Сегодня Свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397)


20 декабря 2011 года
Свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397).

Мч. Афинодора (ок. 304). Прп. Павла Послушливого. Мц. Филофеи (1060) (Румын.). Прп. Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прп. Нила Столобенского (1554). Прп. Антония Сийского (1556). Прмч. Сергия (1917); сщмч. Антония пресвитера, прмч. Андроника (1918); свт. Амвросия исп., еп. Каменец- Подольского (1932); сщмчч. Сергия, Михаила, Сергия пресвитеров, Никифора диакона, прмч. Галактиона, мч. Иоанна (1937); сщмч. Гурия (1937); сщмч. Петра пресвитера (1941); сщмч. Василия протоиерея (1947).

Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери.

2 Тим., 294 зач., II, 20-26. Лк., 102 зач., XX, 27-44 – за понедельник; 2 Тим., 297 зач., ІII, 16 – IV, 4. Лк., 106 зач., XXI, 12-19 – за вторник. Прп.: 2 Кор., 176 зач., IV, 6-15. Лк., 24 зач., VI, 17-23.




20 декабря – память свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397)


Святитель Амвросий родился в 340 году в городе Трире в семье римского наместника Галлии и Испании. В младенчестве ему было открыто, какую пользу принесет он Церкви Христовой: однажды лицо спящего в саду младенца покрыли пчелы и, не причинив ему вреда, улетели, оставив на языке мед.

После смерти отца семья переселилась в Рим, где Амвросий и брат его Сатир изучали юриспруденцию. На 25-м году он был известен как лучший адвокат Рима. Римский градоначальник обратил внимание на выдающиеся способности и красноречие Амвросия и взял его к себе в помощники. Около 370 года Амвросий был назначен консульским префектом, т.е. наместником Лигурии и Эмилии (это области Римской империи).

В 374 году умер епископ города Медиолана (сейчас это город Милан) — арианин Авксентий. После его смерти обострились раздоры между православными и арианами. Для примирения враждовавших жителей прибыл в город Амвросий. В соборе, где избирали нового епископа, Амвросий со всей силой своего красноречия стал убеждать народ в необходимости согласия и мира. Вдруг младенец, еще не умевший говорить, закричал: «Амвросий — епископ!» Крик его был единодушно подхвачен всеми присутствовавшими. Амвросий же не считал себя достойным архиерейского сана так как еще не был просвещен святым Крещением и состоял в числе оглашенных. Он пытался отказаться от сана, но, по настоянию народа, принял Крещение и в течение семи дней прошел первые ступени церковной иерархии, а на восьмой день, 7 декабря 374 года, был рукоположен в сан епископа.

По принятии сана святитель Амвросии раздал все свои деньги нищим, а имения передал Церкви. С самого начала своего служения он явил собою пример подвижника, проводящего жизнь в неустанных трудах, молитве и посте, который прерывал только по субботам, воскресеньям и великим праздникам. Святитель покровительствовал инокам, заботился об учреждении женских монастырей, которые тогда только начали появляться. Однажды, приехав в Рим, святитель совершал Литургию. Во время его молитвы некая больная женщина поцеловала край его ризы и чудесным образом исцелилась. По христианскому незлобию он исцелял и врагов: когда подосланный арианами человек пытался убить святителя, рука злодея внезапно засохла; Амвросий же исцелил его и отпустил с миром. Во Флоренции святитель воскресил умершего отрока.

Святитель Амвросий неустанно боролся с арианской ересью. Когда он собирался посвятить во епископа города Сирмия православного Анемия, ариане пытались помешать этому. Они подослали наемную женщину, чтобы та всенародно оскорбила святителя Амвросия, но она внезапно умерла.

В 383 ариане потребовала отдать им во владение медиоланский собор. Святитель ответил решительным отказом, затворился вместе с народом в соборе и три дня провел в непрестанной молитве. Воины, осадившие собор, ушли.

В сердцах прихожан особенный отклик находили проповеди святителя в храме. Под влиянием одной из них в 387 году принял святое Крещение блаженный Августин, склонявшийся до того к манихейской ереси. Проповеди святителя разъясняли народу Священное Писание; в них решительно осуждалось всякое неправомыслие и насилие.

Святителю стало известно, что император Феодосий жестоко расправился с восставшими жителями Фессалоник, где по его приказу было убито около семи тысяч жителей, в большинстве невиновных. В праздничный день, когда император торжественно шествовал в медиоланский собор, святитель преградил ему вход в храм и обличил в кровопролитии. На Феодосия была наложена епитимия, и император покаялся, повергаясь ниц пред дверьми храма. Святитель допустил его до Причастия, но не в алтаре со священнослужителями, как ранее, а перед алтарем, вместе с прочими мирянами.

Ревностный проповедник и мужественный защитник Православия, святитель Амвросии был также выдающимся церковным писателем. Известны его труды: «Изъяснение Символа веры», «О Таинствах», «О чине священническом», «О девстве», «Наставление воинам» и многие другие.

Святитель Амвросий обладал и поэтическим даром. Сочиненные им гимны являются выдающимися образцами латинской поэзии раннего средневековья. Музыка для гимнов написана самим святителем. Особенно известен благодарственный Рождественский гимн «Тебе, Бога, хвалим», который он написал в 386 году после победы над арианами. Святитель ввел в Богослужение по восточному образцу антифонное пение. Оно стало известно в Западной Церкви как «амвросианский напев».

Святителю Амвросию было открыто время его кончины. Он преставился ко Господу на рассвете дня Святой Пасхи, 4 апреля 397 года. Мощи святителя Амвросия почивают в медиоланском соборе рядом с мощами святых мучеников Протасия и Гервасия.

http://www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?page=descr&id=1091



НИЛ СТОЛБЕНСКИЙ


Владимирская (Селигерская) икона Божией Матери


Эта Владимирская икона Божией Матери была келейным образом преподобного Нила Столбенского (память 9 июня и 20 декабря по новому стилю) – основателя Ниловой пустыни в Тверской области. Однажды преподобный находился вне своей кельи за работой. В это время на него напали разбойники. Угрожая святому, они требовали от него, чтобы он отдал им свои сокровища. Преподобный же им сказал: «Сокровище моё находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его». Грабители ринулись в келью, где в углу находилась икона Богородицы.

Лишь только разбойники подошли к иконе, то все тут же были поражены слепотой. Со слезами они стали умолять Нила о прощении. Преподобный помолился Господу о заблудших и раскаявшихся преступниках, и все они прозрели. Затем святой Нил долго ещё поучал их в своей келье о душевном спасении, убеждая оставить навсегда порочное дело и вернуться к спокойной и трудолюбивой жизни, и разбойники дали слово никогда не возвращаться к своему прежнему занятию.

Чтобы избежать излишнего людского внимания, преподобный Нил попросил своих подопечных никому не рассказывать о своём дивном обращении на путь добродетельной жизни. Бывшие разбойники много лет хранили в тайне эту историю, рассказав о ней лишь после кончины святого Нила. Преподобный Нил преставился 7 декабря 1554 года, в воспоминание чего в это число и установлено празднование прославившейся у него Селигерской иконы Пресвятой Богородицы. Поскольку икона находилась в келье преподобного Нила, то ещё одно её название – «Келейная» Владимирская икона.


Прп. ИОАНН, ПОСТНИК ПЕЧЕРСКИЙ




День празднования: 20 декабря (7 декабря по старому стилю).
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешнем облике И. сказано: «Сед, брада Сергиева, на главе клобук черной, риза преподобническая, испод лазорь» (БАН. Строг. № 66. Л. 311 об.; «правая страна», 23-й). Единоличное поясное изображение И. помещено над его ракой в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (40-е гг. XIX в. с поновлениями нач. XXI в., работа иером. Иринарха с учениками из мастерской лавры). Преподобный представлен вполоборота вправо, в схиме, на голове куколь, погружен в чтение книги, к-рую держит в правой руке, левой опирается на посох. И.- старец с седой, слегка вьющейся и раздвоенной на конце бородой; на нимбе надпись: «С. Прп(д)бный Iwаннъ постникъ».



Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)

Преподобные Иоанн постник и Нестор летописец Киево-Печерские. Фрагмент литографии. 1893 г. (ГЛМ)
И. изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в левой группе, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних пещерах. Обычно он представлен в 8-м ряду 3-м слева, между юным мч. Иоанном и прп. Пименом постником, старцем в клобуке или в куколе, с седой бородой средней величины. Т. о. И. показан, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 142, 143, 387. Кат. 87), на иконе сер. XIX в. в серебряном окладе (частное собрание), на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) и др. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]) преподобный с именем «Iоаннъ» изображен дважды (3-е изображение мч. Иоанна, варяга) - среди преподобных Ближних и Дальних пещер.

На эстампах этого извода образ И. известен с кон. XVII в. (гравюра на меди Иосифа Гочемского из собрания Д. А. Ровинского (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-623)). Его изображения имеются, напр., на раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и на хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ). На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169) И., вероятно 3-й слева во 2-м ряду, изображен необычно (без куколя, с волнистыми волосами). В надписях святой нередко именуется постником (спостником).

На иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе погрудное изображение И. вместе с др. святыми помещено в правой части композиции в одном из цветков «древа» (Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314; Он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111).

Выполненное в академической традиции изображение И. (или прп. Иоанна, духовного брата прп. Феофила) было включено в программу росписи интерьера храма Христа Спасителя: И. представлен среди 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов - Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86).

Образ И. (в группе Киево-Печерских святых) помещен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой), 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия, ризница ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ), а также на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. И. на рис. мон. Иулиании в серии святцев рус. святых (после 1959, частное собрание - Iuliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Iväskylä], 2000. P. 44) представлен под 7 дек. в рост, в монашеском одеянии, с покровенными руками, в клобуке, с короткой раздвоенной бородой; изображен вместе с преподобными Нилом Столобенским и Антонием Сийским.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1520; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 125; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.] / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.
Э. П. И.
Рубрики:
Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов (2-я Неделя Великого поста) Собор Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих (28 сентября) Иконография преподобных Монашество (см. также по периодам) Православный Церковный календарь 2008 г. Святые Русской Православной Церкви


АНТОНИЙ СИЙСКИЙ



Родился в 1478 году, в миру носил имя Андрей. Происходил из семьи богатого земледельца в селе Кехта близ Северной Двины, получил образование и выучился иконописи. Лишившись родителей, пришёл в Новгород и поступил на службу к местному боярину. После пяти лет службы женился, но через год овдовел. После этого принял решение уйти в монастырь. Раздав своё имущество пришёл на реку Кену в Пахомиеву пустынь и принял монашеский постриг с именем Антоний. Позднее был рукоположён в иеромонаха.
Склонный к уединению, Антоний вместе с двумя монахами оставил пустынь и поселился на речке Шелексе на Черных порогах, где провёл 7 лет, пока не был изгнан местными жителями. После этого Антоний уже с семью учениками поселился на Большом Михайловом озере по течению реки Сии. В этом месте в 1520 году им была построена часовня, а затем образовалась Сийская обитель. Антоний стал её первым игуменом, но неоднократно оставлял монастырь, ища уединения. Скончался в 1556 году, на 79-м году жизни.
Причисление Антония к лику святых было осуществлено с участием игумена монастыря Питирима и ученика Антония, монаха Филофея, которые хлопотали об этом в Москве в 1579 году. Филофею принадлежит и первый вариант жития Антония, на основании которого были написаны жития монахом Ионой и царевичем Иваном Ивановичем, которого об этом лично просил монах Филофей.

Службу Антония Сийского специально для Собора 1579 г. написал царевич Иоанн; создание службы предшествовало работе над житием Антония Сийского, о чем свидетельствует запись в списках службы XVI в. (напр.: РНБ. Q. I. 22. Л. 390). Служба, созданная царевичем Иоанном, не получила широкого распространения; известна она по 2 ненотированным рукописям: РНБ. ОСРК. О. I. 22 (XVI в.) и НСРК. Q. 273 (80-е гг. XVII в.), хотя рукописей с записями об авторстве Иоанна известно больше. Известны также 2 нотированные рукописи, в которых записан распев службы знаменной нотацией (РНБ. Кир.-Бел. № 586/843, кон. XVI в.; РНБ. Капелла. О. 4, 70-е гг. XVII в.). В их состав включены песнопения, созданные царевичем, хотя надписи, указывающей на его авторство, здесь нет. Анализ общей гласовой композиции, а также состава и риторических приемов, использованных как в литературном тексте, так и в музыкальной композиции отдельных песнопений службы, позволяют предполагать, что царевич Иоанн был не только создателем текста, но и распевщиком службы. Однако ее неординарность (наличие в каноне 2-й песни; отступающие от традиции содержание и размер некоторых текстов) заставила московские духовные власти отказаться от службы царевича. В первопечатном русском Типиконе 1610 г. в день памяти святого отмечено: «Служба Антонию Сийскому поется, егда еклесиархъ разсудит». В печатной Минее за декабрь. (М., 1620) также нет службы, хотя имя Антония Сийского и упоминается. Здесь, под отметкой «зри», лишь отмечено, что «служба ему писана в книге о новых чюдотворцов» (см. Указ о святых новых чудотворцах). В Уставе Успенского собора Московского Кремля (ок. 1634) 7 дек. о службе Антония Сийского сказано: «Слог худъ, ему лучше пети по общей Минеи». Вероятно, эта оценка стала причиной того, что в печатной Минее, изданной в 1636 г. благословением Патриарха Иоасафа, помещена другая служба. Из Минеи 1636 г. служба попала в рукописные ненотированные сборники, например РНБ. Погод. № 688, где она предшествует житию Антония Сийского в редакции Ионы. Текст славников этой службы, распетой и записанной знаменной нотацией, дважды включен в рукопись РНБ. Капелла О. 4. Л. 79 об., 220, причем 2-му изложению предшествует надпись: «противу печатных», что свидетельствует о том, что текст был взят из печатной Минеи и лишь затем распет. В этой службе устранены исторические реалии, текст более традиц. и использует образы из общей службы преподобных. Обе указанные службы помещены в печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 226–246; 247–275), причем служба, написанная Иоанном, помещена на 2-м месте. Типи-кон, используемый ныне в Русской Православной Церкви (Типикон. Т. 1. С. 308), предписывает совершать Антонию Сийскому шестеричную службу (см. Знаки праздников месяцеслова).

Н. В. Рамазанова

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Вера В. »» | 20.12.2011 18:08
  
1
Мир Вам, Георгий! Спасибо за тему... я многого не знала. О Иоанне, Киево-Печерский, постнике вот, что добавлю
"Мощи Иоанна. обозначены также на более поздних планах Ближних пещер (см.: Дива печер лаврсьских. С. 125-127). В наст. время мощи И. покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. В результате биохимического исследования останков святого, проводившегося в 80-х гг. XX в., было установлено, что преподобный жил в XIII в., был ростом ок. 166 см, скончался в возрасте 25-30 лет".
Спаси Вас Бог!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites