О ревности душевной и духовной

Святитель Игнатий Брянчанинов

КАК РЕВНОСТЬ ДУШЕВНАЯ, ПЛОТСКАЯ, МОЖЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ НАРУЖНО РЕВНОСТЬЮ СВЯТОЙ, БЛАГОЧЕСТИВОЙ

Люди, думающие о себе высоко, почитающие себя истинно верными служителями Бога, часто воспаляются плотской, душевной ревностью, начинают зорко следить за окружающими, осуждать их и обличать в разных нравственных погрешностях, в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. "Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, — не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами" [1].

В каждом из нас очень глубоко сидит дух осуждения: по гордости, по самомнению, высокомерию, по злобе и другим страстным побуждениям мы постоянно ищем и находим у ближнего множество недостатков, ошибок, погрешностей. При этом — если мы начнем оправдываться ревностью по благочестию, то даем себе свободу действовать по этим страстям, начинаем с горячностью раздувать картину немощей и недостатков ближнего, рисовать его погрешности в самом ужасном, неприглядном виде, распаляем в себе и в других негодование, гнев, нетерпеливое стремление исправить, обличить его, порываемся научить его уму-разуму, даже уничижить его, думая, что это движет нами само благочестие. Такая ложная, воспаленная ревность всегда приводит к подозрительности, мнительности, клевете, к жестокости, ненависти, душевному вреду.

Замечено: когда ближний не принимает обличения, то такая слепая ревность производит памятозлобие и мстительность против него, а когда ближний покорится — то рождает тщеславное самодовольство [2].

Великое бедствие, когда разгоряченные ревнители дерзают вмешиваться в дела церковные, когда они по влечению своего страстного сердца и воспаленного ума думают исправлять то, что может быть исправлено лишь действием особенной благодати Божией, чрез посредство самых достойных, святых людей, которым ясно открыты Судьбы Божий. Как много бедствий в духовной жизни бывает от такой надуманной, болезненной озабоченности благочестием ближних, от дерзкой попечительности о духовной устроенности окружающих нас верующих, когда сами мы еще далеко не устроенны, не имеем мира в душе своей, далеки от любви к Богу и ближним.

[1] Епископ Игнатий Брянчанинов. Т. 5, гл. 36, "О ревности душевной и духовной".
[2] См. ту же статью.

Комментарии участника: Борис Шварев (3)

Всего: 3 комментариявсе комментарии ( 18 )
  
#6 | Борис Шварев | 19.11.2012 14:24 | ответ на: #2 ( Анатолий Ш ) »»
  
0
Воля Божия — Небесная включает в себя две составляющих: Промысел, ведущий к предопределённым Богом целям развития (выполнение Заповедей) и Попущение, представляющее собой возможности действовать человеку сообразно дарованной свободы воли,в т.ч. и вопреки Промыслу, таким образом Творец предоставляет каждому Своему созданию право выбора.

От человека зависит только желание, но не действие.

Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне: что тебя столько оскорбляет - воля ли, умысел оскорбителя, или только его власть, возможность осуществить умысел, или и то и другое? Ты отвечаешь: "Меня оскорбляет и то и другое вместе". В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение оной в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбление: злое намерение (воля) без власти ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, т.е. от воли Божией, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога, - зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом? Иначе, без Божия попущения, он не мог бы тебя оскорбить. Скажешь: "Противник мой нанес мне величайшую обиду" - "Скажи: какую? - ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя - и ты считаешь себя обиженным"? - "Этого лукаваго человека, - скажешь, - и его злобную волю я ненавижу". - "Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести. Воля человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? в чем ея успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил и что мог повредить! От кого же это произошло, и почему он мог тебе вредить? не по власти ли и воле Божией? а если по власти и воле Божией, - то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым.
Следовательно, ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, - и твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе не повредишь.

Свт.Иоанн Тобольский
  
#13 | Борис Шварев | 19.11.2012 16:15 | ответ на: #9 ( Анатолий Ш ) »»
  
0
Что то то не совсем понял Анатолий вашу сию мысль:

"Борис, указанная Вами фраза (не относящаяся к высказываниям свт.Иоанна), что [от человека зависит только желание, но не действие] может быть применима к контексту влияния на нас извне происков сатанинских или человеческих."

Там же ясно сказано:

"Воля Божия — Небесная включает в себя две составляющих: Промысел, ведущий к предопределённым Богом целям развития (выполнение Заповедей) и Попущение, представляющее собой возможности действовать человеку сообразно дарованной свободы воли,в т.ч. и вопреки Промыслу, таким образом Творец предоставляет каждому Своему созданию право выбора."

Помысл порождает желание,желание же выливается в действие или словами или делами,которые либо согласны с Промыслом Божиим и служат во спасение души,либо Ему противоречащими-во осуждение оной,что является уже Попущением и сие,окромя Хулы на Духа Святаго,смывается покаянием во примирение с Богом (Промыслом).

Промысл и помысл,интересная близость этих двух слов,а вот смысл разный!
  
#16 | Борис Шварев | 19.11.2012 21:10 | ответ на: #14 ( Анатолий Ш ) »»
  
0
Если вы увидели для себя лично пользу от прочитанного и тем более подчеркнули и выделили сие,очень за вас рад Анатолий,скажу вам что с трудом свт. Иоанна Тобольского не расстаюсь уже более как 20-ти лет и ещё,не спешите делать скоропалительных выводов!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites