О двух образах познания мира


О двух образах познания мира

СТАРЕЦ был одарен живым, красивым и необычайно дерзновенным умом. Он пишет:
«Умом мы не можем познать даже и того, как сделано солнце; и когда мы просим Бога: дал Ты солнце, Скажи нам, как сделал ты солнце,— то слышим в душе ясный ответ: — смири себя, и будешь знать не только солнце, но и Творца его. Когда же душа Духом Святым познает Господа, то от радости забывает весь мир и оставляет заботу о земном знании».

Здесь, под почти наивной формой выражения, скрыто указание на два различных образа познания о бытии. Обычный и всем известный путь к познанию выражается в том, что познавательная способность человеческого духа, направленная вовне, встречается с бесчисленным разнообразием явлений, видов, форм, и с бесконечным дроблением всего происходящего, и потому познание никогда не достигает ни полноты,, ни подлинно реального единства.

При этом образе познания, ум, ища настойчиво единства, прибегает к синтезу, всегда и неизбежно искусственному, и то единство, которого он достигает на этом пути, не есть нечто реально и объективно сущее, но лишь свойственная ему форма отвлеченного мышления.
Иной путь к познанию о бытии лежит чрез обращение человеческого духа внутрь себя и затем к Богу, При этом происходит нечто обратное тому, что мы видели в первом образе познания: ум отходит от бесконечной множественности и раздробленности явлений мира и всею силою обращается к Богу и, пребывая в Боге, видит и себя и весь мир.

К такому образу познания через молитву — стремилась душа Старца, и хотя он не терял здоровой чувства реальности этого мира, однако, до конца жизни своей оставался далеким от мирских дел, чуждым любопытства и привязанностей. Дух его всегда был занят только Богом и человеком.

Преподобный Силуан Афонский

Комментарии (7)

Всего: 7 комментариев
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 01.10.2011 20:06
  
2
И я уже не знаю ничего.
Я - чистый лист, я - белая страница.
И только от Дыханья Твоего
Здесь может буква зыбкая явиться.

Да, Ты ее напишешь и сотрешь,
И это - высший строй, а не разруха,
Ведь есть всего одна на свете ложь:
Упорство буквы перед властью Духа

/Миркина/
#2 | Славин Д »» | 02.10.2011 06:42
  
0
фото перевени. оно вверх ногами.
  
#3 | Андрей Рыбак »» | 02.10.2011 08:37 | ответ на: #2 ( Славин Д ) »»
  
0
Так задумано.
#4 | Георгий »» | 02.10.2011 09:14
  
0
Лаконичный и бесконечно глубокий смысл. Это компас, который всегда надо дежать в своей душе. Георгий.
#5 | Вера В. »» | 02.10.2011 11:47
  
0
Такая высота и духовность ... фото, преп. Силуан Афонский, стихи Зинаиды Миркиной. Хочется просто помолчать. “И Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит…” (Второе к Коринфянам, 3.6).
#6 | Славин Д »» | 02.10.2011 14:24 | ответ на: #3 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Так задумано.
===================
ааааа... понятно.
оттого и жизнь наверно такая. - все вверх ногами.

друиды древние правы были, когда говорили, что дьявол в этот мир прийдет с именем - красота.
  
#7 | Андрей Рыбак »» | 02.10.2011 14:27 | ответ на: #4 ( Георгий ) »»
  
2
Да, смысл действительно глубокий. Дробление и разбиение целого на части, не дает знания о целом в его сути. Мир сейчас чем только и занять, что разрушает целомудрие, но что он видит за этими "потрохами" - смерть. Мертвое, разодранное тело, без духа.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites