Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама, Максим Исповедник; преподобные Макарие, Антоние, Афанасие; преподобные: Сергие, Серафиме, Ниле, Силуане и все святые молите Бога о нас!
[Быт 1:1] В начале сотворил Бог небо и землю. [Ин 1:1] В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. [Откр 1:8] Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. [Откр 22:13] Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. [Лк 1:30-35] И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. [Ин 1:29] На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. [Ин 15:1] Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. [Мф 28:18-20] И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. [Ин 15:26-27] Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. [Иак 3:15-18] Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
Но мудрость, сходящая свыше, во - первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. [Ин 7:16] Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;
Чтобы понять суть и смысл символьного языка иконы прп Андрея Рублева "Троица", следует вспомнить некоторые исторические факты и даты:
+++ Григорий Палама (1296 - 1359) - архиепископ Фессалоникийский, богослов, систематизатор и создатель обоснования практики исихазма. Около 1316 года в возрасте двадцати лет Григорий покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору Афон. В 1325 году вместе с другими монахами покинул Афон. В 1331 году, после славянского нашествия, вернулся на Афон
+++ Григорий Синаит (ок. 1268 -1346) - православный святой, преподобный, возродил на Афоне практику Иисусовой молитвы. Житие преподобного связывается с местами монашеских поселений: остров Кипр, гора Синай, Палестина, Критская пустынь, Афон, Парорийская пустынь (возле границы между Болгарией и Византией) Скончался преподобный Григорий в 1346 году в своей так называемой "Скрытной" (Парорийской) обители, основанной в горах Македонии для строгих последователей его жизни.
+++ Николай Кавасила (1322 - 1398) — православный богослов, представитель византийской традиции исихазма. Почитается в лике святых как праведный. духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного Григория Синаита - будущий Константинопольский Патриарх Исидор Бухир
+++ Патриарх Каллист I (ум. ок. 1363) - патриарх Константинопольский (1350 -1354, 1355 -1363). Почитается в Православной церкви в лике святителей Был учеником Григория Паламы и Григория Синаита, в течение 28 лет был монахом в Монастыре Филофей на полуострове Афон.
+++ Феодосий Тырновский (ок. 1300 - 1363) - православный святой, преподобный, известный деятель болгарской церкви, монах-исихаст, ученик преподобного Григория Синаита
+++ Филофей Коккин (1300 - 1379)- видный представитель исихазма, константинопольский патриарх в 1354 -1355 и 1364 -1376 годах. был защитником и покровителем Григория Паламы. В 1372 году с особым посольством прислал в благословение преподобному Сергию Радонежскому до сих пор сохраняемый в лавре крест c мощами новопрославленных византийских святых и трёх литовских новомучеников, схиму, параман и грамоту. В 1375 году из-за непримиримых противоречий между Московским и Литовским великими княжествами патриарх Филофей согласился на «временное» разделение Русской митрополии: кандидат Литвы болгарин Киприан был поставлен на епархию «Малой России» с титулом «Киевский и Литовский».
+++ Митрополит Киприан (ок. 1330 - 1406) - митрополит Киевский, Русский и Литовский (1375-1380), митрополит Малой Руси и Литвы (1380—1389), митрополит Киевский и всея Руси (1389 -1406), Родился Киприан на Балканах и довольно рано оставил Болгарию. Уехал сначала в Константинополь, а затем на Афон. В Константинополь он прибыл вместе со своим учителем, преподобным Феодосием в 1363 году. В Византии Киприан сблизился с другим видным представителем исихазма, Филофеем Коккином - константинопольским патриархом в 1354 -1355 и 1364 -1376 годах. 1374 -1375 Во время поездки с митрополитом Алексием в Переславль-Залесский Киприан познакомился с преподобным Сергием Радонежским. Сблизился он и с северным русским монашеством, которое было близко ему по духу
+++ Сергий Радонежский (1314 - 1392 год) - игумен земли Русской, всея России чудотворец , основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого под Москвой. Представитель деятельного исихазма, основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития, которое идёт от Антония и Феодосия Печерских.
+++ Андрей Рублёв (1340 -1360 - 1430, Москва) - преподобный, монах, русский иконописец московской школы иконописи, Руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В 1411 или 1425 -1427 годах он создал икону - «Троица».
Здесь по сути перечислены современники. Те кто мог видеть друг друга, и напрямую передавать смысл Троицы, Двоицы и исихазма. Это самая суть Православного исповедания Христовой Веры. То чего мир не может принять, в силу своей расслабленности, и чем далее от этого времени, тем все в большей степени.
Как можно увидеть богословская школа афонских исихастов прпп. Григория Синаита и Григория Паламы перешла на Русь через митр. Киприана к прп. Сергию Радонежскому и его последователям, в том числе и к прп. Андрею Рублеву, написавшему догматическую икону в красках. Знания о Троице и Двоице попали в надежную почву, и приумножили свои плоды на землях Руси православной.
Как мы знаем, прп. Андрей не оставил расшифровки смыслов "Троицы". Есть только икона и наш ум, созерцающий ее глубины. Да, возможно рукой преподобного водил Сам Бог, а он и сам не до конца осознавал всей глубины смыслов этого образа. Такое тоже бывает.
Попробуем и мы по своему скудоумию осветить то что на ней изображается.
+++
Три Ангела на иконе это Ипостаси Триединой и нераздельной Троицы: Отец, Сын и Дух Святой.
Мы видим что Ангелы на иконе как бы образуют в Своем размещении окружность Самими Собой. - Этот символ может говорить нам о безначальности и безконечности Триединого Бога.
Склонение голов двух правых Ангелов - показывает нам на то, что Сын, сидящий в центре иконы, и Дух Святой справа, обращаются к источнику Своего Предвечного Рождения и Исхождения к Отцу Небесному. Их внимательные взоры показывают нам на непременное исполнение Воли Промыслителя и Благоподателя. Левый Ангел, симолизирующий Отца, правой рукой благословляет Жертвенную Чашу на Престоле.
Здание, Дерево и Скала вверху иконы над Ангелами, показывают нам Кто Кем является. Здание принадлежит Отцу, как Домостроителю и Промыслителю. Древо Жизни принадлежит Сыну, на Лозе Которого созревают плоды добрые. Скала или Гора принадлежит Святому Духу, и говорит нам о Силе Любви, Которой все Животворится.
Копья в руках разграничивают сферы деятельности Ангелов, разделяя икону как бы на три сектора. Причем копье среднего Ангела ограждает Его от Правого, символизируя то, что Святой Дух от Сына не исходит.
Вышеописанная символика иконы относится к Троическому догмату Православной Церкви.
+++
Как учил прп Григорий Синаит:
Троица есть простая единица: она неслиянна; троица во единице; единый триипостасный Бог отнюдь неслиянными имеет в Себе ипостаси.
Бог во всем триипостасно познается и понимается. Он все содержит и о всем промышляет чрез Сына во Святом Духе; и не един из Них, где бы ни упоминаем был, не именуется и не мыслится сущим вне или особо от других.
Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание.
Ум – Отец, слово – Сын, Дух святой – дух, как учат примерно богоносные Отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице, о едином в трех лицах Боге, и предавая на сим образом истинную веру, как якорь упования. Знать единого Бога, по Писанию, есть корень бессмертия, а ведать державу триипостасной единицы есть всецелая правда. Изреченное о сем в Евангелии слово можно так разуметь: Се же есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога в трех ипостасях, и Егоже послал еси Иисуса Христа в двух естествах и хотениях (Ин. 17, 3).
+++
Но глубина богословия данного преподобным образа на этом не заканчивается. На иконе изображается и Богочеловеческая природа Иисуса Христа Сына Божия, Агнца, принявшего на Себя грех мира, и пошедшего на добровольные страдания ради нашего спасения.
Правосторонний проход по иконе от Отца через Святого Духа и к Сыну символизирует момент Второго Рождения через Воплощение Сына Человеческого в Лице Иисуса Христа Сына Божия. Первое Рождение было прежде всех век от Отца. На земле же это выглядит так: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим."
Два крайних Ангела расположены так, что центральный, как бы оказывается сидящем на Престоле в Чаше. В Чаше находится Сам Бог Слово, Хлеб сошедший с Небес, причем отдающий Свою Кровь по Своей неизреченной Любви к нам. При этом взор центрального Ангела Иисуса Христа обращен к Отцу, со Вниманием слушающего, с Пониманием слышащего и Любовью исполняющего Его Волю. Правая десница Ангела двуперстием показывает на две природы Сына Божия и Человеческого в одном Лице, соединяющие в Нем духовное и вещественное начала.
Направление голов, и склонение туловища показывает нам, что то, что было Задумано Отцом, непременно будет исполнено Сыном и Святым Духом. То есть, как бы возвратится к Своей Причине. Безначальному Началу.
Однако, история Мироздания знает и другое начало существования. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть." - говорит Апостол Иоанн в первом стихе Евангелия.
Вот такое начало непременно будет иметь и конец, который непременно по Замыслу соединится с началом. Цикл замкнется. Замкнется через Того Кому дана всякая власть на Небе и на Земле. На Воскресшем и Вознесшимся к Престолу Отчему Сыне Божием Иисусе Христе.
Данный символ означает: Низ иконы, как начало или альфа, и Верх иконы как конец, вершину, или омега. То есть на сидящем в центре Ангелом Есть низ - земля и верх - Небо. Начало и конец, альфа и омега. Здесь нетрудно понять, что Двоица Сына Божия соединяет земное с Небесным в Своей Церкви, Своем Теле по Домостроительству Отца при участии Силы Любви Святого Духа.
Царские символы в одеянии Сына Вседержителя говорят нам об Его Власти над всем Творением и Созданием, с Благословения Отца Небесного.
Не претендуем на исчерпывающее толкование данного откровения. Ибо откровение оно и есть откровение, и наиболее открывается по мере приближения образа к Первообразу.
Аминь и Слава Пресвятой Троице, Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Деве Богородице и всем святым в Любви просиявшим.
13 мая 2023
Ученики и монастыри прп Сергия Радонежского. продолжатели исисхазма и Троического догмата.
Основание других монастырей
Кроме Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей: Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников[14].
Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно пятидесяти монастырей. К числу учеников — основателей монастырей относятся:
Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался. Преподобный Павел Обнорский, или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы. Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня. Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова. Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у преподобного Сергия его ученика Андроника для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи вёрстах от Кремля, на речке Яузе в 1361 году. Под руководством Преподобного Андроника воспитался его спостник и преемник по игуменству преподобный Савва. Мефодий Пешношский, основатель обители Пешношской, 1361 год. Преподобный Феодор, в миру Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря. Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Успения Пресвятой Богородицы (в 1397 году), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в 1398 году). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь. Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около 1373 года. Преподобный Роман Киржачский, основатель обители на Киржаче около 1374 года. Преподобный Леонтий Стромынский, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около 1378 года. Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. Преподобный Афанасий пустынник. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы. Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти вёрстах от города Мосальска (ныне Калужской области). Преподобный Савва Сторожевский после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы. Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи. Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне. Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской области. Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.