Толкование духовных терминов, относящихся к душе.

Иверская Икона Божией Матери - Вратарница. Афон. Иверон

Толкование духовных терминов, относящихся к душе.

Введение.

Все написаное выше, демонстрирует нам одну из сторон личности старца Иосифа. Как мне кажется, отсюда явствует с полной очевидностью, что безмолвнический образ жизни представляет собой единственную подлинную жизнь и единственный путь к исцелению для современного утомленного человека.

Цель безмолвия состоит в возвращении ума в сердце, за которым должно начаться внутреннее очищение. В ходе этого небольшого исследования нам пишлось прибегнуть к различным духовным терминам, понятным для тех, кто заниматся умной молитвой и трезвенным деланием. Большинству, однако, эти термины либо неизвестны, либо толкуются по разному. Вот почему мы сочли полезным проанализировать их, дабы достичь более полного понимания внутреннего мира души. Толкование этих терминов не будет носить науного характера, который, вероятно, потребовался бы для наибольшей полноты: оно было дано на основании святоотеческих текстов и опыта монашеской жизни.

Когда Адам беседовал в раю с Богом Святым, он не имел никакой нужды: его осенял божественный Свет, благодать Всесвятого Духа. Согрешив, однако, он утратил присутствие Божие. Он начал страшиться, и потому скрывается, услышав шаги Бога Отца, ходящего в раю. Он утратил истинный свет: лишился созерцания Бога. Следовательно видение его подверглось ограничению. Адам видит теперь одну часть творения, одну часть истины, поскольку он лишился созерцания Бога, который создал вселенную. Следовательно, павший человек воспринимает истину отрывочно - он не видит ее целиком. Это случилось потому, что образ человека из-за его преслушания оказался омрачен, покрылся чернотой, утратил свет; он утратил способность видеть и судить правильно. Из этого обстоятельства следует один вполне определенный вывод: просвещенный ум есть величайшее достижение человека и величайшее благословение в мире.

Образ души нашей покрылся мраком страстей и сделался черным. Естество образа Божия не изменилось, однако он должен быть очищен от мрака страстей.

Грех разрывает единство душевных сил человека, и его расщепленная личность страдает из-за своей расколотости и расточения душевных сил.

Следовательно, безмолвнический образ жизни является единственным путем к исцелению, к тому, чтобы ум возвратился в свое царство, то есть в сердце. Тогда происходит воссоединение всех душевных и телесных сил, так что душа имеет возможность обратиться к Богу святому, дабы воспеть Его и прославить.

Святые отцы весьма практичны: они не только представляют нам различные степени духовной йжизни, но и указывают путь к их достижению. Этот путь - покаяние и подвижничество во Христе. Только аскетический (безмолвнический) путь может помочь человеку достичь обожения. В монашестве соблюдается истинная христианская жизнь.

Духовная жизнь является общей для монахов и мирян. Можно и в миру по мере своих возможностей и пот наличие такого желания стремиться к подвигу и молитве.

Возвращаясь к вышеизложенному, отметим, что то, кто приобрел Божественную благодать, знает истину. Чувство Божественной благодати есть подлинное ведение, в то время как всякое иное ведение является следствием размышления ивосприятия вещей. Следовательно, только духовный человек, стяжавший Божественную благодать, может высказать правильные суждения о душе и всех житейских проблемах. Ученый имеет узкое поле зрения и потому никогда не сможет направить путь души в нужном направлении, а уж тем более - составить правильное мнение о великих жизненных проблемах: возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может [1 Кор 2, 13-15].

Божественная благодать - это духовный свет, который просвещает человека, так что он правильновидит духовные предметы. Человек, чей ум покрыт мраком страстей, подобен тому, чьи телесные очи слепы.

Свет в уме человека - это слово Божие, которое просвещает его, позволяя видеть истину, путь Божий. Шагая по прямому пути заповедей Божиих, он не споткнется о скалы и не рухнет в пропасть греха. Псалмопевец говорит: "Вся заповеди Твоя истина" [Пс 118,86] Как светильник, в котором полно масла и имеется даже фитиль, все-таки останется совершенно темным, если не загорится от огня, так и душа, не сташая причастницей благодати Святого Духа, остается погашенной и мрачной. Дела ее нечисты, тау что их требуется испытать и выставить на свет. Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим [Пс 118,105]. И еще: приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся [Пс 33,6]

Итак, тот, чей светильник души погас и мрачен, нуждается в проводнике - божественном огне, который бы просветил светильник его души, так что человек смог бы судить о своих деяниях, а его ошибки были бы прощены через таинство исповеди. Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьм: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. [Ин 12, 35-36]

Христос - свет, истина и жизнь. Хистос просвещает всего человека, приходящего в мир. Христос освещает душу и ум человека: светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло [Мф 6,22] Но что же это за око? Здесь в священном тексте речь идет не о телесном глазе, но об уме. око души - ум. Ум же лишь тогда становится простым, когда видит простой свет, каковым является Христос. А о том, кто имеет свет Христов, говорят, что у него ум Христов [1 Кор 2, 16] Когда ум прост, то есть светел, тогда и все силы души являются светлыми. И наоборот, если ум помрачен, то и вся душа темна. Итак, будьте внимательны: если вы сделали мраком то, что Бог вложил в вас в качестве света, то можно себе представить, в какой тьме вы нахоходитесь.

Господь говорит законникам и фарисеям: "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения" [Лк 11,52]. Что же это за ключ разумения? Это благодать Всесвятого Духа, которая через веру. Благодать Духа Святого отворяет наш закрытый и помраченный ум и наделяет его истинным познанием.

Чистое сердце - это священный алтарь человека, ибо человек есть храм Бога живого. На сем освященном жертвеннике чистого сердца приносится чистая жертва, то есть молитва, не оскверненная лукавыми помыслами.

Душа, в которой действуют различные страсти, лишается благодати Божией. Последствием действия страстей является прекращение благодати, которой обладала душа. Если душа не пробудится от дел страстей и прилогов лукавых бесов, то она продолжает совершать эти грехи. Душа отбрасывает благодать, и сделавшись сиротой, лишенной Божественного Отца, становится обиталищем бесов.

Если благодать Духа Святого не очистит душу, чтобы она оставила нечистоту греха, то такая душа не сможет соединиться со Христом: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [1 Кор 6,17] Но никто не может составить одно тело и один дух с Господом, пока в душе присутствует грех, который разоряет, рассеивает и уничтожает душу. Божественная благодать просвещает, соединяет и обновляет человека. И если только мы соединимся со Христом посредством Божественной благодати, то такое единство сохранится и в будущем веке. По словам пророка Исаии, избавлении и собрании Господем пойдут в жизнь вечную [Ис 35, 9-10]

Следовательно, те кто соединится со Христом, останутся вместе с Ним и в вечной жизни, будучи частью Его стада. Благодать Духа Святого, собирающая воедино духовные силы человека, помогает ему сделаться цельной личностью. Божественная благодать не имеет обыкновения дополнять новую одежду, сшивая ее с ветхой, разодранной и оскверненной страстями. Посему Господь говорит: "Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой" [Лк 5,36].

Тот кто покаянием и слезами воздвиг свою душу от мира сго, в будущем веке будет собеседником ангелов, а тело его будет нетленным, световидным изваянием Божественной Красоты.

Цель аскетического предания Православной Церкви заключается в том, чтобы возвратить человека к его естественному состоянию и обожению. Для этого оно стремится уврачевать душевные и телесные раны человека. Средство, которое служит для этой цели, состоит в том, чтобы ум был возвращен в сердце, а оттуда поднялся к Богу Отцу.

Ум поднимается навстречу Богу посредством молитвы. Умная молитва окрыляет ум. Молитва - это естественное состояние души, поскольку общаясь с Богом Святым, душа просвещается и получает все дары Святого Духа. Тогда все действования души обращаются к Богу. В этом соединении душевных сил человека состоит их наиболее естественное действие, а это есть не что иное, как славословие святого триединого Бога. Именно эту мысль выражает и пророк Давид:: "Благослови душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его" [Пс 102,1]

После этого введения мы хотели бы попытаться приступить к истолкования духовных терминов с помощью святых отцов и под руководством Пресвятой Богородицы, в Которой мы полагаем всякую надежду и опору, ибо без Ее божественного просвещения у нас не было бы ни одного благого помысла.

Дабы лучше понять святость области сердца и с большей легкостью приспособиться к трезвенному окружению ума, в которое нам надлежит вступить, мы предлагаем один небольшой текст о безмолвии ума.

Старец Маркелл, ученик Иосифа Исихаста. Святая гора Афон. Из книги "Духовный опыт старца Иосифа Исихаста"

Безмолвие ума. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4504/
Что такое сердце. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4506/
Духовное сердце. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4503/
Что такое душа. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4490/
Что такое ум. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4499/
Об уме и душе. http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_1_1/topic_4472/
Личность души http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4474/
Как избежать отвратительной личины. http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_1_1/topic_4486/
Как человек становится личностью. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4480/
Условием проявления лика души является Божественное просвещение. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4512/
О трех движениях ума. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4513/
Что такое апофатический образ жизни. http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_1_2/topic_4444/
Апофатический образ жизни. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4515/
Различие между умом и логикой. http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_1_2/topic_4455/
Что такое трезвение http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_1_1/topic_4466/
Что такое безмолвие. Выводы. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4516/

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Яна »» | 05.08.2013 15:32
  
0
А у меня молитва не идёт, когда я начинаю поститься у меня начинается безмолвие и в сердце и в голове
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 05.08.2013 15:53 | ответ на: #1 ( Яна ) »»
  
0
Безмолвие это же неплохо. Молитесь просто Господи Иисусе Христе помилуй мя грешную. С покаянием и вниманием на словах молитвы
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites