Василий Великий - учитель и святитель всей Вселенной

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (379)

Василий Великий (ок. 330—379) — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов.
Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии.

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где повстречал и сдружился с Григорием Назианзином.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины.
В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенском собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей.
Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.

Статуя святителя Василия Кесарийского в одном из костёлов Праги

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова.

Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.

http://www.voskresensk.prihod.ru/pravoslavnyjj_kabinet/view/id/1155969

Скачать полное собрание сочинений в формате txt (1.57 Мб.)
Скачать полное собрание сочинений в формате doc (1,98 Мб.)
Скачать полное собрание сочинений в формате pdf (13,2 Кб.)

Комментарии участника: Фокин Сергей (1)

Всего: 1 комментарийвсе комментарии ( 3 )
  
#3 | Фокин Сергей | 15.01.2017 06:49
  
1
"Поговорим о святом Василии Великом. Великими называли многих людей. Но эпоха великих уже довольно далеко от нас. Эпоха, когда жили великие – Антоний Великий, Пахомий Великий, Макарий Великий, Афанасий Великий. Василий Великий".

Всё познаётся в сравнении. Если человек веры отринул от себя веру в БОГА Вечного и идёт спиной к будущему - он неверующий! А если делает это сознательно - враг БОГА, Истины и Церкви! Для него все пророки и Святые настоящего и будущего - не пророки и не святые! Сколько таких перевёртышей или мракобесов невежественных, продающих душу Мамоне и ведущих нас в ад?!
Живите Будущим - дети будущего века!

«В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих».[/B] 1Кор.14:21,22.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «[B]Кто не почитает новых святых, не может почитать древних… Святых много, а безстрастных немного».


" ...и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения...прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный " (Иоиль 2: 28-31).

Апостол Варнава:
«Посему будем внимательны к последним дням. Ибо все время нашей жизни и веры не дает нам никакой пользы, если не будем ненавидеть неправды и будущих искушений, как говорит Сын Божий: «будем противиться всякой неправде и возненавидим ее». Итак, смотрите внимательно на дела пути злого. Вы не должны отделяться от других, как будто вы были оправданы; но собираясь в одном место, испытывайте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще».

преп. Нифонт († 11.8.1460), Патриарх Константинопольский: “Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны»

[B]“Верными Православию останутся только те, кто «уцепятся за кусты». Пояснив, что «кусты» - это старцы и их слова. Вера добавила, что в то время почти все духовенство заблудится в трех соснах, и многие отойдут от истины
». Старец Гурий из Вологды.

«Батюшка говорил, что земля Русская никогда, то есть до Страшного Суда, не оскудеет великими старцами благочестия, молитвенниками и наставниками, подобно древним» (преп. Лаврентий Черниговский, с.138).

[/B]
“Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют… Что ж, сидеть сложа руки? Нет! Молчащее пастырство – что за пастырство? Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей. Следует нарядить писак и обязать их писать… Надо свободу замыслов пресечь… Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под страхом смертной казни!” Феофан Затворник

С БОГОМ
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU