Китай последовательно наращивает долю своей продукции на мировом продовольственном рынке. По данным министерства коммерции КНР, за первые четыре месяца 2011 года объем экспорта китайской сельхозпродукции составил в финансовом выражении 18,68 млрд долларов. Это на 34,4% больше, чем за аналогичный период 2010-го.
Чем накормят нас китайцы?
Роста урожайности китайские производители добиваются в основном за счет использования генно-модифицированных сортов и большого количества химикатов. Площадь, занимаемая ГМ-культурами, в Китае равна территории Франции. При этом безопасность ГМ-культур для человека и природы до сих пор остается под вопросом. Более того, существует целый ряд данных о негативном влиянии трансгенных культур на экологию. В частности, утверждение о том, что трансгенные сорта помогают уменьшить количество химикатов на полях, далеко не всегда соответствует истине.
Так, поля с трансгенными растениями, устойчивыми к определенному гербициду, для борьбы с сорняками обрабатывают эффективными гербицидами широкого спектра действия. Помимо того что эти гербициды приводят к обеднению видов насекомых и птиц, они накапливаются в клетках растений, так что соя или свекла, выращенные подобным образом, могут вызвать не только аллергию, но и отравление.
Помимо ГМ-культур и ставших уже банальными пестицидов и гербицидов китайские сельхозпроизводители используют все больше химикатов, которые позволяют ускорить или, наоборот, замедлить созревание плодов — в зависимости от потребностей рынка. За последние 25 лет общее количество химикатов, применяемых на полях Китая, возросло более чем в три раза. В 2010 году эта цифра достигла 54,6 млн тонн, что вывело Китай на первое место в мире по данному показателю. Среднее использование химических удобрений на 1 му (0,07 га) земли в Китае в 2,5 раза выше, чем в среднем в мире.
Большинство пахотных земель в Китае, помимо чисто «сельскохозяйственных» химикатов, загрязнено в результате слива промышленных и городских отходов, а также использования навоза домашних животных, в кормах которых содержится большое количество гормонов.
Плодородных земель в Китае становится все меньше
Трансгенные растения в большей степени, чем обычные, истощают почву и нарушают ее структуру. Токсины ГМ-растений подавляют жизнедеятельность почвенных беспозвоночных, микрофлоры и микрофауны.
altХимическое загрязнение почв и использование ГМ-сортов привело к значительному снижению плодородия сельхозземель в Китае. По данным Китайской академии сельскохозяйственных наук, в настоящее время количество органических веществ в некогда плодородных землях на северо-востоке страны сократилось с 8–10% в 50-х годах до 1–5%. Более 1/3 пахотных полей Китая уже подходят к порогу бесплодности.
Кроме того, значительная часть китайского урожая (половина всего объема пшеницы в стране и треть кукурузы) выращивается на полях, орошаемых за счет откачивания воды из водоносных слоев. Чрезмерное откачивание приводит к понижению уровня грунтовых вод.
Лишенные орошения и истощенные поля перестают возделываться, что приводит к эрозии почв. Ведущий китайский исследователь пустынь Ван Тао сообщает, что ежегодно около 1400 кв. миль Северного Китая становятся пустыней. Пыльная воронка, протянувшаяся вдоль северной и западной частей Китая, отлично видна на снимках из космоса.
Китайская сельхозэкспансия
Испытывая нехватку плодородных земель внутри страны, Китай активно скупает их за рубежом: в Африке, Центральной Азии, Южной Америке, Юго-Восточной Азии и Бирме. Там, где такая покупка невозможна или невыгодна, китайцы берут землю в длительную аренду. Правительства африканских стран, например Эфиопии и Судана, сдают пахотные земли по цене менее 1 доллара за акр в год.
При этом арендатор или покупатель получает права и на водные ресурсы. Если уж китайцы так хищнически используют их в своей собственной стране, вряд ли они будут более щепетильны на чужой земле. Последствия же такого потребительского подхода затрагивают интересы не только местного населения, но и жителей соседних стран. Так, например, вода, добываемая в верхнем бассейне Нила для ирригации полей в Эфиопии или Судане, сейчас не достигнет, например, Египта.
altПримеру Китая следуют и многие другие страны, за бесценок скупая или арендуя сельскохозяйственные земли за рубежом.
Большинство таких операций производится в странах со слаборазвитой экономикой, население которых, как правило, страдает от голода. Между тем предоставление сельхозземель в аренду не приносит местным жителям никаких дивидендов.
Почти все необходимые составляющие сельхозпроизводства — техника, удобрения, пестициды, семена — ввозятся из-за границы, а вся конечная продукция вывозится из страны, так что ее экономика не получает практически никакой выгоды.
В лучшем случае местные смогут устроиться фермерами, но с учетом высокой механизации процессов рабочих мест будет мало. В худшем — такие разоренные страны, как Мозамбик и Судан, будут иметь меньше земли и воды, которые необходимы для прокорма уже голодающего населения.
Неудивительно поэтому, что местные жители отрицательно относятся к подобной сговорчивости своего правительства и к иностранным арендаторам. В 2007 году, например, Китай подписал соглашение с Филиппинами по аренде 2,5 млн акров земли, на которых китайцы собирались производить сельскохозяйственную продукцию и отправлять ее к себе в страну.
Как только об этом стало известно, общественный протест вынудил Манилу отложить соглашение. Однако нередко местные жители узнают о передаче их земель иностранцам лишь в тот момент, когда на полях появляется иностранная техника.
altКитайские технологии на российских полях
Хотя по российскому законодательству иностранцам запрещено владеть сельхозземлями, зарубежные компании находят способы приобретения участков.
В основном они создают дочерние компании, которые покупают для них сельхозземли в России. Российские цены на агроучастки в среднем составляют всего 1000 долларов за гектар.
Еще, по данным на 2008 год, Китай купил и освоил в России 80,4 тыс. га сельскохозяйственных земель ценой 21,4 млн долларов.
Китайские госкомпании активно занимаются сельским хозяйством не только на наших дальневосточных землях, в Амурской области, но и, например, в Краснодарском крае. И если на Дальнем Востоке рост китайского сельхозбизнеса можно хоть как-то оправдать дефицитом населения, то в Краснодарском крае рабочей силы хватает.
Однако вместо того чтобы развивать собственное сельхозпроизводство и самим получать высокие урожаи на хороших почвах и при хорошем климате, мы предоставляем эту возможность китайцам, которые к тому же истощают и отравляют наши земли химикатами и разоряют наших фермеров, продавая свою продукцию по демпинговым ценам.
Почему сельхозкомпании китайцев в России приносят им стабильный доход, тогда как наши производители жалуются буквально на все, начиная от погоды и заканчивая административными барьерами?
------------------------------------
Китайское отделение международной организации Гринпис недавно провело анализ овощей и фруктов, продаваемых на рынках Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и других крупных городах. В результате в овощах было обнаружено большое количество остаточных ядохимикатов, применяемых в сельскохозяйственной промышленности.
В своём отчёте под названием «Пил ли ты сегодня коктейль из сельхозхимикатов?», китайский Гринпис сообщает, что из-за большого содержания разнообразных химикатов в овощах и фруктах каждый день жители крупных городов в среднем, съедая эти продукты, выпивают чашку опасных для здоровья химических веществ – «коктейля из химикатов». По их данным, более пяти видов этих химикатов способствуют развитию раковой болезни.
В докладе отмечается, что большое количество остаточных химикатов было обнаружено в 89% взятых ими образцов фруктов и овощей на рынках самых крупных городов в Китае. К тому же 20% этих фруктов и овощей содержали химикаты, запрещённые к применению в сельском хозяйстве, а в 60% каждого образца было обнаружено содержание пяти разных химикатов.
Бывший инспектор качества продуктов провинции Гуандун рассказал корреспонденту радио «Свободная Азия», что в последние годы в сельском хозяйстве всё больше используются запрещённые химикаты.
«8-10 лет назад у нас тут не было столько разных химикатов. Но в последние годы люди всё больше стали стремиться к экономическим выгодам, совсем не обращая внимания на средства, да и химикатов изобрели много, и они стали доступными. Поэтому их используют по максимуму, чтобы выжать прибыль. Также известно, что сами крестьяне давно уже не едят те фрукты и овощи, которые продают на рынке, а едят другие, выращенные для себя без химикатов», – сказал он.
Бывший руководитель Института химии пищевых продуктах при политехническом институте Хуанань, ныне проживающий в США профессор Гао Давэй сообщил, что одновременное содержание в сельхозпродуктах нескольких видов химикатов сразу в несколько раз повышает отравляющее действие на организм, так как многие химические компоненты после соединения друг с другом приобретают новые, более сильные свойства.
Несмотря на данные вышеупомянутого отчёта Гринпис, 3 апреля пекинское управление по контролю за безопасностью продуктов сельского хозяйства при постоянном комитете Всекитайского собрания народных представителей также сообщило, что, согласно их аналогичному исследованию, 96,75% овощей и фруктов соответствует стандартам качества по содержанию в них химикатов, о чём сообщила газета «Пекин ньюс».
Как объяснил бывший инспектор качества продуктов провинции Гуандун, официальной информации китайского правительства не стоит доверять, так как местные чиновники имеют связи с их проверяющими и инспекторами, и все «результаты» анализа покупаются за деньги.
Гао Давэй по этому поводу также поделился своим мнением: «Нормы качества в Китае установлены согласно международным стандартам и прописаны очень подробно, некоторые даже ещё более строгие, чем международные. Но проблема в том, что, с одной стороны, их никто не выполняет, а с другой, просто закрывают глаза, так как крестьянам буквально ничего другого не остаётся, как увеличивать дозы химикатов из-за большого числа вредных насекомых и других вредителей, на которых не действуют обычные дозы. К тому же подобных явлений в последние годы в Китае становится всё больше. В некоторых районах, если не использовать много химикатов, то в конце никакого урожая не останется, и нечего будет собирать и потом продавать».
В отчёте Гринписа также подчеркивается, что количество разрешённых в Китае к использованию химикатов превышает те виды химикатов, на которые были проведены их тесты. Если бы они протестировали овощи и фрукты на все эти разрешённые виды химикатов, то список обнаруженных опасных веществ во фруктах и овощах, возможно, значительно бы пополнился.
По мнению членов Гринписа, основная причина такого несоответствия стандартов качества китайских фруктов и овощей заключается в том, что форма ведения сельского хозяйства в Китае слишком сильно зависит от применения химикатов. Поэтому, если её в корне не изменить, то нельзя перестать беспокоиться о здоровье потребителей.