12 июня. Преподобного Исаакия исп., игумена обители Далматской. Священномученика Василия Смоленского, пресвитера.

30 мая по старому стилю / 12 июня по новому стилю
пятница
Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная). Глас 7.
Поста нет.

Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383).
Сщмч. Василия Смоленского пресвитера (1942).


Рим., 82 зач., II, 14–29. Мф., 14 зач., V, 33–411.

На этот день может быть перенесена с воскресенья, 1 июня, полиелейная служба прав. Иоанна Кронштадтского (ср. Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава).

Тропарь Пятидесятницы, глас 8:
Благословен еси, Христе Боже наш,/ Иже премудры ловцы явлей,/ низпослав им Духа Святаго,// и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак Пятидесятницы, глас 8:
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва,// и согласно славим Всесвятаго Духа.

Тропарь преподобного Исаакия, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся... (см. приложение 2.29)

Кондак преподобного Исаакия, глас 8:
Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя,// Исаакие преподобне.

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского, глас 1:
Правосла́вныя ве́ры побо́рниче,/ земли́ Росси́йския печа́льниче,/ па́стырем пра́вило и о́бразе ве́рным,/ покая́ния и жи́зни во Христе́ пропове́дниче,/ Боже́ственных Та́ин благогове́йный служи́телю/ и дерзнове́нный о лю́дех моли́твенниче,/ о́тче пра́ведный Иоа́нне,/ цели́телю и преди́вный чудотво́рче,/ гра́ду Кроншта́дту похвало́/ и Це́ркве на́шея украше́ние,/ моли́ Всеблага́го Бо́га// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь праведного Иоанна Кронштадтского, глас 4:
Росси́йския земли́ па́стырь до́брый показа́лся еси́,/ в служе́нии пресви́терстем жизнь во Христе́ стяжа́в,/ богому́дре о́тче Иоа́нне./ Благода́ть изоби́льную от Влады́ки Христа́ прия́л еси́:/ неду́ги отгоня́ти,/ малоду́шныя утеша́ти,/ в Та́йне Пречи́стаго Те́ла и Кро́ве ве́рныя со Христо́м соединя́ти./ Сего́ ра́ди восхваля́ем тя,// я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского, глас 3:
Днесь па́стырь Кроншта́дтский/ предстои́т Престо́лу Бо́жию/ и усе́рдно мо́лит о ве́рных/ Христа́ Пастыренача́льника,/ обетова́ние да́вшаго:/ сози́жду Це́рковь Мою́,// и врата́ а́дова не одоле́ют ей.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.2:14–29; Мф.5:33–41)
«А Я говорю вам: не противься злому» (Мф.5:39); иначе – отдай себя на жертву своенравию и злобе людской. Но этак и жить нельзя? Не беспокойся. Кто заповедь эту дал, Тот же есть и Промыслитель, и Попечитель наш.

Когда с полною верою, от всей души пожелаешь так жить, чтоб не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. Оттого бывает, что, претерпи только первые натиски злобы, – люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигают злобу, которая от одного лица переходит в семью, а потом из поколения в поколение.


Преподобный Исаакий Далматский
Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379–395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константипополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (сведения о нем помещены 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.

Фото сщмч. Василия Смоленского пресвитера
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Са­ве­лье­во Ки­я­сов­ской во­ло­сти Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Ми­хай­ло­ви­ча и его су­пру­ги Ев­до­кии Алек­сан­дров­ны Смо­лен­ских. Окон­чив в 1891 го­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Ва­си­лий в том же го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Ла­ми­ши­но Пят­ниц­кой во­ло­сти Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1918 го­ду отец Ва­си­лий был по лож­но­му до­но­су аре­сто­ван и за­клю­чен в зве­ни­го­род­скую тюрь­му, от­ку­да он был осво­бож­ден через семь дней, по­сле то­го как де­ло бы­ло разо­бра­но, и он, по при­зна­нии его неви­нов­ным, вер­нул­ся слу­жить в Ка­зан­ский храм.
Од­на­ко оче­ред­ное уси­ле­ние го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь не ми­но­ва­ло его. В сен­тяб­ре 1929 го­да мест­ные ком­со­моль­цы, вы­зван­ные к сле­до­ва­те­лю ОГПУ, да­ли по­ка­за­ния про­тив свя­щен­ни­ка. Некая ком­со­мол­ка по­ка­за­ла, что од­на­жды свя­щен­ник, встре­тив­шись с ней, по­здо­ро­вал­ся и спро­сил, прав­да ли, что ком­со­моль­цы со­би­ра­ют­ся устра­и­вать спек­такль в Страст­ную пят­ни­цу. И узнав, что это прав­да, за­ме­тил, как бы им от это­го не бы­ло пло­хо, и по­со­ве­то­вал этот во­прос про­ду­мать. Она по­ка­за­ла так­же, что в их рай­оне жи­вет очень мно­го ве­ру­ю­щих лю­дей, сре­ди ко­то­рых свя­щен­ник поль­зу­ет­ся боль­шим ав­то­ри­те­том, что ме­ша­ет про­во­ди­мым ком­со­мо­лом ме­ро­при­я­ти­ям, од­на­ко ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских вы­ступ­ле­ний со сто­ро­ны свя­щен­ни­ка не за­ме­ча­лось. Ком­со­мо­лец со сво­ей сто­ро­ны по­ка­зал, что ему дей­стви­тель­но по­встре­чал­ся на до­ро­ге свя­щен­ник и, узнав, что ком­со­моль­цы со­би­ра­ют­ся ор­га­ни­зо­вать пи­о­нер­ский от­ряд, про­сил не по­ка­зы­вать де­тям ни­че­го ху­до­го.
19 ок­тяб­ря 1929 го­да отец Ва­си­лий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве; бу­дучи до­про­шен, он ска­зал:
– Ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я ни­где, ни­ко­гда не вел. Чи­та­е­мые мною про­по­ве­ди но­сят чи­сто ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер, и ни­че­го в них ан­ти­со­вет­ско­го нет.
– Угро­жа­ли ли вы ком­со­моль­цам рас­пра­вой за то, что они ве­дут ра­бо­ту по без­бо­жию? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Ни­ко­му ни­ко­гда я не угро­жал.
– Ни­че­го по­доб­но­го я ему не го­во­рил. Счи­таю, что воз­ве­ден­ное на ме­ня об­ви­не­ние яв­ля­ет­ся ло­жью.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. 18 но­яб­ря 1929 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен в го­род Оне­гу.
14 ав­гу­ста 1933 го­да отец Ва­си­лий вер­нул­ся из ссыл­ки до­мой, но мест­ные вла­сти при­ка­за­ли ему, как от­бы­вав­ше­му на­ка­за­ние, вы­ехать из се­ла за 101 ки­ло­метр от Моск­вы, и он по­се­лил­ся в се­ле Хол­мец Ша­хов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и с 24 ок­тяб­ря то­го же го­да стал слу­жить в Ни­коль­ской церк­ви в этом се­ле. Имея к это­му вре­ме­ни все цер­ков­ные на­гра­ды, он ко дню свя­той Пас­хи в 1934 го­ду был на­граж­ден мит­рой.
В ав­гу­сте 1936 го­да в хра­ме в се­ле Чер­лен­ко­во со­сто­я­лась бе­се­да, на ко­то­рой при­сут­ство­ва­ли слу­жив­ший здесь свя­щен­ник, диа­ко­ны и мо­на­хи­ни, она кос­ну­лась про­во­ди­мых со­вет­ской вла­стью по­ли­ти­че­ских су­деб­ных про­цес­сов; на со­об­ще­ние об этом од­но­го из диа­ко­нов, диа­кон Иоанн Фе­ли­цын за­ме­тил, что их все рав­но всех пе­ре­бьют. Участ­ни­ки раз­го­во­ра ста­ли ему го­во­рить, чтобы он вел се­бя осто­рож­нее. Все это до­шло до НКВД, и 19 сен­тяб­ря 1936 го­да диа­кон Иоанн Фе­ли­цын был аре­сто­ван, а участ­ни­ки бе­се­ды вы­зва­ны в ка­че­стве сви­де­те­лей, где под­твер­ди­ли ими слы­шан­ное. Вме­сте с ни­ми был до­про­шен 23 сен­тяб­ря и про­то­и­е­рей Ва­си­лий, так как бы­ло из­вест­но, что он зна­ком с аре­сто­ван­ным диа­ко­ном. По ма­ло­ду­шию он вме­сте со все­ми под­твер­дил все пред­ло­жен­ное сле­до­ва­те­лем.
В мае 1941 го­да про­то­и­е­рею Ва­си­лию бы­ло при­ка­за­но в адми­ни­стра­тив­ном по­ряд­ке по­ки­нуть пре­де­лы Мос­ков­ской об­ла­сти, и он вы­ехал в се­ло Но­во-Ни­коль­ское Яро­слав­ской об­ла­сти, и в хра­ме в се­ле Хол­мец за от­сут­стви­ем свя­щен­ни­ка бо­го­слу­же­ния пре­кра­ти­лись. В Но­во-Ни­коль­ском отец Ва­си­лий че­ты­ре ме­ся­ца до­би­вал­ся от мест­ных вла­стей, чтобы ему раз­ре­ши­ли слу­жить, но раз­ре­ше­ния ему не да­ли, и он уехал в де­рев­ню Кон­че­е­во Смо­лен­ской об­ла­сти; здесь его за­ста­ла вой­на; ко­гда фронт при­бли­зил­ся вплот­ную к де­ревне и ста­ла слыш­на близ­кая ка­но­на­да ар­тил­ле­рий­ских ору­дий, он, ухо­дя от нем­цев, вер­нул­ся в се­ло Хол­мец, ку­да, впро­чем, вско­ре во­шли пе­ре­до­вые ча­сти немец­кой ар­мии, и отец Ва­си­лий при­нял ре­ше­ние воз­об­но­вить бо­го­слу­же­ние.
26 ок­тяб­ря 1941 го­да в хра­ме со­сто­я­лась пер­вая служ­ба, а за­тем бо­го­слу­же­ния ста­ли со­вер­шать­ся ре­гу­ляр­но. При от­кры­тии хра­ма нем­цы сфо­то­гра­фи­ро­ва­ли свя­щен­ни­ка и сфо­то­гра­фи­ро­ва­лись вме­сте с ним, а пе­ре­вод­чик по­жерт­во­вал свя­щен­ни­ку де­сять немец­ких ма­рок.
В ян­ва­ре 1942 го­да нем­цы по­ки­ну­ли Хол­мец и в него во­шли ча­сти Крас­ной ар­мии. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий про­дол­жал слу­жить в хра­ме. Ком­му­ни­сти­че­ские вла­сти, несмот­ря на вой­ну, не из­ме­ни­ли сво­е­го от­но­ше­ния к хри­сти­ан­ству, и, как толь­ко ото­дви­га­лась ли­ния фрон­та, на осво­бож­ден­ной от ок­ку­пан­тов тер­ри­то­рии тут же воз­об­нов­ля­лись го­не­ния. От пре­сле­до­ва­ний не спа­са­ли ни тяж­кие бо­лез­ни, ни воз­раст – про­то­и­е­рею Ва­си­лию ис­пол­ни­лось в то вре­мя семь­де­сят три го­да. 2 мар­та 1942 го­да он был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что воз­об­но­вил при нем­цах бо­го­слу­же­ние, и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. На­ча­лись мно­го­днев­ные до­про­сы.
– От­веть­те, что вас за­ста­ви­ло стать на путь пре­да­тель­ства и по­соб­ни­че­ства немец­ким ок­ку­пан­там? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– На путь пре­да­тель­ства и по­соб­ни­че­ства нем­цам я не вста­вал, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вы утвер­жда­е­те, что в се­ло Хол­мец, от­ку­да вы бы­ли вы­се­ле­ны, при­е­ха­ли до за­ня­тия его нем­ца­ми. На ка­ком же ос­но­ва­нии вы сно­ва вер­ну­лись в се­ло?
– В се­ло Хол­мец я из де­рев­ни Кон­че­е­во бе­жал от нем­цев.
– Бе­жа­ли от нем­цев и при­бе­жа­ли к нем­цам?! От­веть­те, как вас по­ни­мать?
– Ко­гда я при­е­хал в се­ло Хол­мец, их там не бы­ло.
– О при­бы­тии нем­цев в се­ло Хол­мец вам бы­ло из­вест­но?
– Да, бы­ло из­вест­но.
– По­че­му же из се­ла Хол­мец вы от нем­цев не по­бе­жа­ли?
– В се­ле Хол­мец я остал­ся со все­ми ве­ру­ю­щи­ми.
– То есть оста­лись до­жи­дать­ся нем­цев?
– Нет, нем­цев я не ждал, а остал­ся слу­жить.
– Где и ко­му слу­жить?
– Яв­ля­ясь свя­щен­но­слу­жи­те­лем, в се­ле Хол­мец я остал­ся слу­жить в церк­ви ве­ру­ю­щим.
Вы утвер­жда­е­те, что в се­ле Хол­мец оста­лись яко­бы с це­лью служ­бы ве­ру­ю­щим, по­че­му то­гда сра­зу по­сле сво­е­го при­ез­да не от­кры­ли цер­ковь?
– Я был боль­ной, а за­тем ко­ле­бал­ся в воз­мож­но­сти от­кры­тия церк­ви, а ко­гда при­шли нем­цы, я ее от­крыл без вся­ких пре­пят­ствий.
– На ка­кие те­мы вам при­хо­ди­лось раз­го­ва­ри­вать с немец­ки­ми офи­це­ра­ми?
– В раз­го­во­рах немец­кие офи­це­ры за­яв­ля­ли, что Моск­ву ско­ро возь­мут и к весне вой­ну с Со­вет­ским Со­ю­зом по­бе­до­нос­но за­кон­чат.
– Что вы им в свою оче­редь го­во­ри­ли?
– На их за­яв­ле­ния я толь­ко го­во­рил: «что Бог вам даст».
– Сколь­ко раз вы слу­жи­ли мо­ле­бен о по­бе­де немец­кой ар­мии?
– Та­ких мо­леб­нов я не слу­жил.
– А про­по­ве­ди про­из­но­си­ли?
– И про­по­ве­дей о том, чтобы по­бе­да бы­ла на сто­роне нем­цев, я не про­из­но­сил.
– Вы го­во­ри­те неправ­ду.
– Я по­ка­зы­ваю так, как бы­ло.
– По­ка­жи­те о сво­ей пре­да­тель­ской де­я­тель­но­сти.
– Пре­да­тель­ской де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся.
10 ап­ре­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 15 ап­ре­ля утвер­жде­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние: про­то­и­е­рей Ва­си­лий об­ви­нял­ся в том, «что, на­хо­дясь на вре­мен­но ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии немец­ки­ми за­хват­чи­ка­ми, во­шел в тес­ную связь с немец­ким ко­ман­до­ва­ни­ем, стал их ак­тив­ным по­соб­ни­ком...».
Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Смо­лен­ский скон­чал­ся в боль­ни­це Та­ган­ской тюрь­мы 12 июня 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. Де­ло его, од­на­ко, про­дол­жа­ло рас­смат­ри­вать­ся и 10 июля 1942 го­да бы­ло от­прав­ле­но на рас­смот­ре­ние Осо­бо­го Со­ве­ща­ния при НКВД. 15 июля 1942 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при­го­во­ри­ло про­то­и­е­рея Ва­си­лия к рас­стре­лу. Од­на­ко при­го­вор над ним уже со­вер­шить­ся не мог.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU