С религиозной точки зрения собака считается нечистым животным. Для христиан главным авторитетом является Библия. В Библии нечистота собаки приравнена к нечистоте блудницы. Во Второзаконии (23:18) читаем: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим».
Протоиерей Виктор Гузенко говорит об этом:
"В книге Коралай Парсонза «Животные. Звери и птицы, упоминаемые в Библии» читаем: «Собака у древних евреев вовсе не была таким другом человека, как у нас. Да, бывало, их держали в качестве сторожевых псов, использовали для охраны стад от волков и шакалов. Щенкам разрешали входить в дом и подкармливали их остатками пищи (Мк. 7,27). Но в целом отношение к псам было отрицательное. По иудейскому закону, они считались нечистыми. Сравнить кого-либо с «мертвым псом» считалось тяжелейшим оскорблением, и даже деньги, полученные за продажу столь презренного животного, нельзя было приносить в дом Господа (Втор. 23,18). Соломон и апостол Петр сравнивают грешников с псами (Притч. 26,11; 2 Пет. 2,22)...
В Библии слова «собака», «псы» и их производные встречаются не менее 25 раз. Для Древнего Востока, для страниц Библии собака — это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание (Пс. 21,17; 58,7; Лк. 16,21; Мф. 15,27 и др.). В двух случаях — во Второзаконии (23,18) («не вноси цены пса в дом Господа») и в Евангелии от Матфея (7,6) («не давайте святыни псам») — можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного... Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм в качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки..."
Также авторитетом для христиан являются высказывания людей святой жизни: подвижников, блаженных, старцев. Блаженная Пелагея Рязанская, например, говорила: "Если дом освящен — поселяется Господь, а если допустили собаку в дом — благодать Святого Духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться ко Причастию!"
В жизнеописании старца схиигумена Алексия Пензенского читаем: " Однажды к батюшке приехал священник с двумя сыновьями. Старец провидел, что у них в квартире живет собачка, и сказал ему, чтобы собаку больше не держал в жилище. И нужно освятить жилище после нее. Он несколько раз повторил, что собак держать в жилище нельзя, а только около дома".
Разное отношение сейчас у православных христиан к отроку Вячеславу Чебаркульскому. Одни чтят его как великого святого, другие - против его почитания. Для тех, кто почитает отрока Вячеслава и держит дома собак, приведем отрывок из книги "Посланный Богом" (юбилейное 5-е издание, 67 стр.):
"Славочка сказал, что людям нельзя собирать и держать у себя в доме всякие маски, нельзя держать черепа, нельзя дома держать фантастическую литературу и всё с этим связанное, потому что в них поселяются и живут злые духи. Славочка говорил, что НЕЛЬЗЯ В ДОМЕ ДЕРЖАТЬ СОБАК, собака тоже этому подвержена (насколько я помню, Славочка сказал, что «в собаку легко могут заходить злые духи, и такое случается часто»), и поэтому собака должна жить во дворе. Славочка так и сказал, что «в фантастическую литературу, в эти всякие маски и чучела, которые вешают на стены, и особенно в черепа - в них поселяются злые духи, и они там живут». И наоборот - ликов святых злые духи не выдерживают. Когда в доме есть святая Библия и православные книги, когда в доме пахнет ладаном и горят церковные свечи, когда в доме читается молитва - вот тогда эти злые духи не выдерживают присутствия святыни, им это не нравится, они начинают метаться и исчезают".
Исходя из этих слов отрока Вячеслава («в собаку легко могут заходить злые духи, и такое случается часто»), понятно, почему домашние собаки вдруг неожиданно нападают на людей, в том числе своих хозяев, не щадя и детей.
Иногда Господь своими знамениями показывает, что собака - нечистое животное. Так, писатель Виктор Дауров в своем документальном рассказе "Иверонские диалоги" поведал о том, как священника попросили благословить пса и что из этого вышло:
"... Зашел разговор о писателях. Современных. Вспомнили пять-шесть имен и запнулись... Максим говорит:
- Вот Сорокин, к примеру, еще. Чадо нашего батюшки. Брат во Христе.
- Кто-кто? - спросил я. - Еще и Сорокин? Да! Чудны дела твои, Господи! Читал я как-то, ради любопытства, его рассказы. Мерзость одна...
- Ну, так тоже нельзя, прямо уж и мерзость, - заступился за «брата» Максим.
- Дим, расскажи-ка, у тебя хорошо получается, как отец Иларион (иеромонах Иларион из Оптиной пустыни) благословлял собаку Сорокина.
- Не благословлял, а благословил, - поправил Максима маленький Дима, - один только раз. Ну, если угодно, для тех, кто не слышал. - И он рассказал: - Дело было в машине Сорокина, я сидел сзади с супругой Сорокина, а спереди, рядом с Сорокиным, батюшка. «Отче, - обращается к о. Илариону Сорокин, - вот вы говорите, собака - нечистое животное, и по этой причине ее-де нельзя держать в доме... Так?» - «Так», - подтверждает отец Иларион. А если взять да и благословить?..» - «Кого?» - не понял отец. «Ну, нашу-то псину. Вон она сзади, сидит, у жены на коленях». Отец Иларион медленно так поворачивается, складывает соответствующим образом персты и, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», осеняет крестным знамением пса. Пес делает взбрык, падает и тут же издыхает. То есть совершенно натурально, - все были в шоке, - дух от псины отходит. Просто батюшка, по своему обычному смирению, не тратя попусту лишних слов, у всех на глазах, показал, каков этот дух у собаки, чистый или нечистый..."
Некоторые собаководы до того пристрастились к своим собакам, что считают их членами семьи. Протоиерей Олег Китов (г.Самара) по этому поводу говорит:
"Всему в мире Божием свое место и предназначение. Все Господь создал «хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Это касается всего творения, в том числе, конечно же, и животных. При сотворении всякая тварь заняла в мироздании то положение, которое ей было предназначено Самим Творцом. И животные были сотворены для того, чтобы служить человеку. «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28)...
Согласно Воле Божией мы и сейчас как будто наблюдаем отблеск той гармонии, которая была между человеком и животными до грехопадения. Если тогда вся тварь служила человеку, то теперь лишь очень малая часть так называемых домашних животных остаются прирученными. И эти животные также занимают свои места в быту человека. Скотина дает пищу и одежду, собака служит сторожем и помощником на охоте, кошка защищает жилье и двор от грызунов. Все на своем месте и разумно. Но если привносить в этот порядок что-то иное от суемудрия, то начнутся недоразумения, в числе которых изменение отношения человека к своим помощникам и их положения в жизни людей.
Это видно на примере собаки. Собака - верный и надежный помощник и слуга своего хозяина человека. Нет преданнее, отважнее сторожа и защитника. Во всех племенах и во все времена собака жила рядом с человеком и верно служила ему. И сейчас она служит людям во многих обстоятельствах. А у северных народов она и вовсе незаменима в хозяйстве, в том числе и как транспортное средство. Роль собаки в жизни людей многогранна, и ее «специальности» многоразличны.
Но вот что интересно, никогда и нигде раньше собака не вводилась в жилище человека и тем более не объявлялась «членом семьи». Собаки жили во дворах или, если это охотничьи породы, на псарнях. А в Корее и вовсе собак разводят для питания, как свиней. Не придет же нам на ум идея поселить в доме кабанчика и сделать его «членом семьи», хотя свиньи, как говорят, и умны, и ласковы не менее собаки… Это явный абсурд!
Собака в доме - это еще и опасно, как опасно всякое нарушение порядка и здравого смысла. Вспоминается трагедия семьи Берберовых, профессиональных укротителей, которые стали жертвами жившего в их городской квартире льва. А сколько подобных жутких случаев было с «домашними» собаками, когда «член семьи» загрызал насмерть или калечил хозяина. Были и случаи, когда пес буквально съедал малолетнего ребенка. Споры о том, можно ли держать собаку в доме, ведут порой даже и священнослужители. Был такой спор и у меня с одним диаконом из Ярославской епархии. У него в квартире жила немецкая овчарка, и она прекрасно общалась с его пятилетней дочкой - до тех пор, пока не покусала ее. Теперь у девочки на лице останутся шрамы на всю жизнь как память о «члене семьи», которого пришлось переселить в деревню и посадить на цепь охранять дом родственников...
Конечно, если собаку уже завели, то выбрасывать на улицу нельзя. Это безчеловечно и является грехом немилосердия, который истязуется на двадцатом мытарстве. И все же нужно постараться пристроить «друга» на «работу» сторожем в деревню, а если это невозможно, то после того, как пес издохнет, больше не заводить собаку.
Примечателен такой факт: во время проповеди перед чином «отчитки» в Троице-Сергиевой Лавре игумен Герман настоятельно рекомендует пристроить собак на должность сторожевых и ни в коем случае не допускать их в жилище, где находятся святые иконы. А храм, в который забежала собака, должен быть вновь освящен окроплением святой воды. Выводы очевидны…"
То, что собака нечистое животное, которое нельзя держать в христианском жилище, видно и из то, что храм освящают, если она туда случайно забежала. Как рассказал корреспонденту "Утра" священник Димитрий Каплун, настоятель прихода св. Иннокентия Московского в Биробиджане:
"Существует два типа освящения храма - малое и великое. Обряд малого освящения свершается, если в храм забежит собака или кто-то коснется престола. Тогда церковь окропляется святой водой и священник читает молитву на обновление храма."
Священник Анатолий Гармаев на вопрос "Каковым должно быть христианское отношение к животным?" ответил:
— Очень доброе, в том числе и к собакам, хотя по церковному уставу собака не должна жить внутри человеческого жилища. Если собака во дворе, то она сторожит дом. Но никак не позволительно собаку держать в квартире. Церковному человеку в квартиру, где находятся иконы, лампадка, крест, допускать собаку нельзя. Мы знаем, что появление собаки оскверняет церковь, и поэтому в случае, если забежала собака, церковь приходится переосвящать.
ЧИН НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ЕГДА ПЕС ВСКОЧИТ
Из истории чинов малого освящения храма и его принадлежностей в Русской Церкви мы знаем, что в нашей древнерусской богослужебной практике было несколько последований малого освящения храмов. Число таких последований по древнерусским Требникам превосходит перечисленное количество чинов «малого» освящения храмов современного Требника. Эти чинопоследования следующие: «Устав о поколебавшейся святой трапезе», «Чин на отверзение церкви от еретик осквернившейся», чины и молитвы на отверзение храма «в нем же аще человек умрет нуждною смертию» или «животну нечисту ключится умрети или родити» и, наконец, «ЧИН НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ЕГДА ПЕС ВСКОЧИТ». Отмеченные чины и молитвы имеются в составе Требников XVI и XVII веков.
Чин на освящение храма, если туда забежала собака ("егда пес вскочит"), не утратил своей актуальности и в наши дни. В 2006 году Издательский Совет Русской Православной Церкви выпустил книгу "Освящение храма. Сборник". Содержание этой книги составляют чин освящения храма и различные чинопоследования, так или иначе связанные с освящением храма и богослужебной утвари. Большинство из них печатается по современным русским изданиям Большого и Дополнительного Требников и Чиновника архиерейского священнослужения; небольшие чины омовения святой трапезы и на очищение храма «егда пес вскочит» — по древнерусским старопечатным книгам (с приведением орфографии текстов в соответствие принятым ныне нормам), чины на основание и на освящение новосозданного монастыря — по Требнику свт. Петра (Могилы).
1926 год. Берлин. Люди привели своих собак на усыпление, так как они не в состоянии платить увеличенный налог на домашних питомцев.
Смотрю иной раз на домашнюю собачку, на её преданность, любовь, послушание, кротость по отношению к хозяину и сравниваю себя, есть ли во мне всё это.... и не нахожу такого рвения к Богу и людям.
(Из книги "Жизнеописание иерея Николая Трубина", Кировоград, 2016)
"Я очень устал в дороге, и уже хотел было возвращаться обратно, но тут во двор вошел о. Николай... Я в этот момент гладил их собачку. Он подошел ко мне и очень ласково (я впервые слышал такой ласковый тон голоса) сказал: "Ее Дунайка зовут. А почему ты с ней лащишься? Твой дух выше ее, и он перетекает в нее". Я что-то ответил типа, что собака - друг человека. "А кто спорит, - ответил батюшка, - я поделюсь с ней последним куском хлеба, но гладить - извините!" (стр.151)
"Там мы встретили маленькую девочку, которая несла собачку. Батюшка по-доброму, но строго сделал замечание: "Кормить и ухаживать за этими животными надо, а вот носить на руках нельзя". (стр.294)
"Он вообще ко всему живому относился тепло и с любовью, ведь все это создания Божьи. При этом батюшка советовал не пропускать котов между ног, т.к. забирается благодать. Отец Николай советовал также не брать в дом приблудных котов, т.к. на них очень часто колдуны "делают". А собак советовал не гладить и не брать на руки, потому что страсти переходят (можно только кормить и ухаживать за ними)". (стр.345)
"Эти молитвы имеют определенное практическое значение. Например, если неожиданно появляются собаки, и есть угроза нападения с их стороны, батюшка советовал читать "Отче наш" и при этом креститься. Если пес, ощетинившись отойдет, то станет ясно, что этим животным управлял бес. Мать Мария рассказывала, что когда они шли пешком по Николаевке, и неожиданно напала свора собак, то она сразу испугалась, а батюшка стал читать "Отче наш". Собаки тут же убежали. Так повторялось не один раз". (стр.345-346)
Из проповеди архимандрита Германа (Чеснокова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, перед Чином над одержимыми нечистыми духами:
"...Еще, братья и сестры, Церковь запрещает вам держать в коридорах, в комнатах, где вы живете, нечистых животных - собак. Кошек можно держать, птиц, аквариум можно, а вот этих животных Христос Сам запретил. Он говорил: "Не давайте святыню псам, дабы они не обратились и не растерзали вас!" А ведь дом каждого христианина должен быть освящен. В вашей комнате должны находиться иконы, чем крупнее, тем лучше... В вашем доме должны находиться Евангелие, Псалтирь, книги (православные), просфора и святая вода. Есть опасность, что животное съест просфору. Вот и требуем от вас, не дай Бог кто из вас кощунствует, держит этих животных в комнатах и коридорах, чтоб с сегодняшнего дня убрали. Сделайте им конуры на земле... Этих животных так Господь премудро устроил, что они охраняют наше хозяйство".
(Источник: документальный фильм "Чин над одержимыми нечистыми духами", реж. Сергей Ломкин, киностудия "Канонъ")
Преподобный Силуан Афонский об отношении к животным:
"Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с Ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь...
Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию, и через то теряется любовь между братьями, за которую умер Христос в великих страданиях. Неразумно так делать. Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать - есть неразумие души.
Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Это значит, что забыл человек заповедь Христову любить Бога всем сердцем, всей душою, всем помышлением.
Звери, скотина и всякое животное - есть земля, а мы не должны умом привязываться к земле, но всею силою ума любить Господа, Его Пречистую Матерь, нашу Заступницу, святых, благоговеть пред ними; они молятся за нас и печальны бывают, когда мы пренебрегаем заповедью Божией".
Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) "Преподобный Силуан Афонский"
Старец Виталий (Сидоренко): "Не полезно, когда картинки с изображением животных в доме висят"
"Батюшка очень любил природу и говорил, что Господь спросит за каждый напрасно сорванный листок... Большую соседскую собаку он часто гладил, кормил, но нам подходить к ней не разрешал: "Вас укусит". Котов "братиками" называл...
Отец Виталий любил всех животных, но не разрешал вешать на стену рисунки и фотографии кошек или собак - говорил, что не полезно, когда картинки с изображением животных в доме висят".
(Из статьи "Человек Божий. Блаженной памяти схиархимандрита Виталия посвящается" // Задонский паломник, 2009 г. №69) Старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928–1992)
Из жизнеописания старца иеросхимонаха Никиты-целителя:
"Неожиданным препятствием для исцеления больного могло стать наличие у него домашних животных. Держать братьев меньших в городских благоустроенных квартирах отец Никита вообще не благословлял. В частном доме – пожалуйста. Божья тварь должна жить в привычных условиях. Людей, которые содержали животных в городе, он даже не брался лечить. Батюшка объяснял это следующим образом. Когда животное, например, кошка или собака, появляется в квартире, человек начинает о нем заботиться. Устраивает своему четвероногому другу постельку, горшочек, миску с едой и водой. Ласкает и целует. Позволяет спать в своей постели и есть со стола. Доходит до абсурда. (Шьет собачке шубку!) И поневоле служит твари вместо Творца. Начиная лечить такого человека, старец потом буквально падал от слабости. Больному на время становилось легче, но вскоре он возвращался в прежнем состоянии. А отец Никита говорил: «Кого же я лечу? Я его кошку или собаку лечу…» Когда человек сам отдавал себя во власть животного, лечение становилось малоэффективным. Поэтому батюшка начинал беседы на приеме с вопроса: «У вас домашние животные в квартире есть»?» Если таковые имелись, советовал человеку прежде отдать «квартирантов» в хорошие руки, а потом уже приходить лечиться. Это стало у старца правилом". Старец иеросхимонах Никита-целитель
Схиигумен Гавриил, насельник Кавказского скита Валаамского монастыря, рассказывает о том, как молитва и крестное знамение связали демона, который вселился в собаку.