Два брата - Апостолы Петр и Андрей первозванный.

Святой апостол Петр и святой апостол Андрей


Два брата - Апостолы Петр и Андрей первозванный.

I. Роль Апостола Петра.

Каждому богослову известны эти слова:[ "Я говорю тебе: ты -- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Матф.16:18)]. Известно и о том, что из этих слов обычно делают вывод о том, что Пётр олицетворяет собою Церковь и является главным Апостолом. На самом деле оба эти вывода - ошибочные. Правильные выводы таковы: Пётр олицетворяет не Церковь, а лишь её структурно-иерархическую основу. Сама же Церковь - лишь стоит на Петре (камне) как на основании. Поэтому Пётр является не "главным апостолом", а как раз наоборот, олицетворяет подножие Церкви, ноги, но не голову. Глава же Церкви есть Христос. (см.Еф.5:23).

К чему же относятся слова "и врата ада не одолеют её"? Относятся ли они к самой Церкви, или также и к камню-основанию? Очевидно, что речь идёт именно о Церкви, и но не о камне-основании. Следует ли удивляться тому, что в структурно-иерархическом смысле церкви разобщены на множество конфессий? Пётр - не Церковь, он лишь камень-основание. Расколы не раскалывали Церковь, но только камень. Сейчас вот есть два больших камня - католическая и православная церковные системы, есть и множество осколков - протестантских конфессий, всё это по-сути тот самый символический Пётр-камень, хотя и расколотый, но как основание всё же годный. И Церковь на камне стоит неразделённая на части, но единая.

II. Два брата

Из Евангелия мы знаем, что Апостол Андрей первозванный был братом Апостола Петра. Зачем каждый евангелист счёл обязательным подчеркнуть то, что Андрей - брат Петра? (Матф.4:18, Мар.1:16, Лук.6:14, Иоан.1:40). Если бы этот факт не имел никакого значения, то о нём бы и не следовало говорить, а если о чём-то говорится, тем более многократно, тем более это важно и нуждается в истолковании.

В Писании неоднократно встречаются сюжеты, в которых на примере двух родных братьев нам бывают показаны какие-то важные закономерности. Давайте вспомним некоторые из них.

II.I. Каин и Авель

Сюжет с братьями - Каином и Авелем - символизирует два человеческих начала: стяжательство (Каин), и ведение (Авель). Обратите внимание на двойной смысл слова "ведение": с одной стороны, это "вЕдение" - в смысле ведать, мыслить, а с другой стороны это "ведЕние", в смысле вести, пастырствовать. Именно такое значение Каина и Авеля мы можем выяснить обратившись к древнееврейскому тексту Писания, весьма усиливая образность и символизм сюжета. Каин, дела которого не угодны Богу, убивает Авеля, ревнуя к его успехам. Каин, который является символом служения плоти и плотского стяжательства, великую ненависть питает к Авелю, символизирующему мыслителя и пастыря. Каин убивает Авеля, что символизирует то, как во многих плотских людях жадность и любовь к делам плоти постепенно убивает духовные начинания и подавляет его стремления к Богу. Если вдуматься, то и в самом деле, именно эти два начала - Каин и Авель - фактически противостоят друг другу в каждом человеке, и во многих побеждает Каин ("жадина").

II.II. Исав и Иаков

Сюжет с двумя братьями - Исавом и Иаковом - тоже символизируют два человеческих начала: Исав символизирует плотское, "мясо-волосатое" начало, а Иаков - символизирует духовное, сознательное начало в человеке. Исав, подобно Каину, ненавидит Иакова, поскольку Иаков (как дуамет Исав) похитил его первородство. Но мы знаем, что Исав прежде продал своё первородство за чечевичную похлёбку, символически отдав предпочтение животному, плотскому началу, отказавшись от своего духовного наследия перед страхом смерти, и тем самым обратил против себя гнев Божий. Поэтому сказано - ["Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел" (Мал.1:2-3)]
В отличии от сюжета с Каином и Авелем, в сюжете с Исавом и Иаковом убийства не происходит, Иаков спасается бегством. В последующем Господь даёт ему новое имя - Израиль, и образ "сыны Израиля" в последующем символизирует нам сомножество людей духовных, не плотских.
Но вцелом ситуация между Исавом и Иаковом - весьма конфликтная.

II.III Пётр и Андрей.

И вот, наконец, мы подошли к сюжету с Петром и Андреем, которые тоже два брата, и каждый имеет своё первородство: если Андрей - первозванный, его самым первым призвал Господь, и его первородство духовное, то Пётр, которого Спаситель призывает через Андрея, кладется в основание Церкви Божией. Возненавидит ли кто из этих братьев друг друга, как прежде бывало в Ветхом Завете? Будет ли между ними существовать некое символическое противоречие, которое влекло бы конфликты и разделения? Писание ведёт нас к выводу о том, что ненависти и противостояния между этими братьями не будет. Примирить двух братьев в словах Спасителя главнее, нежели все религиозные формальности вместе взятые. Христос говорит:
["если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой." (Матф.5:23-24)]
Именно в этом ключе следует рассматривать и такие "неудобоваримые" слова Апостола Павла, которые не по человеческому разумению сказаны, но Духом Святым:

["во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем." (Еф.2:13-16)] - эти слова "неудобоваримы" потому что человеческому разумению трудно вмещать слово Духа, сказанное языком духовных образов. Суть этих слов весьма объёмна, они говорят о примирении Ветхого и Нового, и о примирении плоти и крови, и о примирении человека и Бога.

II.IV. Человек и Бог.

Кто возьмётся отрицать то, что христианин, исполняющий волю Господа - брат Богу, когда Сам Господь сказал - ["кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат" (Мар.3:35, Матф.12:50)]
Человек был сотворён по образу и подобию Божиему, и был братом Богу изначально, но грехопадение человека посеяло вражду человека против Бога, как между двумя братьями, и повлекло войну человека против Бога и разделение. Эту вражду и разделение устранил Спаситель.

III. Земля и небо, вода и суша, кровь и плоть

Если мы проанализируем Писание с точки зрения обнаружение в нём таких понятий как "основание" и "надстройка", "форма" и "содержание", то с самых первых глав Библии обнаружим множество таких парных систем. В первой же строке Писание нам говорит: ["В начале сотворил Бог небо и землю". (Быт.1.1)], сразу говоря нам об этой изначальной двойственности мира - небо и земля, форма и содержание. Что важнее или лучше из двух? Никак нельзя их разделять, одно без другого лишено смысла.
Дальше - суша и "собрания вод", опять же мы видим форму и содержание в ней.
Важнейшей формо-содержательной парой является связка "плоть и кровь", особая значимость этой пары возникает потому, что с нею связано важнейшее церковное действие - Евхаристия, суть которой отражена в Евангелии: ["Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день." (Иоан.6:54).]

В прежние времена эти слова очень смущали иудеев, они говорили: ["Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?" (Иоан.6:52)], поскольку они не понимали, о чём идёт речь, по-плотскому думая что речь идёт о костях и мясе, и не понимая духовного смысла в этих словах. Однако, речь идёт не о мясе. Речь идёт о форме и содержании христианства как такового. Плоть Христова - суть дела христианской веры, форма деятельная, неразрывно связанная с её содержанием - Кровью Христовой, которая суть смысл христианской веры, Кровь Нового Завета. Нельзя разорвать эти два начала христианства, приемлющий их есть христианин, отвергающий их христианином не является: вера без дел мертва, и добрые дела без веры сознательной - не в Господе делаются. Когда дела добрые делаются по вере сути Нового Завета, тогда и только тогда можно говорить о том, что это есть истинная Евхаристия, причастие Господа нашего Иисуса Христа.
Некоторые думают что достаточно лишь вкусить ритуально хлеб и вино, символизирующие Плоть и Кровь Господа, но это убеждение в корне ошибочно и вредно. Апостол Павел предупреждал о недопустимости такой упрощенной трактовки, говоря: ["кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. (1Кор. 11:27-29)] - как видим, критерием Павел выдвигает рассуждение, понимание сути действий, если же ритуальные действия совершаются без рассуждения, без понимания их смысла, то такое может оказаться даже в осуждение делающему сие.

IV. Апостолы Пётр и Андрей как иерархия и смысл Церкви

На основании вышеприведённых исследований вполне обоснованным представляется вывод о том, что два брата - Пётр и Андрей - символизируют, соответственно, иерархическую структуру и духовно-смысловую составляющую Церкви.

Пётр - основание, форма, плоть, хлеб, камень основания Церкви.
Андрей - надстройка, содержание, кровь, вино, здание Церкви.

В таком символическом ряду целый ряд смысловых закономерностей в Евангелии становятся более ясными. Например, становится ясно то, почему первым Господь призывает Андрея, а Андрей призывает Петра, это символически иллюстрирует сказанное Христом: ["Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне." (Иоан.6:44-45).] Эти слова говорят о том, что только Духом Святым человек может быть призван к Богу, никак иначе. Именно поэтому Пётр призывается посредством Андрея, что на языке символов выражает такую закономерность: Христос символизирует Бога-Отца, Андрей первозванный символизирует посылаемый Богом-Отцом Духа, призывающий человека к Нему, и Симон (Петр) символизирует человека, которого Бог желает призвать.

Этот сюжет мы можем прочесть в Евангелии от Иоанна:

["Один из двух, слышавших от Иоанна (крестителя) об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты -- Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)." (Иоанн.1:40-42)]

Из всех этих слов и размышлений, которые были приведены выше, следует вот какой вывод. Совершенно ошибочна устоявшаяся католическая традиция, согласно котрой Церковь фактически отождествляется с её структурно-иерархическим основанием (Петром). В этом отождествлении утрачивается не менее значимая составляющая - смысловая, духовная, "кровь Церкви", которую символизирует апостол Андрей первозванный. Как мне думается, Апостола Андрея символически можно отождествить с Православием (но не с церковьной структурой!), а именно с идейным, духовным наполнением Православия, суть которого - в правильном, правдивом служении Богу и прославлении (делами правды) имени Господнего.

Апостола Петра, пожалуй, можно было бы отождествить с католической церковью, а также с любой иной церковно-иерархической структурой. В любой церкви, где есть иерархическая структура, это символически можно отождествить именно с Петром.
Церковь немыслима без единства того и другого, как не может кровь жить без плоти и не может плоть обескровленная быть живой. Это значит, что нам следует понимать значимость того и другого, и значимость основания, иерархической структуры Церкви, которая формирует скелет Тела, но не мене важно духовное наполнение, кровь, смысл христианского служения.

Поэтому совершенно невозможно как-либо слиять или разделить Православие и Католицизм, эти две составляющих Церкви неразрывно и неслияно должны присутствовать в мире, и одно не должно подавлять или вытеснять другое. Православие - это мысль, смысл Церкви, католицизм - это иерархия, структура Церкви. Обе составляющих должны быть. И хотя католики уклонились от Истины, совершенно замкнувшись на иерархии и твёрдости, нам не следует этому удивляться, ибо такова их роль. Православие же должно быть духом, мыслью, светом Церкви, в котором Истина.

+++

Выше мы начали разговор о возможном "крестообразном" символическом соответствии между Апостолом Петром и церковной структурной иерархией, и Апостолом Андреем и духовной составляющей Церкви.

Давайте рассмотрим ещё один аргумент в пользу этого толкования. Речь идёт о том эпизоде, когда Иисус Христос спрашивает учеников - ["а вы за кого почитаете Меня?", и тогда происходит следующее: "Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты -- Христос, Сын Бога Живаго.]

Тогда Иисус сказал ему в ответ: [блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты -- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Матф.16:16-18)]

Интрига здесь вот в чём: ведь Симон (Петр) узнал о Христе именно через Андрея первозванного. Давайте посмотрим, как Евангелие говорит об этом:
["Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу" (Иоанн.1:40-42)]

Таким образом получается, что когда Петр отвечал Христу говоря "Ты -- Христос", то сообщал веру, которую воспринял от своего брата Андрея, в которое уверовал и пришел к Иисусу. Следовательно, если Симон (Петр) помнил о том, что впервые услышал эту весть от Андрея, то он мог бы понимать слова Иисуса двояко:
во-первых, если он думал что услышал о Христе от человека, то Христос опровергает это убеждение, говоря "не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах", тем самым объясняя, что Андрей лишь ему принёс Весь от Бога, а не своё убеждение высказал.

во-вторых, Христос ясно даёт понять ему и всем слушающим то, что единственная заслуга и достоинство Симона (Петра) состоит в том, что он принял Весть от Бога и крепко уверовал, и вот именно на этом основании веры, камня, будет воздвигнуты христианские убеждения и Церковь.

Таким образом, мы можем дополнить высказанную прежде систему символических аналогий:

"Андрей" - миссионер, несущий Весть, ярко воспринимающий Слово Божие и зажигающий этим Словом веру в людях.

"Петр" - традиционник, хранящий Предание, крепко и неотступно следующий тем убеждениям, которые единыжды принял и уверовал.

Впрочем, для тех, кто не привык к библейской символике, следует пояснить, что речь идёт не о "выяснении личностей" людей - Петра и Андрея, а речь идёт исключительно о выяснении той символической роли, которая уделена этим символам в Новом Завете. С тех пор, как человек попадает в Писание, он становится духовным символом, живущим по духовным законам, и понимать эти законы следует духовно, а не как плотскую историю о людях. Хотя для большинства христиан этот комментарий совершенно излишний, но всё же иногда полезно об этом упомянуть, как и Апостол Павел упоминал - ["возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно." (1Кор.2:13-14)]

Автор: Александр О.

http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=18254

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU