Все существующее создано Богом, все живет Богом. Но Бог - не только Творец и Промыслитель: конечные судьбы мира тоже во власти и замысле Божием [1]. Божественное откровение о "начале, середине и конце" существующего помогает понять место человека в мироздании и смысл человеческого существования.
Прп. Максим Исповедник, основываясь на некоем древнем трактате, говорит о том, что весь сотворенный мир основан на пяти разделениях и состоит из пяти "концентрических сфер бытия". Первым разделением весь сотворенный мир отделен от Природы нетварной (Бога). Бог принципиально отличен от твари: "Он - Бог, а она - не Бог, Он - Господь, а она - раба; Он - Творец, а она - тварь; Он - Создатель, а она - создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством" [2].
Эти слова сказаны прп. Макарием о человеческой душе, однако без ограничения их можно распространить на все сотворенное Богом. Разница между Богом и тварным миром столь категорична, что нет родового понятия, выражающего одновременно и бытие божественное и бытие тварное, так что если под словом "сущность" или "бытие" понимать сущность и бытие Бога, тогда это слово, строго говоря, неприложимо к твари, и наоборот: "Если Бог - природа, то все остальное - не природа: если же то, что не Бог, является природой, то Бог - не природа. И даже Он не есть, если другие существа суть" [3].
Тварная природа делится на мир невидимый, "умопостигаемый", и мир материальный, "чувственный" - т.е. постигаемый посредством внешних чувств (υοητά κάι αισθετά) - это второе разделение. В контексте этого разделения Символ веры говорит о Боге как Творце "видимого и невидимого" и фактически утверждает наличие в сотворенном мире двух видов субстанций: вещественных и невещественных. Вещественные сложны (т.е. состоят из элементов), не имеют сознания, разума и свободы. Они образуют "видимый", т.е. вещественный, материальный, мир. Естества же невещественные - просты, одарены сознанием, разумом и свободой, это - ангелы [4]. Они образуют мир невидимый, открывающийся лишь одному уму без посредства телесных чувств. Различение двух этих видов творений основано во многом на понятии простоты. Совершенная простота предполагает: отсутствие элементарного состава, т.е. каких бы то ни было частей, на которые можно разделить простую сущность; невозможность даже мысленного деления (как, например, деление геометрической фигуры); отсутствие пространственной протяженности, объема и формы (поскольку любую протяженную вещь можно, хотя бы мысленно, разделить); независимость от условий пространства; отсутствие в простой сущности противоположных сторон, тенденций и т.п., так как это тоже вносит сложность; отсутствие, вследствие этого, каких-либо перемен и изменений, т.е. независимость от условий времени. Иначе говоря, простота - это совершенная внутренняя целостность и единство. Следует, однако, помнить, что невидимый мир не является абсолютно простым, а лишь занимает промежуточное положение между совершенной Божественной простотой и сложностью вещественного творения.
Третьим разделением видимый мир поделен на небо и землю (όυρανόξ κάι γή). Сила земного притяжения сковывает, ограничивает человека и всю земную тварь. Все на земле было "добро зело", но Господь выделяет еще на земле рай - блаженное жилище человека, прекрасный сад. Это - четвертое разделение (παράδεισοζ κάι οικουμένη). Человек был поставлен возделывать и хранить рай, он был также владыкой всех существ, находящихся на земле. Но в его естестве было, наконец, последнее - пятое - разделение: разделение на мужеский и женский пол. Последние разделение заслуживает особого внимания. Человек сотворен по образу Бога, но разделение на два пола - "не по образу". Это со всей определенностью подчеркивает свт. Григорий Нисский в своем трактате "Об устроении человека". Мужское и женское "разумеется вне прототипа: Ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Но Слово говорит, что человек разделен на мужеский пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием... Потому думаю я, что в говоримом божественным Писанием преподается некое великое и возвышенное учение. И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, - природой божественной и бесплотной и жизнью бессловесной и животной. Ведь в человеческом составе можно частично усматривать и то, и другое из названного: от божественного - словесное и разумевательное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от бессловесного - телесное устроение и расположение, расчлененное на женское и мужское" [5].
Это различие не носит "тотального" характера и не проявляется на всех уровнях человеческой жизни. "Словесное и разумевательное", т.е. дух и мыслительная сила души, в одинаковой степени присущи всем людям, независимо от пола [6]. Надо полагать, что особенности проявляются в эмоционально-волевой сфере, но святитель подчеркивает в данном случае только анатомические различия - "телесное устроение и расположение". И все же Адам и Ева были совсем разными. Адам, сотворенный первым, нуждался в помощнике (Быт. 2, 18), но Господь не творит второго Адама, а приводит в бытие женщину, которая хоть и единосущна Адаму ("из его ребра"), но все же - иное существо.
> Исповедуя Истину = Бог есть Любовь мы становимся причастниками Божественного естества, сынами Его по Рождении от Духа Святого, наследуем Жизнь вечную в Царствии Его.
Этого недостаточно, необходимо, чтобы Бог по благодати изменил наше естество из тварного в обоженое, а для этого надо войти в Его Промысел и стать соработником для Царствия Небесного.
Жизнь это жизнь и она одним исповеданием за заканчивается. Надо жить по заповеди Любви, как Жил Спаситель. Вот это и есть преображение и обожение. Все остальное полумеры.
Разумеется надо думать как о преображении плоти, образа Божия , так и о преображении духа, подобия Божия. Не разделяя. И то и другое надо преображать. Преображая дух, преображается плоть, и ограничивая плоть, укрепляем дух.
> Ещё раз: плоть (любая) Царства Божия НЕ наследует. И образ Божий - это образ МЫСЛИ, а не плоти.
С этим тебе надо разобраться. Плоть-природа преображенная в Иисусе Христе наследует ЦН. Христос Воскрес во плоти, преображенной. И мы все воскреснем в плоти. Читай Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Богослова и ище с ними. Кто не исповедует Христа пришедшего во плоти, тот к Христу отношения не имеет. Это слова Апостола Иоанна Богослова. Так можно отличить кто есть кто.
Ты все время Иисуса Христа делишь на части. Не заблуждайся. Дух и естество (плоть по нашему), то что имеет человек по образу и подобию Божию. Я потратил полтора месяца, чтобы еще раз перепроверить через отцов начиная с прп Максима Исповедника это. Трудись, чтобы не ошибиться и не уйти в сторону от Истины.
Вот тебе еще от Апостола.
Деяния 2: 29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Гл.4 1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
Ты не правильно исповедуешь и для этого тебе слова из Деяний и от отцов. Корректируй, если не хочешь остаться с духами, но без естества. Хотя и это невозможно.
Не могу поэтому и не хочу никого обольщать простотой процедурой определения. Тем более, что святые отцы говорят, кто здесь не видел нетварный Свет, тому там Его тоже не светит увидеть.
Есть такая интересная особенность. Кто что думает, тот с тем и соединяется. Святые нетленными мощами подтвердили свои слова. Я бы не стал от их трудов отказываться. Изучай то что они оставили. Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. Лучше не ошибиться в малом.
Иисус Христос сейчас не просто дух, как и у ангелов, которм ты Его с ними сравнял, а Он имеет Божественную природу и Божественный Дух. Природа Его Естества не такая, как на земле, но Она у Него Есть. А Дух у Него тот же, что и у Отца,
Говорим про Иисуса Христа Воскресшего. Лицо, Личность Одна с Отцом и Сыном и Святым Духом. Природа человеческая обоженая и воссевшая одесную Отца. Как там рядом с Отцом можно только догадываться. Неизреченный Свет Любви.
Одну. Иисус Христос Сын Человеческий вознес нашу природу на Небо. Сделал нас богами по благодати. Это предвечный замысел Бога. Если этого не вместишь, то какой тебе смысл быть христианином. Мрак и только.
Георгий, давай я тебе позадаю теже вопросы про Духа.
Ты считаешь дух человека и Дух Бога одно? А Дух Христа и Отца и Сына одно?
Вот и ответь себе сам.
Ты лишил человека природы, а это идет вразрез с Писанием. Так что выбирай, либо дух либо человек в своей полноте, нетварное естество и дух на Новом Небе в Царстве Иисуса Христа Сына Божия.
Слова Апостола Петра как раз и говорят о природе-естестве!
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
Неверно мыслишь. Изменяясь и становясь личностью, то движешься к Богу и естество твое преображается вслед. Все взаимосвязано. Меняешь жизнь и живешь по любви истончается плоть, она иная, ты уже ходишь по воде, проходишь через стены и так далее, но это только предтеча глобального преображения по воскресении. Если конечно вместишь.