Православные! С началом Рождественского поста!
Главное в Рождественском посте — это подготовка к Рождеству.
ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ СТАРЦА ПАИСИЯ ВЕЛИЧКОВСКОГО О ВОЗДЕРЖАНИИ
Воздержание – матерь и союз всех добродетелей. Если удержишь чрево, войдешь в рай, ибо воздержание есть убийство греха, удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай вечных благ. Напротив, пресыщение лишает человека духовного дарования, потому что сытость чрева ко сну клонит его и возбуждает в нем скверные помыслы, и он не может совершать бдение, ни чтением, ни рукоделием заниматься и никакого другого доброго дела исполнять.
Четыре чина вкушения пищи: пост, воздержание, доволь и сытость.
Постом называю вкушение однажды днем мало, пищею иметь хлеб и соль, питием же – воду, которую сами собою доставляют источники. Только покушавши, должно быть алчным немного, чтобы тело было и покорно духу, и к трудам способно, и к умным движениям чувствительно, и телесные страсти победятся.
Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однакоже, относительно количества пищи, должно столько установить, сколько нужно для укрепления сил; таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою.
Умеренному подвигу нет цены.
Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру – в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу.
Поэтому святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Неумеренное начинание происходит или от тщеславия, или от безразсудности; тогда как воздержание – одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти.
Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников. Каждому мера и внутренний учитель – своя совесть.
Итак, хорошо узнавши свою меру, принимай пищу однажды на каждый день, кроме суббот, недель и Владычных праздников .
Умеренный и разумный пост – основание и глава всем добродетелям.
Как со львом и лютым змием бороться, так должно со врагом в телесной немощи и духовной нищете.
Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом.
ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ СНА
Бдение с разсуждением очищает ум от разсеяния помыслов, делает его легким и вводит в молитву. С разсуждением в меру новоначальным инокам должно половину ночи бодрствовать и половину ночи до утра спать, то есть 6 часов бодрствовать и 6 или 5 часов спать. Средних мера – 4 или 3 часа спать и 8 бодрствовать. Совершенных же – 1 час спать, а остальные – всенощное стояние и внимательное бодрствование. Среди дня все должны один час спать. Мерное бдение веселит сердце.
ВОЗДЕРЖАНИЕ ЯЗЫКА
Обуздавший и сдерживающий свой язык избежит и всякого зла, происходящего от него. Язык – неудержимое зло; обоюдоострый меч, невидимо закалающий душу и тело. Многим трудом созидает человек духовное здание (спасение), а ты, язык, одним словом, в один час разрушаешь его и уничтожаешь.
Мудрый муж безмолвие водит.
Безмолвие – удаление от всякого житейского попечения и смущения, или безответное молчание вреди многолюдства.
ОДНО ЭТО СПАСАЕТ ЛЮБОГО
Смирение и смиренномудрие сердечное без труда спасает человека старого, больного, убогого, нищего и необразованного; ради него прощаются все согрешения; оно от самой бездны греховной возводит человека. Чрез смиренномудрие все вражеские сети и замыслы разрушаются, и оно укореняет жизнь духовную и соблюдает от падения.
ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ СУЕТНОСТИ – ВНИМАНИЕ
На каждый вечер мы должны испытывать себя, как прошел у нас день, и на всякое утро опять должны испытывать, как прошла ночь. И не только в определенное, но и во всякое время, на каждом месте и о всякой вещи мы должны давать себе отчет и разсуждать о добродетелях и страстях, в каком состоянии жизни мы находимся, – в начале, в середине, или в конце; достойно ли награды мы трудимся и совершаем добродетели, или только трудимся, а награды не получаем.
Мы потому не приходим в совершенство и бедны благодатью, что не знаем, в чем начало, средина и совершенство добродетелям, от чего оскудение добродетели, что ко всякой добродетели примешивается порок тщеславия, который противодействует ей. Без знания сего мы напрасно трудимся.
Великий старец схимонах и Архимандрит Паисий Величковский
«Крины сельные» или «Цветы прекрасные»
Дорогие братья и сестры!С началом Рождественского поста!
Сейчас, в дни Рождественского поста, нам вновь дана благая возможность взглянуть на душу свою, потрудиться над нею, очистить себя покаянием, сделать необходимые шаги по устроению своей жизни по заповедям Божиим, по Вере Отеческой!
Пусть всё поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.
Великое не тщетно совершилось;
Недаром средь людей явился Бог;
К земле недаром небо преклонилось,
И распахнулся вечности чертог.
В незримой глубине сознанья мирового
Источник истины живёт не заглушён,
И над руинами позора векового
Глагол её звучит, как похоронный звон.
Родился в мире Свет, и Свет отвергнут тьмою,
Но светит Он во тьме, где грань добра и зла.
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осуждён и все его дела.
24 декабря 1894
Дмитрий Растаев
В эту ночь Ты родился...
"И сказал им Ангел: не бойтесь;
я возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
который есть Христос Господь..."
(Лк 2,10-11)
В эту ночь Ты родился в холодном и тёмном хлеву.
Но звезда путевая глаза распахнула волхву.
И явились волхвы, и в ладонях дары принесли,
И покинули хлев, и в предание тайно ушли...
В эту ночь Ты родился вдали от больших городов —
Их арен и святилищ, их вилл и торговых рядов —
Рядом блеяли овцы, трещали расщепы досок,
Под ногами Марии сухой колебался песок...
В эту ночь Ты родился затем, чтобы «там» и «потом»
Своё иго нести — сквозь толпу, по песку, под крестом —
Чтобы первый Твой крик на Земле и последний Твой вздох
Во языце любом и поныне глаголили: «Бог!»
В эту ночь Ты родился на этот неистовый свет,
Чтобы свету увериться: смерти воистину нет,
Что навеки равны перед неводом правды Твоей
И лачуги сирот и чертоги сиротских царей.
Потому, где б я не был, по чьей не бродил бы стране,
В эту ночь я ищу Тебя — в каждом невольном огне,
В каждом камне щербатом, и веточке каждой кривой,
В каждой мёртвой частице, и каждой частице живой...
Я ищу Тебя, чтобы сказать: «Я не враг Тебе, нет,
Просто всюду следами чужими раздавлен Твой след,
И над каждым из этих следов суетится флажок,
На котором начиркано жирно и красочно «Бог!»
Я флажков не боюсь — мне нырять не впервой под флажки.
Кто-то в спину вопит: «Берегись!»
Я смеюсь: «Чудаки!»
Но глаза поднимая к излучине Млечной Дуги,
Я усмешку смываю с лица и шепчу: «Помоги
Мне найти Тебя здесь,
Где, с молитвой Твоей на устах,
Двадцать лютых веков плодоносили злоба и страх,
Где ужимки невежд и казённых зазнаек враньё
Двадцать подлых веков выдавали за Слово Твоё.
В череде скоротечных ночей и томительных дней,
В гуще зримых вещей и слепых их словесных теней,
Меж дымами былых пепелищ и грядущих руин,
Дай мне с Небом единым остаться один на один,
С этим Небом глубинным, где в час наготы и труда
На восход от заката бежит путевая звезда,
Над хлебами хлебов пробегая и росами рос,
И одно из имен её неистребимых — Христос...»
Владимир Сергеевич Соловьев (11 марта 1892)
. . .
…Да! С нами Бог, - не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, - средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!
Говение - это момент, когда с обновленной силой и снова, по-новому мы должны задумываться над жизнью и над собой. Над жизнью - какой ее Господь задумал для нас, и над собой - какой мы эту жизнь сделали.
Иерей Сергей Киселев. Недугом страшным поражен