Пять разделений, пять сфер бытия

Христианское учение о человеке


1. Пять разделений, пять сфер бытия

Все существующее создано Богом, все живет Богом. Но Бог - не только Творец и Промыслитель: конечные судьбы мира тоже во власти и замысле Божием [1]. Божественное откровение о "начале, середине и конце" существующего помогает понять место человека в мироздании и смысл человеческого существования.

Прп. Максим Исповедник, основываясь на некоем древнем трактате, говорит о том, что весь сотворенный мир основан на пяти разделениях и состоит из пяти "концентрических сфер бытия". Первым разделением весь сотворенный мир отделен от Природы нетварной (Бога). Бог принципиально отличен от твари: "Он - Бог, а она - не Бог, Он - Господь, а она - раба; Он - Творец, а она - тварь; Он - Создатель, а она - создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством" [2].

Эти слова сказаны прп. Макарием о человеческой душе, однако без ограничения их можно распространить на все сотворенное Богом. Разница между Богом и тварным миром столь категорична, что нет родового понятия, выражающего одновременно и бытие божественное и бытие тварное, так что если под словом "сущность" или "бытие" понимать сущность и бытие Бога, тогда это слово, строго говоря, неприложимо к твари, и наоборот: "Если Бог - природа, то все остальное - не природа: если же то, что не Бог, является природой, то Бог - не природа. И даже Он не есть, если другие существа суть" [3].

Тварная природа делится на мир невидимый, "умопостигаемый", и мир материальный, "чувственный" - т.е. постигаемый посредством внешних чувств (υοητά κάι αισθετά) - это второе разделение. В контексте этого разделения Символ веры говорит о Боге как Творце "видимого и невидимого" и фактически утверждает наличие в сотворенном мире двух видов субстанций: вещественных и невещественных. Вещественные сложны (т.е. состоят из элементов), не имеют сознания, разума и свободы. Они образуют "видимый", т.е. вещественный, материальный, мир. Естества же невещественные - просты, одарены сознанием, разумом и свободой, это - ангелы [4]. Они образуют мир невидимый, открывающийся лишь одному уму без посредства телесных чувств. Различение двух этих видов творений основано во многом на понятии простоты. Совершенная простота предполагает: отсутствие элементарного состава, т.е. каких бы то ни было частей, на которые можно разделить простую сущность; невозможность даже мысленного деления (как, например, деление геометрической фигуры); отсутствие пространственной протяженности, объема и формы (поскольку любую протяженную вещь можно, хотя бы мысленно, разделить); независимость от условий пространства; отсутствие в простой сущности противоположных сторон, тенденций и т.п., так как это тоже вносит сложность; отсутствие, вследствие этого, каких-либо перемен и изменений, т.е. независимость от условий времени. Иначе говоря, простота - это совершенная внутренняя целостность и единство. Следует, однако, помнить, что невидимый мир не является абсолютно простым, а лишь занимает промежуточное положение между совершенной Божественной простотой и сложностью вещественного творения.

Третьим разделением видимый мир поделен на небо и землю (όυρανόξ κάι γή). Сила земного притяжения сковывает, ограничивает человека и всю земную тварь. Все на земле было "добро зело", но Господь выделяет еще на земле рай - блаженное жилище человека, прекрасный сад. Это - четвертое разделение (παράδεισοζ κάι οικουμένη). Человек был поставлен возделывать и хранить рай, он был также владыкой всех существ, находящихся на земле. Но в его естестве было, наконец, последнее - пятое - разделение: разделение на мужеский и женский пол. Последние разделение заслуживает особого внимания. Человек сотворен по образу Бога, но разделение на два пола - "не по образу". Это со всей определенностью подчеркивает свт. Григорий Нисский в своем трактате "Об устроении человека". Мужское и женское "разумеется вне прототипа: Ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Но Слово говорит, что человек разделен на мужеский пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием... Потому думаю я, что в говоримом божественным Писанием преподается некое великое и возвышенное учение. И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, - природой божественной и бесплотной и жизнью бессловесной и животной. Ведь в человеческом составе можно частично усматривать и то, и другое из названного: от божественного - словесное и разумевательное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от бессловесного - телесное устроение и расположение, расчлененное на женское и мужское" [5].

Это различие не носит "тотального" характера и не проявляется на всех уровнях человеческой жизни. "Словесное и разумевательное", т.е. дух и мыслительная сила души, в одинаковой степени присущи всем людям, независимо от пола [6]. Надо полагать, что особенности проявляются в эмоционально-волевой сфере, но святитель подчеркивает в данном случае только анатомические различия - "телесное устроение и расположение". И все же Адам и Ева были совсем разными. Адам, сотворенный первым, нуждался в помощнике (Быт. 2, 18), но Господь не творит второго Адама, а приводит в бытие женщину, которая хоть и единосущна Адаму ("из его ребра"), но все же - иное существо.

Д.В. Новиков

http://www.pagez.ru/olb/093_1.php#01

Комментарии (127)

Всего: 127 комментариев
  
#31 | Андрей Рыбак »» | 07.07.2011 21:47 | ответ на: #29 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Ты не правильно исповедуешь и для этого тебе слова из Деяний и от отцов. Корректируй, если не хочешь остаться с духами, но без естества. Хотя и это невозможно.
  
#32 | Андрей Рыбак »» | 07.07.2011 21:51 | ответ на: #30 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Исповедования недостаточно. Надо жить, как Спаситель.
  
#33 | Андрей Рыбак »» | 07.07.2011 21:58 | ответ на: #27 ( Георгий Петров ) »»
  
1
> Бог есть ДУХ и плоти НЕ имеет... Но Бог может иметь ЛЮБУЮ плоть, оставаясь ДУХОМ.

Догматика православная не лишает Бога природы, т.е. естества. Она не описывается словами, но она есть. Такова наша вера православная.
#34 | Георгий Петров Христианин »» | 07.07.2011 22:59 | ответ на: #31 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-1
А вот я думаю, что правильно ... и что Богу виднее, чем нам.
#35 | Георгий Петров Христианин »» | 07.07.2011 23:00 | ответ на: #33 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Бог есть ДУХ ... т.е. Он НЕ материален. Его "естество" догматикой НЕ определяется.
#36 | Георгий Петров Христианин »» | 07.07.2011 23:02 | ответ на: #32 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Ты можешь сказать о том, что САМ живёшь так, как Спаситель указал?
А если НЕ можешь, то позволь уж Богу САМОМУ определять "правильность".
  
#37 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 01:45 | ответ на: #36 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Не могу поэтому и не хочу никого обольщать простотой процедурой определения. Тем более, что святые отцы говорят, кто здесь не видел нетварный Свет, тому там Его тоже не светит увидеть.
  
#38 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 01:46 | ответ на: #35 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Этого никто не знает. Природа догматически есть, а какая она не нашего ума дело.
  
#39 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 02:11 | ответ на: #34 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Есть такая интересная особенность. Кто что думает, тот с тем и соединяется. Святые нетленными мощами подтвердили свои слова. Я бы не стал от их трудов отказываться. Изучай то что они оставили. Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. Лучше не ошибиться в малом.
  
#40 | Владимир Жиляков »» | 08.07.2011 03:02 | ответ на: #37 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Святым Отцам (конкретно прп.Симеону НБ), конечно виднее, но прп.Антонию Великому, несомненно видевшему Нетварный Свет, Господь трижды указывал на пример мирских людей, которых меры он не достиг. Эти люди, привязанные к житейским заботам, такового Света, вероятно созерцать не могли, но, неужели не узрят Его и по отшествии из дольнего мира? Чтобы узреть оный Свет, нужно совершенно отрешиться от предзанятых мнений и представлений о Божественном, очистить ум от всякой многозаботливости и мирских попечений, полностью распахнуть своё сознание и своё сердце, сняв все ограничительные барьеры, забыть о том, что некоторые вещи якобы невероятны, полностью вынырнуть из проносящегося потока мыслей, погасить светильник собственного разума -- и, вот, тогда, во мраке совлечения, можешь узрить Сей Божественный Свет. Но практически такое реально преимущественно для схимников, затворников и т.п. Неужели только такой путь угоден Богу и приводит к Нему? А Симеон Новый Богослов во многих своих высказываниях слишком категоричен, он скорее указует идеал, не достигнув которого, всякий должен смиряться и не мыслить о себе высоко.
#41 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 07:29 | ответ на: #39 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Кто что думает, тот с тем и соединяется. ===

И я так думаю.
Думаешь о плотском, мечтаешь, молишься, чтобы твои кости не сгнили, - так оно и будет ...
Если же сутью твоей стало обретение Истины, уподобление Богу в Его Любви, Рождение от Духа Святого и жизнь, как общение Духа Божиего с духом человеческим - то приидешь в Царствие Небесное ... и Слово Божие в тебе поселится.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
(Иоан.5:26)
#42 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 07:32 | ответ на: #37 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
кто здесь не видел нетварный Свет, тому там Его тоже не светит увидеть. ===

Видение Света нетварного есть акт интимный и совершается между Богом и человеком, поэтому никто не может с уверенностью сказать про другого о том, что тот Света НЕ видел ... или наоборот, вИдел.
#43 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 07:34 | ответ на: #38 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Этого никто не знает. Природа догматически есть, а какая она не нашего ума дело. ===

Вот как раз наоборот ... это и есть ПЕРВОЕ дело НАШЕГО ума.
Определись для себя, что первично, ПРИРОДА Бога, или СЛОВО Божие - Истина.
  
#44 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 08:58 | ответ на: #43 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Слово облеклось в нашу человеческую природу и преобразило ее в природу нетленную, божественную т.е.

Это наше упование. А духов их и так полным полно они и остались бесплотными.
#45 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 09:24 | ответ на: #44 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Я тебя ещё раз спрошу:
Бог ПЕРЕСТАЛ быть Духом, после того, как "обрёл" плоть человеческую?
Иисус Христос СЕЙЧАС во плоти?
  
#46 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 09:29 | ответ на: #45 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Иисус Христос сейчас не просто дух, как и у ангелов, которм ты Его с ними сравнял, а Он имеет Божественную природу и Божественный Дух. Природа Его Естества не такая, как на земле, но Она у Него Есть. А Дух у Него тот же, что и у Отца,
#47 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 09:31 | ответ на: #46 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Природа Его Естества не такая, как на земле, но Она у Него Есть. А Дух у Него тот же что и у Отца, ===

Это РАЗНЫЕ Личности?
Отец имеет ИНУЮ "природу", чем Сын?
  
#48 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 09:39 | ответ на: #47 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Говорим про Иисуса Христа Воскресшего. Лицо, Личность Одна с Отцом и Сыном и Святым Духом. Природа человеческая обоженая и воссевшая одесную Отца. Как там рядом с Отцом можно только догадываться. Неизреченный Свет Любви.
#49 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 09:42 | ответ на: #48 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Говорим про Иисуса Христа Воскресшего. Лицо, Личность Одна с Отцом и Сыном и Святым Духом. Природа человеческая обоженая и воссевшая одесную Отца. ===

Т.е. Отец и Сын имеют РАЗНУЮ природу?
  
#50 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 09:45 | ответ на: #49 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Одну. Иисус Христос Сын Человеческий вознес нашу природу на Небо. Сделал нас богами по благодати. Это предвечный замысел Бога. Если этого не вместишь, то какой тебе смысл быть христианином. Мрак и только.
  
#51 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 09:55 | ответ на: #49 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Георгий, давай я тебе позадаю теже вопросы про Духа.

Ты считаешь дух человека и Дух Бога одно? А Дух Христа и Отца и Сына одно?

Вот и ответь себе сам.

Ты лишил человека природы, а это идет вразрез с Писанием. Так что выбирай, либо дух либо человек в своей полноте, нетварное естество и дух на Новом Небе в Царстве Иисуса Христа Сына Божия.
#52 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 10:01 | ответ на: #50 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Одну. Иисус Христос Сын Человеческий вознес нашу природу на Небо. ===

Т.е. Отец ТОЖЕ имеет (сейчас) "обоженную человеческую природу", которую Иисус Христос (Сын) вознёс на Небо? Бог "приобрёл" то, что раньше не имел? +++

Если этого не вместишь, то какой тебе смысл быть христианином. Мрак и только. ===

Вмещай:
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
(Иоан.3:6,7).

Бог есть ДУХ.
Дух НЕ материален (не есть плоть), Бог МОЖЕТ иметь ЛЮБОЕ тело (плоть), но НЕ привязан к нему.
Природа (ЛЮБАЯ) вторична по отношению к Богу.
А мракобесие - суть стремление придать Богу формы человеческие, попытка "протащить" в Царствие Небесное "ризы кожаные", мешок с костями (пусть и нетленными)...

И повторю:
смысл мне быть христианином или нет - дело Бога и моё.
Хочешь свои кости сделать нетленными - флаг тебе в руки.
Я же хочу Родиться от Духа и СТАТЬ духовной личностью, исповедуя ТУ ЖЕ Истину, что и Иисус Христос - Бог есть Любовь.
Мы настолько "обоживаемся", насколько приближаемся в любви своей к Любови Божией. Это приближение бесконечно ...
  
#53 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 10:06 | ответ на: #52 ( Георгий Петров ) »»
  
1
А какой у тебя дух? Он равен Духу Христа и Отца?
#54 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 10:08 | ответ на: #51 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Ты считаешь дух человека и Дух Бога одно? А Дух Христа и Отца и Сына одно? ===

Это не я "считаю", а Иисус Христос. "Рождённое от Духа есть дух" - так он сказал Никодиму.
Прочти их разговор. +++

Ты лишил человека природы, а это идет вразрез с Писанием. ===

С твоим пониманием Писания.
Слова Христа я тебе привёл.
Могу привести ещё слова Петра:
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
(2Пет.1:3-11). +++

Так что выбирай, либо дух либо человек в своей полноте, нетварное естество и дух на Новом Небе в Царстве Иисуса Христа Сына Божия. ===

Что такое "Нетварное естество"?
Что-то БЫЛО до того, как Бог сотворил мир?
Природа (естество) первична?
  
#55 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 10:09 | ответ на: #52 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Про кости вроде как речь не идет. Природа иная, как у Воскресшего Христа. Тебя это не устраивает?
#56 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 10:12 | ответ на: #53 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
А какой у тебя дух? Он равен Духу Христа и Отца? ===

Дух Святой - Дух понимания и Любви.
НЕТ у меня ТОГО понимания и той Любви, которые явил человеку Бог - Иисус Христос. Нищий я духом, но я вижу, в каком направлении нужно двигаться:
НЕ кости делать нетленными, но ОТНОШЕНИЕ своё к миру и людям стараться сделать подобными отношению Бога.
Я это уже не раз говорил.
  
#57 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 10:12 | ответ на: #54 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Слова Апостола Петра как раз и говорят о природе-естестве!

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
#58 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 10:14 | ответ на: #55 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Не имеет Бог "природы".
Природа вторична по отношению к Богу.
Человек же будет иметь природу ангелов, но жить Духом Божиим.
  
#59 | Андрей Рыбак »» | 08.07.2011 10:16 | ответ на: #56 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Неверно мыслишь. Изменяясь и становясь личностью, то движешься к Богу и естество твое преображается вслед. Все взаимосвязано. Меняешь жизнь и живешь по любви истончается плоть, она иная, ты уже ходишь по воде, проходишь через стены и так далее, но это только предтеча глобального преображения по воскресении. Если конечно вместишь.
#60 | Георгий Петров Христианин »» | 08.07.2011 10:16 | ответ на: #57 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Божественное естество Духовно, а не телесно.
От плотяных дел (растления плотского) нужно удалиться, чтобы жить Духом Божиим, пониманием Слова Его.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites