Пять разделений, пять сфер бытия

Христианское учение о человеке


1. Пять разделений, пять сфер бытия

Все существующее создано Богом, все живет Богом. Но Бог - не только Творец и Промыслитель: конечные судьбы мира тоже во власти и замысле Божием [1]. Божественное откровение о "начале, середине и конце" существующего помогает понять место человека в мироздании и смысл человеческого существования.

Прп. Максим Исповедник, основываясь на некоем древнем трактате, говорит о том, что весь сотворенный мир основан на пяти разделениях и состоит из пяти "концентрических сфер бытия". Первым разделением весь сотворенный мир отделен от Природы нетварной (Бога). Бог принципиально отличен от твари: "Он - Бог, а она - не Бог, Он - Господь, а она - раба; Он - Творец, а она - тварь; Он - Создатель, а она - создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством" [2].

Эти слова сказаны прп. Макарием о человеческой душе, однако без ограничения их можно распространить на все сотворенное Богом. Разница между Богом и тварным миром столь категорична, что нет родового понятия, выражающего одновременно и бытие божественное и бытие тварное, так что если под словом "сущность" или "бытие" понимать сущность и бытие Бога, тогда это слово, строго говоря, неприложимо к твари, и наоборот: "Если Бог - природа, то все остальное - не природа: если же то, что не Бог, является природой, то Бог - не природа. И даже Он не есть, если другие существа суть" [3].

Тварная природа делится на мир невидимый, "умопостигаемый", и мир материальный, "чувственный" - т.е. постигаемый посредством внешних чувств (υοητά κάι αισθετά) - это второе разделение. В контексте этого разделения Символ веры говорит о Боге как Творце "видимого и невидимого" и фактически утверждает наличие в сотворенном мире двух видов субстанций: вещественных и невещественных. Вещественные сложны (т.е. состоят из элементов), не имеют сознания, разума и свободы. Они образуют "видимый", т.е. вещественный, материальный, мир. Естества же невещественные - просты, одарены сознанием, разумом и свободой, это - ангелы [4]. Они образуют мир невидимый, открывающийся лишь одному уму без посредства телесных чувств. Различение двух этих видов творений основано во многом на понятии простоты. Совершенная простота предполагает: отсутствие элементарного состава, т.е. каких бы то ни было частей, на которые можно разделить простую сущность; невозможность даже мысленного деления (как, например, деление геометрической фигуры); отсутствие пространственной протяженности, объема и формы (поскольку любую протяженную вещь можно, хотя бы мысленно, разделить); независимость от условий пространства; отсутствие в простой сущности противоположных сторон, тенденций и т.п., так как это тоже вносит сложность; отсутствие, вследствие этого, каких-либо перемен и изменений, т.е. независимость от условий времени. Иначе говоря, простота - это совершенная внутренняя целостность и единство. Следует, однако, помнить, что невидимый мир не является абсолютно простым, а лишь занимает промежуточное положение между совершенной Божественной простотой и сложностью вещественного творения.

Третьим разделением видимый мир поделен на небо и землю (όυρανόξ κάι γή). Сила земного притяжения сковывает, ограничивает человека и всю земную тварь. Все на земле было "добро зело", но Господь выделяет еще на земле рай - блаженное жилище человека, прекрасный сад. Это - четвертое разделение (παράδεισοζ κάι οικουμένη). Человек был поставлен возделывать и хранить рай, он был также владыкой всех существ, находящихся на земле. Но в его естестве было, наконец, последнее - пятое - разделение: разделение на мужеский и женский пол. Последние разделение заслуживает особого внимания. Человек сотворен по образу Бога, но разделение на два пола - "не по образу". Это со всей определенностью подчеркивает свт. Григорий Нисский в своем трактате "Об устроении человека". Мужское и женское "разумеется вне прототипа: Ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Но Слово говорит, что человек разделен на мужеский пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием... Потому думаю я, что в говоримом божественным Писанием преподается некое великое и возвышенное учение. И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, - природой божественной и бесплотной и жизнью бессловесной и животной. Ведь в человеческом составе можно частично усматривать и то, и другое из названного: от божественного - словесное и разумевательное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от бессловесного - телесное устроение и расположение, расчлененное на женское и мужское" [5].

Это различие не носит "тотального" характера и не проявляется на всех уровнях человеческой жизни. "Словесное и разумевательное", т.е. дух и мыслительная сила души, в одинаковой степени присущи всем людям, независимо от пола [6]. Надо полагать, что особенности проявляются в эмоционально-волевой сфере, но святитель подчеркивает в данном случае только анатомические различия - "телесное устроение и расположение". И все же Адам и Ева были совсем разными. Адам, сотворенный первым, нуждался в помощнике (Быт. 2, 18), но Господь не творит второго Адама, а приводит в бытие женщину, которая хоть и единосущна Адаму ("из его ребра"), но все же - иное существо.

Д.В. Новиков

http://www.pagez.ru/olb/093_1.php#01

Комментарии участника: Андрей Рыбак (60)

Всего: 60 комментариеввсе комментарии ( 127 )
  
#2 | Андрей Рыбак | 06.07.2011 22:00 | ответ на: #1 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Заповедь относительно новая для человека. Она всегда существовала изначально, до сотворения.
  
#4 | Андрей Рыбак | 06.07.2011 22:57 | ответ на: #3 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Разумеется. Бог все предвидит.
  
#6 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 09:27 | ответ на: #5 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Бог всегда один и тот же и Закон у Него один Любовь. И до и сейчас и после Он неизменен.
  
#8 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 12:59 | ответ на: #7 ( Игорь Мезенин ) »»
  
0
И это верно.
  
#10 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 15:17 | ответ на: #9 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Истина Сам Христос Сын Человеческий.
  
#13 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 20:29 | ответ на: #11 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Я Есть Истина, говорит Христос. Сын Человеческий и Есть Истина.
  
#14 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 20:32 | ответ на: #12 ( Георгий Петров ) »»
  
0
> Исповедуя Истину = Бог есть Любовь мы становимся причастниками Божественного естества, сынами Его по Рождении от Духа Святого, наследуем Жизнь вечную в Царствии Его.

Этого недостаточно, необходимо, чтобы Бог по благодати изменил наше естество из тварного в обоженое, а для этого надо войти в Его Промысел и стать соработником для Царствия Небесного.
  
#16 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 20:45 | ответ на: #15 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Жизнь это жизнь и она одним исповеданием за заканчивается. Надо жить по заповеди Любви, как Жил Спаситель. Вот это и есть преображение и обожение. Все остальное полумеры.
  
#19 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 20:51 | ответ на: #17 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Ты пишешь про естество отвечаю про естество.

Разумеется надо думать как о преображении плоти, образа Божия , так и о преображении духа, подобия Божия. Не разделяя. И то и другое надо преображать. Преображая дух, преображается плоть, и ограничивая плоть, укрепляем дух.
  
#20 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 20:52 | ответ на: #18 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Может быть, у всех по разному. Главное чтобы она заканчивалась в Боге на Небе.
  
#23 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 21:05 | ответ на: #21 ( Георгий Петров ) »»
  
1
> Ещё раз: плоть (любая) Царства Божия НЕ наследует. И образ Божий - это образ МЫСЛИ, а не плоти.

С этим тебе надо разобраться. Плоть-природа преображенная в Иисусе Христе наследует ЦН. Христос Воскрес во плоти, преображенной. И мы все воскреснем в плоти. Читай Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Богослова и ище с ними. Кто не исповедует Христа пришедшего во плоти, тот к Христу отношения не имеет. Это слова Апостола Иоанна Богослова. Так можно отличить кто есть кто.
  
#25 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 21:13 | ответ на: #24 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Ты все время Иисуса Христа делишь на части. Не заблуждайся. Дух и естество (плоть по нашему), то что имеет человек по образу и подобию Божию. Я потратил полтора месяца, чтобы еще раз перепроверить через отцов начиная с прп Максима Исповедника это. Трудись, чтобы не ошибиться и не уйти в сторону от Истины.

Вот тебе еще от Апостола.

Деяния 2: 29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
  
#26 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 21:15 | ответ на: #24 ( Георгий Петров ) »»
  
1
А это тебе от Апостола Иоанна:

Гл.4 1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
  
#28 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 21:21 | ответ на: #27 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Ну значит для тебе Иисус Христос не Бог. Апостолы так не считали, как ты пишешь.
  
#31 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 21:47 | ответ на: #29 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Ты не правильно исповедуешь и для этого тебе слова из Деяний и от отцов. Корректируй, если не хочешь остаться с духами, но без естества. Хотя и это невозможно.
  
#32 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 21:51 | ответ на: #30 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Исповедования недостаточно. Надо жить, как Спаситель.
  
#33 | Андрей Рыбак | 07.07.2011 21:58 | ответ на: #27 ( Георгий Петров ) »»
  
1
> Бог есть ДУХ и плоти НЕ имеет... Но Бог может иметь ЛЮБУЮ плоть, оставаясь ДУХОМ.

Догматика православная не лишает Бога природы, т.е. естества. Она не описывается словами, но она есть. Такова наша вера православная.
  
#37 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 01:45 | ответ на: #36 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Не могу поэтому и не хочу никого обольщать простотой процедурой определения. Тем более, что святые отцы говорят, кто здесь не видел нетварный Свет, тому там Его тоже не светит увидеть.
  
#38 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 01:46 | ответ на: #35 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Этого никто не знает. Природа догматически есть, а какая она не нашего ума дело.
  
#39 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 02:11 | ответ на: #34 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Есть такая интересная особенность. Кто что думает, тот с тем и соединяется. Святые нетленными мощами подтвердили свои слова. Я бы не стал от их трудов отказываться. Изучай то что они оставили. Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. Лучше не ошибиться в малом.
  
#44 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 08:58 | ответ на: #43 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Слово облеклось в нашу человеческую природу и преобразило ее в природу нетленную, божественную т.е.

Это наше упование. А духов их и так полным полно они и остались бесплотными.
  
#46 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 09:29 | ответ на: #45 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Иисус Христос сейчас не просто дух, как и у ангелов, которм ты Его с ними сравнял, а Он имеет Божественную природу и Божественный Дух. Природа Его Естества не такая, как на земле, но Она у Него Есть. А Дух у Него тот же, что и у Отца,
  
#48 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 09:39 | ответ на: #47 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Говорим про Иисуса Христа Воскресшего. Лицо, Личность Одна с Отцом и Сыном и Святым Духом. Природа человеческая обоженая и воссевшая одесную Отца. Как там рядом с Отцом можно только догадываться. Неизреченный Свет Любви.
  
#50 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 09:45 | ответ на: #49 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Одну. Иисус Христос Сын Человеческий вознес нашу природу на Небо. Сделал нас богами по благодати. Это предвечный замысел Бога. Если этого не вместишь, то какой тебе смысл быть христианином. Мрак и только.
  
#51 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 09:55 | ответ на: #49 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Георгий, давай я тебе позадаю теже вопросы про Духа.

Ты считаешь дух человека и Дух Бога одно? А Дух Христа и Отца и Сына одно?

Вот и ответь себе сам.

Ты лишил человека природы, а это идет вразрез с Писанием. Так что выбирай, либо дух либо человек в своей полноте, нетварное естество и дух на Новом Небе в Царстве Иисуса Христа Сына Божия.
  
#53 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 10:06 | ответ на: #52 ( Георгий Петров ) »»
  
1
А какой у тебя дух? Он равен Духу Христа и Отца?
  
#55 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 10:09 | ответ на: #52 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Про кости вроде как речь не идет. Природа иная, как у Воскресшего Христа. Тебя это не устраивает?
  
#57 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 10:12 | ответ на: #54 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Слова Апостола Петра как раз и говорят о природе-естестве!

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
  
#59 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 10:16 | ответ на: #56 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Неверно мыслишь. Изменяясь и становясь личностью, то движешься к Богу и естество твое преображается вслед. Все взаимосвязано. Меняешь жизнь и живешь по любви истончается плоть, она иная, ты уже ходишь по воде, проходишь через стены и так далее, но это только предтеча глобального преображения по воскресении. Если конечно вместишь.
  
#61 | Андрей Рыбак | 08.07.2011 10:17 | ответ на: #58 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Кто тебе сказал, это не круто. Замысел Творца выше создания ангелов. Творец создал Свое подобие. Это выше.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites