11 августа. Святаго мученика Каллиника. Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

29 июля по старому стилю / 11 августа по новому стилю
воскресенье
Неделя 8-я по Пятидесятнице. Глас 7-й.
Поста нет.

Мч. Каллиника (III–IV).
Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мч. Даниила Черкасского (1776). Мц. Серафимы девы (117–138). Мц. Феодотии и трех чад ее (304). Свт. Лупа, еп. Труа (479). Прмч. Михаила (IX). Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).
Прмчч. Серафима Богословского и Феогноста Пивоварова (1921); прмч. Анатолия Смирнова (после 1930); сщмч. Алексия Красновского пресвитера и прмч. Пахомия Русина (1938).


Утр. – Ев. 8-е, Ин., 64 зач.,XX, 11–18. Лит. – 1 Кор., 124 зач.,I, 10–18. Мф., 58 зач.,XIV, 14–22.

Тропарь и кондак воскресные 7-го гласа
Тропарь:
Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м смерть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику рай,/ мироно́сицам плач преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.
Кондак:
Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́ем быва́ет ад,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спас су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.

Тропарь мученика Каллиника, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Каллини́к... (см. приложение 2)

Кондак мученика Каллиника, глас 2:

Го́рняя кра́сная досто́йно ны́не насле́довал ес́и,/ Христо́вою бо зело́ любо́вию разже́гся,/ на огнь, Каллини́че, тем му́жественно дерзну́л ес́и,/ Ему́же и ны́не предстоя́,// не преста́й моля́ о всех нас.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Кор.1:10–18; Мф.14:14–22)
Пред чудным насыщением пяти тысяч человек ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф.14:16, ср. Мк.6:37). Заучим это слово, и всякий раз, как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «не нужно им идти, вы дайте им есть» – и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий, может быть, не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни!» (Лк.23:21, Мк.15:13–14, Ин.19:6, 15). Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45)
Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть «милосердыми, как Отец наш небесный милосерд!» (Лк.6:36).


Святой мученик Каллиник
Святой мученик Каллиник (III-IV), родом из Киликии, с детства был воспитан в христианской вере. Скорбя о том, что много заблудших людей погибает для вечности, поклоняясь идолам, он пошел по городам и селениям проповедовать язычникам Иисуса Христа и Его учение. Словом Божиим он многих обращал в христианство. В Галатийском городе Анкире святой исповедник был задержан и представлен на суд к правителю Сакердону, жестокому гонителю христиан. Правитель, угрожая мучениями и смертью, приказал Святому принести жертву идолам, но он с бесстрашием заявил, что не боится мучений, так как всякий верующий во Христа получает от Него силы в испытаниях, а по смерти наследует вечную блаженную жизнь. Святого жестоко били воловьими жилами и железными гребнями рвали тело, но он переносил все с терпением и спокойствием. Это привело в еще большую ярость Сакердона, и он приказал обуть святого в сапоги с острыми гвоздями внутри и плетьми гнать мученика в город Гангр на сожжение. Путь был трудным, и воины, которые сопровождали приговоренного, изнемогли от жажды. В отчаянии они стали просить святого, чтобы он испросил у Господа спасительную воду. Незлобивый святой, сжалившись над своими мучителями, с помощью Божией извлек из камня чудесный родник. Изумленные воины прониклись сочувствием к своему спасителю и хотели даже отпустить его, но страх перед наказанием заставил их повести мученика дальше. В Гангре святой Каллиник, с радостью воздав благодарение Господу, Который сподобил его мученического венца, сам вошел в пылающий костер и предал душу Богу. Тело его, оставшееся неповрежденным, верующие с честью предали погребению.

Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент).
Преподобный Константин и сподвижник его Косма были в иночестве учениками преподобного Варлаама Хутынского († 1192; память 6 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского († 1224; память 17 января).

Около 1220 года, оставив Хутынскую обитель, они удалились на пустынный полуостров, расположенный в 3-х верстах от города Старая Русса, между реками Полистью и Смежною, и со временем основали там монастырь во имя святителя Николая, настоятелем которого преподобный Константин был до самой кончины († ок. 1240).

Преподобный Косма продолжал подвиг своего наставника. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Тела их покоились под папертью Николаевской церкви, построенной в 1820 году на месте погребения святых.

Серафима Римская
Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жирныйжила в Риме в царствование императора Адриана (117–138) у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство.

При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина. Увидев знатную госпожу, Берилл сначала отпустил девицу, но через несколько дней вновь вызвал святую Серафиму и начал суд.

Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога – Иисуса Христа. Тогда Берилл отдал ее на поругание двум бесстыдным юношам. Святая мученица просила Господа защитить ее. Вдруг началось землетрясение и юноши упали в полном расслаблении. На следующий день правителю стало известно, что его замысел не осуществился. Думая, что святая знает волшебство, Берилл попросил ее вернуть юношам здоровье и дар речи, чтобы они сами рассказали о чуде. Святая, помолившись Господу, приказала юношам встать, и они сразу поднялись и сказали судье, что Ангел Господень заслонил собой святую, запретив им подходить к ней. Жестокий правитель не поверил своим слугам и продолжал убеждать святую Серафиму принести жертву идолам. Но святая мученица осталась непреклонной даже тогда, когда ее палили горящими свечами и нещадно били палками. Безжалостного правителя постигла суровая кара: щепа от палки, которой избивали святую, попала ему в глаз, и через три дня мучитель ослеп. Бессильный перед непреклонностью христианки, судья приказал ее обезглавить. Савина с благоговением похоронила тело своей святой наставницы.

Святой мученик Евстафий Мцхетский
Святой мученик Евстафий Мцхетский происходил из рода персидских жрецов-огнепоклонников и носил до Крещения имя Бгробандав. Отец и братья его, служители зороастрийского культа, пытались сделать Бгробандава языческим жрецом, но безуспешно. В царствование грузинского царя Гурама Куропалата (575–600) в возрасте 30-ти лет он переселился из персидской деревни Арбукети (близ города Ганракили) в древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Средства к существованию он зарабатывал сапожным ремеслом. Святой Евстафий стал часто посещать Мцхетский собор, где христианское Богослужение наполняло его душу неизреченным восторгом. Архидиакон Самуил (будущий Католикос-Архиепископ Самуил IV, 582–591), заметив духовную расположенность перса-язычника, рассказал ему о христианском вероучении. Уверовав во Христа, Бгробандав принял от архидиакона Самуила оглашение, а через некоторое время, когда Самуил стал Католикосом, принял от него Крещение с именем Евстафий. Евстафий взял себе жену-христианку и вел жизнь благочестивую, исполненную всяких добродетелей.

Его соплеменники-персы, жившие в Мцхета, не сумев склонить святого Евстафия к возвращению в огнепоклонство, добились того, что персидский глава города отправил его в Тбилиси к Арванд-Губнабу, сатрапу (наместнику) персидского шаха Хозроя Нуширвана. Вместе со святым Евстафием на суд сатрапа были отправлены также другие персы, принявшие христианство: Губнак, Багдад, Панагузнас, Перозав, Зарми и Стефан. Двое из них, Багдад и Панагузнас, под страхом смерти отреклись от Христа.

Святой Евстафий и остальные исповедники с честью вынесли шестимесячное заключение в темнице и по ходатайству Католикоса Самуила IV и грузинской знати были освобождены.

Новый сатрап Грузии Бежан-Бузмил (назначенный в Тбилиси через три года), по навету прежних врагов святого Евстафия, приказал привести его, требуя отречения от веры Христовой и возврата к огнепоклонству. Святой Евстафий отвечал с достоинством: «Могу ли оставить Творца всех и кланяться Его творению? Не будет этого никогда! Не солнце, луна и звезды суть боги, но Бог создал солнце для освещения дня, а луну и звезды, чтоб они сияли во тьме ночной... И огонь не есть Божество; ибо огонь производится человеком и человеком же погашается». По приказу сатрапа святой Евстафий был обезглавлен 29 июля 589 года. Перед принятием мученического венца он преклонил колена и вознес молитву, испрашивая у Господа, чтобы его тело после кончины было предано христианскому погребению в городе Мцхета. Страстотерпец услышал Глас: «Ничем не будешь умален от прежних мучеников, ни благодатью, ни исцелениями, о своем теле не заботься, но будет так, как ты просишь».

Тело святого Евстафия, брошенное ночью на поле, было перевезено христианами в Мцхета и с великой честью положено Католикосом Самуилом IV под престолом Мцхетского собора Светицховели. Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля, в день славной кончины святого мученика.

Святой Луп, епископ Труаский
Свя­ти­тель Луп ро­дил­ся в го­ро­де Туль око­ло 383 го­да. Он про­ис­хо­дил из знат­ной гал­ло-рим­ской се­мьи и по­лу­чил хо­ро­шее клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние. Луп же­нил­ся на Пи­ме­ни­о­ле, сест­ре Ила­рия Арль­ско­го и род­ствен­ни­це свя­тителя Го­но­ра­та Арльского. По­сле ше­сти лет су­пру­же­ской жиз­ни они ре­ши­ли по­свя­тить се­бя Бо­гу. Пи­ме­нио­ла по­стриг­лась в мо­на­хи­ни, а Луп по­сту­пил в Ле­рин­ский мо­на­стырь, при­вле­чен­ный сла­вой свя­то­го Го­но­ра­та.

Спу­стя год его из­бра­ли епи­ско­пом Труа (ок. 426). Со­хра­няя вер­ность ино­че­ским обе­там, он про­дол­жал по­движ­ни­че­скую жизнь, сов­ме­щая ее с пас­тыр­ски­ми обя­зан­но­стя­ми: спал на жест­кой под­стил­ке, но­сил вла­ся­ни­цу, ел и спал лишь через день и неиз­мен­но про­яв­лял ми­ло­сер­дие к бед­ным и уз­ни­кам.

В 429 го­ду, по прось­бе па­пы Ке­ле­сти­на и при­быв­ших на Со­бор галль­ских епи­ско­пов, он со­про­вож­дал свя­то­го Гер­ма­на Осер­ско­го в Бри­та­нию для борь­бы с ере­ти­ка­ми-пе­ла­ги­а­на­ми, утвер­ждав­ши­ми, что они не нуж­да­ют­ся в Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти.

При­ве­дя там мно­же­ство душ к ис­тин­ной ве­ре чу­де­са­ми и вдох­но­вен­ны­ми ре­ча­ми, свя­той Луп, вер­нув­шись в Труа, воз­об­но­вил слу­же­ние с оте­че­ской за­бо­той. Во вре­мя на­ше­ствия гун­нов (451), ко­гда го­род, не имея ни обо­ро­ни­тель­ных укреп­ле­ний, ни гар­ни­зо­на, не мог про­ти­во­сто­ять на­па­дав­шим, епи­скоп при­зы­вал жи­те­лей мо­лить­ся с со­кру­шен­ным серд­цем и сам удво­ил ас­ке­ти­че­ские по­дви­ги. По­том, об­ла­чив­шись в епи­скоп­ские одеж­ды, он в со­про­вож­де­нии кли­ра вы­шел к во­ждю гун­нов Ат­ти­ле. Епи­скоп су­мел вну­шить вар­ва­ру та­кое ува­же­ние сво­им ве­ли­че­ствен­ным ви­дом, что за­хват­чик оста­но­вил во­и­нов, бро­сив­ших­ся на без­за­щит­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Свя­той Луп ска­зал ему: «Ес­ли ты тот, за ко­го се­бя вы­да­ешь, – бич Бо­жий, то на­ка­зы­вай нас на­столь­ко, на­сколь­ко поз­во­лит ве­ду­щая те­бя ру­ка». Эти сло­ва до­шли до серд­ца вар­ва­ра, и он не тро­нул го­род.

По­тер­пев по­ра­же­ние и про­хо­дя через Труа на об­рат­ном пу­ти, он взял епи­ско­па в за­лож­ни­ки и вел с со­бой до Рей­на, но там не за­мед­лил от­пу­стить и по­про­сил мо­лить­ся о нем. Ко­гда свя­той Луп вер­нул­ся, неко­то­рые ста­ли по­до­зре­вать, что он стал осве­до­ми­те­лем гун­нов. То­гда епи­скоп уда­лил­ся на два го­да на го­ру Ла­суа, в 60 ки­ло­мет­рах от Труа, а от­ту­да в Ма­кон. Там он со­вер­шал по­ра­зи­тель­ные ис­це­ле­ния, ко­то­рые на­столь­ко про­сла­ви­ли его, что ко­роль але­ман­нов по его прось­бе осво­бо­дил всех уз­ни­ков, ко­то­рых дер­жал в тем­ни­це. Вер­нув­шись в Труа, Луп при­нял­ся вос­пол­нять ма­те­ри­аль­ный и ду­хов­ный ущерб, на­не­сен­ный вар­вар­ским на­ше­стви­ем го­ро­ду и окрест­ным се­ле­ни­ям.

Свя­той Луп пре­дал ду­шу Бо­гу 29 июля 479 го­да, про­быв на епи­скоп­ской ка­фед­ре 52 го­да. Мно­гие из его уче­ни­ков счи­та­лись са­мы­ми вы­да­ю­щи­ми­ся епи­ско­па­ми сво­е­го вре­ме­ни. В од­ном из адре­со­ван­ных свя­то­му Лу­пу пи­сем свя­ти­тель Си­до­ний Апол­ли­на­рий, епи­скоп Клер­мон­ский, хва­лит его в та­ких вы­ра­же­ни­ях: «Вы отец от­цов, епи­скоп епи­ско­пов, свя­той Иа­ков ва­ше­го ве­ка… Ва­ши спо­движ­ни­ки, ко­гда со­би­ра­ют­ся вме­сте, слу­ша­ют Ва­ши пред­ло­же­ния и дро­жат пе­ред Ва­шим су­дом; пе­ред Ва­шей се­рьез­но­стью да­же по­жи­лые лю­ди чув­ству­ют се­бя детьми. Вы про­шли су­ро­вую шко­лу в Ле­рине и про­слу­жи­ли де­вять пя­ти­ле­тий на апо­столь­ской ка­фед­ре, и оба ду­хов­ных вой­ска при­вет­ству­ют Вас как од­но­го из слав­ных ду­хов­ных от­цов».

Иеро­мо­нах Ма­ка­рий Си­мо­но­петр­ский. Си­нак­сарь: Жи­тия свя­тых Пра­во­слав­ной Церк­ви: В 6 т. /
Адап­тир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря, 2011

Святая мученица Феодотия с тремя малолетними детьми жила в царствование императора Диоклитиана (284–305). Она была христианкой, уроженкой города Никеи Вифинской. Святая Феодотия, овдовев, вела благочестивый образ жизни и воспитывала своих сыновей в христианской вере. Она была в духовной дружбе со святой Анастасией Узорешительницей (память 22 декабря). Когда начались гонения на христиан, святых жен арестовали. На суде сановник Левкадий пленился красотой святой Феодотии и решил взять ее к себе в дом, намереваясь жениться на ней. Находясь со своими детьми в доме Левкадия, святая Феодотия хранила себя в чистоте, не уступая ни уговорам, ни ласкам, ни угрозам язычника. Разгневанный непреклонностью святой, Левкадий отослал ее с детьми в Вифинию, к начальнику области Никитию. Когда при допросе судья стал грозить ей муками, старший сын святой Феодотии – Евод сказал, что христиане не боятся мук, а боятся быть оставленными Богом. Мальчика жестоко били на глазах у матери, так что он истекал кровью. Святая Феодотия молилась, чтобы Господь укрепил в страданиях ее сына, и радовалась, что он удостоился мученической кончины за истину. Святую Феодотию отдали на поругание, но Бог сохранил ее. На глазах у всех совершилось чудо: Ангел Господень преградил путь нечестивцу, дерзнувшему приблизиться к святой. Приписывая чудо волхвованию, судья приговорил святую и ее детей к сожжению на костре († 304).

Память святых мучеников Феодотии, отрока Евода и двух ее малолетних сыновей совершается еще 22 декабря, вместе с памятью святой Анастасии Узорешительницы.

Преподобномученик Михаил Савваит, Едесский, Черноризец
Святой преподобномученик Михаил черноризец жил в IХ веке, происходил из города Эдессы (Месопотамия) от родителей христиан и был ревностным учеником святого Феодора Едесского (память 9 июля). Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим поклониться Святым Местам. Иерусалим же в то время был захвачен мусульманами.

Святой Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре святого Саввы. Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков. На рынке евнух мусульманской царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия были красивы и хорошо сделаны, привел его с собой к царице. Молодой инок понравился царице, которая пыталась вовлечь его в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага магометанства. Расспросив инока, царь стал убеждать его принять магометанскую веру, но святой Михаил отвечал: «Прошу тебя – или отпусти меня в обитель к моему наставнику, или крестись в нашу христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему». Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую, святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову. Кончина мученика произошла в Иерусалиме, но монахи обители святого Саввы перенесли тело святого в свою Лавру и погребли в ней с почестями. В начале ХII века мощи святого мученика видел там игумен Киево-Печерского монастыря Даниил, путешествовавший по Святым Местам.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU