"Прости меня, Ксения!". Повесть о святой блаженной Ксении Петербургской

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию новую книгу монахини Евфимии (Пащенко) - писательницы, без которой сложно представить современную православную прозу. Особый стиль, восходящий к русским реалистическим традициям ХIХ столетия, увлекательные, почти детективные сюжеты, реальные жизненные истории – всё это можно найти в произведениях матушки, что и делает ее книги замечательным подарком для читателей. Почему человек, каждый день видящий святую, догадывается об этом, лишь стоя у ее могилы? Какую семейную тайну скрывают два оловянных кольца из бабушкиной сумочки? Отчего, глядя с высоты колокольни на землю внизу, и на небо вокруг, человек радуется этому так, словно уже вернулся домой, в свое Небесное Отечество? И можно ли перехитрить Бога? Об этом рассказывает книга монахини Евфимии (Пащенко) - «Прости меня, Ксения», вышедшая в свет в издательстве «РИПОЛ классик».

Прости меня, Ксения

Автор книги - монахиня Евфимия, в миру Елена Владимировна Пащенко, известная православная писательница, краевед, критик и врач. Автор многочисленных повестей, посвящённых житиям известных святых и подвижников, в числе которых равноапостольный князь Владимир, благоверный князь Александр Невский, праведный Иосиф Обручник, Соловецкие чудотворцы, преподобный Амвросий Оптинский, и многие-многие другие. Кроме этого в творческом арсенале монахини Евфимии более 150 рассказов и статей на краеведческую и литературоведческую тематику, а также сказки.

Родилась писательница в Архангельске в семье медиков. Следуя по стопам родителей, она окончила Архангельский мединститут. Получив диплом, работала терапевтом в доме престарелых, затем - неврологом в различных поликлиниках Архангельска. В настоящее время трудится в одной из поликлиник Москвы. Воцерковление матушки состоялось в юношеском возрасте, на которое немало повлияли воспитание ее дедушки и бабушки. Несмотря на то, что в это время вера искоренялась, а дедушка, например, был коммунистом, однако вера не умерла в их сердцах. Матушка крестилась в 1985 году, а спустя год после крещения она, вплоть до отъезда в Москву, несла послушание чтеца-певчей в Соломбальском храме свт. Мартина Исповедника. В 1993 г. приняла постриг в первую ступень монашества, в рясофор, а спустя три года - в мантию. Матушка Евфимия - монахиня в миру, то есть несущая монашеское послушание и обеты вне стен монастыря.

Если говорить о литературной карьере известной писательницы, то, как рассказывает сама матушка, писать она начала с детства. Сперва это были маленькие статьи в местной газете, в «Северном комсомольце», в «Медике Севера». Потом занималась литературной критикой, публиковалась в московском журнале «Детская литература». В период своего воцерковления (а это был 1985 год) она написала статью, которая вышла лишь семь лет спустя, потому что по идеологическим соображениям она не могла быть опубликована. Это была статья о книгах, героями которых были Православные святые. Ну а известность ей принесли ряд рассказов и очерков об Архангельской земле. Стоит отметить, что в начале 1990-х годов в Архангельской епархии начало возрождаться Православное краеведение. И именно матушка Евфимия стала одним из первых авторов, писавших на краеведческие темы.

А затем появились и прозаические рассказы, которые были опять-таки посвящены Северной архангельской земле. Даже город, в котором проживают герои многих рассказов матушки, называется - Михайловск, ведь его прототипом является родной автору город Архангельск, названный в честь Архистратига Божия Михаила. Нередко истории монахини Евфимии содержат и детективную интригу. Автор говорит: «Для меня детективные сюжеты — повод рассказать не столько о Православии как о религии, сколько о православных людях. Ведь именно по людям зачастую судят о вере, которую они исповедуют. Разумеется, это ошибочное суждение. Приходя в церковь, человек не должен верить, что встретит там одних только ангелов... Они — всего лишь люди...». О них и рассказывает писательница на страницах этой книги.

Так, в основе первой повести, название которой: «Прости меня, Ксения!» — вынесено в заглавие этой книги, лежит житие святой блаженной Ксении Петербургской. Из него заимствованы прижизненные чудеса святой, в том числе — чудо, случившееся с героем рассказа. Однако биографии большинства героев (кроме самой блаженной Ксении и ее знакомой Параскевы Антоновой) вымышлены. В повести блаженная Ксения ни разу не называется святой, и это, как отмечает автор, пусть читателя не смущает, ведь прославлена она была в 1988 г., к 1000-летнему юбилею Крещения Руси. Всё же повествование ведется от лица, живущего в одно время со святой подвижницей, - петербургского врача, Якова Немчинова. С самого детства знал он святую Ксению, но воспринимал ее, как и многие в то время: простой бродяжкой, блуждающей по городу без всякой цели.

В детстве Яша, как и многие дети, дразнил ее, называл сумасшедшей нищенкой, и даже однажды бросил в нее камень. Но узнав эту историю, его мать строго-настрого наказала мальчику впредь никогда больше не обижать бедную странницу. Вся последующая жизнь героя, а лучше сказать, самые ее счастливые моменты были связаны со святой: либо встреча с блж. Ксенией, либо хотя бы упоминание о ней в случайном разговоре приводило к чудесным изменениям в его судьбе. Но, даже видя эти явные чудеса, он приписывал их происхождение чему угодно, только не блаженной страннице. И так, пожив практически всю жизнь бок-о-бок со святой, он догадался о том, что она - святая, лишь, когда ее не стало.

Придя на похороны блаженной Ксении, герой рассказа отметил следующее: «Проводить ее «в путь всея земли» явилось куда больше людей, чем можно встретить на похоронах знатных и сановных персон. И оплакивали ее горько и искренне, как плачут лишь по тем, кого любят. Ведь слишком многим из нас помогла при жизни бездомная нищенка Ксения. И вот теперь она достигла цели того пути, которым шла по нашим улицам изо дня в день — сорок пять лет. Сколько раз она проходила мимо нас, только мы не понимали, куда идет эта странная женщина, чье имя означает «странница». Не потому ли, что выбрали для себя иную жизненную дорогу?.. Я, - говорит Яков Немчинов, - задержался возле ее могилы на Смоленском кладбище. Впрочем, рядом со мной у свеженасыпанного холмика земли, смешанной со снегом, стояли и другие люди. Кто-то приглушенно всхлипывал. Иные стояли молча, погруженные в молитву, изредка осеняя себя крестным знамением. Сзади перешептывались две женщины... я расслышал слова: праведница... угодница Божия... блаженная... надо будет землицы с ее могилки-то взять, авось, поможет...» Самому же Якову было стыдно, что когда-то он считал святую Ксению сумасшедшей и смеялся над ней. И впоследствии он частенько ходил на могилку блаженной, чтобы попросить у нее не богатство, здоровье или долгую жизнь. Нет, он просил об ином. Он говорил: «Прости меня, Ксения!»

Кроме повести о святой Ксении, в эту книгу вошло еще 6 рассказов, которые открывают нам судьбы разных людей: старушки из дома престарелых, которой на Светлой седмице посчастливилось попасть на колокольню; полковника, который впоследствии стал иеромонахом; богатых людей, хранящих семейную тайну; антиквара, желающего перехитрить Самого Бога и другие. Каждым своим произведением, писательница, избравшая для себя суровую иноческую стезю и считающая, что хорошая литература должна учить - жить во Христе, призывает читателя: «Приидите ко Христу все, труждающиеся и обремененные, и Он успокоит ваши истерзанные души». Произведения автора построены на контрасте: вот жизнь с Богом, а вот жизнь по своим прихотям. Смотри и выбирай!

Рассказы матушки Евфимии – разнообразны и увлекательны. Писательница мастерски рассказывает о жизни, как обычных мирян, так и священников, и даже святых. Без прикрас и излишней идеализации она пишет о христианской духовной жизни, предупреждая о распространённых ошибках, которые возможны на этом нелёгком пути. Рассказы монахини Евфимии учат нас истинной любви к людям и Богу, прощению чужих недостатков и грехов, а также внимательному отношению к своей жизни – своим мыслям, чувствам, желаниям и поступкам. Уникальность рассказов монахини Евфимии в том, что она не боится показать тяжелейшую духовную немощь некоторых своих героев, но одновременно – и силу Господню, совершающуюся в этой немощи.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU