Царь


Царь


Описание:

Это рассказ о времени правления Ивана IV -- первого русского царя. 1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них — царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств, — митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. Это противостояние расскажет о том, на что была способна Русь и в падении и в величии духа.


Год: 2009
Жанр: Драма, Исторический
Продолжительность: 01:58:34
В ролях: Вилле Хаапасало..., Иван Охлобыстин, Александр Домогаров, Юрий Кузнецов, Алексей Макаров, Анастасия Донцова, Олег Янковский, Алексей Франдетти, Петр Мамонов, Александр Негодайлов

Комментарии (21)

Всего: 21 комментарий
  
#1 | Троицкий Рувим »» | 16.05.2012 08:09
  
4
Господь Говорит, что это фильм о том, как тяжело Человеку Божию (Митрополиту) Жить в окружении иуд - предателей.
Однако фильм этот не имеет исторической Достоверности, ибо Пресвятая Богородица Мария Говорит: Царь Иван Любил Филиппа. И, потому, даже намёка на такое гнусное дело, как убийство Первосвятителя не мог дать. малюта скуратов самочинно задушил Святителя, ибо движим был злобой адовой, гнездившейся в его сердце.
#2 | Антон »» | 16.05.2012 08:11
  
0
Спасибо Павлу Лунгину за этот фильм, как и за все остальные. Больше всего хотелось бы увидеть созданный им фильм о расколе, Федосье Морозовой, протопопе Аввакуме.
#3 | Лидия Новикова »» | 16.05.2012 08:19
  
1
Обличение лжи


ПРЕДЧУВСТВИЕ СУДА СОВЕСТИ


Фильм Павла Лунгина «Царь» потряс. Духовной и нравственной правдой. Хотя он и не о царе Иване Грозном вовсе. В центре всего святой митрополит Филипп и его мученический подвиг. Извечная тема непокорности добра – злу. Мужества сказать в глаза о покаянии тому, кто в безумной гордыне, в упоении вседозволенностью бросает вызов Небу: «Как царь-то я праведен».

Ночные терзания совести заставляют Ивана Грозного мучиться: «Как человек-то я грешник…» Но молитва остается бесплодной: днем опьянение властью заставляет царя вершить новые злодеяния. Он будто забывает, что есть и Божий суд.

Фильм попал в самую болевую точку наших настроений, нашего малодушного оправдания зла, нашей доверчивости к сомнительной установке о необходимости для России «сильной руки» в виде тирана.

Обреченный на унижение, на муку, на удушение, митрополит Филипп (блистательно сыгранный Олегом Янковским, получившим благословение Патриарха Алексия II на эту роль) одержал духовную победу – мы видим лаконично и сдержанно показанные чудеса, которые по воле Божьей мог творить святой мученик, безбоязненно всходящий на свою Голгофу. Мы видим ужас опричников, царского палача Малюты Скуратова и самого Грозного – от невыносимости видеть живую святость. И в этом ужасе – видится предчувствие Страшного суда. Страшное одиночество царя в финале фильма, царя, которого покинул народ, невыносимая отлученность от Бога… И только пес – символ опричнины – одиноко бродит под закрытыми наглухо дверями и окнами. Наступил предел терпения униженного и оскорбленного народа, еще вчера всё безропотно сносившего. Народ безмолвствует…

Потрясает эпизод, когда монахам приказывают бросить тело убитого митрополита на растерзание зверям. Но они не могут предать мученика и тайно хоронят его в алтаре деревянного храма. Они сами сознательно идут на мученичество, гибнут в огне, не переставая петь «Святый Боже…» И тут появляется еще один пронзительный символ. Когда падает на землю горящий крест с куполом – это воспринимается как предчувствие уничтожения церкви грядущим тираном, наследником Грозного – Сталиным.


ГРОЗНЫЙ – ЧЕЙ ОН КУМИР?

Понятно, что такой сложный фильм, затронувший самые болезненные точки нашей истории и народного сознания, не мог вызывать однозначной реакции в обществе. Хотя подавляющие большинство моих знакомых были поражены глубиной этой притчи. С чем-то не соглашались в деталях – но это мелочи, нормальные разночтения при восприятии любой талантливой работы. Тем большее недоумение вызывает агрессивная реакция некоторых людей, называющих себя православными. Характерно, что практически никто из них даже не пытается вразумительно разбирать режиссерскую и актерскую работу. Неприятие идет с точки зрения опричнины: не сметь, дескать, лгать на государя, на «помазанника». А когда люди обожествляют все деяния человека, создавая из царя неподсудного никому кумира, оправдывая любое совершенное им зло, то всякая попытка сказать правду вызывает бурную реакцию. А фильме Лунгина сказана правда о победе совести над страхом, о победе божественного достоинства в человеке над лакейством. Это-то и колет глаза.

Резко выступил против фильма историк, автор монографии «Драма русской истории: На путях к Опричнине» И. Я. Фроянов. Его доводы – это, увы, доводы защитника тирании: «Опричнину надо воспринимать как форму борьбы, как институт, как учреждение, обеспечивающее государственную безопасность». «На мой взгляд, Иван Грозный напоминает Сталина, деятеля национально ориентированного, отвергающего Запад (ведь Сталин опустил “железный занавес”). Именно поэтому, на мой взгляд, Грозный и Сталин до сих пор подвергаются ожесточенным нападкам».

Глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич потребовал «уважения к фигуре русского царя» (будто историческая правда является неуважением!) и выразил сомнение в том, что… митрополит Филипп (Колычев) был убит царским опричником. Ну, тогда уж господину Симоновичу надо призывать Церковь к пересмотру житий святых мучеников митрополита Филиппа и игумена Корнилия Печерского (собственноручного убитого Грозным), а то и к их деканонизации. Ведь иначе окажется, что Иван был прав, убивая митрополита и игумена, а они нет…

Дошло до анекдотов. «Историк», автор спекулятивных работ об Иване Грозном «Апология Грозного царя» и «Царь воинствующей церкви: Иоанн Грозный в иконографии XVI—XVII вв.» Вячеслав Манягин обратился к Президенту России с просьбой… изъять из публичного проката фильм «Царь». Понятно, что это не более чем политический шаг с попыткой попиарить себя. Скандально известный опричник В. Манягин теперь требует опричной цензуры, записывая себя в «историки» (естественно, на уровне «изысканий» Фоменко). Кстати, это тот самый Манягин, который вместе с К. Гордеевым торжественно объявил о выходе из Русской Православной Церкви (вернее, они считают, что «отлучили» Церковь от себя!).

Вот собственное клеветническое высказывание Манягина: «А что будет теперь, когда в тысячах храмов РПЦ МП миллионы помазались мvром, сваренным господином Кириллом Гундяевым? Какой невообразимый всплеск беснования надо ожидать среди “членов РПЦ МП”? Одно можно сказать: какое счастье, что я вышел из нее!» На интернет-страничке Константина Гордеева, откуда взята эта цитата (как и на антицерковном портале Кредо.ру), можно встретить и не такую антиправославную вакханалию!


ДУХОВНАЯ ОПРИЧНИНА

Так что, как видим, фильм «Царь» блестяще подтвердил, что опричнина до сих пор существует. Она продолжается в виде духовной опричнины, которая страшна тем, что оправдывает зло. Ставит царя на уровень Бога, а то и выше, поскольку среди грознофилов Бог как-то отступает на вторые роли. И среди доводов, которые почитатели Грозного приводят в пользу его «святости», как раз кровавая борьба с «врагами».

Иеромонах Арсений (Писарев) в полемической статье на портале «Православие.ру» утверждает: «Если Иоанн Грозный наводил порядок в православном царстве огнем и мечем это еще ничего не говорит против его святости».

Можно ли себе представить, скажем, вменяемого католика, который бы призывал к канонизации Гитлера, Карла IX или Муссолини? Впрочем, именно у нас (в России!) уже появились кощунственные «иконы»: стилизованное под русскую икону изображение Гитлера в облике «святого» с нарукавной повязкой, на которой изображена свастика. В религиозном листке общины «Истинно-Православных Христиан» «Слово» за декабрь 2007 года опубликованы статьи «Катакомбный фашизм?» и «План «ОСТ», или «Хотел ли Гитлер уничтожить славян». Суд признал информационные материалы экстремистскими и принял решение — конфисковать тираж издания. Но существует и другой вариант «иконы» «святому Атаульфу» — в серебряном окладе, с Евангелием в руках, а также «молитва» преступнику. Хоть это и клинический случай, но в крайней форме он отражает опасные тенденции: как бы не замечать трагических, кровавых страниц истории нашей Родины, ни во что ставить гибель людей ради какой-то «сверхидеи».

Главная проблематика фильма «Царь» лежит в евангельской и нравственной плоскостях. Грознофилы забалтывают эту тему пустословием вокруг идеи «великого государя», «помазанника», которому все позволено. Но разве помазание – индульгенция? Разве оно делает кого-то святым, разве «помазаннику» всё позволено – убивать, самодурствовать, предавать, кощунствовать? Нераскаявшегося убийцу христиан (именно так!), тирана и палача не могут оправдать никакие «выдающиеся дела», ибо они куплены ценой крови (не его, понятно).

Не честнее ли сказать, что Грозный своими преступлениями сам себя лишил благодати, данной при помазании? Подобных примеров сколько угодно в Ветхом Завете. И чем же Грозный лучше израильских царей?

Кстати, миром помазывают и новокрещеного, но если тот будет смертно грешить, то Крещение ему не поможет, он перестанет быть христианином.

Надо задать самому себе подобные и другие честные вопросы, и тогда не придется махать по-большевистки шашкой: караул, русского царя оболгали. Не оболгали, а сказали горькую правду. К тому же истинный патриотизм как раз предполагает лечение болезней Отечества, а не оправдание порока как нормы жизни.


БАРОМЕТР НРАВСТВЕННОЙ СЛЕПОТЫ

Самое печальное, что именно люди, называющие себя православными (в частности, на форуме о. Андрея Кураева), стали инициаторами не обсуждения фильма «Царь», а непристойного улюлюканья в адрес режиссера и актеров.

Некто, под псевдонимом «Северянин» договорился до глумления над смертью актера: «То-то О. Янковского Господь и прибрал. Ибо не надо таким актерам участвовать в пасквилях».

Не говоря уже о том, что даже в самых маргинальных обществах не решаются злорадствовать по поводу смерти человека, показательна позиция автора реплики как судьи: он «знает», почему Господь забрал Янковского.

Другой участник форума Геннадий, оправдывая деяния Грозного, манипулирует евангельской цитатой: «Мне просто-таки неудобно напоминать прописную христианскую мысль, высказанную Апостолом Павлом в послании к римлянам: [Рим. 12, 14] “Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте„».

Знаменательное передергивание для идеологов «непогрешимости царской власти». Да, любой христианин простит своих врагов и гонителей, но это не значит, что он должен отступиться от Истины и повторять вслед за другими ложь, оправдывая зло. Это уже будет называться по-другому: толерантность. То есть покорность всякому греху, равнодушие ко всякому пороку. Именно такую логику применяют разрушители России: не осуждайте, например, секпросветовцев (то есть развратителей), ведь сказано – благословляйте гонителей ваших. Такая подмена понятий – ни что иное как манипуляция сознанием.

Как ни дико, но от православных же прозвучали слова похвалы в адрес явно провокационного и низкопробного сериала «Иван Грозный», прошедшего летом по телевидению (не исключено, что этот «шедевр» был специально запущен для того, чтобы запутать зрителя и заранее настроить на негативное восприятие фильма Лунгина). Участник форума о. Андрея Кураева под псевдонимом «Лунный» изрек такую похвалу: «Сериал Эшпая много лучше...» И это о фильме, вызвавшем почти единодушное негодование зрителей, которые отмечали, что князья и бояре в этой поделке показаны стадом похотливых животных! Вот лишь некоторые отзывы зрителей сего «шедевра»: «Глинская... в фильме предстаёт базарной крикливой тёткой». «А слэнг нынешний... Малюта Скуратов отмочил: “Вопросы здесь буду задавать я”». «Изнасилования, пытки, расчленения и пр. и пр. превеликое множество на протяжении всего «фильма». Необузданные горлопаны-актеры напоминают современных “братков”». Фальшь!» «Интерьеры... под царские никак не подходят. Максимум для царских конюхов. Грязь и ужас...» «Жалкое зрелище. Художественной ценности – ноль. Царь ненастоящий, люди картонные, диалоги убогие. Это всё даже ниже критики». «Это самое отвратительно, что я когда-либо видел…»

Забавнее всего, что перед демонстрацией фильма режиссер Эшпай объявил, будто русский народ не знает своей истории. Вот он и взялся поучить «непросвещенных» через несуразности, говорящие в лучшем случае о незнании авторами сериала истории и быта русского народа.

Анекдотично выглядит идея «консультанта» - некоего виртуального о. Филиппа, не имеющего ни фамилии, ни прихода. Ну, прямо как в книгах знахарей, указывающих на обложках ряженых «отцов Вадимов» и пр.

Вот какой фильм показался кому-то «лучше» лунгинского «Царя»! И это – не полемический запал, думается, а сознательный выбор. Ведь пародийная бестолковщина в известной степени безобидна: она не может вскрыть никаких серьезных проблем, не может заставить никого задуматься. Её забудут, а фильм Лунгина будет и через десятилетия обличать нашу совесть.


ОТ ПОЧИТАНИЯ ГРОЗНОГО К «ПРОСЛАВЛЕНИЮ» СТАЛИНА

Увы, что-то глубоко повредилось в нашем понимании добра и зла, в нашем понимании веры и церковности, если люди, называющие себя православными, упорно не хотят даже услышать соборное мнение Церкви. Именно по причине активности грознофилов и прочих духовных опричников, требовавших канонизации человека, на чьей совести – убийство двух святых нашей Церкви, Синодальная Богословская комиссия провела тщательный анализ личности Грозного и его дел. Материалы эти были рассмотрены на Архиерейском соборе. Не так уж трудно найти их в интернете и хотя бы ознакомиться с ними. Тогда станет ясно, что следствием правления Ивана Грозного стало Смутное время. Однако представление, будто России необходимы жестокость и кнут, до сих пор живет в людях.

Практически одновременно с «прославлением» Грозного и «обличением» фильма Лунгина грянула волна восхвалений Сталина. Где-то около десяти восторженных сталинских тем было открыто за последний месяц православными (!) людьми на том же форуме о. Андрея Кураева.

Некто Геннадий видит тирана не иначе, как в качестве царя: «Сталин не мог не стать Русским Государем – и наконец стал им».

Сталин – Государь?! Как бы равный помазаннику Божию? Но это же жестокая пародия на царство! Как, впрочем, многое, что делалось в ту эпоху. Вместо веры в Бога – вера в «светлое будущее» (оттого и временный огромный энтузиазм, что мобилизовали религиозные потребности человека, в тот момент извращенные). Вместо святых мощей – лжемощи Ленина в мавзолее. Вместо светлых православных праздников – народные «демонстрации». Эти механизмы подмены, начавшиеся с Ленина, блестяще проанализированы великим русским писателем Владимиром Солоухиным в книге «При свете дня».

Сталин-то, может, и хотел бы стать Государем, да бодливой корове Бог рог не дал. Не мог человек, поправший веру в Бога, грабитель (вспомним «экспроприацию почтовых отправлений»), убийца миллионов безвинных соотечественников стать на место Государя.

Справедливо сказал о нашем больном сознании волгоградский священник Алексий Плужников: «Это самое страшное – забыть о миллионах жертв и помнить о миллионах тонн чугуна и стали...»

Как-то не укладывается в голове, как могут православные, восхваляющие Сталина, не постыдиться хотя бы перед кровью наших соотечественников и единоверцев (в том числе перед сонмом священников, епископов), умученных палачами. Хотя бы из уважения к их памяти и мукам стоит перестать восхвалять тиранов!

Вылечиться от этой болезни можно, услышав стук совести и открыв двери сердца. Попытаться понять, о чем же именно фильм Лунгина. Я приведу слова чтеца Алексия, который удивительно точно обозначил суть этого противостояния: «Фильм “Царь” – не о политике, а о нравственности. Об исполнении Христовых заповедей. О готовности умереть за Христову правду. О спасении души, которое невозможно без покаяния (не только на словах, а на деле!) и уподобления Христу, хоть в малой степени. О духовности истинной – и лицемерно-фарисейской. Важнее этих вопросов нет ничего ни в этом мире, ни в будущем. Фильм Лунгина – об этом, и поэтому он останется в сокровищнице русской культуры.

А то, что кровавый кошмар Грозного и Сталина повторится во всемирном масштабе, – мы не сомневаемся. И что снова найдется очень много желающих записаться в опричники, чекисты и эсэсовцы – тоже. Им уже сейчас не терпится, как видно. Но мы знаем и то, что и тогда будут святители Филиппы, и именно они и иже с ними услышат слова Христа “Придите ко мне”. Дай Бог оказаться в их числе!»


Газета Дух Христианина

http://www.raskol.net/content/oblichenie-lzhi
#4 | Вера В. »» | 16.05.2012 10:08
  
6
Есть и такое мнение:
Ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев) усматривает в последнем фильме Павла Лунгина "Царь" угрозу монархической идее в современной России.

"Главный смысл картины заключается в том, что она наносит смертельный удар по самой монархической идее, которая как раз в настоящее время начинает в России завоевывать все больше сторонников", - пишет отец Геннадий в комментарии, опубликованном на сайте семинарии.

Чтобы убедиться в популярности монархической идеи в России, архимандрит предлагает "посмотреть на странички пользователей социальной сети "В контакте", где тысячи людей смело идентифицируют свои политические взгляды как "монархические".

По мнению отца Геннадия, "народа в фильме вообще нет", равно как нет и Церкви, и лишь "прибывший с Соловков, как с другой планеты, митрополит Филипп остается одиноким и странным в своем упорстве".

"И, что самое страшное, создается впечатление, что и неоткуда взяться на Руси ни народу, ни Церкви! Ничего нет – ледяная пустыня с бродящим по ней торжествующим царственным маньяком, кощунственно играющим священными текстами Евангелия и молитв", - считает ректор.
#5 | р.Б.Николай »» | 16.05.2012 10:49 | ответ на: #3 ( Лидия Новикова ) »»
  
9
Моё мнение, что этот фильм-ложь!
Порочить святых царей никому не позволено,за это всех этих лицедеев и псевдо-культурологов ждет кара Божья! Многие расплачиваются уже здесь. Проснись, Православный народ!
  
#6 | Троицкий Рувим »» | 16.05.2012 11:20
  
-1
Николай! Всякому Здравомыслящему Человеку Божию Понятно, что Сказка - конечно же ложь...
Да В Ней Намёк. Добрым Молодцам Урок.
Ваше же зложелательство несовместимо с Евангелием Вечным И Неизменным.
#7 | Николай »» | 17.05.2012 06:50
  
0
Рувим, никакого зложелательства я никому не хочу. Всей душой бы хотел, что бы таких поводов не было. Даже не оправдываюсь! А вы считаете, что всё классно и надо ряженым на всех уровнях рукоплескать?!
  
#8 | Троицкий Рувим »» | 17.05.2012 07:20
  
-1
Нет, Николай! Всем подряд рукоплескать просто безнравственно. Но Образ Митрополита - Кинематографическая Икона. А Иконы Следует Почитать (См. Определение Седьмого Вселенского Собора).
#9 | Евгения »» | 17.05.2012 07:35
  
1
Простите Рувим, о "Кинематографической Иконе" слышу впервые. Не могли бы пояснить поподробнее.
Благодарю
  
#10 | Троицкий Рувим »» | 17.05.2012 08:01
  
0
Такие Фильмы, Которые Снимаются С Верою, Молитвой И Чистым Сердцем Становятся Настоящими Кинематографическими Иконами, Которые Полезны, Спасительны И Даже Чудотворны, как Например, Страсти Христовы С Джимом Кэрри в Главной Роли, и многие Другие, Появившиеся В Последние Благословенные Времена.
Вопросил я как - то раз Господа:
- А почему актёрство – это грех.
-Лицедейство – конечно грех. Рассуди сам: вот они там изображают «любовь», а Любви –то нет. И получается ложь. Единственный из актёров, который Угодил Мне –это Иннокентий Смоктуновский, ибо и на сцене и перед камерой он Жил Предо Мною и Для Меня в Сердце своём.-Сказал Отец Небесный: Вот, как ты не любишь содомский грех, так же и Я не люблю телевидение. Единственная из всех телепередач, которую отметил Господь, это «Библейский сюжет» на канале «культура». Это-Зрение Судеб – Сказал Господь: - А вот Интернет-это Храм Мой. И у Меня есть компьютер, который никому не доступен, кроме Меня Самого.
(См.: http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_746_3/topic_2702/ )
#11 | иеромонах Арсений »» | 29.05.2012 18:17
  
-7
В моей статье на православие.ру таких слов нет. Иеромонах Арсений (Писарев)
  
#12 | Андрей Рыбак »» | 29.05.2012 18:18 | ответ на: #11 ( иеромонах Арсений ) »»
  
6
Вряд ли она сама это написала. Видимо откуда то скопировала.
#13 | Евгения »» | 30.05.2012 02:45 | ответ на: #11 ( иеромонах Арсений ) »»
  
8
Отец Арсений простите грешную, пожалуйста поместите свою статью на этом сайте,
"Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит" (о.Иоанн Крестьянкин)

http://www.raskol.net/content/oblichenie-lzhi


"Именует его Грозным… более в хвалу, нежели в укоризну"

Иеромонах Арсений (Писарев), Православие.Ru

"Царь" / 25.11.2009


Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро -
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

А.С. Пушкин. Борис Годунов


Царь Иоанн Грозный. Парсуна
До сегодняшнего дня не умолкают споры о личности первого русского царя Иоанна Васильевича Грозного (1530-1584): одни требуют от Русской Православной Церкви скорейшей его канонизации как святого и благоверного правителя, другие настаивают на безысходном помещении его в нижний круг ада и на вечном покаянии русского народа в том, что он терпел правление над собой маньяка-тирана и допустил построение ничем "не ограниченного" самодержавия.

Кем же в действительности был Грозный? Ответ на этот вопрос пытались дать многие, начиная с его современников. Ключом для понимания исторической личности являются документы эпохи, но еще историк С.Ф. Платонов отмечал: "Бури Смутного времени и знаменитый пожар Москвы 1626 года истребили московские архивы и вообще бумажную старину настолько, что события XVI века приходится изучать по случайным остаткам и обрывкам материала"[1].

К таким "случайным материалам" относятся и записки иностранцев, которые считаются чуть ли не главными свидетелями обвинения царя в различных чудовищных преступлениях. В список этих свидетельств обвинения входят (можно сказать, основными) записки двух ливонских немцев И. Таубе и Э. Крузе[2] и вестфальца Г. Штадена[3]. Их обильно цитируют в исторических работах, о них не забывают при написании сценариев фильмов и беллетристики, не принимая во внимание, что эти свидетельства вызывали и вызывают весьма обоснованные сомнения.

Именно так относился к ним выдающийся русский историк академик С.Б. Веселовский (1876-1952), который сам отнюдь не положительно оценивал деятельность Иоанна Грозного. В конце 1940-х годов он работал над "Очерками по истории опричнины", которые полностью расходились с принятыми тогда в исторической науки трактовками этого периода российской истории (книга писалась "в стол" и была опубликована только после его смерти). Вот что пишет Веселовский о свидетельствах Таубе, Крузе и Штадена: "Незнание русского языка, обычаев и нравов и вообще всего уклада русской жизни, недоброжелательное и часто презрительное отношение их к варварам-московитам, наконец, грубая тенденциозность их сообщений, суждений - все это очень затрудняет использование их сочинений для целей научного исследования"[4].

Ленинградский историк и писатель Д.Н. Альшиц, отсидевший много лет в сталинских лагерях, сопоставив текст записок, которые полностью приписываются немцу-опричнику Штадену, с историческими реалиями эпохи, вообще пришел к выводу, что Штаден никогда не состоял в опричнине, но лишь выдавал себя за опричника, чтобы приобрести больший вес в глазах императора Рудольфа II - своего покровителя и адресата его записок о Московии[5]. Появление этих записок в Германии из архивного небытия в нужное время (шел 1917 год), записок, которые в самом унизительном тоне рассказывали о России: жителей ее можно казнить тысячами в день, страной правит кровожадный тиран, количество невинных жертв его достигает десятков тысяч, ее легко завоевать - шестеро опричников и несколько десятков недавно набранных слуг-грабителей во главе с храбрым немцем с легкостью разогнали около 300 вооруженных ополченцев некоего русского князя, защищавшего свой дом и семью (жену князя Штаден лично убил ударом топора в спину)[6], вызывает вопрос: а не подвергались ли мемуары немецкого "опричника" редакции накануне их опубликования. Описания жестокостей русской жизни XVI века в этом сочинении почему-то странным образом напоминают читателю о зверствах Тридцатилетней войны, военные действия которой шли в основном на территории Германии XVII века.

Правда, подлинность данных мемуаров усиленно отстаивали историки Р.Г. Скрынников и В.Б. Кобрин. Последний дает чрезвычайно высокую оценку достоверности сочинения Штадена: "К числу положительных качеств его записок как источника относится то, что их автор настолько лишен морали, что не стыдится никаких самых мерзких своих поступков, не пытается как-то себя приукрасить. Отсюда редкая достоверность его воспоминаний"[7].

Подробности об учреждении опричнины и "монастырском" образе жизни царя в Александровской слободе, тех или иных казнях сообщают нам немцы Таубе и Крузе, некоторое время бывшие на царской службе и даже входящие в числе любимцев царя, но потом ему изменившие. Именно на их свидетельства в основном опирался Н.М. Карамзин, когда писал широко известные места своей истории России.

Иоганн Таубе и Элерт Крузе - лифляндцы. Оба принадлежали к дворянским родам. Участвуя в Ливонской войне, попали в плен. В плену поступили на царскую службу. Знавшие изнутри запутанные политические отношения Прибалтики, они сумели стать важными участниками переговоров России с Западом. При их посредстве велись переговоры с магистром Ливонского ордена, впоследствии герцогом Курляндии, и датским герцогом. Они же были главными лицами в попытке герцога Магнуса уговорить город Ревель изменить Швеции. Потом Таубе и Крузе бежали к королю Сигизмунду, чье доверие они сумели заранее завоевать. После этого они написали свое "Послание".

В нем они охотно описывают обстоятельства казни, избранной русским царем для своих подданных. В большинстве случаев проверить правильность их показаний мы не можем, так как ни синодики, ни послужной список не отмечают рода казни. Лишь иногда бывают летописные известия о них. Из всех ими упомянутых казней мы знаем подробнее лишь о казни Петра Щенятева. Князь Курбский, находящийся в вынужденной эмиграции, с чужих слов пишет о ней следующее: "Паки убиен княж Петр, глаголемый Щенятев… Мучитель мучити его повеле, на железной сковороде огнем разженной жечи и за ногти иглы бити". По свидетельствам Таубе и Крузе, он был забит до смерти батогами[8].

Описывают лифляндцы женитьбы Иоанна Грозного на Марфе Собакиной и его старшего сына на Евдокии Сабуровой. Эти два брака они изобразили одним проявлением "варварских языческих и турецких обычаев", которые сопровождались такими позорными, постыдными поступками, что они сочли лучшим умолчать о них из скромности. Но русские разрядные книги описывают свадьбу Грозного чинной и сопровождавшейся соблюдением обычаев всего придворно-церковного ритуала. Может, умолчали немцы о "позорных поступках" потому, что им нечего было рассказывать? Служащий английской купеческой Московской компании Джером Горсей, который выполнял и отдельные дипломатические поручения русского и английского дворов, рассказывая о свадьбе сына Грозного, не упоминает ни словом о чем-либо подобном тому, что рассказывают Таубе и Крузе, но говорит, наоборот, о больших празднествах, ее сопровождавших, которые стоили того, чтобы их описать. А вся церемония с вызовом в Александровскую слободу 2000 девушек, осмотром их, в котором принимал участие придворный врач, больше всего напоминает царские смотрины.

К повествованию о России пленные немцы присоединили и описание соседей русских - татар. Они содержат такие фантастические сведения, как утверждение, что татары не едят мясо здоровых лошадей, верблюдов и овец, но только больных и околевших, и то, что татары больше всякого напитка любят мочу этих животных.

Исследователь воспоминаний Иоганна Таубе и Элерта Крузе М. Рогинский († 1920) делал вывод: "Описания тиранств и мучительств Грозного так бесконечны, так утомительны, что у читателя невольно возникает мысль, не являются ли они в значительной степени плодом разгоряченного воображения наших авторов или их хитрого расчета…

Таубе и Крузе никогда не называют тех оснований, по которым Иван Грозный предавал казни то или иное лицо. Правда, не всегда они существовали. Часто дело было в одной лишь жестокости Грозного или в слепой, с детства затаенной ненависти против бояр. Но нередко Грозный казнил, подозревая и зная измену.

Таубе и Крузе неизменно стараются изобразить Грозного чудовищем, лишенным всяких человеческих чувств. Но сами же они в своем изложении указывают порой на факты, этому противоречащие. Так, рассказывая о желании Грозного казнить митрополита, они сообщают, как он (то есть царь. - и.А.) дал себя уговорить отменить казнь, заменив ее ссылкой…

Пристрастие, желание реабилитироваться посредством очернения личности Грозного сказалось, главным образом, в приемах изложения, в изложении и истолковании фактов. Но основное впечатление какой-то лжи, фальши, лежащей в основе их рассказа, не рассеивается и после проверки их сообщений.

В чем причина этого впечатления? Она заключается в самом подборе сведений. В том-то и было большое искусство Таубе и Крузе, что они сумели очернить Грозного, почти не прибегая ко лжи, обмануть без обмана. Из всей совокупности темных и светлых событий позорного, великого, плохого, хорошего, что составляло живое сплетение, именуемое подлинным историческим прошлым, они сознательно выбрали только темное, только дурное. Все хорошие деяния Грозного, его умная внешняя политика, все его завоевания Таубе и Крузе обошли молчанием. Из всей многокрасочной палитры они взяли одну только краску черную или, если угодно, красную (по цвету крови) и этой краской захотели нарисовать свою картину"[9].

К слову о цифрах, приводимых иностранцами. По сообщению тех же Таубе и Крузе, в первые дни прихода в Псков Грозный успел казнить много тысяч его жителей. Историк же Д.И. Иловайский указывает: "О псковском приходе в Псков первой лет. (П.Р.Л.Т. IV. С. 318 и особенно на 343-344) синодики Кириллов и Спасоприлуцкий сообщают, что псковичей было казнено до 190 человек с женами и детьми"[10]. Общее число жертв новгородского погрома Таубе и Крузе определяют в 27 000 (12 000 именитых и 15 000 простого народа, включая женщин и детей). Немецкий дворянин Альберт Шлихтинг, который находился с 1564 года в русском плену и был переводчиком царского лейб-медика, а в 1570 году бежал в Литву, пишет в своем сочинении "Новое известие о России времени Ивана Грозного" о казнях жен и детей новгородцев, подозреваемых в измене и уже казненных, числом не более 80 человек. А. Гваньини, итальянец, служивший в армии польских королей, насчитывает одних только именитых граждан 2770, то есть кроме женщин, детей и простонародья[11].

Сохранился помянник по лицам, убиенным в опричнину, составленный по приказу царя в 1582-1583 годах. Известно около двух десятков его списков. Академик С.Б. Веселовский выявил, что в его полных списках говорится о казни 3,3 тысяч человек. В этом царском синодике сказано: "Помяни Господи души раб своих тысящю пяти сот пяти человек"; вверху приписано: "Новгородцев"[12].

Говоря о записках иностранцев, мы должны упомянуть, что есть и прямо противоположные свидетельства о русском царе Иоанне. Венецианский посол Липпомано писал о нем как о праведном судье в 1575 году, то есть уже после многих совершенных Грозным казней. Другой венецианец, Фоскарини, говорит с похвалой о правосудии, совершаемом этим несравненным государем при помощи простых и мудрых законов, о его приветливости, гуманности, разнообразности его познаний, о блеске двора, о могуществе армии и отводит ему одно из первых мест среди властителей того времени. Торговые люди из германского города Любека, побывав в России, также превозносили гуманность Грозного.

Крайне любопытна грамота 1564 года, в которой судебные приставы, состоящие при сосланном на Белоозеро князе Михаиле Воротынском, писали, что в прошлом году не дослали для него некоторое количество осетров, севрюг и изюму. А сам князь бьет челом, чтобы прислали назначенное государем для него ведро романеи, ведро рейнского вина, 200 лимонов, перцу, шафрану, гвоздики и т. п.[13].

История опричнины уже достаточно хорошо описана, по ее мотивам снято уже много фильмов, в их числе и совершенно кощунственные. Мы же можем добавить к этому, что Иоанн IV, один из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью и широкой богословской эрудицией, и поэтому прекрасно знал слова Господа и Бога Иисуса Христа: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12: 25). Исходя из этого предположения, можно смело утверждать, что учреждение опричнины, независимо от любых сиюминутных политических замыслов царя, явилось попыткой уничтожения собственной страны.

История вынесла Грозному за это ошибочное деяние, как и другие подобные ему, суровый приговор. Известный историк С.М. Соловьев пишет: "Не произнесет историк слово оправдания такому человеку; он может произнести только слово сожаления, если, вглядываясь внимательно в страшный образ, под мрачными чертами мучителя подмечает скорбные черты жертвы"[14].

Жертвой чего стал русский царь, показавший в первый период своего правления, а он начинается с венчания на царство в 1547 году[15], образец православного государя, который ради интересов собственной страны борется со своими страстями и страхами, кается при греховных падениях, старается жить в мире и по евангельским заповедям со своими поданными?

Возможно, выдающийся русский психиатр профессор П.И. Ковалевский, читавший курс судебной психологии на юридическом факультете Петроградского университета, смог правильно ответить на этот вопрос. Он утверждал: "Я с убеждением позволяю себе высказать мнение, что Иоанн Грозный был душевнобольной человек, причем его душевная болезнь выражалась в форме однопредметного помешательства (мономания, или паранойя), позволявшего ему одновременно и управлять государством, и совершать деяния, которым могут быть найдены объяснения только в его болезненном душевном состоянии"[16].

Паранойя (др.-греч. ???????? - безумие) - психическое расстройство, которое характеризуется длительными периодами необоснованного недоверия к окружающим. Люди, подверженные ему, как правило, весьма критично относятся к другим, не принимая, однако, критики в свой адрес. Паранойя характеризуется хорошо обоснованной системой сверхценных идей. Эта система обычно не меняется; она была бы совершенно логична, если бы исходные патологические идеи были правильны. У больных паранойей нет вычурного поведения, эмоциональной нестабильности, гротескных галлюцинаций и необычных идей, отмечаемых при других психопатологических состояниях. Паранойя характеризуется особой восприимчивостью. Одержимый паранойей человек навсегда посвящает себя агрессивности, борьбе с воображаемыми врагами. Цикл борьбы никогда не приходит к концу: как только побежден один враг, появляется другой, еще более опасный.

Историк обязан прослеживать связь явлений. "Своекорыстием, презрением общего блага, презрением жизни и чести ближнего сеяли Шуйские с товарищами - вырос Грозный", - пишет С.М. Соловьев[17]. После смерти матери в 1538 году семилетний Иоанн остается совсем один. Во главе страны встают разные группировки. Борьба за власть сопровождается общепринятыми средневековыми методами: выкалыванием глаз, ссылками, убийствами. При этом никто из бояр всерьез не воспринимает малолетнего государя: им пренебрегают, когда не видит народ, и с показною вежливостью относятся при его стечении. Глубокую психологическую травму юному правителю нанесли бояре во главе с Шуйскими, выломав однажды утром дверь в его спальню. Знаменитый историк В.О. Ключевский составил психологический портрет молодого великого князя в этот период на основе его писем. Из них веет чувством брошенности и одиночества. Своеволие временщиков превратило эту робость в нервную пугливость[18]. Обиды, нанесенные в детстве, навсегда запали в душу царя и, возможно, стали причиной будущей страшной болезни.

Святитель Макарий был одним из немногих в окружении великого князя, кто пытался дать столь необходимое будущему правителю правильное воспитание и образование. Память о любви и заботе, явленных к нему в юности, Грозный пронес через всю жизнь. В 1556 году он писал Казанскому архиепископу Гурию: "О Боже, как бы счастлива была Русская земля, если бы владыки были таковы, как преосвященный Макарий да ты"[19].

Митрополит Макарий, как известно, вместе с протопопом Сильвестром и дьяком Адашевым составляли своеобразный "триумвират", который оказал самое благотворное влияние на молодого царя в блестящую пору его царствования. Он стал основой неофициального правительства страны - Избранной рады, сложившийся к 1550 году вокруг молодого царя. Пока царь слушал советы этого кружка единомышленников, ему все удавалось.

Об этом удивительном "правительстве" историк Н.И. Костомаров писал так: "Избранная рада не ограничивалась исключительно кружком бояр и временщиков; она призывала к содействию себе… целый народ… С таким господствующим взглядом тогдашние правители именем государя собрали Земский Собор… из выборных людей всей русской земли. Явление было новое в истории… никто не додумался до великой мысли образовать одно вече всех русских земель, вече веч"[20].

Как много значит в жизни человека его окружение! "С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися" (Пс. 17: 26-27). При святом митрополите Филиппе II (1566-1568) больше года не было казней по политическим делам[21]. Не было до тех пор, пока новые, отнюдь не святые, советники сломленного психической болезнью царя не смогли внушить ему мысль, что новый митрополит покрывает боярские заговоры, противиться его "державе" и занимается чародейством.

В историю России время правления Иоанна Грозного вписано как жестокое и тяжелое. Бесчинства опричнины, новгородский поход для наказания "изменников", якобы уже готовых, по данным следствия, перейти в подданство другой державы, - вот некоторые печальные вехи из пути этого самодержца. Дело по "новгородской измене" не сохранилось, и поэтому С.М. Соловьев пишет: "Это сыскное изменное дело до нас не дошло, а потому историк не имеет права произнести свое суждение о событии"[22]. Неизвестный же нам провинциальный летописец сообщает о "совершенном разорении Великого Новеграда": "В лето 7078 году (1570 по Р.Х. - и. А.) государь царь… собра все свое воинство и поиде на Великий Новград… И громил их за то царь Иван Васильевич за их измену великую, что новгородцы xoтели здати Великий Новград и другий град Псков с пригородки своими и хотели обоими городами поклониться королю литовскому отдати"[23].

Но рядом с этими скорбными есть и совсем другие вехи жизненного пути первого русского царя: превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии - так смотрел на это время известный историк А.А. Зимин[24].

При вступлении на престол Иоанн Грозный унаследовал 2,8 млн. км2, в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое - до 5,4 млн. км2 - это чуть больше, чем вся остальная Европа. За это же время население России выросло на 30-50 % и составило 10-12 млн. человек.

Тот же "опричник" Штаден писал: "Хотя всемогущий Бог и наказал Русскую землю… все же нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе - одна вера, один вес, одна мера! Только он один правит! Все, что ни прикажет он, - все исполняется, и все, что запретит, - действительно остается под запретом"[25]. Как это было актуально тогда для Германии, разделенной на сотни карликовых государств!

Вопрос о необходимости пересмотра оценки личности Иоанна IV в нашей истории был особо поставлен Р.Ю. Виппером в 1922 году. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Грозного, он показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий. Оценивая Иоанна IV, он поставил его в окружение государственных деятелей Европы - его современников. В результате этого сравнения на международном фоне московский самодержец вырос в мощную, величественную фигуру.

Один из современников Грозного - английский Генрих VIII († 1547), который стал королем в возрасте 18 лет. В результате политики так называемого огораживания в Англии XVI века появилось огромное число бродяг из числа крестьян, которых вместе с семьями сгоняли с земли, предлагая им взамен жизнь, для свободного йомена - адскую, в работном доме. По "закону о бродяжничестве" многие из тех, кто не согласился на тяжкое существование в работном доме, были повешены. Генрих VIII был женат шесть раз. Судьбу его супруг английские школьники заучивают при помощи мнемонической фразы: "Развелся - казнил - умерла - развелся - казнил - пережила".

Этот король считается основателем Англиканской Церкви. Формальным поводом для разрыва отношений с Римом стал отказ папы Климента VII признать незаконным брак Генриха с Екатериной Арагонской и аннулировать его, чтобы Генрих смог жениться на Анне Болейн. Вскоре английским епископам было предъявлено обвинение в измене по статье: обращение для суда не к королю, а к чужеземному властителю, то есть папе. Был назначен новый архиепископ страны, который должен был освободить короля от ненужного уже брака. В январе 1533 года Генрих женился на Болейн, но лишь в мае новый архиепископ Кентерберийский объявил предыдущий брак короля незаконным и аннулированным. Папа Римский отлучил короля от Церкви. В ответ Генрих VIII был провозглашен главою самостоятельной английской Церкви.

Первыми жертвами церковной реформы стали лица, отказавшиеся принять это, - их приравняли к государственным изменникам. Наиболее известными из казненных в этот период стали: Джон Фишер, епископ Рочестерский, в прошлом духовник бабки Генриха; Томас Мор, писатель-гуманист и бывший лорд-канцлер; некая пророчица из Кента Э. Бартон, лондонские монахи-картезианцы. В течение 1535-1539 годов специально созданные Генрихом комиссии закрыли все монастыри, действовавшие в Англии. Их имущество было конфисковано, братия изгнаны. В эти же годы по приказу короля были вскрыты, ограблены и осквернены мощи многих святых.

В 1540 году, после неудачного четвертого брака короля с протестанткой и казни организатора этого брака, король вновь стал склоняться к католической вере. По его указанию парламент принял акт, объявлявший обязательным участие в мессе, причащение мирян под одним видом (только святым Телом), исповедь, безбрачие духовенства, сохранение монашеских обетов. Несогласие с этим актом приравнивалось к государственной измене. После казни пятой жены, ставленницы уже католической партии, Генрих вновь стал склоняться к протестантизму.

Во вторую половину царствования короля Генриха увеличилось число казненных им политических противников. Одной из его жертв в этот период стал герцог Саффолкский. Последней из значительных фигур, казненных Генрихом, стал выдающийся английский поэт Генри Говард, граф Суррей, погибший в январе 1547 года, за несколько дней до смерти короля. Общее число казненных в царствование короля Генриха VIII приближается к цифре в 72 000 человек.

Осенью 2009 года среди 1095 британских подростков был проведен опрос организацией "The Prince's Trust". В десятку величайших лидеров Англии, по результатам этого опроса, вошел Генрих VIII[26].

Но вернемся в Россию ХVI века. За время правления царя Иоанна Васильевича Грозного было возведено более 40 каменных церквей, в том числе знаменитый собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного); основано свыше 60 монастырей, построено 155 крепостей и около 300 новых городов, открыты сотни почтовых станций по всей стране. Вместе с Избранной радой Иоанн IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства, в том числе губную. Губная реформа - это серия мероприятий по изъятию из суда наместников дел о разбойниках и передачи их губным учреждениям, то есть органам местного управления в губе, которые ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, а затем вопросами текущего управления. Введены выборные земские власти: старосты, головы и судьи. Осуществлены преобразования в армии, которые вывели ее на самый современный уровень. Оценивая итоги деятельности этого царя по созданию русской артиллерии, английский посол Джайлс Флетчер в 1588 году писал: "Полагаю, что ни один из христианских государей не имеет такой хорошей артиллерии и такого запаса снарядов, как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди"[27].

В 1549 году был созван первый Земский Собор, а в 1550 году принят новый Судебник. В 1555-1556 годах были отменены "кормления". Принято уложение о службе.

При Грозном были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1554, 1562, 1580 годах, в работе большинства из которых он участвовал лично. Стоглавый Собор 1551 года, который определил на долгое время организацию и формы многих сторон церковной жизни, проходил так: царь лично задавал вопросы, а Собор отвечал на них.

При нем было прославлено 39 новых русских святых (до этого почитались лишь 22 святых русского "происхождения"). Были созданы Лицевой летописный свод (на 9 тысяч листов - 16 тысяч миниатюр) и Степенная книга. Вместе с макарьевскими Великими Четьями-Минеями и "Домостроем" протопопа Сильвестра они навсегда вошли в историю мировой письменной культуры. При правлении Грозного в нашей стране началось книгопечатание. 1 марта 1564 года Иван Федоров, диакон одного из кремлевских соборов в Москве, и его помощник Петр Мстиславец выпустили в свет первую датированную русскую печатную книгу "Апостол". Издание было осуществлено в царской типографии. Специалисты утверждают, что все издания Федорова представляют собой первоклассные памятники типографского искусства XVI века. Известны Евангелия, отпечатанные на Руси и до "Апостола". Из-за того, что эти книги не имели "выходных данных", историки называют их "анонимными". Согласно принятой гипотезе, "анонимные" Евангелия издавали новгородцы М. Нефедьев и В. Никифоров. Имена этих новгородцев были названы в письмах, направленных в Великий Новгород Грозным еще в 1556 году. Нефедьев упоминается там как "мастер печатных книг"[28].

Главным же результатом почти 40-летнего пребывания на престоле Иоанна Васильевича Грозного явилось оформление централизованного Российского государства - царства, равного великим империям прошлого.

Хотелось бы закончить эти краткие заметки словами Карамзина: "Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских; доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования… и… доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну"[29].

[1] См.: Платонов С.Ф. Иван Грозный в русской историографии // Платонов С.Ф. Иван Грозный; Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М.,1998.

[2] Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе как исторический источник // http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Taube_Kruse/vved.phtml

[3] http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Staden_2/text1.phtml

[4] См.: Веселовский С.Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963; http://www.historichka.ru/materials/veselovskii/

[5] См.: Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988.

[6] http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Staden/frametext4.htm

[7] Кобрин В.Б. Иван Грозный // http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GROZNY/GROZNY_2.HTM

[8] Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе как исторический источник.

[9] Там же.

[10] См.: Иловайский Д.И. История России. Примечания.

[11] Там же.

[12] См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.

[13] См.: Иловайский Д.И. История России. Примечания.

[14] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 6 // http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1060.shtml

[15] Окончанием этого периода мы склонны считать смерть святителя Макария (31 декабря 1563 г.), когда смолк его столь значимый для царя голос в защиту гонимых, а не к дате смерти первой супруги Иоанна Анастасии († 1560 ), как это сейчас принято в исторической науке.

[16] См.: Ковалевский П.И. Иоанн Грозный. СПб, 1901.

[17] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 6.

[18] См.: Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция ХХХ.

[19] См.: Макарий, митрополит. История Русской Церкви. Т. 3. Отд. 2. Гл. 2.

[20] См.: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Гл. 18.

[21] См.: Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. Париж, 1928.

[22] См.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 6.

[23] Цит. по кн.: Веселовский С.Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963. Гл.: Отзывы о Грозном его современников.

[24] См.: Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982.

[25] http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Staden/frametext4.htm

[26] http://www.pravoslavie.ru/news/32473.htm

[27] См.: Флетчер Д. О государстве русском. СПб, 1906.

[28] http://www.librero.ru/article/t7t/book/anonimnaa_tipografia_i_bezvyhodnye_izdania.htm

[29] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IX. Гл. VII.

http://www.pravoslavie.ru/polemika/32874.htm
  
#14 | Сергей И. »» | 30.05.2012 05:56
  
6
За всё время правления Иоанна Грозного за различные преступления было казнено около 4000 человек. Четыре тысячи за тридцать лет, много это или мало? Во Франции за одну только варфоломеевскую ночь католики вырезали 15000 гугенотов. А за месяц около шестидесяти тысяч. За средневековье в гуманной, цивилизованной и просвещённой Европе на кострах сожгли 100000 человек. Король со свитой обычно присутствовали на казнях, любуясь ими, как представлениями в театре, сидя в креслах. Но нигде не клеймят европейских "гуманистов" палачами и извергами. Или для нынешних правозащитников 4000 казнённых на Руси дороже ста тысяч сожжённых на кострах Западной Европы? Лестно, конечно, что нас так ценят на Западе, но надо же и меру знать, господа ценители общечеловеческих ценностей. Кстати, проводник западной цивилизации Пётр Великий немного увеличил число преступлений, за которые полагалась смертная казнь. При Иоанне Грозном таковых было четыре: за убийство, за преступление против веры, за изнасилование, за поджёг жилого дома с людьми. При Петре Первом число смертных казней за различные преступления стало около ста. Европа как никак.
Однако, мистическое число сто тысяч. В Западной Европе на кострах в средневековье сожгли сто тысяч колдунов и ведьм. Ведьмой в то время можно было стать очень просто. Если весишь менее 49 кг, значит, достаточно лёгкая для того, чтобы летать на метле. Пожалте на костёр. При взятии Казани войсками Иоанна Грозного было освобождено из плена и рабства сто тысяч русских невольников.
  
#15 | Сергей И. »» | 30.05.2012 10:55
  
0
Это верно. Вруном можно назвать мужчину, а если женщина, то врунья. Если он лжец, то она лжица(?), лжечуха (?) или лжечиха? А брата Толика, к примеру, Вы как назовёте?
#16 | Евгения »» | 30.05.2012 16:17
  
0
А Вы как думаете Сергий?
  
#17 | Сергей И. »» | 01.06.2012 04:58
  
0
Я думаю, что если мужчина врёт, то это лгун, а если женщина, то лгунья. Хотя есть немало синонимов.
#18 | Павел »» | 13.07.2012 08:38
  
2
Фильм Царь абсолютно носит русофобский характер,за такие фильмы нужно в тюрьму сажать,Царя маразматиком садистом показали!
#19 | Татьяна »» | 10.10.2012 14:21 | ответ на: #5 ( р.Б.Николай ) »»
  
0
Извините, Николай. А вы читали что-либо об Иване Грозном? Какие деяния царя позволяют называть его святым по вашему мнению?
  
#20 | Троицкий Рувим »» | 10.10.2012 15:06 | ответ на: #19 ( Татьяна ) »»
  
1
В Лике Святых Своих Благоволит Прославлять Един Только Господь Бог, а никак не досужие и противоречивые человеческие мнения. Отец Небесный Говорит: мнение отличается от Истины, так же, как тьма отличается от Света. Познать же Истину Можно Только В Божественном Откровении, Ибо иного Источника Истины Во Всём Мироздании не было, нет и не будет Во Веки, как только Уста Триединого Бога: Отца И Сына И Святого Духа.
Про таких Русских Царей, как Иван Грозный, Пётр Первый, Екатерина Вторая и Николай Второй, Господь недвусмысленно Дал Знать, что Жребий Их Со Всеми Святыми. А Это Значит, что Они Будут Вечно Соцарствовать С Воскресшим из Мёртвых Присноцарём Иисусом Христом и Царицей Неба на Земле – Богородицей Марией.
http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_746_4/topic_2702/
#21 | Георгий »» | 17.05.2015 00:25
  
0
Иван Грозный ,если конкретно говорить ,вырезал как хирург раковую опухоль на теле Руси .Им были обезглавлены все боярские и княжеские роды ,которые не признавали Царскую Власть ,имея в своем распоряжении свои суды ,войска и право выбора веры ,тоесть государство в государстве.Такие олигархи были подвержены опричнине .Благодаря чему страна объединилась и стала единым государством .Если Иван Грозный не делал опричнины , то Русь бы канула в ...,то нашелся бы другой Грозный Царь .Нельзя Ивана Грозного охаивать за это ,или впадать в другую крайность .Очень много лжи вылито на него ...Думается ,здесь нужен средний Царский путь в отношении к такой личности .В Европе в это время зверствовала инквизиция ,убивали за ночь столько ,сколько наш Царь за время своего правления не казнил и об этом все дружно МОЛЧАТ .Там убивали простой народ ,а у нас изменников олигархов ,разница очень большая .Может наши изменники олигархи ,пятиколонники и еретики и мутят ,чтобы их не отдали на казнь будующему не толерантному Царю по предсказаниям святых ,взывают нас к толерастии и надеются получить за свои дела ,как госпожа Васильева 8 лет расстрела условно
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU