Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама, Максим Исповедник; преподобные Макарие, Антоние, Афанасие; преподобные: Сергие, Серафиме, Ниле, Силуане и все святые молите Бога о нас!
[Ин 1:48] Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. [2 Кор 12:1-6] Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),
что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
Таким [человеком] могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
В человеке есть два зрения: умное или духовное и плотское. Внешний человек видит окружающий мир через органы чувств. Запоминает образы и пишет их в свою память. Эта память есть хранилище его жизненного опыта.
Умным зрением он видит дальше и глубже. Здесь он может узнать о мире не через свои чувства, а через опыт других людей, и даже всего человечества. Эта книга значительно больших объемов. Благодаря этому человек видит совместно с другими.
Такое состояние видения умно и зрительно называют созерцанием или другими словами совместным видением, (со-зерцание).
Однако, это еще не все, и есть более широкий охват видения. Это умное видение человека совместно с Богом. Творец Мироздания и богоподобного человека, обладает полным знанием о Бытии. У Него есть Отцовское желание поделиться со Своими чадами Замыслами и Идеями о Мире. Его Мир Грандиозен и Прекрасен, без изъяна. Тот, кто готов стать послушным чадом, тому откроются значительно большие знания о Мироздании, и отношениях в Нем. Более того, Бог видит вещественный мир, в том числе и через наши ощущения. При этом сравнивает Свою "Идеальную Печать", с нашим "оттиском Ее" на предмет подобия.
Такое созерцание, было у Иисуса Христа: "Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. [Ин 1:48]"
И более того. "Я ничего не говорю и не делаю от Себя, но то что слышу от Отца Моего." Здесь речь идет о Созерцании. Созерцать - все равно что видеть, как в зеркале. Зерцало и есть зеркало. Ты просто видишь или слышишь.
Созерцали апостолы и святые, и даже простые люди, если того требовало Домостроительство Божие.
Апостол Павел говорит: " Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. [2 Кор 12:1-4]"
Созерцание может быть беЗобразным, когда Бог прикоснется к человеку Своей Любовью. Это состояние, как правило, не описывается словами, здесь требуется другой язык выражения. В этом состоянии все становится понятно без слов и образов.
Таким образом можно сказать, что созерцание это совместное человека в Боге видение. Бог всеобъемлет Бытие Своими Идеями. Нам они открываются по мере очищения сердца от страстей, которые перестанут мутить воду нашего зеркала (зерцала), через которое мы и сможем увидеть Небесные Образы, и услышать неизреченные глаголы, без искажений.
Увидеть без думаний, размышлений, фантазий или воображения. Увидеть смыслы и суть каждой вещи вещественного мира, в ее изначальном, задуманном предназначении, без изъянов и недоделок. Такое возможно осуществить только через наше созерцание с Богом и в Боге, по Его Промыслу.
Дай нам Господи лицезреть Тебя и Твой Мир через созерцание.
Аминь и Слава Пресвятой Троице, Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Деве Богородице и всем святым в Любви просиявшим.