30-е ноября Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского (ок. 266-270). Прп. Никона , игумена Радонежского, ученика прп. Сергия (1426).






30-е ноября 2012г.
(17.11.2012 г. по ст.с.)

пятница 26-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 8-й.


Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского (ок. 266-270).
Прп. Никона , игумена Радонежского, ученика прп. Сергия (1426).
Мчч. Ацискла и Виктории, Кордубских (IV).
Прп. Лазаря иконописца (ок. 857).
Мч. Гоброна, во св. Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914) ( Груз. ).
Прп. Лонгина Египетского.
Свт. Максима (Максимиана) Константинопольского.
Прп. Геннадия Ватопедского.
Свт. Григория, еп. Турского и с ним прп. Аредия, игумена Лиможского и прп. Вулфолаика, столпника Триерского ( Галл. ).
Прп. Хилды, игумении Уитбийской ( Англ. ).
Св. Захарии Сапожника ( Греч. ).



1 Тим., 285 зач., IV, 4–8, 16. Лк., 82 зач., XVI, 15–18; XVII, 1–4. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12*. Свт.: 1 Кор., 151 зач., XII, 7–11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1–8**.
_______________
* Чтения прп. Никона читаются, если ему совершается служба.
** Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба.

Трапеза

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.



Богослужебные указания

Пятница. Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского. Прп. Ни́кона, игумена Ра́донежского, ученика прп. Сергия.

Служба свт. Григория Неокесарийского шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха





СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ, НЕОКЕСАРИЙСКИЙ
День памяти: Ноябрь 17




Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.

Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: "Этот человек получил от Бога величайший дар - быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь". Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.
Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках - язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил .ее.
Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

Епископ. Каппадокийского города Амасии, Федим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский. Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским.
Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал всё, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, - великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви - Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, - по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, - озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.
Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 - 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.
После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата - город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.

Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудо-творениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной (+ ок. 266 - 270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.




ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН, ИГУМЕН РАДОНЕЖСКИЙ
Дни памяти: Июль 7, Ноябрь 17


Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергия Радонежского (+ 1392), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание - послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому (+ после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный. Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника. Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником. После преставления Преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал всё, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+ 1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326; память 21 декабря) и Алексий (+ 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом свего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного) . Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия. При святителе Ионе (1448 - 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона. В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона.





ЛАЗАРЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ИЕРОМОНАХ, ИКОНОПИСЕЦ, ИСПОВЕДНИК
День памяти: 17 ноября


Святой преподобный Лазарь иконописец жил в Константинополе. Он был пресвитером, вел строгую подвижническую жизнь и писал святые иконы. При императоре-иконоборце Феофиле (829 - 842) его схватили и после тяжелых пыток бросили в темницу. От неминуемой казни святого спасла своим вмешательством императрица Феодора. Преподобный Лазарь скончался в 857 году, возвращаясь из Рима, куда был отправлен с посольством по церковным делам к папе Бенедикту III (855 - 858). Останки его были перенесены в Константинополь и погребены в церкви святого Евандра.



ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Память преподобного Лазаря Писца


Память 17 ноября (по ст.ст.)

Преподобный Лазарь жиль в Константинополе и с молодых лет посвятил себя иноческим подвигам. Измлада он проводил суровую жизнь, постоянно пребывая в посте и молитве. Но преимущественно он упражнялся в делах милосердия, питая алчущих и одевая нагих. За свою подвижническую и благочестивую жизнь преподобный был удостоен священнического сана. Это было в царствование византийского императора Феофила1.

При Феофиле же преподобный Лазарь претерпел и мучения за свою ревность в иконопочитании. Посвятив себя служению Богу, Лазарь изучил иконописное искусство и ревностно занимался писанием честных икон во славу Бога, Пречистой Его Матери и святых Его. Феофил же был иконоборец; всех почитателей святых икон он подвергал гонениям, а иконописцев заставлял плевать на иконы и попирать их ногами. Преподобный Лазарь, как иконописец, был схвачен и подвергнуть испытанию в вере. Но напрасно старались склонить его к иконоборческому зловерию, прибегая то к льстивым увещаниям, то к угрозам; Лазарь оставался непреклонным; тогда стали немилосердно бить его, а потом ввергли в темницу. Но и в темнице святой муж продолжал писать иконы. Тогда беззаконный мучитель повелел прижигать пальцы святого раскаленными плитами железа, чтобы отнять у него всякую способность писать иконы. При этом, преподобному Лазарю угрожала даже смерть. И только с трудом жизнь его была спасена заступничеством благочестивой царицы Феодоры2. Выпущенный на свободу, преподобный Лазарь нашел убежище в церкви святого Иоанна Крестителя, и там написал икону, которая быстро приобрела славу чудотворной. Когда же Феофил скончался, преподобный уже безпрепятственно занимался писанием святых икон. При этом святой нисколько не помнил зла, но даже молился за своего мучителя.

В царствование императора Михаила III 3, сына Феофила и Феодоры, преподобный Лазарь участвовал в числе посольства, отправленного к римскому папе Венедикту III4, и на возвратном пути из Рима скончался. Честные останки его были перенесены в Константинополь, и здесь погребены в церкви святого Евандра5.

________________________________________________________________________

1 Император Феофил царствовал в 829-842 гг.

2 Царица Феодора известна в истории своими заслугами в пользу православия. Когда, по смерти Феофила, царица, за малолетством сына своего Михаила, сделалась управительницею империи, то она восстановила иконопочитание. В столице иконы с особенною торжественностью были поставлены на свое место для поклонения в первые воскресенье Великого поста. День этот назван днем "торжества православия" и ежегодно воспоминается церковью.

3 Император Михаил III царствовал с 842- 877 гг

4 Папа Венедикт III управлял римскою церковью с 866- 868 гг.

5 В 1200 году мощи преподобного Лазаря видел в Константинополе русский паломник Антоний, впоследствии архиепископ Новгородский.





ГОБРОН (В КРЕЩЕНИИ МИХАИЛ) КАХЕТИНСКИЙ, КНЯЗЬ, МЧ.
День памяти: 17 ноября


Мученик Гоброн, во святом Крещении Михаил, и с ним 133 воина - грузинские мученики Х века. Мученик Михаил, происходивший из знатного княжеского рода, с юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что и был прозван Гоброном (что значит на арабском языке "мужественный, храбрый").

В 914 году арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, защищаемую святым Гоброном и его воинами. После 28-дневной осады, вероломно нарушив заключенное перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили ее стойких защитников во главе с Гоброном.

Грузинский царь Адарнасе II (881 - 923) выкупил многих пленных, но на выкуп святого Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил ему принять ислам, обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ. Тогда на глазах у святого Гоброна были истреблены 133 его воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа. Святой Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко и незлобиво принял смерть через усекновение главы 17 ноября 914 года. Автор "Мученичества Михаила (Гоброна)" (914 - 918) Тбетский епископ Стефан повествует, что тело святого Гоброна и тела 133-х его воинов были зарыты в общую яму. "Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников, множество больных, приходивших на могилу святых, получали здравие". Грузинская Церковь причислила мученика Гоброна и его воинов к лику святых и установила их память в день мученичества - 17 ноября.





СВЯТОГО Максима Константинопольского

Память 17 ноября (по ст.ст.)



Ученый и аскетичный святитель. Управлял Константинопольской Церковью c весны 1476 до конца 1481 или начала 1482 года.

Использованные материалы:

http://www.ec-patr.org/list/index.php?lang=en&id=170




ПРЕПОДОБНОГО ГЕННАДИЯ ВАТОПЕДСКОГО

Память 17 ноября (по ст.ст.)


Преподобный отец наш Геннадий в славной обители Ватопедской проходил должность дохиара и во время своей службы удостоился видеть следующее чудо. Однажды во время его служения случился недостаток в масле, так что в запасе оставался уже только один сосуд с ним. Преподобный, желая сохранить эти остатки для церковных лампад, не стал более давать масла братии. Но игумен обители, твердо уповая на помощь Богоматери, Которой посвящена обитель, велел отпускать масло. Дохиар повиновался воле игумена. Однажды, когда святой Геннадий вошел в дохиарную, ожидая найти сосуд с маслом пустым, то увидел его полным, так что масло даже переливалось через края сосуда и текло из дверей дохиарной. Тогда все прославили Бога и Пресвятую Богородицу, так матерински заботящуюся о Своих рабах, и от души возблагодарили Пречистую перед святой Ее иконой, стоявшей в то время в дохиарной.



http://kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1698

http://files2.regentjob.ru/minea/may3/may3410.html





ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ

Память 17 ноября (по ст.ст.)

В миру Георгий Флоренций, родился около 540 года в Оверни. Происходил из знатной римской фамилии. Заботливо воспитанный св. Галлом, епископом Клермонтским, Григорий в 573 г. получил сан епископа Турского и благодаря своей учености, набожности и кротости приобрел всеобщее уважение. Он пользовался большим почетом у франкских королей Зигеберта, Гунтрама и Хильдеберта II и энергично защищал интересы церкви против Хильперика и Фредегунды. Григорий умер в 594 г., почитаемый народом как чудотворец и святой.

Главное его соч., "Historia Francorum" (в 10 кн., с автобиогр.), написанное на латинском языке, имеет громадное значение, служа главнейшим источником для истории Меровингов до 591 г. Подобно древним русским летописцам, Григорий смотрит на все факты с христианской точки зрения и описывает события просто, безыскусственно, без серьезного исторического понимания.

Его вера в чудеса и наивность выразились в его "VII libri miraculorum" — рассказах о разных мучениках, чудесах, особенно о св. Мартине, — и "Vitae patrum". Все его соч. изданы в Париже в 1522 г., и, в частности, в 1871 году в патрологии Миня (Migne).


АРЕДИЙ ЛИМОЖСКИЙ


Аредий был жителем города Лиможа и происходил из весьма знатного в тех местах рода. Его отца звали Жокунд (Jocundus). Аредия передали королю Теодеберту II в возрасте 14 лет и включили в число придворных детей, живших при нём в Трире. В этом городе жил в то время святой епископ Никита. Увидев юношу во дворце короля, епископ заметил в его лице нечто благостное и велел ему следовать за собой, что тот и сделал.

Когда они начали беседовать о божественном, юноша испросил у блаженного епископа наставить его и упражняться с ним в чтений Священного Писания. После принятия пострижения, пребывая при епископе и ревностно отдаваясь занятиям, молодой Аредий был отмечен знаком обретения благодати Святого Духа - однажды из-под церковного свода во время пения псалмов в церкви слетел голубь и, легко покружив вокруг юноши, сел ему на голову. Как ни старался смущенный юноша отогнать голубя, тот вновь садился ему на голову или на плечо, не покидая его многие дни.

После смерти отца и брата Аредий возвратился на родину, дабы утешить свою родительницу Пелагию, у которой никого из близких не осталось, кроме этого ее отпрыска. Жили они в городе Аттан (Attanum, Attane). Аредий предавался постам и молитвам и попросил мать взять на себя заботы по дому: присмотр за прислугой, возделывание полей и уход за виноградниками.

Сам же он руководил возведением церквей в их имении, построил храмы в честь святых чьи мощи он изыскал. Некоторых из своих слуг он постриг в монахи и основал монастырь, в котором соблюдали устав не только Кассиана, но также и Василия и других игуменов, установивших порядок монастырской жизни. Его набожная мать заботилась о пище и об одежде для монахов.

К святому Аредию начали стекаться немощные, которым он возвращал здоровье, крестообразно возлагая на голову каждого руки. Кто бы ни приходил к нему, он возвращался от него исцеленным. О знамениях которые сотворил Господь его руками с помощью чудотворных мощей Юлиана-мученика и блаженного Мартина-исповедника, написано в книге св. Григория Турского "О Чудесах" со слов самого Аредия.

Однажды вечером, когда Аредий и его мать были на пути к базилике святого Юлиана-мученика, они пришли в сухое и бесплодное место, без единого ручья. Мать его сказал ему: "Сын мой, у нас нет воды, как мы сможем провести здесь эту ночь?". И он, простершись, очень долго молился Господу, затем, поднявшись, воткнул в землю прут, который был у него в руке, и, повернув его два или три раза вокруг своей оси, с радостным видом извлек его; и вскоре появилась такая сильная струя воды, что хватило питья не только им самим на эту ночь, но даже осталось вдоволь для лошадей.

В другой раз в дороге его застала дождевая туча. Он наклонил голову к шее лошади, на которой ехал, и простер руки с молитвой ко Господу. Когда он кончил молиться, облако разделилось на две части, и пролился сильный дождь; однако на Аредия и его лошадь не упало ни единой капли дождя.

Незадолго до своей кончины святой Аредий прибыл в Тур после праздника святого Мартина и, пробыв там немного, сказал, что ему недолго осталось жить в мире. Он удалился, воздавая благодарения Богу за то, что перед смертью сподобился облобызать могилу блаженного епископа. Придя в свою келью, он составил завещание, сделал необходимые распоряжения, отписал наследство епископам Мартину и Иларию. После этого он заболел и мучился дизентерией.

На шестой день его болезни одна женщина, в которую часто вселялся нечистый дух и которую святой не мог очистить от него, после того как руки у нее за спиной сами собой связались, стала кричать: "Бегите, горожане, ликуйте, люди, выходите навстречу мученикам и исповедникам, которые собираются на похороны Аредия. Смотрите, вот Юлиан из Бриуда, Приват из Манда, Мартин из Тура и Марциал из своего города. Вот и Сатурнин из Тулузы, Дионисий из города Парижа и прочие, что живут на Небесах и коих вы почитаете как исповедников и мучеников Божиих".

Когда она начала так кричать в начале ночи, хозяин связал ее, но никак не мог удержать. Порвав путы, она поспешила к монастырю, выкрикивая подобное. Вскоре преподобный муж испустил дух, получив истинное свидетельство того, что был принят ангелами. А эта женщина вместе с другой, тоже мучимой злым духом, на похоронах Аредия, как только его зарыли в могилу, очистились от порчи, наведенной врагом рода человеческого. Также, после похорон некая немая облобызала могилу преподобного и вновь обрела дар речи.

Впоследствии его монастырь и селение были названы Сент-Ирьи (Saint-Yrieux) в честь преподобного. Мощи святого Аредия пребывают в бюсте-реликварии, находящемся в храме Сент-Ирьи-ла-Перш (Saint-Yrieix-la-Perche).




ВУЛЬФИЛАИХ ТРИРСКИЙ


Родом он был лангобард. Еще в детстве он узнал о святом Мартине Турском, навык обращаться к нему в молитвах и творить милостыню. Повзрослев, он ревностно принялся за науки, а затем меня обучался у игумена Аредия. Со своим наставником он предпринял паломничество в базилику святого Мартина, и был вдохновлен произшедшим после приезда чудесным умножением песка, привезенного с могилы святого.

Около 585 года Вульфилаих прибыл в Епосий (Eposium, впоследствии Ивуа (Yvois)) в Арденнских горах, в области города Трира, где поселился как отшельник. По примеру преподобного Симеона Столпника, он взошёл на столп, где переносил суровый климат Арденн, пребывая в молитве. Питьем и пищей ему служили немного хлеба и овощей, и в меру — вода. Язычники были так поражены его проповедями, обличавшими ложность идолопоклонства, что обратились ко Христу, и разрушили стоявшую там статую богини Дианы [4], которой они прежде поклонялись. Вначале обратившийся народ никак не мог повергнуть громадную статую, но святой испросил Божьей помощи, и после этого статуя рухнула как только люди потянули за веревки. Как только дело было завершено, происками дьявола преподобный Вульфилаих покрылся болезненными струпами, но в ту же ночь излечился, помазавшись елеем из базилики святого Мартина.

Святой намеревался продолжать свой подвиг, но епископы этой земли пришли к нему, убеждая сменить образ жизни и сойти жить вместе с собравшейся вокруг него братией. Он повиновался им, став игуменом обители, и не смел восстанавливать свой столп, когда он был разрушен по указанию епископа. Вульфилаих стал проповедовать в тех краях и воздвиг большую базилику в честь св. Мартина на вершине горы, приблизительно в восьми милях от крепости Ивуа (Епосий).

Источник св. Вальфруа

Преподобный Вульфилаих был погребён в построенной им церкви. Его мощи были перенесены 7 июля 979 года в расположенный неподалёку Кариньян (Carignan). В дальнейшем жившие в тех краях отшельники подчинялись монастырю Орваль (Orval). Ныне вблизи места его подвигов существует римо-католический монастырь святого Вульфилаиха в Маргю (Margut).



Использованные материалы

Григорий Турский История Франков. Т.X. Гл.29, т. VIII, 15

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Greg_Tour/frametext10.htm

Православная Экциклопедия, т. II, 193.

http://en.wikipedia.org/wiki/Aredius

Страница Франкофонного синаксаря Les saints de notre heritage (франц.):

http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?t=860

Страница сайта Православная Франция:

http://la-france-orthodoxe.net/ru/calen/

Страница месяцелова римо-католического сайта Catholic online (англ.):

http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=2066

Страница сайта Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (нем.):

http://www.bautz.de/bbkl/a/aredius_v_li.shtml




ХИЛЬДА, ИГУМЕНИЯ УИТБИЙСКАЯ

Память 17 ноября (по ст.ст.)



Хильда была дочерью Херерика, племянника короля Нортумбрии Эдвина. Как ее двоюродный дед, стала христианкой около 627 года, благодаря проповеди святого Павлина Йоркского, когда ей было 13 лет.

Воодушевленная примером своей сестры Хересвиты, которая стала монахиней в Шелльском монастыре (Chelles) в Галлии, Хильда приехала в Восточную Англию, собираясь оттуда отправиться к своей сестре на континент. Однако, святой Айдан призвал ее остаться в родной стране, и после нескольких лет монашеской жизни на северном берегу реки Вир и потом в двойном монастыре Хартлпул (Hartlepool), где она с большим успехом настоятельствовала, Хильда со временем взялась за приведение в порядок двойного монастыря в Стриншальче (впоследствии Уитби) (Streaneschalch, Whitby).

Под управлением святой Хильды двойной Стриншальчский монастырь стал весьма знаменит. Там изучалось Священное Писание, не менее пяти монахов из братии стали епископами, включая таких святителей как Иоанн Беверлийский и Вильфрид Йоркский. Хильда приветила святого песнопевца Кедмона. В обители в 664 году прошел знаменитый Собор, который среди прочего утвердил способ вычисления Пасхи. Слава о мудрости святой игумении была столь велика, что из дальних и ближних мест монахи и венценосцы приезжали к ней за советом.

За семь лет до кончины святая заболела тяжкой болезнью, которая не оставила ее до конца земной жизни. Несмотря на это, она не пренебрегала ни одной своей обязанностью по отношению к Богу или своим духовным чадам. Святая мирно почила в Бозе после причащения Святых Таин, и звон монастырских колоколов был слышен чудесным образом даже в Хакнессе, в 25 километрах от Стриншальча. Там благочестивая монахиня Бегусо увидела душу святой Хильды, возносимую на небо ангелами.

Жизнь святой Хильды описана в книге святого Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов». Почитание ее в лике святых с самого раннего периода подтверждается включением ее имени в календарь святого Виллиброрда начала VIII века.

Ее мощи были перенесены в святым королем Эдмундом около 860 года, либо в Гластонбери, либо в Глостер, память чего совершается 25 августа.

Святую Хильду почитают одной из величайших жён Англии.

Использованные материалы

Saint Herman Calendar 2009, 70, 94.

"Британские Православные Святые," страница официального сайта Сурожской епархии:

http://www.sourozh.org/web/Russian_British_Orthodox_Saints

Страницы римо-католического месяцеслова Catholic online:

http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=661

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites