На великой вечерне вход, прокимен великий: «Кто Бог велий, яко Бог наш...».
На утрене оба канона праздника. По 3-й песни канона – кондак, икос и ипакои праздника, по 6-й – кондак «Иже прежде денницы...» с икосом. «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.
На литургии по входе тропарь праздника «Рождество Твое, Христе Боже наш...», «Слава, и ныне» – кондак, глас 6-й: «Иже прежде денницы...» (этот же кондак читается на часах). Прокимен, глас 3-й: «Величит душа Моя Господа...». Причастен «Избавление послá Господь людем Своим».
Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6:
́Иже пре́жде денни́цы от Отца́ без ма́тере роди́выйся,/ на земли́ без отца́ воплоти́ся днесь из Тебе́./ Те́мже звезда́ благовеству́ет волхво́м,/ А́нгели же с па́стырьми пою́т// несказа́нное Рождество́ Твое́, Благода́тная.
Собор Пресвятой Богородицы
Собор Пресвятой Богородицы. На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Преподобный Константин Синадский, уроженец г. Синада, по происхождению еврей, с детства чувствовал влечение к христианской вере. Внимательное отношение к учению Христа воспламенило его сердце, и он в ранней юности ушел от родителей в иноческую обитель. Он был крещен с именем Константин и принял монашеский постриг. Когда ему поднесли святой крест, он с любовью поцеловал его и приложил к голове. Изображение святого креста отпечаталось у него на всю жизнь. Пройдя свою Богоугодную жизнь в строгих подвигах, святой Константин мирно преставился к Богу.
Священномученик Евфимий Сардийский, епископ
Священномученик Евфимий, епископ Сардинский, в период царствования византийского императора Константина Багрянородного (780–797) и императрицы Ирины (797–802) за свою добродетельную жизнь был избран епископом Сардийским и присутствовал на VII Вселенском Соборе (787), на котором обличал иконоборческую ересь. Когда же воцарился иконоборец Никифор I (802–811), Евфимия вместе с другими православными иерархами сослали на остров Паталарею, где он долго томился. Вызванный из ссылки императором Львом V (813–820), епископ вновь безбоязненно выступил с обличением иконоборчества, и его вновь отправили в ссылку в г. Асс. Следующий царь – Михаил II Косноязычный (820–829) опять принуждал его отказаться от иконопочитания, но безуспешно. Тогда святой мученик был подвергнут избиению и в третий раз сослан, на этот раз на остров Крит. По приказанию сменившего на троне Михаила императора-иконоборца Феофила (829–842) святой Евфимий был подвергнут тяжким мучениям: его растянули на четырех столбах и били воловьими жилами. Через несколько дней после пытки святой Евфимий преставился к Богу.
Преподобный Еварест, родом из Галатии, сын знатных родителей, с юных лет стремился к иноческой жизни, особенно любил читать книги святого Ефрема Сирина. Удалившись в Студийскую обитель, он подвизался в строгом посте, бдении и молитвах, нося железные вериги. Мирно преставился к Богу, достигнув 75 лет, в 825 году.
Преподобный Никодим Тисманский, Румынский
Преподобный Никодим Тисманский родился в одной из центральных областей Македонии. Отец его был греком, а мать происходила из Сербии. Преподобный Никодим получил прекрасное образование, знал сербский и греческий языки, был прекрасным переводчиком и писателем. Монашество он принял на Афоне в сербском монастыре Хилендар. Там же он удостоился пресвитерского сана, а впоследствии был избран игуменом.
Со Святой Горы Афон преподобный Никодим пришел в земли князя Лазаря и поселился в местечке Кладова на Дунае. Со временем вокруг него собралось большое братство. Среди братии были монахи с Афона, а также из сербских монастырей. Их усилиями была построена церковь в честь Пресвятой Троицы. По откровению Божию преподобный Никодим Тисманский перешел Дунай и остановился в угро-влашских землях. Здесь, вблизи нынешнего румынского города Тур-Северина, на реке Водице, он основал монастырь Водица, посвятив его святому Антонию.
Второй монастырь, основанный здесь преподобным Никодимом, был построен в честь Пресвятой Богородицы. Находился он во Влахии, на реке Тисман. Оба монастыря, возведенные преподобным Никодимом Тисманским, стали крупнейшими очагами православной духовности в Румынии. В 1375 году святой князь Лазарь и Сербский патриарх отправили группу монахов во главе со старцем Исайей для примирения Сербского и Царьградского патриаршеств. В состав этой группы входил и преподобный Никодим Тисманский как переводчик и мудрый дипломат.
Преподобный Никодим мирно почил 26 декабря 1406 года. Он особо почитается за привнесение в румынскую церковь общежительного монастырского Устава и возрождение монашеского делания на основе исихастского течения в православии.
Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны.
Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот.
Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.
По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском (или остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской.
В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота).
Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь.
После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ.
В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства.
Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения.
Икона одинаково почитается и православными, и католиками.
В начале XVIII столетия некий благочестивый живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Впоследствии священник пожертвовал привезенный ему образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена на паперти, над входом в церковь.
Через сорок лет Божия благодать прославила икону дивными знамениями.
Предание гласит, что однажды на некую знатную женщину за короткий промежуток времени обрушилось сразу несколько несчастий – муж ее был оклеветан и отправлен в ссылку, имение отобрано в казну, а единственный любимый сын, опора и утешение несчастной женщины, во время войны попал в плен. Оказавшись в безвыходном положении, бедная женщина обратилась с горячей молитвой к Царице Небесной, прося Ее милостивого заступления. Владычица Небесная услышала слезные моления несчастной – однажды во сне женщина услышала голос, повелевающий ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Долго искала скорбящая женщина образ по московским церквам и нашла его, наконец, на паперти Троицкой церкви на Покровке. Усердно помолившись Пресвятой Деве, она вскоре получила три радостных известия: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын освобожден из плена и имение возвращено из казны. Отсюда и пошло наименование иконы – «Трех Радостей».
На иконе Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях. По правую Ее руку стоит старец Иосиф, а слева – Иоанн Предтеча, взирающие на Богомладенца с любовью.
Икона Божией Матери «Блаженное Чрево» до 1924 года находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловский список этой иконы был явлен 26 декабря 1392 года, в воспоминание чего и установлено празднование в этот день. Строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27) послужили наименованием иконы. Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. Согласно рукописному сборнику XVIII века, образ был принесен в Москву из г. Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и другое название иконы – «Барловская».
На иконе «Блаженное Чрево» из собрания музея г. Рыбинска Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»). Предание говорит о том, что образ принадлежал преподобному Савве Освященному († 532) и находился в лавре его имени недалеко от Иерусалима. Перед кончиной преподобный предрек, что обитель посетит тезоименитый ему богомолец царского рода, которому надлежит передать чудотворный образ. В XIII веке святитель Савва Сербский во исполнение этого завещания перенес икону в основанный им Хиландарский монастырь на Афоне, где она пребывает по сей день в Карейской келье и называется «Типикарницей». На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с древним памятником. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, очевидно, из какой-то западноевропейской гравюры.