Блажен муж яко не идет на совет нечестивых

Хор Оптиной Пустыни. Поет иеромонах Василий (Мозговой). Блажен муж яко не идет на совет нечестивых

Иеромонах Василий (Мозговой) пришел в монастырь в 1994 году. Он родом из донских казаков и у него очень много друзей среди казаков и спортсменов. Среди них Чемпион России по кикбоксу Александр Столяров, который тоже оставил спорт и стал священником.

После ухода в монастырь отец Василий Мозговой пел на клиросе каждый день. А затем стал вторым регентом правого хора. Физически крепкий, он трудился сразу на нескольких послушаниях. Кроме послушания регента, иеромонах Василий заведовал издательским отделом, одновременно был заведующим всей монастырской книжной торговли, начальником переплетной мастерской, при этом еще был казначеем на московском подворье и занимался возвращением архивных документов монастыря. Но к сожалению, неся такую огромную нагрузку, о. Василий подорвал свое здоровье и сильно заболел. Болезнь была настолько серьезной, что в 1998 году иеромонах Василий чуть не умер от пневмонии. Но слава Богу, молитвам Оптинских Старцев остался жить. Но болезнь не оставила иеромонаха и легла тяжелым бременем на его плечи.

Спустя три года отец Василий перестал разговаривать. И вот уже восемь лет не говорит. Мы помним, как часто о.Василий пел на ранней литургии сербские песнопения, которые теперь можно лишь послушать на кассете «Благословенная Оптина».

Еще до того как прийти в монастырь отец Василий был профессиональным музыкантом. Вместе со своим другом иеромонахом Ильей они пели старинные казачьи песни и много выступали с концертами.

Их друзья рассказывали, как однажды, когда был небольшой промежуток между концертами, они с другом поехали в Дивеево на праздник преподобного Серафима Саровского и не могли уехать, так им там понравилось. А когда поехали назад, то по дороге заехали в к Санаксарскому старцу ныне почившему схиигумену Иерониму и опоздали на свой очередной концерт.

Конечно, их директор был возмущен. Он упрекал молодых певцов и топал ногами, а будущие монахи уже тогда для себя решили, что не будут больше выступать на сцене. Они поехали в Троице-Сергиеву Лавру к архимандриту Кириллу Павлову и остались там у него. А через год старец благословил их в Оптину Пустынь. Так в 94 году в возрасте 29-ти лет о. Василий (Мозговой) прибыл в Оптину Пустынь, где и подвизается до сего дня.

Жалко, что отец Василий болеет. Из него вышел бы замечательный полковой священник. Ведь он о казачестве знает не понаслышке. Говорят, что его дед когда-то был атаманом на Дону.

Но видимо, Бог так судил, чтобы о. Василий не гутарил с нами, а молился о нас, чтобы мы стали настоящими казаками.


Православные песнопения иеромонах Василия (Мозгового)



Древнерусские традиции церковного пения

Когда хоронили Святейшего Патриарха Алексия II, то практически на всех каналах звучали церковные песнопения в исполнении оптинского братского хора. Многие верующие знают эту кассету с дорогим сердцу названием «Благословенная Оптина». Нет ни одного человека равнодушного к этим благоговейнешим песнопениям, которые исполняет бывший регент монастыря Оптина Пустынь иеромонах Василий (Мозговой). Почему бывший, потому что семь с половиной лет назад о. Василий перестал не только петь, но и говорить. Он и сейчас подвизается в монастыре Оптина Пустынь и имеет множество духовных чад, которые съезжаются в Святую Обитель со всех уголков России, Белоруссии, Украины и Сербии.

Отец Василий в прошлом профессиональный музыкант. Учился у замечательного педагога, профессора музыки в своем роде, Валерия Николаевича Губского. который более 30-ти лет преподает в Училище культуры г. Ростова-на-Дону. В настоящее время Валерий Николаевич тоже поет в православном храме. Среди его питомцев и иеромонах Илия (Копылов), который тоже когда-то был профессиональным музыкантом.

Отец Илья сегодня известный духовник. На Петербургском подворье Оптиной Пустыни он несет чреду богослужения.

Помню, как когда-то 17 лет назад, я встретил двух молодых людей в Троице-Сергиевой Лавре. Там я узнал, что они духовные чада архимандрита Кирилла (Павлова), который впоследствии благословил их в Оптину Пустынь. Сейчас это зрелые люди иеромонахи Илия и Василий, которые несут свой монашеский крест вместе с остальными братиями святой Оптинской Пустыни.

Когда на меня нападает уныние, то я слушаю песнопения о. Василия «Благословенная Оптина» и мне становится отрадно на душе. Советую всем послушать этот чудный альбом.


Александр Николаев (фрагмент из форума музыкантов г. Ростова-на-Дон)

Песнопения 103-й псалом в исполнении иеромонаха Василия (Мозгового)


http://www.volnytsa.ru/o_vasily.html

http://www.optina-pustin.ru/

Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 10.01.2011 23:56
  
25
Об оптинских роспевах



Оптина пустынь всегда славилась своими замечательными церковными песнопениями. Существуют оптинские «подобны» на осьмигласник, которые были введены некогда преподобным Оптинским старцем Макарием. Нет, наверное, ни одного монастыря в России, где бы не пели на церковных службах эти славные песнопения.

Одним из собирателей оптинских напевов в наше время является иеромонах Василий (Мозговой). Говорят, что еще будучи регентом монастырского правого хора, отец Василий, по благословению о. Наместника множество раз посещал архивы центральных Московских библиотек, где оказались после революционной смуты книги из древней оптинской библиотеки.

Здесь иеромонах Василий (Мозговой) обнаружил распев всем известной молитвы «Богородице Дево, радуйся». В последствии, это песнопение в его исполнении записал талантливый православный звукорежиссер Кирилл (Трепаков). Так появился альбом «Благословенная Оптина» (Песнопения из этого альбома находятся в разделе сайта "песнопения").

В этот альбом также вошли и древние сербские песнопения в исполнении о. Василия и братского хора монастыря.

Еще в 1999 году я была на одной из встреч иеромонаха Василия (Мозгового) с заведующей церковной кафедры Московской Консерватории Ириной Лозовой. Из беседы я поняла, что они очень близкие друзья. Отец Василий благодарил р.Б. Ирину за ее помощь (она предоставила ксерокопии древних сербских попевок, из которых о. Василий составил некоторые песнопения ныне сохранившиеся в его исполнении и вошедшие в альбом «Благословенная Оптина».

Возможно, кто-то удивится, что я говорю об иеромонахе Василии, как о человеке закончившим свое церковно-песенное творчество. Дело в том, что в 2002 году в мае месяце о. Василий перестал говорить. И вот уже семь с лишним лет он молчит. Причина неизвестна. Кто-то считает, что иеромонах Василий (Мозговой) взял обет молчания, кто-то говорит о болезни. Но о том, что все это не случайно, свидетельствует лютая ненависть со стороны врага рода человеческого на этого священника.

Мне как-то довелось спросить у монастырского духовника схиигумена Илия о причине молчания о. Василия. И он сказал, что это духовный подвиг, который мне не постичь.

В альбом оптинских песнопений «Благословенная Оптина» вошло так же и одно греческое песнопение. «Честнейшую херувим…» Иеромонах Василий (Мозговой) исполняет на подобен греческого пасхального канона. Непривычная для знаменного пения смена мажора и минора создает некое волнение в душе, что удачно соответствует тексту молитвы.

Очень удачно подобраны попевки к псалмам. Практически в альбом вошла вся первая кафизма.

Иеромонах Василий говорил, что он и не думал ничего записывать. Пел для себя, чтобы выучить псалтирь наизусть. Но по настоятельной просьбе монахини с Синайской горы, которая подвизалась в то время рядом с пещерой преп. Иоанна Лествичника пришлось записать. Просьбу передал ныне почивший замечательный батюшка схиигумен Гавриил (Виноградов).

Что касается исполнения Оптинских песнопений в храме, то в основном это была «херувимская песнь». Практически каждое воскресение, на ранней литургии о. Василий и его друг, если можно так сказать о монахах, иеромонах Виталий (Белов), старший регент монастырского хора, исполняли это песнопение. Так же нередко можно было услышать и «Милость мира…». Скитская братия любила эти песнопения и когда в какой-нибудь церковный праздник служба проходила в храме Иоанна Предтечи в скиту, то нередко все молились в сопровождении песнопений «Благословенной Оптины».

Помню, как на одной из встреч с паломниками из Сербии иеромонах Василий (Мозговой) с улыбкой рассказывал, как было положено начало пению древних славянских роспевов в Оптиной Пустыни. Тогда рядом с монастырем жила блаженная старица схимонахиня Мария (Матукасова) и о. Василий спросил как-то у нее благословения насчет полученных им из Московской Консерватории нот: стоит ли петь ему эти песнопения или же нет. На что святая ответила: «пой Василек, пой», но потом добавила: «знай, что будет нелегко: три пуда скорбей съешь…».

И действительно, говорил о. Василий, после того как стал петь, начались такие искушения, но и Бог утешал. Некоторые из братий возмущались и даже ругали его, но Бог показывал, что петь эти песнопения необходимо.

Как-то после «Отче наш» поднялся на клирос один иеромонах и стал выговаривать о. Василию, что это не пение, а «волчий вой». Не успел он закончить, как вдруг к клиросу подошла пожилая женщина и, обратившись к ругавшему монаху, стала его благодарить:

«Я матушка, жена священника, - говорила женщина, - тридцать лет пою на клиросе, но такого дивного пения никогда не слышала. Благодарю Господа и Вас отче, что сподобили меня услышать ангельское пение. Думаю, что когда послы князя Владимира пришли в православный храм, то услышали именно такое пение». Женщина решила, что пел иеромонах, ругавший о. Василия и обратившись к нему со слезами на глазах сделала поклон. Иеромонах смутился и сказал: «Это не я пел. Это вот Василий…». Но после этого случая иеромонах тот больше никогда не ругался.

О. Василий с благодарностью вспоминал скитоначальника о. Тихона (Борисова), оптинского иконописца о. Ипатия (Хвостенко) и многих других братий, поддерживавших его в то время. Рассказывал, что особенным сторонником в его пении был игумен Феодор (Трунев), блаженный старец, к сожалению, уже почивший. Он нередко прибегал к нападавшим на о. Василия со своей крючковатой палкой и отгонял нетерпеливых и хамоватых.

Вскоре о. Василию запретил петь сербские роспевы о. Наместник архимандрит Венедикт (Пеньков). Ему кто-то из «доброжелателей» пожаловался.

Но запрет продлился всего месяца полтора. Как-то в Оптину Пустынь приехали иконописцы из Сербии и иеромонах Иларион (Ермолаев) попросил о. Наместника разрешить о. Василию на ранней литургии петь сербским роспевом. Так запрет был снят и иеромонах Василий (Мозговой) пел, пока не замолчал, как и известный всему православному миру иеромонах Роман (Матюшин). О. Роман говорят, тоже не поет более. Видимо, настало время молчания, как говорил преп. Оптинский старец Нектарий.

Православный музыковед Валентина Привалова

http://www.optina-pustin.ru/49-voistinu-blagoslovenna-ty-optina.html
#2 | феофания »» | 11.08.2013 22:50
  
0
отец Василий - кто Вы?
#3 | Варвара »» | 03.12.2015 08:28
  
28
Много лет искала -кто же так дивно, так проникновенно , так чисто , не исполняет- молится ! Благодарю Вас- нашла! Доброго здоровья о Василию, низкий ему поклон! Пусть остается Богом хранимый!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites