Читаю молитву Иисусову, но она какая-то «сухая» и мало действует на мое бесчувственное сердце. Получается, что только «перебираю четки». Что делать?

Молитва монаха

Об Иисусовой молитве

- Читаю молитву Иисусову, но она какая-то «сухая» и мало действует на мое бесчувственное сердце. Получается, что только «перебираю четки». Что делать?

- В таком случае некоторые советуют читать молитву по десяткам. Прочитал десять молитв и спрашиваешь себя: «Ну. как прочитал? Внимательно или невнимательно? Благоговейно или неблагоговейно? С покаянием или без покаяния?» И тут же каешься: «Прости меня, Господи, бесчувственного, беспокаянного, рассеянного!»

Читаешь следующий десяток. Вспомнил о своей лености, чревоугодии или ропоте на кого-то или что-то — опять каешься.

И хотя эта молитва не совсем чистая, но зато она — живая, приводящая к покаянию и исправлению.

Если в таком делании человек будет усердно упражняться, то постепенно он будет избавляться от мысленного помрачения, от стужающих страстей и обольщений диавольских, т.е. от всего, что разоряет и уничтожает нашу молитву.

Что такое «трезвение» и доступно ли оно для нашего времени?

- В святоотеческой литературе о молитве много говорится о добродетели трезвения. К примеру, преподобный Исихий Иерусалимский сказал о трезвенны, что оно — творец всех заповедей Ветхого и Нового Заветов. Почему он так сказал? Возможно ли в наше время жить трезвенно? Это недоумение основано на следующих двух моментах:
- в той же цитате о трезвенна преподобный Исихий говорит, что еще в его время монахи почти утратили трезвение (о мирянах уж и говорить не приходится};

- доводилось от некоторых современных подвижников слышать такое мнение, что, дескать, сейчас дай Бог только бы сохранить веру православную да соблюстись от смертных грехов, а высокие духовные делания — не для нашего времени.
Создается впечатление, что даже желание трезвения — уже дерзость. Так это или не так?

- Итак, по порядку. Преподобный Исихий сказал о трезвении, что оно — творец всех заповедей. Почему он так сказал? Потому что так оно и есть. Человек не сможет исполнить никакую заповедь, если он не будет трезвенно размышлять: что он должен сделать, какую заповедь он должен исполнить в каждом конкретном случае. Следовательно, без этого рассуждения не исполняется никакая заповедь.

Допустим, или простить оскорбление, или помочь брату, который просит что-то ему сделать, или дать милостыню, или понудить себя на что-то доброе, памятуя, что «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12), — и т.д. Вот это и есть трезвение, которое понуждает нас исполнять в каждом случае какую-либо заповедь, отсекая какую-либо свою страсть.

Также в каждом грехе, который мы совершаем вольно или невольно, мы должны каяться. А это все делается на основании трезвения.

Нужно понять, что трезвение, как само делание, имеет различные степени. И вершины его, может быть, монахи начали утрачивать еще во времена преподобного Исихия. Но христианин не может быть христианином, если он не имеет начального трезвения, т.е. если он не исполняет заповеди евангельские, не внимает голосу своей совести, и не кается, в чем он согрешил. Это — начало трезвения. Даже христиане, которые проводят нерадивую жизнь, все равно проявляют начатки трезвения тогда, когда они готовятся к исповеди. Они думают: «Чем мы согрешили в том, другом, третьем случае?»

Так что каждый имеет трезвение в своей степени, только мы не употребляем слово «трезвение» и потому нам кажется, что это делание — что-то непонятное и как будто совсем неприемлемое — слишком высокое. Тем не менее, каждый человек в какой-то степени к нему приобщается и в нем упражняется.

Насчет того, что приходилось слышать от некоторых подвижников, что, дескать, «сейчас такое время и мы не можем иметь трезвения — лишь бы сохранить православную веру да соблюстись от смертных грехов».

Мне кажется, если это говорил настоящий подвижник, то он мог сказать так по своему смиренномудрию. Подвижник обычно упражняется в самоукорении, если правильно подвизается И потому он, находясь в этом делании, не видит его сам в себе и не вменяет его себе в добродетель. И когда его кто-то спрашивает, то он говорит вот такую фразу, для того чтобы смирить свою душу, и не показать перед ближними, что он имеет какое-то делание.

Но может быть, конечно, и другой вариант… может и «вывих» какой-то быть — нужно смотреть, кто это говорит.

«Создается впечатление, что даже желание трезвения — уже дерзость». Ну, это мнение, можно сказать, — «смех сквозь слезы». Какая дерзость? Это жизнь! Трезвение — это христианская жизнь. Я еще раз говорю, что в трезвении есть разные степени: одно дело, когда человек воспринимает приближающийся помысел «по запаху». Помысел еще не изобразился в уме и сердце, а душа уже чувствует его приближение и распознает, какой «заряд» он в себе несет. Или это злопамятность, или сладострастие, или многостяжание, или что иное…

Тому, кто упражняется в более-менее высоких степенях трезвения, даже не нужно принимать помысла: он чувствует его «по запаху», определяет и отталкивает. Другой же, с низшим деланием, видит зверей приближающихся и влезает на дерево (т.е. «убегает» внутрь своего сердца, как сказано у Святых Отцов), спасаясь, таким образом, от пленения страстными помыслами. А мы, простые христиане, хотя бы должны исполнять то, что требует от нас наша совесть. Вот наше трезвение. В этом трезвении — вся христианская жизнь. И ставить такой вопрос, что «это дерзость» просто глупо.

Комментарии гостей (10)

Всего: 10 комментариеввсе комментарии ( 13 )
#1 | Ольга ДД »» | 20.11.2012 09:17
  
4
Мне кажется дело в неочищенности сердца.
Господь сказал: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)
#2 | карина »» | 20.11.2012 14:08
  
2
Спаси Господи за тему.Ещё духовника не мешало бы иметь да его благословление намолитву и возможно на чётки.На чётки благословляет иеромонах насколько мне грешной известно.
#6 | Наталья Ангелина »» | 21.11.2012 00:35 | ответ на: #2 ( карина ) »»
  
0
Ох, Карина, не в четках счастье!)) Они могут стать просто суперправославной фишкой...))
#7 | карина »» | 21.11.2012 13:12 | ответ на: #6 ( Наталья Ангелина ) »»
  
0
Да ,верно.Мне грешной они мешают,во первых руки не всегда свободны,а главное почему то отвлекают от молитвы,хотя однажды без моего желания благословение было.
#8 | карина »» | 21.11.2012 13:31 | ответ на: #6 ( Наталья Ангелина ) »»
  
0
Эти фишки как вы изволили сказать,сплошь и рядом в машинах висят ,лучше б в кармашек если для дела или под рукав,чтоб молитва оставалась не показухой,но не мне судить.Образы вот такие на виду висевшие чётки спасли человека от беды,Был он в дальней дороге и что то случилось саму тайну мне не сказали,но угрожали жизни.Водитель остановился взял чётки и стал горячо молится ,беда обошла стороной.
#9 | Наталья Ангелина »» | 25.11.2012 22:23 | ответ на: #8 ( карина ) »»
  
0
Я не собираюсь отрицать их действенность.))Хотя действительно лучше иметь в кармашке и наверно тот водитель так когда-нибудь и поступит. ))
#10 | Наталья Ангелина »» | 25.11.2012 22:33 | ответ на: #7 ( карина ) »»
  
0
Ничего, привыкнете.)) Главное не пытаться по ним вести счет, нам никчему.)) А так просто сосредотачиваться, когда одна бусинка дает начало новой молитовке .
#11 | карина »» | 26.11.2012 13:31 | ответ на: #10 ( Наталья Ангелина ) »»
  
1
Водитель тот к сожалению умер ,но по другой причине.
К Богородице взывал и умер на Взыскание Погибших.
А счёт да ,сбивает с молитвы у меня какие-то гонки получаются.
Легче когда без чёта.Никудышный пока из меня молитвенник.
#12 | Анна »» | 26.11.2012 16:46 | ответ на: #11 ( карина ) »»
  
0
Библия ясно учит, что Бог принимает, слышит и отвечает на молитвы, находящиеся в согласии с Его волей (Даниил 10:2–14; 1 Царств 1:1–20; Деяния 4:24–31; 10:1–7).


Бог нелицеприятен. Он приглашает людей из всех народов искать его в молитве (Псалом 64:3; Деяния 10:34, 35). Он учитывает то, что у молящегося в сердце. Он заверяет нас, что слышит молитвы праведников (Притчи 15:29). Он позволяет найти себя тем, кто раньше не принимал его во внимание, но теперь смиренно ищет его руководства (Исаия 65:1). Он слышит молитвы даже тех, кто нарушил его закон, но теперь смиренно раскаивается (Псалом 31:5, 6; Деяния 3:19). Однако, если сердце человека непокорно Богу, его молитвы будут напрасны (Марка 7:6, 7)


[ В таком случае некоторые советуют читать молитву по десяткам. Прочитал десять молитв]... Молитва-это искренний разговор с Богом. Молитвы не читаются, а говорятся от чистого сердца, от большой любви к Богу и его Сыну.

Не встречала, чтобы кто то в Библии применяли четки или какие то другие предметы при молитве. В молитве лучше иметь сердце без слов, чем слова без сердца.
Молитва — это искреннее, сознательное, исполненное любви излияние души Богу через Христа, в силе и с помощью духа, с просьбой о том, что обещал Бог
#13 | карина »» | 27.11.2012 08:41 | ответ на: #12 ( Анна ) »»
  
0
Конечно,Бог всех любит и молитву каждого человека слышит и каждый наш вздох ,и каждую мыслишку.
Да,молитва должна идти от сердца,но не всегда так получается по греховности видимо о даровании молитвы тоже нужно Господа просить,без него не можем ничесоже.
А вот в Библии много о чём не говорится,но мы пользуемся.Главное чтоб не во грех.
Моя покойная бабушка,Царство ей небесное,чётки почти из рук не выпускала,я за ней наблюдала как медленно она их перебирает потом вроде как остановися не надолго это она впадала в сон,очнётся и дальше.Как то спросила я её почему ты всегда с чётками ?Оказалось молитву теряет без них,при том счёт строгий она не вела.
Так что кому как .
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites