ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ИКОНЫ
Есть документальное свидетельство о. Ераста (Вытропского), письмоводителя старца Амвросия, о том, как появилась идея написания иконы:
«Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери.
Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее – избавление от всякого зла. Между тем, каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе.
С этими мыслями в октябре 1889 г. прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров что ли? Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов.
«Да, – такой нет, – сказал старец». Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов». Кто был тот «житель северной губернии», который фактически, по словам о. Ераста, предложил идею иконы, остается неизвестным.
ЧУДОТВОРЕНИЯ ОТ ИКОНЫ
Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, которые описывались еще в жизнеописании старца:
«...первым чудом милости Божией и заступления Царицы Небесной, по молитвам благодатнаго старца пред этою святою иконою, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины, хлеб родился. Затем, хотя рожь в это время была дорога, однако старец, еще при жизни своей, успел столько ею запастись, что во весь этот год, и даже следующий за ним, в обители, не смотря на многочисленность её насельниц, недостатка в хлебе не было. «Спорительница хлебов» помогла.
В следующее затем лето, уже по кончине Старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Феодоровичем Ч–м, из дворян, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошёл дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону»
ИКОНОГРАФИЯ
У этой иконы нет единой иконографии, но на каждой иконе у Богоматери без Богомладенца, сидящей на облаке, одинаково воздеты в молении руки над полем, питающим нас хлебом жизни, и поле это, разное, – такое, каким видит его иконописец.
Икона, которая находилась в келлии старца Амвросия, впервые была опубликована в его жизнеописании, составленном о. Агапитом (Беловидовым) и вышедшем в 1900 году. Это была публикация литографированной иконы, выполненной с живописного первообраза. Фотография такой же литографированной иконы из собрания семьи Флоренских приведена в работе Павла Александровича Флоренского «Иконостас», изданной в 1994 году.
Эти две публикации дают верное представление о первообразе, о келейной иконе старца Амвросия. Публикации черно-белые, но распространенные в наше время изображения иконы на бумаге в формате открытки с достаточной степенью достоверности передают и краски живописного первообраза.
Как говорилось выше, с оригинала делались и многочисленные живописные списки, распространяющиеся по всей России.
Одна из таких ранних живописных икон хранится в Третьяковской галерее; она была опубликована в 2001 году.
В музее Древнерусской культуры и искусства им. преп. Андрея Рублева также есть одна из ранних икон, опубликованная в 1999 году.
С течением времени иконография претерпевала изменения, каждый иконописец по-своему видел и хлебное поле, и небо.
Отец Павел Флоренский так это комментировал: «различие нескольких повторений одной и той же первоявленной иконы указывает вовсе не на субъективность изображаемого, не на иконописный произвол, а как раз наоборот – на живую реальность, которая, и оставаясь сама собою, может являться по-разному, и которую по-разному, в зависимости от обстоятельств духовной жизни, воспринимает иконописец».
Икона относится к иконографическому типу Молящаяся, по-греч. Оранта. В богословском толковании он представляет собой одну из ступеней спасения падшего человечества, а именно, моление о спасении каждого члена Церкви Христовой и привлечении в стены Церкви всех тех, до кого еще не дошло слово Божие.
ПОЧИТАНИЕ ИКОНЫ В НАШИ ДНИ
В ноябре 1993 года Святейшим Патриархом Алексием II было принято решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» 15(28) октября. Но поскольку это произошло в конце 1993 года, день празднования иконы внесен в церковные календари, начиная с 1995 года.
И в наше время по всей России во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» освящаются новые храмы и приделы, пишутся новые иконы.
Есть несколько вариантов службы иконе «Спорительница хлебов»; написана служба и на духовной родине великого старца Амвросия, в Оптиной пустыни.