Начала символьного богословия - 1

Господня земля и всё, что на ней, вселенная и все народы ее… Пс.23:1 (пер. С.С. Аверинцева)



Братья и сестры!
Мы решили попробовать соборно поработать над обозначенной Темой: "Начала Символьного Богословия".
Здесь планируется небольшими частями выкладывать создаваемый текст – для обсуждения и для того, чтобы сделать его содержание понятным потенциальным будущим читателям.
Высказывая замечание или мнение, просим, чтобы оно было, перво-наперво, конструктивным и своим. Если оно не свое, следует представить своими словами резюме чужого мнения и указать ссылку на первоисточник.
Костюченко Сергей, Илья Тырданов


Примерный первоначальный тематический план:
Символ, Природа человеческого познания, Первообраз, Шестоднев…


=======================================
Начало. Продолжение см. здесь

Символ

Сначала необходимо определиться с понятием символьный.
Символьный – это прямая производная от Символа.

Символ – это образование,
– которое мы видим, можем осязать руками
– и/или которое мы слышим и воспринимаем исключительно умом, как смысл произносимого языком слова;
– которое, как результат познавательной человеческой деятельности, отнесено к миру невидимому, неосязаемому, исключительно рациональными средствами не постигаемому;
– как результат отклика познаваемого на жажду нашего познания, ответ на наш вопрос;
– как способ целостного познания окружающего Мiра являет это познание.

Символ, в предельном случае, – это ограниченное человеческой познавательной деятельностью обращение Молчаще-Говорящего, как Его собственное Имя – как локальное смысловое образование, отнесенное к Источнику Бытия и потому являющее Его во всей полноте Бытия здесь-и-теперь.
В данном случае – это местоприсутственный символ, живой ракурс Бога.


Определение Символа в философском контексте выглядит так:

Символ – это локальное образование, которое, в общем случае, представляет и являет нелокальные (трансцендентальные) и трансцендентные моменты бытия.

Комментарии (8)

Всего: 8 комментариев
  
#1 | Ирина У. »» | 02.10.2015 15:03
  
-3
     
-2
Тема: "Начала Символьного Богословия" - сразу подразумевает, что Начало (то с чего все начинается) у Символьного Богословия не одно, а несколько, и судя по картинкам, началами = началом является Пресвятая Троица. А также важный момент: "непрерывный обмен энергиями". Как я понимаю, все начинается из Господа, и все им и заканчивается.
Простите за мои упрощенные понятия.

по поводу трактовки символов и тем определений, мое мнение, что это хорошо что вы уже облекли это все в форму, и все же для остальных людей не сталкивавшихся близко с этими понятиями, пока давать трудно разумные замечания. Возможно, когда соборно будут проработано какое-то количество тем по этому направлению, тогда можно еще раз вернуться к обсуждению "определения символа", как систематизации знаний.
но за тему спасибо большое, действительно хочется в этом разобраться.
может быть я не правильно поняла задание, расскажите, в виде примера, какое обсуждение вы хотели бы видеть?
СПАСИБО, что начали раскрывать эту тему!!!!
     
-1
Да, и еще в определении описан способ, как именно мы можем познавать Бога и нетварный мир символами, т.е. путем представления символов. Теоретически я понимаю как это, но на практике?
С чего начать? Распечатать символ Троицы, долго на него смотреть, а потом, закрыв глаза представить? Или как то еще?
  
#4 | Андрей Рыбак »» | 02.10.2015 21:38 | ответ на: #2 ( Александра Аксой ) »»
  
0
Когда задачу решаешь, надо полность погрузиться в ее решение. Отключиться от внешнего. Все внимание к задаче. По другому не получится. Вдохновение должно придти.
     
-2
Александра, Вы поняли все правильно! И комментарий - в пример всем остальным, молодым и постарше...))))))))))
Ну и конкретно:
-- да, Началом будет именно Символ Пресвятой Троицы, который обусловлен двумя взаимосвязанными моментами: нашей жаждой знать Владыку всех и вся и Его ответом нам, нашей возможностью вместить и переварить этот ответ. (Историческая обусловленность его и представлена на коллаже.)
А "начала" - этот термин имеет академические корни, что подразумевает представление предмета в его каркасе или что-то подобное: скажем, у Исаака Ньютона есть знаменитый труд "Начала математики", где положены основания развития не одного научного направления на несколько веков. По всей видимости, как видится на сей час, нечто похожее может быть и с "Началами Символьного Богословия".
- по поводу определения "символа" Вы совершенно правы. Лично я над его определением - уж не помню точно - более 10 лет кумекаю (толчком к православному рассмотрению символа послужила книга Шмемана, "Евхаристия", - а было это и еще раньше). Но вот совсем недавно, в дискуссии с моим институтским другом проявился новый и важный момент. Совершенно не исключаю таких ситуаций и в дальнейшем.
Всем нам - творческих успехов во Славу Владыки!
     
-2
Теоретически я понимаю как это, но на практике?

Тут Вы затронули очень сложный момент: одно дело, скажем, мой личный индивидуальный путь и выводы, которые делаю я, и очень другое дело, когда дело касается выработки общей методологии, т.е. тиражируемой технологии.
Кстати сказать, на мой взгляд, - та же проблема и у Ильи. Да если посмотреть на историю православной молитвы, в том числе и аскетической, сколько веков напряженного дерзновения прошло, прежде чем преподобный Иоанн написал "Лествицу".
Однако, сейчас время ускоряется, да и предыдущего опыта накоплено много.
=========
Ну, может быть так: только в лоне православной Церкви, - это раз.
Сначала прочитать по написанному...
Скорее, здесь лучше подходит методика молитвы: надо знать текст, чтобы он жил внутри. Чтобы слова, понятия, смыслы, переходы между ними стали своими. Надо учиться как бы созерцать их, вслушиваться в них всем своим существом, как правильно говорит Илья, правильно и в нужном месте задавать вопросы и слушать ответ.
Вот как в молитве Царю Небесный - наглядные смыслы, лежащие на поверхности, - а они могут играть бесконечными живыми смыслами, где можно "жить вечно".
А конкретно: Первообразу планируется посвятить целый раздел, с разными подходами, с их анализом и проч.
Так что чуть терпения.
И надо искать свой личный подход: отношения с Богом должны быть сугубо личными.
  
#7 | Костюченко Сергей »» | 02.10.2015 22:35 | ответ на: #4 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-3
Должна быть личная заинтересованность, тогда и внешнее будет в помощь.
  
0
Александра, я воспользовался Вашей идеей: «Распечатать символ Троицы, и долго на него смотреть…»

Так и сделал. Скопировал. Распечатал. Повесил. Долго смотрел.
Получилось небольшое исследование, на пару страниц.
Не знаю, пара страниц, может это большой объем для поста?
Может, если вы пожелаете, переслать Вам лично?

А пока напишу о моем небольшом параллельном открытии в области символики, правда, языческой символики.
Сразу говорю - я не виноват, пока я разглядывал схему со Св. Троицей, случились Новогодние праздники, а тут и Снежная королева, и елка, а под елкой Дет Мороз со Снегурочкой, словом куча символов!
Я честно отбивался, но символы, они же живые, они же вещают!
Да и со Снежной Королевой, у меня давние отношения, может поэтому она и приоткрылась мне на мгновение. )
В общем – на языческий новый год на одну ночь Снежная Королева, околдовала меня. И я, уже не сопротивляясь, предался грезам.
Не буду забивать мелочами, короче, размышляя, а точнее созерцая Королеву, Снегурочку и Деда Мороза мне, вдруг, открылся их тайна. Снегурочка, никакая она не снежная лапочка-внученька. И Дедушка Мороз ни дедушка внученьке вовсе!
Тайна Снежной Королевы раскрыта! Весь фольклорный бред можно забыть!
Снегурочка, она и есть – Снежная Королева – древнее, великое божество!
«Женская манифестация космоса, а Север – это царство оппозиции феноменологическому тварному миру.
Северный полюс так же - точка изнещания и, как бы схода на нет всех вещей мира, куда они исчезают, с огромной энергетической концетрацией.
Мужчина, ориентирующийся, на север приобретает активный характер, и собственно становится мужчиной.
Настоящим мужчинам нечего делать на юге, юг их размягчает, и они становятся женоподобными.
Север - край и предел их мечты.
Север - это точка оппозиции для героя!»

Но это было не большое метафизическое отступление. Продолжу.
Боги они такие интересные боги, им страсть как интересно интриговать с людьми.
Языческие боги - это подмигивающие людям боги. ))
И однажды нашей Королеве надоела вся эта сопливая история с Каем и Гердой.
И она пошутила: та, которую боялись более всего северные люди, в образе кроткой Снегурочки пришла к ним в дом!
А Дедушка Мороз – это не мороз и не дедушка, это та же Снежная королева, но как бы другая ее ипостась.
А если точнее сказать – ее Могущество.
………………………………………………………………………………………………………………………………
Как вы думаете, Александра? Если этот текст мы будем считать Новогодним поздравлением Вам и всем будущим царицам этого форума, админ меня не накажет?
Символизм, все таки. ))
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites