Все существующее создано Богом, все живет Богом. Но Бог - не только Творец и Промыслитель: конечные судьбы мира тоже во власти и замысле Божием [1]. Божественное откровение о "начале, середине и конце" существующего помогает понять место человека в мироздании и смысл человеческого существования.
Прп. Максим Исповедник, основываясь на некоем древнем трактате, говорит о том, что весь сотворенный мир основан на пяти разделениях и состоит из пяти "концентрических сфер бытия". Первым разделением весь сотворенный мир отделен от Природы нетварной (Бога). Бог принципиально отличен от твари: "Он - Бог, а она - не Бог, Он - Господь, а она - раба; Он - Творец, а она - тварь; Он - Создатель, а она - создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством" [2].
Эти слова сказаны прп. Макарием о человеческой душе, однако без ограничения их можно распространить на все сотворенное Богом. Разница между Богом и тварным миром столь категорична, что нет родового понятия, выражающего одновременно и бытие божественное и бытие тварное, так что если под словом "сущность" или "бытие" понимать сущность и бытие Бога, тогда это слово, строго говоря, неприложимо к твари, и наоборот: "Если Бог - природа, то все остальное - не природа: если же то, что не Бог, является природой, то Бог - не природа. И даже Он не есть, если другие существа суть" [3].
Тварная природа делится на мир невидимый, "умопостигаемый", и мир материальный, "чувственный" - т.е. постигаемый посредством внешних чувств (υοητά κάι αισθετά) - это второе разделение. В контексте этого разделения Символ веры говорит о Боге как Творце "видимого и невидимого" и фактически утверждает наличие в сотворенном мире двух видов субстанций: вещественных и невещественных. Вещественные сложны (т.е. состоят из элементов), не имеют сознания, разума и свободы. Они образуют "видимый", т.е. вещественный, материальный, мир. Естества же невещественные - просты, одарены сознанием, разумом и свободой, это - ангелы [4]. Они образуют мир невидимый, открывающийся лишь одному уму без посредства телесных чувств. Различение двух этих видов творений основано во многом на понятии простоты. Совершенная простота предполагает: отсутствие элементарного состава, т.е. каких бы то ни было частей, на которые можно разделить простую сущность; невозможность даже мысленного деления (как, например, деление геометрической фигуры); отсутствие пространственной протяженности, объема и формы (поскольку любую протяженную вещь можно, хотя бы мысленно, разделить); независимость от условий пространства; отсутствие в простой сущности противоположных сторон, тенденций и т.п., так как это тоже вносит сложность; отсутствие, вследствие этого, каких-либо перемен и изменений, т.е. независимость от условий времени. Иначе говоря, простота - это совершенная внутренняя целостность и единство. Следует, однако, помнить, что невидимый мир не является абсолютно простым, а лишь занимает промежуточное положение между совершенной Божественной простотой и сложностью вещественного творения.
Третьим разделением видимый мир поделен на небо и землю (όυρανόξ κάι γή). Сила земного притяжения сковывает, ограничивает человека и всю земную тварь. Все на земле было "добро зело", но Господь выделяет еще на земле рай - блаженное жилище человека, прекрасный сад. Это - четвертое разделение (παράδεισοζ κάι οικουμένη). Человек был поставлен возделывать и хранить рай, он был также владыкой всех существ, находящихся на земле. Но в его естестве было, наконец, последнее - пятое - разделение: разделение на мужеский и женский пол. Последние разделение заслуживает особого внимания. Человек сотворен по образу Бога, но разделение на два пола - "не по образу". Это со всей определенностью подчеркивает свт. Григорий Нисский в своем трактате "Об устроении человека". Мужское и женское "разумеется вне прототипа: Ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Но Слово говорит, что человек разделен на мужеский пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием... Потому думаю я, что в говоримом божественным Писанием преподается некое великое и возвышенное учение. И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, - природой божественной и бесплотной и жизнью бессловесной и животной. Ведь в человеческом составе можно частично усматривать и то, и другое из названного: от божественного - словесное и разумевательное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от бессловесного - телесное устроение и расположение, расчлененное на женское и мужское" [5].
Это различие не носит "тотального" характера и не проявляется на всех уровнях человеческой жизни. "Словесное и разумевательное", т.е. дух и мыслительная сила души, в одинаковой степени присущи всем людям, независимо от пола [6]. Надо полагать, что особенности проявляются в эмоционально-волевой сфере, но святитель подчеркивает в данном случае только анатомические различия - "телесное устроение и расположение". И все же Адам и Ева были совсем разными. Адам, сотворенный первым, нуждался в помощнике (Быт. 2, 18), но Господь не творит второго Адама, а приводит в бытие женщину, которая хоть и единосущна Адаму ("из его ребра"), но все же - иное существо.
Ты не правильно исповедуешь и для этого тебе слова из Деяний и от отцов. Корректируй, если не хочешь остаться с духами, но без естества. Хотя и это невозможно.
Не могу поэтому и не хочу никого обольщать простотой процедурой определения. Тем более, что святые отцы говорят, кто здесь не видел нетварный Свет, тому там Его тоже не светит увидеть.
Есть такая интересная особенность. Кто что думает, тот с тем и соединяется. Святые нетленными мощами подтвердили свои слова. Я бы не стал от их трудов отказываться. Изучай то что они оставили. Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. Лучше не ошибиться в малом.
Святым Отцам (конкретно прп.Симеону НБ), конечно виднее, но прп.Антонию Великому, несомненно видевшему Нетварный Свет, Господь трижды указывал на пример мирских людей, которых меры он не достиг. Эти люди, привязанные к житейским заботам, такового Света, вероятно созерцать не могли, но, неужели не узрят Его и по отшествии из дольнего мира? Чтобы узреть оный Свет, нужно совершенно отрешиться от предзанятых мнений и представлений о Божественном, очистить ум от всякой многозаботливости и мирских попечений, полностью распахнуть своё сознание и своё сердце, сняв все ограничительные барьеры, забыть о том, что некоторые вещи якобы невероятны, полностью вынырнуть из проносящегося потока мыслей, погасить светильник собственного разума -- и, вот, тогда, во мраке совлечения, можешь узрить Сей Божественный Свет. Но практически такое реально преимущественно для схимников, затворников и т.п. Неужели только такой путь угоден Богу и приводит к Нему? А Симеон Новый Богослов во многих своих высказываниях слишком категоричен, он скорее указует идеал, не достигнув которого, всякий должен смиряться и не мыслить о себе высоко.
И я так думаю.
Думаешь о плотском, мечтаешь, молишься, чтобы твои кости не сгнили, - так оно и будет ...
Если же сутью твоей стало обретение Истины, уподобление Богу в Его Любви, Рождение от Духа Святого и жизнь, как общение Духа Божиего с духом человеческим - то приидешь в Царствие Небесное ... и Слово Божие в тебе поселится.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
(Иоан.5:26)
кто здесь не видел нетварный Свет, тому там Его тоже не светит увидеть. ===
Видение Света нетварного есть акт интимный и совершается между Богом и человеком, поэтому никто не может с уверенностью сказать про другого о том, что тот Света НЕ видел ... или наоборот, вИдел.
Иисус Христос сейчас не просто дух, как и у ангелов, которм ты Его с ними сравнял, а Он имеет Божественную природу и Божественный Дух. Природа Его Естества не такая, как на земле, но Она у Него Есть. А Дух у Него тот же, что и у Отца,
Говорим про Иисуса Христа Воскресшего. Лицо, Личность Одна с Отцом и Сыном и Святым Духом. Природа человеческая обоженая и воссевшая одесную Отца. Как там рядом с Отцом можно только догадываться. Неизреченный Свет Любви.
Одну. Иисус Христос Сын Человеческий вознес нашу природу на Небо. Сделал нас богами по благодати. Это предвечный замысел Бога. Если этого не вместишь, то какой тебе смысл быть христианином. Мрак и только.
Георгий, давай я тебе позадаю теже вопросы про Духа.
Ты считаешь дух человека и Дух Бога одно? А Дух Христа и Отца и Сына одно?
Вот и ответь себе сам.
Ты лишил человека природы, а это идет вразрез с Писанием. Так что выбирай, либо дух либо человек в своей полноте, нетварное естество и дух на Новом Небе в Царстве Иисуса Христа Сына Божия.
Одну. Иисус Христос Сын Человеческий вознес нашу природу на Небо. ===
Т.е. Отец ТОЖЕ имеет (сейчас) "обоженную человеческую природу", которую Иисус Христос (Сын) вознёс на Небо? Бог "приобрёл" то, что раньше не имел? +++
Если этого не вместишь, то какой тебе смысл быть христианином. Мрак и только. ===
Вмещай:
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
(Иоан.3:6,7).
Бог есть ДУХ.
Дух НЕ материален (не есть плоть), Бог МОЖЕТ иметь ЛЮБОЕ тело (плоть), но НЕ привязан к нему.
Природа (ЛЮБАЯ) вторична по отношению к Богу.
А мракобесие - суть стремление придать Богу формы человеческие, попытка "протащить" в Царствие Небесное "ризы кожаные", мешок с костями (пусть и нетленными)...
И повторю:
смысл мне быть христианином или нет - дело Бога и моё.
Хочешь свои кости сделать нетленными - флаг тебе в руки.
Я же хочу Родиться от Духа и СТАТЬ духовной личностью, исповедуя ТУ ЖЕ Истину, что и Иисус Христос - Бог есть Любовь.
Мы настолько "обоживаемся", насколько приближаемся в любви своей к Любови Божией. Это приближение бесконечно ...
Ты считаешь дух человека и Дух Бога одно? А Дух Христа и Отца и Сына одно? ===
Это не я "считаю", а Иисус Христос. "Рождённое от Духа есть дух" - так он сказал Никодиму.
Прочти их разговор. +++
Ты лишил человека природы, а это идет вразрез с Писанием. ===
С твоим пониманием Писания.
Слова Христа я тебе привёл.
Могу привести ещё слова Петра:
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
(2Пет.1:3-11). +++
Так что выбирай, либо дух либо человек в своей полноте, нетварное естество и дух на Новом Небе в Царстве Иисуса Христа Сына Божия. ===
Что такое "Нетварное естество"?
Что-то БЫЛО до того, как Бог сотворил мир?
Природа (естество) первична?
А какой у тебя дух? Он равен Духу Христа и Отца? ===
Дух Святой - Дух понимания и Любви.
НЕТ у меня ТОГО понимания и той Любви, которые явил человеку Бог - Иисус Христос. Нищий я духом, но я вижу, в каком направлении нужно двигаться:
НЕ кости делать нетленными, но ОТНОШЕНИЕ своё к миру и людям стараться сделать подобными отношению Бога.
Я это уже не раз говорил.
Слова Апостола Петра как раз и говорят о природе-естестве!
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
Неверно мыслишь. Изменяясь и становясь личностью, то движешься к Богу и естество твое преображается вслед. Все взаимосвязано. Меняешь жизнь и живешь по любви истончается плоть, она иная, ты уже ходишь по воде, проходишь через стены и так далее, но это только предтеча глобального преображения по воскресении. Если конечно вместишь.