|
иерей Сергий Гусельников |
Был теплый мартовский день. В небе ярко светило солнце, а вокруг весело чирикали воробьи и щебетали синицы. Я, тогда студент филфака Куйбышевского университета, в приподнятом весеннем настроении возвращался после занятий домой.
К обеду снег сильно подтаял, поэтому на тротуаре образовались многочисленные лужи. Те из них, что были поменьше, прохожие перепрыгивали, а большие аккуратно обходили по тропиночке обочиной. Причем если кто-то шел навстречу, то одному из прохожих приходилось уступать дорогу и проваливаться в мокрый рыхлый снег. Я, слишком высоко ценивший свою силу и ловкость, посчитал ниже своего достоинства пробираться по тротуару подобным образом.
Слева возвышались выросшие за зиму большие сугробы, немного осевшие и уплотнившиеся. Искусно балансируя по ним, можно было идти вперед не останавливаясь, но рискуя оступиться и провалиться в снег или сорваться вниз. Недолго думая, я взобрался на эти сугробы и, упиваясь своей ловкостью, исполненный тщеславия, пошел, свысока поглядывая на бедных прохожих. На мне был новый бежевый плащ, хорошая импортная шляпа, в руках светло-коричневый «дипломат». Я ощущал себя супергероем, идущим по краю пропасти.
Но недолго мне пришлось тешить коварную соблазнительницу-гордыню. Не прошел я и пятидесяти метров, как правая нога моя соскользнула с твердой кромки, я не удержал равновесия и с позором свалился вниз, в большую грязную лужу. Шляпа, слетев с моей неразумной головы, шлепнулась в воду. Ошарашенный таким плачевным окончанием своего ловкого путешествия по вершине сугробов, я стоял в растерянности и думал, что же мне теперь делать. Плащ стал мокрым и грязным, «дипломат» - тоже, на шляпу вообще было жалко смотреть. Идти в таком виде по тротуару я не решился, вместо испарившейся гордости меня охватило чувство стыда.
К счастью, через дорогу находился частный сектор. Как побитая собака, я быстренько перебрался туда, насколько возможно очистился от грязи и скрытно, переулками, держа шляпу в руке, побрел домой.
Тогда я еще не был верующим, но отчетливо понял, что это мне вразумление Свыше: не превозносись, ибо рано или поздно сорвешься вниз.
Так и в нашей духовной жизни. Забывая о том, что все хорошее в нас от Бога-Творца и что именно Он даровал нам здоровье, силы, разум, способности и таланты, мы начинаем кичиться этим, а потом падаем в греховную пропасть и долго-долго выкарабкиваемся оттуда, опять же не без Божией помощи. И, к сожалению, мы даже не вразумляемся житиями святых угодников, которые своим безценным духовным опытом предупреждают: непреложны слова Спасителя о том, что гордым Бог противится, а смиренным подает благодать. Православное богомыслие утверждает: гордость – мать всех грехов, и, следовательно, в первую очередь нужно бороться с ней, чтобы не упасть в адскую бездну вместе с падшим туда Денницей. Еще в начале III века священномученик Киприан Карфагенский свою боговдохновенную книгу о единстве Церкви так и назвал «Падение гордых», подразумевая, что у противопоставляющих себя другим, превозносящихся не может быть другого исхода, как падение. А вот как раз-то с гордыней, тщеславием, самоуверенностью, самонадеянностью, самолюбием мы никак не можем справиться. На исповеди часто слышишь от кающихся, что как они ни стараются, им не удается избавиться именно от этих грехов. Опыт безбожной или неправильной духовной жизни учил нас не смирению, а превозношению и осуждению других. Подобно евангельскому фарисею, при первом удобном случае так и думаем: «Вот какой я хороший, разумный, благочестивый. Не такой, как этот мытарь». Но мне кажется, что у каждого в жизни были такие падения, за которые особенно стыдно и перед Богом, и перед людьми, и перед самим собой. Вот о них-то хорошо бы почаще нам вспоминать, когда душу начинает одолевать гордость.
С того мартовского дня я никогда больше не ходил по вершинам сугробов, а пробирался через лужи вместе с другими прохожими.
Комментарии не найдены ...