Шокирующее милосердие



Шокирующее милосердие



Христиан часто считали, да и сейчас многие считают безумцами. Не так одеваются, не так говорят, даже отдыхают не так, как «нормальные» люди. Но бывают случаи, когда и единоверцы смотрят на своих собратьев в недоумении — в своем ли те уме? И речь не всегда о юродивых — до косых взглядов может довести… доброта. Милосердие толкает людей, искренне ищущих спасения души, на самые экстравагантные поступки. Вот — лишь несколько примеров из житий святых.




Горе родных


Первые (после Господа) свидетели дел милосердия человека — его домочадцы.

Они чаще всего имеют (или думают, что имеют) основания сердиться на не в меру доброго родственника.

Супруге св. Филарета Милостивого (†792 г., память 1/14 декабря), налево и направо раздававшего имущество так, что из богатства семья несколько раз оказывалась на грани полной нищеты, принадлежат хрестоматийные жалобы: «Горе мне, бедной жене немилостивого мужа!

Бесчеловечный ты, с каменным сердцем человек!

Ты, живший прежде в большом богатстве и никогда не работавший своими руками, находясь теперь в нищете, обленился и не хочешь трудиться, но желаешь сладко почивать в своей комнате.

И потому не ради Бога ты отдал своего вола поселянину, но ради себя самого, чтобы не трудиться.

Однако же, какой ответ дашь ты Господу, если из-за твоей лености я с детьми твоими погибну от голода?».

Опасаясь гнева свекрови, св. Иулиания Лазаревская (†1604 г., память 2/15 января), когда на Руси настал великий голод, изображала, что у нее внезапно проснулся аппетит, и если раньше она только ужинала, теперь стала брать еду трижды в день — а на самом деле кормила ею голодных.

Семейные сцены сопровождали и жизнь св. Вонифатия Ферентийского (память 19 декабря/1 января), который был готов отдать нуждающимся даже и то, что не принадлежало лично ему.

В детстве он так раздал нищим зерно, которое было заготовлено на целый год в житнице его матери, чем довел ее до сильного плача.

А в старости, будучи уже епископом города Ферентина (находился на территории совр. Италии), раздал нищим все, что только мог, и когда к епископскому дому собрались очередные просители, вошел в комнату своего внука-священника, взял его деньги и раздал и их.

Когда тот, придя домой, обнаружил пропажу, то сильно оскорбился и стал с гневом кричать деду-епископу: «Невозможно мне жить здесь! Все у тебя живут хорошо, один я не могу пожить спокойно, отдай мне мои деньги, и я уйду от тебя».

В обоих описанных и во всех подобных случаях по молитве святого конфликты чудесным образом прекращались: житница наполнилась пшеницей вновь (после этого мать Вонифатия не запрещала больше сыну раздавать нищим, сколько он хочет), а деньги, нужные для утешения внука, явились сами собой на фелони епископа, и так блестели, как будто только что были сделаны и вынуты из огня.

Вонифатий бросил их гневающемуся, сказав: «Вот, возьми деньги, о которых ты скорбел, и да будет тебе известно, что по смерти моей за свою скупость ты не будешь епископом этой церкви!» — и так и вышло, а ведь, как утверждает житие, тот копил их как раз для того, чтобы впоследствии добиться поста епископа.


Хитрость во спасение многих



Бывали истории и вовсе «криминальные».

Например, апостол Фома (память 6/19 октября), ничего не понимая в строительном деле, нанялся к индийскому царю Гундафору, выдав себя за искусного зодчего, строить палаты «как у римского императора».

Более двух лет он исправно получал у царя средства на строительство, но так к нему, естественно, и не приступил, золото раздавал нищим, а сам проповедовал.

Когда афера раскрылась, от мучительной казни его спасло лишь чудо: брат царя умер и ангел Господень показал ему прекрасный дворец, «выстроенный» Фомой для царя в Царствии Небесном, после чего душа царского брата вернулась в тело, и он смог об этом рассказать.

А вот живший в IV в. сщмч. Зотик Сиропитатель (память 30 декабря/12 января) все же через похожую историю мученически пострадал.

В то время в Константинополе усилилась проказа и, чтобы прекратить ее распространение, император Константин Великий повелел бросать в море всякого прокаженного.

Тогда Зотик явился к царю и предложил ему купить драгоценных жемчугов и блестящих камней для утвари, уверяя, что очень опытен в этих делах.

Св. Константин знал священника и полностью доверял ему, поэтому легко выдал крупную сумму денег, на которую св. Зотик выкупил у воинов сколько смог обреченных на утопление прокаженных и устроил для них, говоря современным языком, хоспис, где сам и служил больным.

Когда же Константин умер и на престол взошел его сын Констанций, впавший в арианство, то Зотик был призван во дворец дать отчет о царских деньгах.

«Я покажу тебе такое богатство, какого раньше ты не имел», — ответил Зотик и повел царя к больницам.

Там, показывая прокаженных и больных, сказал: «Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые я добыл для спасения твоего с немалым трудом и дорогою ценою».

Но император-еретик только разгневался на святого и велел, привязав его к диким мулам, гнать их через поля и дороги, и так св. Зотик окончил земную жизнь.


Милость к павшим



На языке уголовного кодекса поступки ап. Фомы и св. Зотика назывались бы растратами, а св. Вонифатия — воровством.

Напрашивается вопрос, как милостивые святые отнеслись бы к тому, если бы что-то украли у них?

Вот, например, житие скончавшегося около 350 года (память 8/21 августа) святителя Мирона Критского. Этот святой был земледельцем и постоянно благотворил нуждающимся, раздавая им часть урожая.

Господь уберег его от искушений, постигших св. Филарета: величина урожаев всегда соответствовала размерам подаяний, и семье роптать не приходилось.

Однажды, застав на своем гумне воров, до того наполнивших мешки, что даже не удавалось поднять их, он подошел и своими руками помог поднять мешки на плечи; при этом он строго запретил ворам рассказывать о его поступке.

За свою добродетельную жизнь святой Мирон впоследствии стал священником, епископом и чудотворцем. Подобных историй в житиях множество.

Можно также вспомнить и русского святого прп. Макария Жабынского (память 22 января/4 февраля), пожалевшего даже не вора, а оккупанта, врага Отечества.

Св. Макарий подвизался в Жабынской Введенской пустыни близ г. Белева Тульской обл., в 1615 году восстановив ее после разрушения вторгшимися в Россию поляками.

Однажды, молясь в лесу близ пустыни, он увидел умиравшего от жажды польского воина, который, очевидно, отстал от своего отряда и заблудился.

Преподобный сотворил молитву и ударил посохом по земле — и забил источник воды, напоивший жаждущего.

А прп. Виталий Александрийский (память 22 апреля/5 мая) ради спасения падших женщин претерпевал настоящее шельмование от лжеревнителей.

В начале 600-х годов этот шестидесятилетний инок оставил свой монастырь и пришел в Александрию.

Там он составил себе список всех блудниц, живших в городе, и еженощно посещал их по одной.

Днем старец нанимался на работу в город от утра до вечера и брал за свой труд двенадцать медных монет.

За одну монету он покупал себе боб и вечером съедал его, остальные же отдавал какой-либо блуднице и говорил ей: «Умоляю тебя, за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя в чистоте, не делая ни с кем греха».

Затем старец затворялся с ней в ее комнате и всю ночь молился за нее, а она спала.

Жители Александрии были уверены, что он блудит, и стыдили его, говоря: «Отец, возьми себе одну из блудниц в жены и сними рясу, чтобы не позорить монашество», а он, желая скрыть свою добродетель от людей, как бы сердясь, отвечал им: «Что хорошего мне взять себе жену и заботиться о ней, о детях, о доме и все дни проводить в заботах и в трудах?

Зачем вы осуждаете меня?

Ведь не вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня оставьте».

Только после его кончины открылась правда, и устыженные александрийцы, как пишет житие, «положили для себя правилом никого никогда не осуждать».



Добровольное рабство



Случалось таким святым расставаться не только с жизнью, имуществом и репутацией, но и со свободой. Историю св. Павлина Милостивого (†431 г., память 23 января/5 февраля) знают многие: чтобы освободить попавшего в рабство к вандалам молодого человека, этот святой епископ добровольно заменил его и долгое время жил рабом, пока промыслом Божиим не был освобожден вместе с другими пленниками.

Менее известна история жившего в VI веке в Африке св. Петра, бывшего мытарем (память 22 сентября/5 октября).

Он был исключительно скуп и лишь однажды кинул надоевшему ему нищему кусок хлеба.

Вскоре заболев, он увидел в видении, что только за эту милостыню Господь отсрочил его смерть и дал время на покаяние.

После это бывший скупец и богач разительно переменился, раздал нищим все свое имение и освободил рабов, оставив лишь одного из них.

Этого последнего раба, после паломничества по святым местам, он принудил продать его самого в рабство, что тот не без сопротивления и сделал (иначе св. Петр угрожал сам продать этого раба язычникам), а вырученные деньги тоже раздать нищим.

После этого Петр долгое время был рабом, пока паломники из его города случайно не узнали его и не пришли к его хозяину с просьбой отпустить этого великого мужа с ними, так как князь их города очень печалился о его исчезновении.

Тогда св. Петр бежал из того дома и скрывался от славы человеческой до самой смерти.


Кто их такому научил?



По крайней мере дважды продавал сам себя в рабство и египетский монах Серапион Синдонит (память 14/27 мая) — один раз язычнику-скомороху, а другой раз — градоначальнику, жившему добродетельно, но впавшему в ересь.

Оба раза он служил своим господам, пока те, под его влиянием, не обращались к истинному Богу, а после возвращал им заплаченные за него деньги и уходил.

В остальное время он питался подаянием и не имел ничего, кроме одного синдона — грубого льняного плаща (за что его и прозвали Синдонитом) — и Евангелия.

Но вот однажды Серапион встретил нищего, совершенно нагого, дрожавшего от холода, и подумал: «Как это может быть, что я, воображающий себя постником, ношу одежду, а этот нищий, в образе которого — Сам Христос, мучается от холода?

Если я не покрою наготу его и попущу ему умереть от холода, то буду осужден в день суда как убийца».

Сняв с себя плащ, он отдал его нищему, а сам остался нагой, держа лишь Евангелие, с которым никогда не расставался (надо понимать, насколько редки и дороги тогда были книги — особенно Евангелие).

Потом блаженный встретил человека, которого вели за долги в темницу, и, не имея больше ничего, продал и Евангелие, и уплатил долг несчастного.

Когда же Серапион пришел в хижину, в которой иногда жил, и ученик преподобного, увидев его нагим, спросил: «Где твой плащ?», старец отвечал: «Я послал его туда, где мы найдем во много раз лучшее».

Ученик снова спросил: «А Евангелие твое где?» — «Чадо, оно само велело мне себя продать, каждый день говоря мне: “ продай имение твое и раздай нищим” (Мф.19:21)» — ответил св. Серапион.



Комментарий священника


А на что ты готов ради милосердия?


Как применить максималистские принципы святых к себе, поясняет председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии прот. Александр Степанов:


— Раздать все — это евангельский идеал, Сам Христос говорит: «Раздай все и следуй за мной» (Мф.19,21).

Но Он говорит это не всем! Он говорит это юноше, который его спрашивает: «А что сделать сверх исполнения заповедей?». Хочешь совершенства — вот тебе путь: раздай все имение нищим.

Сейчас условия изменились: уже невозможно продать себя в рабство, глава семьи не может уже так единовластно распоряжаться имуществом родных, как тысячу лет назад.

Но сама по себе самоотверженность хороша, и если человек готов служить ближним до такой степени, до смерти и смерти крестной, — пусть служит.

Но распоряжаться, например, чужим имуществом даже в самых благих целях, как Юрий Деточкин, сейчас абсолютно недопустимо, не по-христиански.

Нам надо творчески искать другие формы.

Кто-то готов по слову Христову все раздать, а кто-то пока не готов.

Не надо делать слишком многого.

Каждый должен об этом хоть иногда задумываться, но меру себе надо определять наедине со своей совестью.

И этот выбор и будет показывать меру нашего христианства. Но уж точно христианин не может просто жить на широкую ногу, ничего не жертвуя, и думать, что все в порядке.

Верно ли выбрана мера, можно узнать по плодам.

Дерзновение святых оправдывалось тем, что оно приносило добрый плод — и та же жена св.Филарета Милостивого была утешена, и деньги внуку св. Вонифатия вернулись.

Если же очевидно, что человек благотворит, разрушая что-то, разрушая свою семью, например, — так не годится, и такое дело и не устоит.

Во всем нужна мера, просто мера святых больше, чем мера только ищущих святости.


http://www.pravmir.ru/shokiruyushhee-miloserdie/

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
     
0
Олег Скобля - Голгофа.



Олег скобля белые церкви Афона


Цветы _ Олег Скобля.mpg

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU