16-е декабря Прор. Софонии (635-605 г. до Р.Х.). Прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского) (1406).



16-е декабря 2012г.
(03.12.2012 г. по ст.с.)

Неделя 28-я по Пятидесятнице.
Глас 3-й.


Прор. Софонии (635-605 г. до Р.Х.).
Прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского) (1406).
Прп. Феодула Цареградского (ок. 440).
Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского (558).
Сщмч. Феодора, архиеп. Александрийского (606).
Новосщмч. Гавриила, еп. Ганосского ( Греч. ).
Свт. Вирина, еп. Дорчестерского (649-650) ( Кельт. и Брит. ).
Новомч. Ангелоса Хиосского ( Греч. ).
Прп. Георгия Черникского.
Сщмч. Андрея пресвитера (1920). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Св. Георгия исп (1960).




Утр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53.

Лит. – Кол., 250 зач., I, 12–18. Лк., 91 зач., XVIII, 18–27 (Недели 30-й)*. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12**.
_______________
* Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 28-ю следует читать Евангелие Недели 30-й (Лк., 91 зач.), так как на Неделю 30-ю в текущем году приходится Неделя святых праотец.
** Чтения прп. Саввы читаются, если ему совершается служба.

Трапеза

На трапезе разрешается рыба, масло и вино. Мясо, молоко и яйца не едим.



Богослужебные указания

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигоро́дского.

Мч. Ангели́.

Прп. Феоду́ла Царегра́дского.

Служба прор. Софонии не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха





ПРОРОК СОФОНИЯ
День памяти: Декабрь 3


Пророк Софония был современником пророка Иеремии и пророчицы Олдамы. Происходил он из знатного рода. Пророк жил в царском дворце, проповедовал покаяние и помогал царю Иосии истреблять идолопоклонство.

Пророчествовал о бедствиях, грядущих на жителей Иудеи и соседних пределов: Газы, Аскалона, Крита, на моавитян, аммонитян, ниневитян.


Тропарь пророка Софонии
глас 2

Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Софонии
глас 4

Явился еси светозарен Божественным Духом,/ пророче Софоние,/ Божие явление возгласив:/ радуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь:// се Царь Твой грядет, спасаяй.







ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

Дни памяти: Январь 19, Декабрь 3


Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников.

Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, но благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он "добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему". Предание относит ко времени его игуменства извсдение водного источника за стенами Лавры.
С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитрисвич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить "в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи", новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келлию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келлию для безмолвного жития.
В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 года.

Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.

Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в XVI в., в конце XV века (1480 - 1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: "Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе". На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: "Я Савва, начальник сего места". Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.




ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Преставление преподобного Саввы Сторожевского


Память 3 декабря (по ст.ст.)

Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. В иноческом образе, он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенною ревностью боролся со страстями и упражнялся в добродетелях. Много испытал он от бесов искушений и соблазнов, но, помощью Божиею, все их победил, непрестанно пребывая в посте, бдении, молитве и других подвигах духовных.

Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий Димитриевич1 пришел в обитель преподобного к блаженному Савве и упросил его создать в его отчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в 50 от царствующего града Москвы; это место он и избрал для будущей обители. Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне, с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он желал приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая есть мать всех пороков.

После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал преподобному необходимые средства для сооружение храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистой Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.

Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях. Достигнув преклонных лет, святой Савва впал в болезнь и, созвав братию, научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту, жить в любви между собою, украшаться смирением, и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руки Божии в 3-й день декабря месяца2.

Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народа, с великою любовью собрались на погребение почившего святого, неся с собою недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честью похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Честные мощи преподобного Саввы и доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего чрез Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Сказание о чудесах преподобного Саввы

Спустя много лет по кончине святого Саввы, игумен его обители Дионисий, однажды ночью, совершив обычное правило, лег уснуть. И вот ему явился честный инок, благообразный и украшенный сединами и сказал ему: "Дионисий, встань скорее, и напиши мой образ".

Дионисий спросил старца:

- Кто ты, отче, и как твое имя?

Благолепный старец отвечал:

- Я - Савва, начальник места сего.

Пробудившись от сна, Дионисий немедленно позвал некоего старца, по имени Аввакума, который был один из учеников преподобного Саввы, и спросил, каков был собою блаженный Савва. Аввакум поведал игумену, каков был собою его авва и учитель и в каком возрасте он скончался. Игумен сказал ему:

- Именно таковым явился мне преподобный Савва в сию ночь и повелел изобразить себя на иконе.

Так как Дионисий был сам иконописец, то он поспешил написать икону преподобного Саввы.

В обитель преподобного Саввы был приведен бесноватой, по имени Иуда. Во время совершения молебна святому Савве, бесноватый закричал:

- Тяжко мне: я сгораю, - и тот час же сделался здоров.

Когда его спросили, почему он так сильно закричал, - он сказал:

- Я видел благолепного старца. Он стоял на гробе преподобного Саввы, держал крест и осенил им меня. От этого креста явилось великое пламя и опалило меня всего. Вот отчего я закричал, и этим пламенем отогнан был от меня нечистой дух.

Однажды иноки обители святого Саввы возроптали на своего игумена Дионисия. Они составили на него ложный донос великому князю Иоанну. Князь поверил их клевете и велел игумену немедленно явиться к себе. Узнав об этом, игумен был в великой скорби. И вот ночью во сне ему явился блаженный Савва и сказал:

- Что скорбишь, брат: иди к великому князю, и смело говори ему, не предавайся сомнению, ибо Господь Бог будет с тобою и пошлет тебе помощь.

Угодник Божий явился также и некоторым из роптавших на игумена и сказал им:

- Для того ли вы удалились от мира, чтобы в роптании совершать свой подвиг? Вы ропщете, а игумен молится за вас со слезами: что одолеет, ваши ли клеветы, или молитвы отца вашего?

Когда игумен и братия явились пред князем и объяснились на суде, то клеветники были посрамлены, а игумен с честью возвратился в монастырь.

Один из иноков обители преподобного Саввы долго и тяжко страдал болезнью глаз, и совершенно не мог глядеть на свет. Он пришел ко гробу святого Саввы, пал пред ним на колена и со слезами просил исцеления. Свои же больные глаза стал он отирать покровом, лежавшим на гробе святого угодника. Увидев это, другой инок, стоявший тут, начал поносить его, говоря:

- Не получишь ты исцеления, а только запылишь свои глаза еще больше песком.

Инок, припавший с верою ко гробу святого Саввы, получил исцеление, а насмехавшийся над ним брат внезапно поражен был слепотою и услышал голос, говоривший ему:

- Ты получил, чего добивался, чтобы чрез тебя и другие были научены не смеяться и не хулить чудес, проистекающих от угодника Божия.

Тогда ослепленный с великим страхом и рыданием пал пред гробом преподобного Саввы и просил прощения, которое и получил, но не тотчас, а после многих молитв, слёз и покаяния.

Однажды, ночью, пришли в монастырь воры, намереваясь обокрасть церковь Пречистой Богородицы. Но когда они подошли к окну над гробом преподобного, вдруг пред ними явилась огромная гора, на которую взойти было совершенно невозможно. Тотчас напал на них страх и трепет, и они ушли с пустыми руками. Все это впоследствии рассказали сами воры, придя в обитель с раскаянием, и остальное время своей жизни провели в покаянии.

После того в обитель пришел некий боярин, Иван Ртищев, неся на одре больного сына своего, Георгия, который от великой слабости не мог уже говорить. Совершив о здравии Георгия молебное пение, иноки влили больному в уста монастырского кваса. Больной тотчас заговорил, вкусил хлеба от трапезы иноков и стал здоров. Сильно обрадованный исцелением сына, родитель его принес великое благодарение Богу и Его угоднику, святому Савве, и сказал преподобному, как бы живому:

- Преподобный отче! У меня в доме много рабов и рабынь, которые страдают различными недугами; верую, если ты захочешь, то и тех ты можешь исцелить.

Попросив у игумена кваса, боярин возвратился вместе с исцеленным сыном. Когда он прибыл в дом свой, то приказал привести к себе одну из своих рабынь, по имени Ирину, страдавшую глухотою и слепотою, влил ей в уши монастырского кваса и помазал им ее слепые очи. Тотчас Ирина стала видеть и слышать. Все в ужасе дивились величию Божию. Также, призвав одного из своих рабов, Артемий, который семь лет страдал глухотою, боярин влил ему в уши того же кваса, и раб получил исцеление. После сего он привел слепую девицу, именем Кикилию, и она получила исцеление, как только ее очи были помазаны квасом. Но все таковые чудеса совершались не от кваса, а по молитвам преподобного Саввы и по великой вере боярина Ивана. Спустя несколько времени, заболел и сам боярин. Употребив то же лекарство, и он получил исцеление.
Игумен обители преподобного Саввы Сторожевского, Мисаил тяжко заболел и, потеряв всякую надежду на выздоровление, находился при смерти. Однажды пономарь обители, Гурий, шел звонить к утрени. Когда он проходил мимо дверей в церковь, его встретил благолепный старец и стал его спрашивать:

- Как здоровье вашего игумена?

Гурий рассказал ему о болезни игумена. Тогда благолепный старец сказал:

- Иди и скажи игумену, чтобы он обратился с мольбою о помощи ко Пресвятой Богородице и начальнику места сего, старцу Савве, - тогда он выздоровеет; ты же, брат, отвори мне двери, и я войду в церковь.

Гурий усумнился, и не хотел отворить двери раньше звона, но и не осмелился спросить старца, кто он и откуда. Явившийся старец, не говоря более ни слова, пошел к церковным дверям. Двери тотчас сами отворились, и старец вошел ими в церковь. Гурий в страхе возвратился в келлию и стал упрекать своего помощника:

- Почему ты вечером не запер дверей церковных? сейчас я видел, как неизвестный муж вошел в церковь через открытые двери.

Но помощник Гурия с клятвою утверждал, что он с вечера крепко запер двери в церкви. Тогда они зажгли свечи, поспешили к церкви, и нашли, что двери хорошо заперты, так как помощник Гурия действительно с вечера затворил двери и тщательно их запер. По окончании утрени, Гурий поведал братии всё, что он видел и слышал. Все единогласно решили, что явившийся старец был сам святой Савва. Игумен Мисаил, услышав о сем, приказал нести себя ко гробу преподобного и усердно прося исцеления, и, по молитвам Пресвятой Богородицы и преподобного Саввы, стал совершенно здоровым.

Много и других чудес и исцелений совершилось от гроба угодника Божия. И ныне они подаются притекающим с верою, благодатью Божиею и по молитвам Пресвятой Богородицы и преподобного Саввы, коему будем молиться и мы, чтобы он уврачевал наши болезни душевные и телесные своим теплым предстательством ко Христу Господу Богу нашему, Ему же слава во веки. Аминь.
Тропарь, глас 8:

Пустыни явился еси доброе прозябение преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси. Тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво отче наш, моли спастися душам нашым.

Кондак, глас 2:

Господним желанием распалився, страсти плотския воздержанием отряс, божественнаго света незаходимое светило явился еси: чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Савво преподобне отче наш.


________________________________________________________________________

1 Князь Звенигородский, младший сын Великого князя Московского Димитрия Донского.

2 В 1407-м году.






ФЕОДУЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ЕФЕССКИЙ, ЕПАРХ, ПРП., СТОЛПНИК
День памяти: 3 декабря



Феодул по смерти своей супруги удалился в г. Едессу и там подвизался на столпе 38 лет. После многих трудов и подвигов скончался около 440 г.



Молитвы

Тропарь преподобного Феодула Цареградского
глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Феодуле, дух твой.

Кондак преподобного Феодула Цареградского
глас 2

Царя тленнаго и скорогибнущия славы,/ мудре отче, изменил еси вечно пребывающими,/ от столпнаго же и прискорбнаго жития в Горнее и всерадостное взыде,/ превеличества славы Небесному Царю сцарствуя, Феодуле,/ моли непрестанно о всех нас.






ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН БЕЗМОЛВНИК
Дни памяти: Март 30, Декабрь 3


Преподобный Иоанн Безмолвник - епископ города Колонии, был для паствы примером доброй христианской жизни. Притесняемый правителем, он был лишен архиерейской кафедры и удалился в обитель святого Саввы Освященного, где прославился в подвигах безмолвия, молитвы и пустынножительства. Преставился преподобный в возрасте 104 лет (+ 558).




СВЯТИТЕЛЬ ФЕОДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, АРХИЕПИСКОП, СЩМЧ.
День памяти: Декабрь 3

Феодор родился в Египте в Александрии. К сожалению, исторические записи не донесли до нас точных данных о времени жизни и подвигах святого епископа Феодора, но Церковь Христова во все времена хранила имя священномученика в своих диптихах.

Пламенный проповедник, сильный в слове и делании церковном, епископ Феодор вызывал яростную ненависть буйных александрийских язычников, не терпевших благовестия. Во время одной его проповеди язычники окружили и захватили святителя. Он не сопротивлялся. Его избивали и издевались над ним: возложили на главу его терновый венец и со смехом водили по городу. Затем привели его к берегу и бросили со скалы в море. Но поднялся ветер - и волны вынесли его невредимым на сушу. Пораженные язычники отвели святителя Феодора к правителю города, который приказал подвергнуть его жестоким истязаниям. Но ни слова, кроме молитвы к Господу, не услышали мучители от мужественного исповедника. Тогда святой мученик был предан римским воинам и казнен, как апостол Павел, - через усекновение мечом.









НОВОСВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГАВРИИЛ, ЕПИСКОП ГАНОССКИЙ

Память 3 декабря (по ст.ст.)



Гавриил (+ 1659), митрополит Ганский (Ганосский) и Хорский, священномученик, по ложному обвинению в крещении магометанина был повешен турками в городе Пруссе в 1659 году.



Использованные материалы

"3 декабря", Булгаков, С. В., прот., Настольная книга для священно-церковно-служителей, Харьков, 1900, 2-е изд. (англ. перевод):

http://www.transfigcathedral.org/faith/Bulgakov/0439.pdf





СВЯТОЙ ВИРИН, ЕПИСКОП ДОРЧЕСТЕРСКИЙ

Память 3 декабря (по ст.ст.)



Вирин Дорчестерский (ок. 600 - 650), епископ, апостол Уэссекса, святитель. Родился приблизительно в 600 году. Он, вероятно, был хиротнисан во епископа архиепископом Астерием (Asterius) в Генуе. В 634 году Вирин был послан римским папой Гонорием на проповедь среди язычников Мерсии. Он высадился в Портчестере (Portchester), что в Хэмпшире, и отправился через земли кельтов-христиан в Хэмпшире к Сильчестеру (Silchester).

Прежде, чем Вирин достиг Мерсии, он столкнулся с язычниками-саксами в долине Темзы. Обнаружив, что они очень нуждаются в христианском окормлении, он решил остаться и отправился в королевские владения в Беркширских низинах, вероятно в Чолси (Cholsey). Здесь он встретил короля уэссекского Синегилса (Cynegils), в местечке Чёрн Кноб (Churn Knob), что в Блюбери (Blewbury), Беркшир, месте первой проповеди святого. Король, должно быть, думал, что это древнее языческое капище будет прекрасным местом для того, чтобы запугать вновь прибывшего. Однако Вирин был невозмутим, и ему даже удалось убедить короля в достоинствах христианства. Синегилс разрешил Вирину проповедовать повсюду в его Королевстве. Но потребовалось время для того, чем он сам полностью обратился ко Господу.

Король в то время отчаянно искал союза с могущественным королем Нортумбрии Освальдом. Он надеялся, что вместе они смогут нанести поражение ненавистным жителям Мерсии. Синегилс устроил переговоры в своём дворце в Истхэмпстэде (Easthampstead), что в Беркшире, и король Нортумбрии отправился на встречу с ним.

В королевских переговорах единственной точкой преткновения было то, что Освальд был христианином и не объединился бы ни с каким язычником. Так что король Уэссекса решил, что пришло время креститься в эту новую веру. Освальд согласился и с тем, что этот союз можно было бы тогда укрепить браком его дочери и южного короля. Вирин был послан за этим, и в близлежащем источнике Гарт (Garth), что в Брэкнелле (Bracknell), Беркшир, Синегилса крестили немедленно.

Епископу дали старый римский город Дорсич (Dorcic), или Дорчестер-на-Темзе, что в Оксфордшире, чтобы он там построил себе собор, и королевская партия отправилась на север, чтобы исследовать участок. На пути многие из королевских придворных также выразили желание стать христианами. Так в Брайтвелле (Brightwell), что в Беркшире, стоящем на переправе через Темзу около Дорчестера, Вирин покрестил большую часть его двора.

Сын короля, Свихельм (Cwichelm), сначала отказавшись от крещения, был в конечном счете обращён ко Господу на следующий год. Король Синегилс умер в 643 году, и приблизительно пятью годами позже новый король, Сенвалх (Cenwalh), пригласил Вирина воздвигнуть важную церковь в Уинчестере. Другие церкви в Уэссексе также имеют отношение к трудам Вирина:

Святой Марии в Ридинге (Reading), что в Беркшире,

Святой Елены в Абингдоне, что в Беркшире,

Округа Таплоу (Taplow), что в Бакингемшире, где святой, как считают, крестил местных саксов в пруду Бапсейском (Bapsey). Это было началом епархии в Уэссексе.

Свт. Вирин умер в Дорчестере 3 декабря 649 или 650 года. Его могила в Дорчестере стала местом большого паломничества. Позднее местный епископ перенес кафедру в Уинчестер и взял с собою тело святого Вирина. В Уинчестерском Соборе по сей день пребывают его мощи.

Вирин имел особое отношение ко Святому Причащению, как показывает его хождение "за море", чтобы получить антиминс от римского папы Гонория, который он всюду носил с собой для совершения Святой Евхаристии. Многие чудеса имели место при открытии мощей Вирина.

Использованные материалы

http://www.britannia.com/bios/birinus.html




ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕОРГИЙ ЧЕРНИКСКИЙ


Прп. Георгий Черникский
Георгий Черникский (1730 - 1806), преподобный.
Память 3 декабря

Родился в 1730 году в благочестивой православной семье в Cэлиште Сибиуском (Săliște Sibiului). С юности загорелся духом монашеского жития. Однако, в то время австрийские властители Трансильвании подавляли Православие, особенно православное монашество, склоняя верующих к унии. Поэтому в возрасте 19 лет юноша ушёл в Валахию и поступил в услужение ко греческому митрополиту Роска (mitropolitul grec Rosca), который в то время находился в Бухаресте.

Вскоре после этого, в 1750 году, отправился вместе со своим духовным отцом в Константинополь, а затем на Святую Гору Афон. Здесь он поселился в Ватопедском монастыре, и был здесь пострижен в рясофор и поставлен во диакона. По кончине его наставника-митрополита стал учеником преподобного Паисия (Величковского) в Ильинском скиту. Там, в 1752 году, был пострижен в мантию старцем Паисием, а в 1754 году - поставлен во иеромонаха. Во время пребывания на Афоне с большим рвением и большой духовной пользой продвигался по лестнице духовного совершенствования, постигая радость жизни во Христе.

В 1763 году, вместе с 64 другими учениками, последовал своему великому старцу в Молдавию, в Драгомирнский монастырь. В течении последующих 12 лет он служил в этой обители иеромонахом, духовником и экономом.

После подпадения Буковины под власть римо-католической Австрии, в 1775 году вместе с Драгомирнской братией во главе со старцем Паисием перешёл в Секульский монастырь. В 1779 году последовал за святым Паисием в Нямецкую лавру, где прожил ещё около двух лет.

В 1781 году, желая освежить память своего ученичества, по благословлению своего старца снова отправился на Афон. Прибыв в Бухарест, был здесь остановлен митрополитом Унгро-Влахийским Гриогрием II и своим старым другом, учеником святого Паисия, иеромонахом Макарием. После их упорных уговоров, он согласился взять на себя возрождение монашеской жизни в скиту Черника, который находился в запустении уже более тридцати лет. Его задачей было устроить в этом краю Валахии монастырь с общежительным уставом, подобным афонскому и паисиевскому.
С помощью господаря Николая Маврогени и других христиан отец Георгий начал восстановление соборного храма и келий. Он много времени уделял совершенствованию духовной жизни монашествующих. В монастыре служба совершалась каждый день, насельники обители наряду с чтением Священного Писания, творений святых отцов Церкви и молитвенным деланием несли многочисленные послушания, занимались перепиской рукописей и физическим трудом. Своим жертвенным и одарённым пастырством, он снова зажёг очаг духовной жизни в Черникской обители и всего за пять лет собрал общину в 103 насельника.

В 1785 году тяжело занемог и, ожидая скорой кончины, составил своё завещание, в котором предписал надлежащий порядок жизни монашеской общины. Однако, он вскоре оправился и продолжил свой пастырский подвиг.

Ввиду его успехов в Чернике, в 1793 году митрополит Унгро-Влахийский Филарет II также вверил ему Кэлдэрушанский монастырь. С апреля 1794 года отец Георгий жил в обеих обителях попеременно, назначая в них также игуменов-наместников, особенно на время своего отсутствия. В обоих монастырях он ввёл афонско-паисиевский общежительный устав, включавший семикратное ежедневное богослужение, частую исповедь, послушание, постоянную молитву, общую трапезу.

Святой Георгий продолжал управлять обоими монастырями до самого конца своей земной жизни. Преставился он 3 декабря 1806 года, оплакиваемый многочисленной братией двух обителей. Был погребён в Черникском монастыре, перед храмом святого Лазаря, в том месте где впоследствии был захоронен митрополит Нифонт.

После кончины святой Георгий снискал почитание как пастырь высокой духовной жизни, руководитель двух великих монашеских центров Валахии, возобновитель истинного монашеского жития по афонским и паисиевским образцам. Старец имел много учеников и последователей, таких как святой Каллиник Черникский, протопсалт иеромонах Макарий и другие. Его завещание-поучение от 1785 года распространилось во многих копиях.

На заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви 20-21 октября 2005 года старец Георгий был прославлен в лике преподобных. Торжественное объявление канонизации состоялось в день его памяти, 3 декабря того же года, в монастыре Черника. Чин прославления возглавил патриарх Румынский Феоктист в сослужении многочисленных румынских иерархов.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года имя святителя было включено в месяцеслов Русской Церкви [1].


Прп. Георгий Черникский. Икона XXI в.
Литература
Casian Cernicanul, mon., "Viaţa, faptele şi cuvintele stareţului Gheorghe," Istoriile sfintelor mănăstiri Cernica şi Căldăruşani, Bucur., 1870, 1-84.
Furtună, D., Ucenicii stareţului Paisie în mănăstirile Cernica şi Căldăruşani, Bucur., 1927.
Atanasie (Gladcovschi), arhim., "Gheorghe arhimandritul, stareţul mănăstirii Cernica," Glasul Bisericii, 1956, № 12, 716-724.
Suttner, Er. Chr., "Paisij Velicikovskiy im Spiegel des geistl. Testaments seines Schüllers Gheorghe de la Cernica," OS, 1973, Bd. 22, H. 2/3, 184-189.
Ioanichie (Bălan), ierom., Pateric românesc, Bucur., 1980, 265-281.
Chesarie (Gheorghescu), arhim., "Cuviosul stareţ Gheorghe de la Cernica," Sfinţii români şi apărători ai legii strămoşeşti, Bucur., 1987, 500-510.

Использованные материалы
Житие в румынском православном портале CrestinOrtodox:
http://www.crestinortodox.ro/sarbatori/sfantul-gheorghe-la-c...tml
"ГЕОРГИЙ Черникский," Православная энциклопедия, т. 11, 12:
http://www.pravenc.ru/text/164189.html

[1] http://www.patriarchia.ru/db/text/283491.html

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites