом Михайловичем, получившим чудесное исцеление от иконы Богоматери в Свенске; устроил иноческую обитель с церковью Преображения Господня, был в ней первым игуменом и после продолжительных подвигов мирно почил о Господе около 1620 года.

О святом Поликарпе в Брянске сохраняется немало преданий, как о суровом подвижнике и строгом судии. Ему именно приписывается изречение, что город Брянск будет ни сыт, ни голоден и с тоски и печали весь разойдется. Соборный диакон Соколов, ныне умерший, с особенным страхом всегда рассказывал, как он однажды, будучи в бурном настроении, в гневе, с криком выходил из собора и возле предполагаемого места погребения преподобного увидел старца-монаха, который сказал ему: «Чего ты кричишь и сердишься на этом святом месте? Смотри, я Поликарп. Ты будешь наказан за бесчинство».

Старец скрылся. Испуганный и растерявшийся диакон поспешно бросился с соборной горы и долго не ходил возле того места, где видел таинственного старца.

Однако строгий подвижник был милостив к тем, кто смиренно просил его предстательства у Бога, почему и прославлен был чудотворцем уже через сорок лет после своей кончины. Не оставляет он своим покровительством и до наших дней тех, кто приходит с должным молитвенным расположением к честной гробнице его. Записано несколько случаев исцелений по молитвам преподобного Поликарпа. Так, в начале шестидесятых годов XIX века из Петрограда приезжала дочь местного помещика Клавдия Петровна Гурова, неизлечимо больная. Однажды во сне является ей в монашеской мантии старец, показывает церковь на горе и говорит: «Иди в Брянск, помолись в этой церкви — и будешь здорова».

По приезде в город больная тотчас узнала, что она во сне видела брянский собор, попросила отслужить здесь молебен преподобному Поликарпу и выздоровела.

Крестьянка деревни Лбов Карачевского уезда Евдокия Петровна Донцова долгое время страдала расслаблением всего тела. По совету благочестивых людей она была приведена мужем в брянский собор. Больную внесли на руках муж и двое односельчан и положили на лавку. Здесь провела она всю литургию, а потом была исповедана, приобщилась Святых Таин и слушала молебен преподобному Поликарпу. Она усердно молилась, и во время молебна на нее возложен был крест от вериг преподобного. Было это в первой половине июня 1900 года, и с того времени здоровье Донцовой начало быстро улучшаться. Через неделю она снова приезжала в Брянск на богомолье, а в сентябре была еще раз и слушала благодарственный молебен за свое исцеление.

1 июня 1901 года перед гробницей преподобного Поликарпа служил благодарственный молебен священник села Коростовки Брянского уезда Василий Данков, получивший исцеление от болезни по молитвам угодника Божия.

В письме к соборному протоиерею исцеленный рассказывает, что в половине апреля 1901 года он заболел ревматизмом в руках и ногах, так что не мог двигаться и слег в постель. Лечению болезнь не поддавалась. В крайнем болезненном состояния он стал призывать на помощь преподобного Поликарпа и уже на следующий день после того, как он остановился на этой мысли, мог перейти с постели в другую комнату, а потом и совсем выздоровел.

Крестьянка деревни Летошники Брянского уезда, больная чахоткою, Анна Васильевна Муравьева в ночь на 1 сентября 1901 года видела во сне человека из толпы, сопровождавшей крестный ход с чудотворной иконой. Человек сказал ей: «Пойди в брянский собор и попроси надеть на твою грудь крест от мощей, оставшийся после пожара, и тебе будет легче».

Болезнь продолжалась уже год, больная потратила на лечение все состояние. 2 сентября в соборе по ее просьбе был отслужен молебен преподобному Поликарпу и возложен на нее крест его. Упоминаемый в описаниях чудес крест преподобного — медный, складной, в форме древних энколпионов до татарского периода, имевших преимущественное распространение на юге России.

Запись чудес при гробе преподобного Поликарпа ведется обстоятельно в последнее время. До 1895 года не было особого празднования в память преподобного. Дозволение местного празднования состоялось по ходатайству городского управления, а указ дан Святейшим Синодом в июле 1897 года.

Тропарь, глас 1

Ветрилом креста душевный корабль окормив, житейская красная оставил еси, и от мирскаго мятежа изшед, плотския похоти воздержанием многим отче умертвил еси, пощением и слезами, молитвами и песньми непрестанно прилепляяся к Богу; темже и жилище достойно Духа Пресвятаго показался еси. Моли, Поликарпе преподобне, Христа Бога, оставление прегрешений даровати нам и велию милость.

Кондак, глас 4

Якоже отец духовно, князь чувственно, людем российским явился еси, преподобне Поликарпе; мудрование бо и славу мирскую презрев, Божественным житием последовал еси, монахом же был твердое укрепление и светильник светел; темже, похваляюще честную память твою, зовем ти: моли Христа Бога спасти и просветити души наша.




Память преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина и Моисея

Память 23 февраля (по ст.ст.)

Из этих преподобных святой Иоанн знал преподобного Лимнея1, жившего и подвизавшегося в окрестностях селения Таргала, был его учеником и в образе своей подвижнической жизни подражал ему. Найдя на берегу реки один холм, открытый со всех сторон для ветра и лишенный всякой растительности, он, не имея никакого жилища, провел на нем в подвигах 25 лет. В течение всего этого времени он питался только хлебом и солью, а одежду носил из овечьей шерсти, причем все тело его было покрыто тяжелыми железными веригами. Отягченный последними и постоянно палимый жгучими лучами солнца, он никогда не входил под тень и никогда не искал прохлады. Однажды кто-то из обычных посетителей преподобного посадил у тропинки, ведущей к месту его пребывания, миндальное дерево, но когда дерево выросло и стало бросать на него тень, то он приказал срубить его для того, чтобы нигде не было для него прохлады. Среди таких подвигов преподобный отошел к Господу.

Преподобный Моисей воспылал любовью к образу подвижнической жизни святого Иоанна и подвизался подобно ему на вершине одной горы, которая возвышалась над селением, называемым Рама.

Преподобный Антиох, будучи уже в преклонном возрасте, соорудил себе в одном пустынном месте ограду и подвизался в ней также подвигами беспокровного жития, близ него подвизался и преподобный Антонин, тоже старец, и во всем подражал ему: и в пище, и в одежде, и в бодрствовании, а также во вседневных и всенощных молитвах. И ни преклонные годы, ни старость, ни естественные немощи этого возраста не могли преодолеть преподобных в терпеливом перенесении всех невзгод их подвижнической жизни. Они подвизались для угождения Богу с таким усердием, как бы чувствовали в себе юношеские силы. Среди таких подвигов они и предали с миром души свои Господу. В подвигах телесного поста они потрудились так же, как преподобный Иоанн2.

________________________________________________________________________

1 Память преподобного Лимнея празднуется 22 февраля.

2 Все эти преподобные отцы жили в V веке в Сирии.






Память преподобных Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана

Преподобный Зевин подвизался на одной горе. Устроив себе на ней жилище, он всю жизнь свою до глубокой старости провел в иноческих подвигах на одном и том же месте. Жители окрестных мест всегда обращались к преподобному и большую пользу получали от его неустанных молитв. Достигнув преклонных лет, он не мог уже от старческой немощи стоять, но неослабно продолжал свои молитвенные подвиги, склоняясь на посох. Проведя в дивных и богоугодных подвигах свою жизнь, преподобный Зевин скончался.

Преподобный Полихроний был учеником святого Зевина и, подобно воску, сохраняющему на себе отражение прикоснувшегося к нему пальца, в жизни своей был полным отображением добродетелей своего учителя. Он уподоблялся последнему и в усердном бодрствовании, и в терпении, и в молитвенных подвигах. Вериг же преподобный не пожелал на себя наложить, так как, не имея на то примера в жизни своего учителя, опасался ввести кого-либо в соблазн, а вместо вериг он носил на плечах своих вырванный им из земли корень большого дуба, который был так тяжел, что его нельзя было сдвинуть с места двумя руками, и этим отягощал свое тело. За такие подвиги преподобному Полихронию дана была от Бога благодать чудотворений. Однажды во время бездождия он молитвою низвел дождь на землю, а в другой раз наполнил елеем пустой каменный сосуд. Сотворив множество и других чудес, он отошел к Господу.

Преподобный Моисей и Дамиан были учениками святого Полихрония. Преподобный Моисей подвизался вместе со своим учителем и, переняв от него его добродетели, жил, во всем подражая ему. Преподобный же Дамиан удалился в одну обитель по имени Иера и, найдя там пустую келью, стал жить в ней, подражая жизни своего учителя. В жилище его не было ничего другого, кроме небольшой коробочки с малым количеством чечевицы, которой он и питался. Такую великую пользу получили эти преподобные от сожительства со святым Полихронием и в благочестии окончили жизнь свою1.

В тот же день память преподобного Александра монаха, обители неусыпающих первоначальника2.

________________________________________________________________________

1 Время жизни преподобных Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана - V век, место подвигов - Сирия.

2 Житие его см. 3 июля.





АЛЕКСАНДР, НАЧАЛЬНИК ОБИТЕЛИ НЕУСЫПАЮЩИХ



Александр Константинопольский (+ ок. 430), игумен, первоначальник обители "Неусыпающих," преподобный.
Память 23 февраля и 3 июля

Родился в Азии и получил образование в Константинополе. Состоял некоторое время на военной службе.

Чувствуя призвание к иному служению, оставил мир и принял пострижение в одной из пустынных обителей близ Антиохии под руководством игумена Илии. Восходя из меры в меру по ступеням иноческих подвигов, он получил благословение игумена на пустынножительство.

Подвизался в пустыне, наедине со Святым Евангелием - единственным, что он взял с собой.

Затем Господь призвал его на проповедь язычникам. Он обратил к вере местного градоначальника Раввулу, который преуспевал впоследствии в церковном служении, был удостоен святительского сана и 30 лет управлял Едесской епископской кафедрой.

Наконец, преподобный Александр поселился невдалеке от реки Евфрат. Иноки собирались вокруг него, привлекаемые высотой его молитвенного подвига и духовной опытностью. Возник монастырь, насчитывавший до 400 монахов. Тогда святой игумен в своей молитвенной ревности решил устроить в обители ни днем, ни ночью не прекращающееся славословие Господу. Три года преподобный молился, чтобы Бог открыл ему, угодно ли Ему будет установление такого монастырского правила. И, по откровению Божию, ввел в обители следующий порядок: все иноки были разделены им на 24 молитвенные стражи. Каждый час сменяясь, день и ночь они пели на два лика святые псалмы, за исключением часов, когда в церкви совершалось Богослужение. Отсюда и пошло наименование "обители неусыпающих", потому что неусыпное пение возносилось подвижниками Богу.
Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате. Затем, оставив игуменом своего ученика, опытного старца Трофима, отправился с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия и обращения к духовной жизни.

Дойдя до Константинополя, столицы Восточной Римской империи, он и здесь основал обитель с излюбленным им уставом "неусыпающих".

Скончался преподобный авва в глубокой старости после пятидесяти лет непрестанных иноческих подвигов, около 430 года.



Память преподобного Моисея Белозерского

Память 23 февраля (по ст.ст.)



Моисей Белозерский был подвижником Троицкого монастыря на Белоозере в конце XV - начале XVI в. Устьшеханский Троицкий монастырь, в котором подвизался преподобный Моисей, перенесен им с устья р. Шексны на посад Белозерска около 1480 г. О преподобном Моисее известно, что он отличался даром прозорливости.






Память преподобной Горгонии, сестры свтятителя Григория Богослова
Память 23 февраля (по ст.ст.)

Горгония - дочь Григория Назианзина Старшего и праведной Нонны, сестра святителя Григория Богослова. Отличалась высокими добродетелями, благочестием, кротостью, рассудительностью и трудолюбием. Ее дом был всегда пристанищем бедняков. Умерла 39 лет, около 372 г. со словами псалма: "В мире вкупе усну и почию" (Пс. 4, 9).





Память преподобного Дамиана Есфигменского

Память 23 февраля (по ст.ст.)



Преподобный Дамиан безмолвствовал на Афоне, в скиту Есфигменского монастыря, на горе Самария, в одной из пещер которой подвизался отец русского иночества - преподобный Антоний Печерский. Блаженный Дамиан пользовался особенной дружбой святого Космы Зографского. Будучи истинным послушником и твердым хранителем отеческих повелений, преподобный был прославлен, по преставлении, чудесным благоуханием, исходившим от его гроба в течение 40 дней.






Память новосвященномученика протоиерея Николая Дмитрова

Память 23 февраля (по ст.ст.)




Священномученик Николай родился в 1878 году в семье священника Лавра Дмитрова, болгарина по происхождению. Окончив Московскую духовную семинарию, Николай стал работать учителем. В это время в селе Завидово Тверской епархии тяжело заболел священник, приход остался без пастыря. Его старшая дочь Екатерина училась в гимназии, где преподавательницей была двоюродная сестра Николая Дмитрова. Зная о намерении брата принять сан священника и о том, что отец Екатерины безнадёжно болен, она познакомила их. Екатерина Николаевна дала согласие на брак. Их венчание состоялось в 1908 году, а через год в храме Христа Спасителя Николай Дмитров был рукоположен в сан священника к церкви села Завидово, куда и отправился служить и где терпеливо нёс крест пастырского служения до самой мученической кончины.

Прихожане, узнав священника поближе, полюбили его за доброту, отзывчивость, за безупречное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду, уже когда при безбожной власти у него не стало лошади, он шёл пешком в дальнюю деревню за 25 километров причастить больного. Будучи небогат и имея большую семью, отец Николай никогда никому не отказывал в помощи, и если не было денег, то помогал сам в крестьянской работе или в починке дома.

У отца Николая с супругой родилось четверо детей, которых он старался воспитывать в любви к Богу, к Церкви, учил их поститься, с любовью и терпением относиться ко всем. Кроме священнических обязанностей, отцу Николаю приходилось исполнять и крестьянские работы, на которые он всегда брал детей, особенно на покосы. Они выходили косить рано утром, и часто бывало, что отец Николай, завидев в поле одинокую старушку, говорил: «Давайте, ребята, поможем ей. Она не управится». И они шли и помогали.

Когда приходили нищие, отец Николай всегда принимал их и усаживал за стол. Эту любовь к нищим усвоили и дети, и, бывало, завидев нищего, они брали что-нибудь из дома и бежали, чтобы подать. А отец Николай говорил: «Что ж, можно было ещё что-нибудь взять и больше подать».

Во время послереволюционных гонений отцу Николаю пришлось продать дом и купить хибару, чтобы на вырученные деньги поддержать семью и расплатиться с властями, которые каждый год требовали от него уплаты всё больших и больших налогов. Уважение и любовь к священнику среди завидовских прихожан были столь велики, что власти не решились прибегнуть к аресту, но пытались уговорить отца Николая оставить служение в храме и отказаться от сана. В обмен они обещали отменить непосильные налоги. Продолжались эти уговоры в течение нескольких лет, но безрезультатно.

Наконец настало время, когда отец Николай не смог заплатить требуемую сумму и за это в 1933 году был арестован и приговорён к одному году исправительно-трудового лагеря. Вернувшись через год к служению, он стал снова подвергаться гонениям с угрозами нового ареста. Так продолжалось несколько лет, пока в феврале 1938 года отец Николай не был арестован. В это время он очень тяжело болел, но, несмотря на это, во время ареста, который происходил ночью, был духовно бодр, уговаривал супругу не унывать, не отступать от веры и храма, никогда и ни при каких условиях не сдаваться.

8 марта 1938 года протоиерей Николай Дмитров был расстрелян в Тверской тюрьме и погребён на одном из кладбищ города в братской могиле. Точное место захоронения осталось неизвестным.

В 1956 году супруга отца Николая подала прошение властям о реабилитации священника, и те стали вызывать завидовских крестьян для опросов. Все они перед лицом властей показали, что священник пользовался огромным уважением и любовью крестьян и никакой антигосударственной агитации не проводил. На основании многочисленных свидетельств, которые давали как верующие, так и неверующие люди, отец Николай в этом же году был признан невиновным. До сего дня среди православных Тверской епархии сохраняется память о жизни и подвиге священномученика.

Подготовила Ольга Шабашова

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU