О ревности душевной и духовной

Святитель Игнатий Брянчанинов

КАК РЕВНОСТЬ ДУШЕВНАЯ, ПЛОТСКАЯ, МОЖЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ НАРУЖНО РЕВНОСТЬЮ СВЯТОЙ, БЛАГОЧЕСТИВОЙ

Люди, думающие о себе высоко, почитающие себя истинно верными служителями Бога, часто воспаляются плотской, душевной ревностью, начинают зорко следить за окружающими, осуждать их и обличать в разных нравственных погрешностях, в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. "Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, — не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами" [1].

В каждом из нас очень глубоко сидит дух осуждения: по гордости, по самомнению, высокомерию, по злобе и другим страстным побуждениям мы постоянно ищем и находим у ближнего множество недостатков, ошибок, погрешностей. При этом — если мы начнем оправдываться ревностью по благочестию, то даем себе свободу действовать по этим страстям, начинаем с горячностью раздувать картину немощей и недостатков ближнего, рисовать его погрешности в самом ужасном, неприглядном виде, распаляем в себе и в других негодование, гнев, нетерпеливое стремление исправить, обличить его, порываемся научить его уму-разуму, даже уничижить его, думая, что это движет нами само благочестие. Такая ложная, воспаленная ревность всегда приводит к подозрительности, мнительности, клевете, к жестокости, ненависти, душевному вреду.

Замечено: когда ближний не принимает обличения, то такая слепая ревность производит памятозлобие и мстительность против него, а когда ближний покорится — то рождает тщеславное самодовольство [2].

Великое бедствие, когда разгоряченные ревнители дерзают вмешиваться в дела церковные, когда они по влечению своего страстного сердца и воспаленного ума думают исправлять то, что может быть исправлено лишь действием особенной благодати Божией, чрез посредство самых достойных, святых людей, которым ясно открыты Судьбы Божий. Как много бедствий в духовной жизни бывает от такой надуманной, болезненной озабоченности благочестием ближних, от дерзкой попечительности о духовной устроенности окружающих нас верующих, когда сами мы еще далеко не устроенны, не имеем мира в душе своей, далеки от любви к Богу и ближним.

[1] Епископ Игнатий Брянчанинов. Т. 5, гл. 36, "О ревности душевной и духовной".
[2] См. ту же статью.

Комментарии (18)

Всего: 18 комментариев
#1 | Алексей »» | 19.11.2012 11:57
  
1
Вот есть две ситуации: в одной ситуации маленький сын полез к плитке к кастрюле с кипящей водой (как известно, дети иногда "любят" вылить что либо горячее на себя) и родители видя опасность "осудили" его, шлепнули и сказали, что так делать нельзя... Другие же родители в подобной ситуации, боясь "осудить" своего сына, спокойно смотрели на происходящее - пока их сын таки не вывернул на себя кастрюлю и не получил сильные ожоги. Кто из этих родителей проявил любовь по отношению к своему сыну - те, что "осудили", или те, что "не осудили" - и их сын получил сильные ожоги? Я веду к тому, что кте, кто обличают - они уже проявляют небезразличие к жизни церковной (в отличии от многих - да им хоть в самой Церкви будет мужеложество - им наплевать), поэтому в какойто мере таких ревнителей стоит даже похвалить в наше время (за то, что они проявляют небезразличие). Но могут быть такие, которые "критикуют", чтобы как можно больше людей ушло из Церкви - это совсем другая ситуация. Такие люди конечно считают, что в Церковь ходить не надо, а Бог должен быть "в душе". Поэтому, важен также сам "мотив ревности". Но если человек сильно ревнует об одном недостатке в Церкви - он сам может уйти из нее из-за этого (себе возможно даже в погибель) - такая ревность нехороша. Следует смотреть не только на плохое - но и на хорошее. Например, для многих православных мнение Господа является определяющим (а не "всех")- это явно хорошая сторона. А так, прочитав эту статейку, можно даже подумать, что вы намекаете на Бориса Шварева - борцом с экуменизмом.
#2 | Анатолий Ш »» | 19.11.2012 12:56
  
3
Алексей, где-то здесь я уже встречал эту фразу "мнение Господа"... Простите, это у нас, грешных, мнения, а у Бога - Его Воля, которую мы называем Промыслом.
Известно, что за каждое худое слово дадим отчет перед Творцом. Без намёков - я против очернения священноначалия и властей за которых каждый православный обязан молиться перед Богом, поэтому страшусь любых высказываний в этом направлении, считаю не только великой дерзостью, но и хулой на Святого Духа, посягательство на Его Промысл.

Конечно, ни у кого не повернется язык сказать: "я не люблю Бога", но на самом деле чаще всего так и есть. И не столько ужасно увидеть это в себе и взыскать пути к этой любви, как ужасно помышлять, что мы уже любим Бога. Чаще всего в этом сокрыта любовь не к Богу, а к себе. У нас может сложиться о себе мнение, некоторый идол в нашем самовоззрении, и мы представляем сами себя таким горящим ревностью, любящим всецело Бога человеком, ненавидящим этот лукавый мир и жаждущим только небесного. Тогда, когда мы возлюбим себя такими, мысленно одев себя в эту добродетель, мы начинаем воздавать тайно хвалу этому идолу нашему: все, что мы как будто творим во Имя Божие, по любви к Богу, на самом деле потешает наше самомнение, от каждого подвига растет в нас этот идол, украшается, прославляется в нас, утверждается в нас эта мысль о себе: "я — истинно любящий Бога христианин, я ревностный, я готов на все идти ради Бога" и т. д. Этот взгляд на себя может давать человеку необыкновенный стимул к совершению различных подвигов и внешних добродетелей.

Диавол, видя такое самодовольное настроение сердца, чтоб еще более укрепить человека в его довольстве собой, отводит от него все свои разжжения и досаждения, которыми обычно распаляет в нас страсти, так что человек совершенно перестает видеть в себе какие-либо серьезные греховные наклонности и еще более утверждается в своей прелести. Разные незначительные свои погрешности он искореняет ревностно, думая, что в этом и содержится вся главная его духовная брань. Это как раз и есть та фарисеева закваска, которая колюча отцеживает, а верблюда поглощает (Мф. 23, 24).

Источник: http://goo.gl/LUivv
#3 | Алексей »» | 19.11.2012 13:51 | ответ на: #2 ( Анатолий Ш ) »»
  
1
Промысел - это промысел. А "мнение Господа" по поводу той или иной вещи, которая встречается в нашей жизни есть. Поэтому мы христиане (православные и неправославные) стараемся эту Волю уразуметь. Чтоб не быть "фарисеем", конечно полезно обратится к "простолюдинам", т.е. обыденной, а "не заумной" жизни. Что я и попытался сделать, по примеру нашего Спасителя. И надеюсь - удачно. А разных ловушек дьявола так много - что видимо их всех не счесть (и не надо, как написано в Библии - не пиши много книг - конца не будет) - только полезно перечислить самые необходимые. Видимо, есть и такая ловушка, о которой написали и вы. Их очень много - и всех их видимо не знаю. И я не все описал лукавства в области "ревности". Мог ли быть доволен отец в притче Спасителя "о блудном сыне", когда тот попросил отдать ему часть наследства? Явно, отец понимал намерения своего сына. И в конце он сказал - радуйся, "мой сын был мертв - и ожил" - приближенно из евангелия. Я веду здесь к тому, что истинная любовь не может "самодовольствоваться" собой, видя падения остальных, которых этот человек любит. А в стремлении уразуметь Волю Господа не вижу ничего хульного, но даже наоборот - Господь нас поощряет. Помилуй нас, Господи!
#4 | Алексей »» | 19.11.2012 13:54 | ответ на: #3 ( Алексей ) »»
  
0
Под "Волей Господа" я разумею Законы Праведной жизни, а не "Промысел Бога".
#5 | Алексей »» | 19.11.2012 14:16
  
0
"тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им," - это видимо также не следует разуметь "по фарисейски". Ведь в Евангелии также есть немало мест вроде "если кто попросит у тебя - дай" или "подставь другую щеку" и т.д.. Ясно, что можно "попросить" и ключи от квартиры, и переоформить на себя. И "изнасиловать" девушку без "ее сопротивления" - "ведь она должна будет подставить щеку". А как вам это - "если кто захочет пройти с тобой километр - то иди с ним и два". Так, блудодей подходит к молодой девушке - христианке и говорит - пошли ко мне домой. Согласно вышенаписанному - она должна пойти с этим блудодеем к нему домой и...(ведь "сопротивляться нельзя"). так и Спаситель обличал фарисеев за "слишком бувалистический подход". Но в общем - у меня был знакомый, который зашел в Православную Церковь и после "постоянного обличения бабушек" по всяким мелочам (" комарам")- и не так стал, и не так руки поставил и т.д.. Он сказал - туда я больше не пойду. И то что я выше написал - это не выдумки. Есть люди, которые уходят из Церкви, так как немогут переносить некие недостатки (проявляют сильную ревность) возможно себе в погибель. Ясно, что такая ревность не может быть от Любви. Да и родителям, чтоб воспитывать своих детей - волей не волей для их же блага прийдется их "осуждать". Что я и указал выше. Ясно, что "гарячюю" кастрюлю - можно понимать как образно, так и буквально. Например, дочь хочет начать блудодеять, как "все" - т.е., завести себе "полужениха" - тут либо нужно будет ее "осудить", либо "не осуждать". Помилуй нас, Господи!
  
#6 | Борис Шварев »» | 19.11.2012 14:24 | ответ на: #2 ( Анатолий Ш ) »»
  
0
Воля Божия — Небесная включает в себя две составляющих: Промысел, ведущий к предопределённым Богом целям развития (выполнение Заповедей) и Попущение, представляющее собой возможности действовать человеку сообразно дарованной свободы воли,в т.ч. и вопреки Промыслу, таким образом Творец предоставляет каждому Своему созданию право выбора.

От человека зависит только желание, но не действие.

Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне: что тебя столько оскорбляет - воля ли, умысел оскорбителя, или только его власть, возможность осуществить умысел, или и то и другое? Ты отвечаешь: "Меня оскорбляет и то и другое вместе". В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение оной в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбление: злое намерение (воля) без власти ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, т.е. от воли Божией, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога, - зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом? Иначе, без Божия попущения, он не мог бы тебя оскорбить. Скажешь: "Противник мой нанес мне величайшую обиду" - "Скажи: какую? - ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя - и ты считаешь себя обиженным"? - "Этого лукаваго человека, - скажешь, - и его злобную волю я ненавижу". - "Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести. Воля человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? в чем ея успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил и что мог повредить! От кого же это произошло, и почему он мог тебе вредить? не по власти ли и воле Божией? а если по власти и воле Божией, - то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым.
Следовательно, ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, - и твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе не повредишь.

Свт.Иоанн Тобольский
#7 | Анатолий Ш »» | 19.11.2012 15:15 | ответ на: #5 ( Алексей ) »»
  
0
Алексей, избранный Вами способ демонстрации обиходных тем - своеобразный "кострюльный" примитивизм зачастую не применим к духовной к жизни христианина, пекущегося о спасении своей души. Здесь без рассуждения и согласования своих действий с Божественной Волей (читать - исполнения заповедей Господних) ну никак нельзя. По крайней мере так у православных (извините, я не знаю какой Вы конфессии принадлежите), поэтому советую почитать свт.Игнатия. Очень доступным языком излагается всё необходимое в духовной работе над собой. Я же как грешный человек склонен часто ошибаться. Простите меня.
#8 | Алексей »» | 19.11.2012 15:16 | ответ на: #5 ( Алексей ) »»
  
0
В притче о "блудном сыне" скорее всего отец еще пытался отговорить своего сына от этой затеи. Но, Спаситель не сообщает нам об этом подробно в виду того, что это небыло необходимым. Поэтому, праведные родители скорее всего попытались бы отговорить свою дочь от такого греховного решения - завести полужениха. Но, если она будет тверда в своем решении (как блудный сын) то... Конечно,грех "полужених" видимо следует считать грехом намного более легким, чем откровенный блуд "с каждым" встречным. Но все же этот грех не следует считать таким уже и легким. Помилуй нас, Господи!
#9 | Анатолий Ш »» | 19.11.2012 15:28 | ответ на: #6 ( Борис Шварев ) »»
  
0
Борис, указанная Вами фраза (не относящаяся к высказываниям свт.Иоанна), что [от человека зависит только желание, но не действие] может быть применима к контексту влияния на нас извне происков сатанинских или человеческих. А вообще, спасибо, что сослались на "Илиотропион", кстати я его сейчас читаю и Вам рекомендую в полной мере ознакомиться с этим замечательным произведением.
#10 | Алексей »» | 19.11.2012 15:29 | ответ на: #7 ( Анатолий Ш ) »»
  
0
вся наша жизнь во многом состоит из "примитивизма". А сильная "заумность" по моему может привести к "буквализму" или иначе - к "фарисейству". Я Православный, но признаю и остальные христианские конфессии, в которых осуждается гомосексуализм. Не берусь их судить - пойдут они в ад, или нет. Пусть Господь судит. А среди них есть и исцеления от рака, и от открытой формы туберкулеза и пр.. Бог не смотрит на лицо. И если они (неправославные христиане) отвергают некие формы обращения к Богу - молитва к иконе, пост по календарю и т.д., то только по этому признаку я не могу их осудить как "достойнах геенны". А тем более, мы православные не сильно себя проявили в любви, как написано "если будете иметь ЛЮБОВЬ между собой - по этому узнают вас, что вы Мои ученики". Спаси Господи!
#11 | Алексей »» | 19.11.2012 15:42 | ответ на: #10 ( Алексей ) »»
  
0
Считаю нужным добавить, что "христиан", которые "творят Вавилонскую религию" - я тоже не признаю. (откровения Иоанна Богослова) Слышал о таковых. Но они вроде себя уже христианами и не называют. это те, кто Святое Писание смешивает с разными "мутными воспоминаниями" о прошлом, вроде буддизма и пр.. (Ведь в буддизме также есть упоминание о всемирном потопе, только весьма искаженное). И считает все "богодухновенным".
#12 | Анатолий Ш »» | 19.11.2012 15:47 | ответ на: #10 ( Алексей ) »»
  
2
Рассказывают об авве Агафоне: пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: "Ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец". "Да, это правда",- отвечает он. Они опять спрашивают: "Ты, Агафон,- клеветник и пустослов?". "Я",- отвечает он. И еще говорят ему: "Ты, Агафон,- еретик?" "Нет, я не еретик",- отвечает он. Затем спросили его: "Скажи нам, почему ты со всем, что бы ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?". Он ответил: "Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно душе моей, а признание себя еретиком означает отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего". Услышав это, они подивились его рассудительности.

О рассудительности: http://goo.gl/YWWeu
  
#13 | Борис Шварев »» | 19.11.2012 16:15 | ответ на: #9 ( Анатолий Ш ) »»
  
0
Что то то не совсем понял Анатолий вашу сию мысль:

"Борис, указанная Вами фраза (не относящаяся к высказываниям свт.Иоанна), что [от человека зависит только желание, но не действие] может быть применима к контексту влияния на нас извне происков сатанинских или человеческих."

Там же ясно сказано:

"Воля Божия — Небесная включает в себя две составляющих: Промысел, ведущий к предопределённым Богом целям развития (выполнение Заповедей) и Попущение, представляющее собой возможности действовать человеку сообразно дарованной свободы воли,в т.ч. и вопреки Промыслу, таким образом Творец предоставляет каждому Своему созданию право выбора."

Помысл порождает желание,желание же выливается в действие или словами или делами,которые либо согласны с Промыслом Божиим и служат во спасение души,либо Ему противоречащими-во осуждение оной,что является уже Попущением и сие,окромя Хулы на Духа Святаго,смывается покаянием во примирение с Богом (Промыслом).

Промысл и помысл,интересная близость этих двух слов,а вот смысл разный!
#14 | Анатолий Ш »» | 19.11.2012 16:33 | ответ на: #13 ( Борис Шварев ) »»
  
0
Мне кажется, всё просто - Борис, Вы не понимаете того, чего не желаете понять... Однако обращу Ваше внимание на следующую фразу, которую Вы видимо упустили, в частности на окончание цитируемой Вами выдержки: ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, - и твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе не повредишь
#15 | Галина »» | 19.11.2012 17:08 | ответ на: #2 ( Анатолий Ш ) »»
  
0
Анатолий! Вы написали все правильно!!! Так и есть, как вы говорите!!! Видимо, труднее всего человеку УВИДЕТЬ СВОИ ГРЕХИ. Таких очень мало. Поэтому беремся сужить-рядить-"исправлять" ближнего...
  
#16 | Борис Шварев »» | 19.11.2012 21:10 | ответ на: #14 ( Анатолий Ш ) »»
  
0
Если вы увидели для себя лично пользу от прочитанного и тем более подчеркнули и выделили сие,очень за вас рад Анатолий,скажу вам что с трудом свт. Иоанна Тобольского не расстаюсь уже более как 20-ти лет и ещё,не спешите делать скоропалительных выводов!
#17 | Наталья Ангелина »» | 21.11.2012 00:45 | ответ на: #1 ( Алексей ) »»
  
0
Алексей, вы абсолютно не поняли, что хотел сказать святитель и автор статьи.)) Это о гибели"спасенной" души, а не о каких-то внешних действиях...
#18 | Алексей »» | 22.11.2012 14:29 | ответ на: #17 ( Наталья Ангелина ) »»
  
0
"когда ближний покорится — то рождает тщеславное самодовольство " - да, похоже вы правы. Потому-что родители, которые обличат своего ребенка на благо ему - и он их послушает, они не будут иметь из-за этого тщеславного самодовольства (если конечно. они его любят и желают добра и счастья ему). Могу например заметить, что когда в средние века насильно пытались выдать замуж своих дочерей за "богатых дяденек" - этих родителей врядли сильно интересовал духовный рост и счастье их дочери. Скорее всего они просто хотели обогатится. (Как вы наверно знаете, в свое время было, что тех дочерей, которые отказывались покориться родительской воли садили на нору и через время у них влагалище выгрызала крыса. вот и такое родительское самолюбие встерчалось.) Помилуй нас, Господи!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites