4 мая по старому стилю / 17 мая по новому стилю
пятница
Седмица 3-я по Пасхе. Глас 2.
День постный.
Разрешается рыба
Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290).
Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV–XV). Сщмч. Еразма, еп. Формийского (303). Сщмч. Альвиана, еп. Анейского, и учеников его (304). Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников (311).
Сщмч. Иоанна Васильева пресвитера (1942); сщмч. Николая Тохтуева диакона (1943).
Старорусской иконы Божией Матери (1570).
Тропарь мученицы Пелагии, глас 4:
А́гница Твоя́, Иису́се, Пелаги́я,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Деян.8:40–9:19; Ин.6:48–54) Св. Павел вначале так ревностно защищал ветхозаветные порядки потому, что искренно был уверен, что на то, чтобы те порядки стояли неизменно, есть непреложная воля Божия. Не потому ревновал, что то была отеческая вера, но потому, что ревнуя службу Богу приносил. В этом был дух его жизни – Богу себя посвящать и все силы обращать на угодное Ему. Потому для обращения его или для того, чтобы заставить его не стоять так за ветхозаветие, а стать, напротив, на сторону новозаветия, достаточно было осязательно показать, что Бог не хочет уже ветхого завета, а хочет нового, все благоволение Свое от первого перенес ко второму. Это и совершило в нем явление ему Господа на пути. Тут ясно стало для него, что он не туда обращает свою ревность, куда следует, и что, действуя так, не угождает Богу, а идет против воли Его. Это узрение положения дел, при помощи благодати Божией, тотчас изменило его стремления, и он воззвал: «Господи, что повелишь мне делать?» (Деян.9:6) И с этого момента всю свою ревность обратил уже на то, что ему указано было, и всю жизнь не забывал этого события в жизни своей, но, благодарно вспоминая его, возгревал тем ревность свою – не щадя сил, работать для Господа, Спасителя своего.
Так действуют и так следует действовать и всем, искренно обратившимся к Господу.
Святая дева Пелагия
Святая дева Пелагия жила в III веке в городе Тарсе Киликийской области Малой Азии. Она была дочерью знатных язычников и когда услышала от знакомых ей христиан проповедь об Иисусе Христе Сыне Божием, уверовала в Него и пожелала хранить целомудрие, посвятив Господу всю свою жизнь. Наследник императора Диоклитиана (усыновленный им юноша), увидев девицу Пелагию, пленился ее красотой и пожелал взять ее в супруги. Но святая дева сказала юноше, что она обручена Бессмертному Жениху – Сыну Божию и отказывается от земного супружества. Такой ответ Пелагии привел в великий гнев царственного юношу, однако он решил на некоторое время оставить ее в покое, надеясь, что она переменит свой образ мыслей. Тем временем Пелагия упросила свою мать отпустить ее к своей кормилице, воспитывавшей ее в детстве, втайне надеясь отыскать епископа Тарсийского Клинона, удалившегося в горы во время гонения на христиан, и принять от него святое Крещение. В сонном видении Пелагии явился образ епископа Клинона, глубоко запечатлевшийся в ее памяти. Святая Пелагия отправилась к кормилице на колеснице, в богатых одеждах и в сопровождении целой свиты слуг, как пожелала того ее мать. Навстречу святой Пелагии по особому указанию Божию вышел епископ Клинон. Пелагия сразу узнала епископа, образ которого явился ей во сне. Она упала к его ногам, прося крещения. По молитве епископа из земли истек источник воды. Епископ Клинон крестил святую Пелагию, во время таинства явились Ангелы и покрыли избранницу Божию светлым покрывалом. Причастив благочестивую деву Святых Таин, епископ Клинон вознес вместе с ней молитвенное благодарение ко Господу и отпустил ее в дальнейший путь. Возвратившись к ожидавшим ее слугам, святая Пелагия проповедала им о Христе, и многие из них обратились и уверовали. Она пыталась обратить к вере во Христа свою мать, но ожесточившаяся мать послала сказать царскому сыну, что Пелагия христианка и не желает быть его супругой. Юноша понял, что Пелагия для него потеряна, и, не желая предавать ее на мучения, сам пронзил себя мечом. Тогда мать Пелагии испугалась гнева императора, связала дочь и отвела ее на суд к Диоклитиапу как христианку и мнимую виновницу смерти наследника престола. Император пленился необыкновенной красотой девушки и пытался отвратить ее от веры во Христа, суля ей всяческие земные блага и обещая сделать ее своей первой женой. Но святая дева с презрением отвергла предложения царя и сказала: «Ты безумствуешь, царь, говоря мне такие речи. Знай же, что я не исполню твоего желанья, ибо я гнушаюсь твоим мерзким браком, так как у меня есть Жених – Христос, Царь Небесный. Не желаю я твоего царского, суетного и маловременного венца, ибо у Господа моего в Небесном Царстве мне уготованы три нетленных венца. Первый за веру, так как я уверовала всем сердцем моим в Бога Истинного; второй за чистоту, потому что я вручила Ему мое девство; третий за мученичество, ибо я хочу принять за Него всякую муку и положить душу мою ради моей любви к Нему». Тогда Диоклитиан приговорил Пелагию к сожжению в раскаленном отлитом медном воле. Не дозволив палачам дотронуться до своего тела, святая мученица сама, осенив себя крестным знамением, с молитвой вошла в раскаленную печь, в которой тело ее расплавилось, как миро, наполнив весь город благоуханием; кости же святой Пелагии остались в огне неповрежденными и были выброшены язычниками за город. Тогда из пустыни пришли четыре льва и сели около костей, не допуская к ним ни птиц, ни зверей. Львы охраняли останки святой до тех пор, пока не пришел на то место епископ Клинон. Он собрал их и с почестью похоронил. Мучения и смерть святой Пелагии произошли в 290 году. В царствование императора Константина (306–337), когда прекратились гонения на христиан, на месте погребения святой Пелагии была построена церковь.
Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) жили в ХIV веке в Новгороде; они проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель. Как сообщают летописи, «на Сокольей горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь устроиша» в 1389 году. Праведные Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом или Алфаном, который убежал на Двину, спасаясь от преследований за сношения с Москвой, и праведники подверглись бедам по родственной связи с Яковом, тяжкими скорбями невинного страдания очистившись для блаженной вечности. В «Сказании» о святых братьях описаны чудеса, происходившие от мощей после их кончины. Празднование их памяти положено 4 мая и 17 июня. В связи с пожаром, истребившим Сокольницкую обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 мая 1775 года.
Святой Еразм с юных лет усердно служил Господу. В зрелые годы он был возведен в сан епископа города Формии (Италия). Во время гонения на христиан императоров Диоклитиана (284–305) и Максимиана (284–305) святой Еразм оставил свою епархию и удалился в Ливанские горы, где скрывался семь лет. Однажды явился ему Ангел и сказал: «Еразм! никто не победит врагов, если будет спать. Иди же в город свой, мужественно подвизайся и победишь врагов». Внимая голосу Ангела, святой Еразм вышел из своего уединения. Первыми, кто спросил его о вере, были воины, шедшие ему навстречу. Святой Еразм исповедал себя христианином. Его привели на суд в Антиохию к императору Диоклитиану, перед которым святой бесстрашно исповедал веру во Христа и дерзновенно обличил императора в его нечестии. Святой Еразм был подвергнут жестоким пыткам, но остался непоколебимым. После истязаний святой был окован железными цепями и брошен в темницу, откуда его чудесным образом вывел Ангел, сказав: «Иди за мною, я отведу тебя в Италию. Много людей и там ты приведешь ко спасению». В городе Ликии святой Еразм смело проповедовал народу о Христе и воскресил сына одного знатного человека. После этого чуда в Ликии крестилось 10 000 человек. Император Западной половины Римской империи Максимиан Геркул приказал схватить святого и привести его на суд. Перед этим императором святой Еразм также смело исповедал свою веру. Его били и угрожали распятием, если он не отречется от Христа. Потом заставили идти в идольское капище, но при входе святого все находившиеся там идолы упали и разбились, а из капища вышел огонь и попалил многих язычников. Оставшись на свободе, святой Еразм крестил множество народа, а затем ушел в город Сирмий, где был снова схвачен и подвергнут мучениям. Святого посадили в раскаленную печь, но он остался живым и невредимым. Это чудо столь потрясло присутствовавших, что император, боясь народного возмущения, удалился в свой дворец. Ангел освободил святого Еразма от оков и привел его в город Формию, т. е. в его епископию, где святой крестил множество народа. Там святой и скончался в 303 году. Христиане с честью погребли останки святого священномученика.
Святой Альвиан, епископ Анейский
Святой Альвиан был епископом города Анеи, Асийской области, пострадал за Христа около 304 года в гонение на христиан императоров Диоклитиана и соправителя его – Максимиана. Святому Альвиану было приказано принести жертву идолам под страхом смерти, но святой с твердостью исповедал свою веру во Христа и отказался служить идолам. Его пытали раскаленным железом, нещадно били, но он остался непоколебимым. Вместе с ним мучили и его ученика, который тоже остался верен Господу Иисусу Христу. Оба святых мученика были приговорены к смерти и брошены в раскаленную печь, в которой и скончались, восприняв мученические венцы.
Священномученик Сильван, епископ Газский
Святой Сильван происходил из окрестностей города Газы.
В миру Сильван был воином. Желая служить Царю Небесному, он принял священство, а потом был рукоположен во епископа Газского. Святой Сильван многих язычников обратил к вере во Христа.
Во время гонения на христиан императора Диоклитиана он был приведен на суд в город Кесарию, подвергнут пытке, мужественно перенес ее и был приговорен к тяжелым работам в медных рудниках. На этой работе святой епископ дошел до крайнего изнеможения, но, всегда бодрый духом, неустанно проповедовал Христа всем окружающим. Это вызвало ненависть язычников, которые отрубили ему голову. Такую же смерть приняли с ним и еще 40 святых мучеников, которые по слову епископа уверовали во Христа. Смерть их последовала в 311 году.
Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси.
Старорусская икона Божией Матери
В Старой Руссе икона находилась до ХVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в ХVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.