22 июля. Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского. Преподобного Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита.

9 июля по старому стилю / 22 июля по новому стилю
среда
Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5.
День постный.
Пища с растительным маслом

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Прп. Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита (1901). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III–IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361–363). Прпп. Патермуфия и Коприя (IV). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Сщмч. Константина Лебедева пресвитера (1918).
Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.


1 Кор., 137 зач., VII, 12–24. Мф., 60 зач., XIV, 35 – XV, 11.

Тропарь священномученика Панкратия, глас 4:
И нравом причастник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ния обре́л еси́, Богодохнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Панкра́тие./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак священномученика Панкратия, глас 4:
Светлая тавромениом, Панкратие,/ звезда показался еси/ и священнострадалец явился еси за Христа,/ Емуже ныне предстоя,// моли за чтущия тя, блаженне.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Кор.7:12–24; Мф.14:35–15:11)
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11). Господь сказал это не потому, чтоб Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас, – нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей святой установил посты, а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не поблажая ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное.

Пост же служит могущественным тому средством. Основа страстей – в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти – было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать.

У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птицей подняться от земли.


Священномученик Панкратий
Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский, родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос жил на земле.

Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. Его потрясли чудеса, и, когда он услышал Божественное учение, то уверовал во Христа как Сына Божия. Он сблизился с учениками Господа, особенно со святым апостолом Петром. С тех пор юноша Панкратий стал известен святому апостолу Петру.

После Вознесения Спасителя один из апостолов пришел в Антиохию и крестил родителей Панкратия и весь их дом. Когда родители Панкратия скончались, он, оставив свое имение, ушел в Понтийские горы и стал жить в пещере, проводя дни в молитве и глубоком духовном размышлении. Святой апостол Петр, однажды проходя по тем местам, встретил Панкратия в Понте, взял его с собой в Антиохию, а затем в Киликию, где находился святой апостол Павел. Там святые апостолы Петр и Павел рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении.

Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал Богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру.

Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, внезапно напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий (I). Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме.

Преподобный Гаврии́л Афонский, архимандрит
Пре­по­доб­ный Гав­ри­ил ро­дил­ся 8 ян­ва­ря 1849 го­да в Ки­ев­ской гу­бер­нии в бед­ной се­мье, при кре­ще­нии был на­зван Ге­ор­ги­ем. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте оси­ро­тел. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в сель­ской шко­ле.

В юно­ше­стве со­вер­шил па­лом­ни­че­ство по свя­тым ме­стам Ки­ев­ской гу­бер­нии, ис­пол­няя за­рок, дан­ный во вре­мя тя­же­лой бо­лез­ни. По­лу­чен­ные в хо­де па­лом­ни­че­ства впе­чат­ле­ния ока­за­ли су­ще­ствен­ное вли­я­ние на Ге­ор­гия, и он при­со­еди­нил­ся к бра­тии Фе­о­фа­нов­ской пу­сты­ни, при­пи­сан­ной к ки­ев­ско­му Ми­хай­лов­ско­му Зла­то­вер­хо­му мо­на­сты­рю, где стал уче­ни­ком игу­ме­на Во­ни­фа­тия (Ви­но­град­ско­го).

В 1867–68 го­дах со­вер­шил па­лом­ни­че­ство в Иеру­са­лим, за­тем в Афон, где остал­ся, при­няв мо­на­ше­ское по­слу­ша­ние в ски­те свя­то­го про­ро­ка Илии (Свя­то-Ильин­ский скит). В 1869 го­ду по­сле со­от­вет­ству­ю­щих ис­пы­та­ний при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Гав­ри­ил — в честь Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла.

Вес­ной 1876 го­да был на­зна­чен эко­но­мом на при­над­ле­жа­щем ски­ту па­рус­ном судне «Свя­той про­рок Илия», со­вер­шав­шем ре­гу­ляр­ные рей­сы из Афо­на в Кон­стан­ти­но­поль, Одес­су, Ма­ри­у­поль и неко­то­рые дру­гие рос­сий­ские пор­ты для ма­те­ри­аль­но­го снаб­же­ния ски­та (ко­ман­да со­сто­я­ла из мо­на­хов и по­слуш­ни­ков, ка­пи­та­ном был иеро­мо­нах). Во вре­мя Рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1877—78 го­дов на­хо­дил­ся с суд­ном в Та­ган­ро­ге и Ро­сто­ве-на-До­ну. В 1878 го­ду по­сле за­клю­че­ния Сан-Сте­фан­ско­го ми­ра воз­вра­тил­ся в Свя­то-Ильин­ский скит на Афон. Ис­пол­нял в оби­те­ли по­слу­ша­ния каз­на­чея, эко­но­ма.

В 1887 го­ду при­нял управ­ле­ние Свя­то-Ильин­ским ски­том по­сле пе­ре­се­ле­ния его преж­не­го на­сто­я­те­ля иерос­хи­мо­на­ха То­вии в Ах­тыр­ский мо­на­стырь. В 1891 го­ду был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Иоаки­мом III.

Ак­тив­но спо­соб­ство­вал бла­го­устрой­ству Свя­то-Ильин­ско­го ски­та. Успеш­но уре­гу­ли­ро­вал иму­ще­ствен­ный кон­фликт оби­те­ли с ки­ри­ар­хи­аль­ным мо­на­сты­рем Пан­то­кра­то­ра, что поз­во­ли­ло про­дол­жить рас­ши­ре­ние ски­та, в том чис­ле за­клад­ку на его тер­ри­то­рии со­бо­ра. Для финан­си­ро­ва­ния стро­и­тель­ства по хо­да­тай­ству Гав­ри­и­ла ски­ту был раз­ре­шен сбор по­да­я­ний по всей Рос­сий­ской Им­пе­рии. Ор­га­ни­за­ция сбо­ра средств бы­ла на­ла­же­на в 1893 го­ду в хо­де по­езд­ки ар­хи­манд­ри­та в Рос­сию со свя­ты­ня­ми Свя­то-Ильин­ско­го ски­та.

По ини­ци­а­ти­ве Гав­ри­и­ла в 1894–96 го­дах в Одес­се бы­ло по­стро­е­но по­дво­рье Свя­то-Ильин­ско­го ски­та — Ильин­ское по­дво­рье — с трех­пре­столь­ным хра­мом в ви­зан­тий­ском сти­ле и об­шир­ны­ми по­ме­ще­ни­я­ми для пре­бы­ва­ния рос­сий­ских па­лом­ни­ков, на­прав­ля­ю­щих­ся на Афон и в Иеру­са­лим. Часть кам­ней для стро­и­тель­ства хра­ма бы­ла при­ве­зе­на ар­хи­манд­ри­том с Афо­на на ко­раб­ле «Свя­той про­рок Илия». Храм был освя­щен в де­каб­ре 1896 го­да сов­мест­но Гав­ри­и­лом и ар­хи­епи­ско­пом Хер­сон­ским и Одес­ским Иусти­ном.

В 1894–98 го­дах по ука­за­нию Гав­ри­и­ла в Свя­то­и­льин­ском ски­ту был по­стро­ен об­ще­жи­тель­ный кор­пус, в 1899 го­ду на­ча­то со­ору­же­ние но­во­го со­бо­ра (при жиз­ни ар­хи­манд­ри­та бы­ла за­вер­ше­на толь­ко по­строй­ка фун­да­мен­та и под­валь­ной ча­сти хра­ма).

В 1901 го­ду от­пра­вил­ся в Рос­сию для по­се­ще­ния под­во­рий Свя­то-Ильин­ско­го ски­та в Одес­се, Та­ган­ро­ге и ста­ни­це Но­во­ни­ко­ла­ев­ской. В се­ре­дине ок­тяб­ря во вре­мя пре­бы­ва­ния в Но­во­ни­ко­ла­ев­ской со­сто­я­ние здо­ро­вья Гав­ри­и­ла рез­ко ухуд­ши­лось и 19 ок­тяб­ря он скон­чал­ся (При­ча­стие со­сто­я­лось на­ка­нуне, 18 ок­тяб­ря). Те­ло ар­хи­манд­ри­та бы­ло пе­ре­ве­зе­но в Одес­су, где 2 но­яб­ря бы­ло по­гре­бе­но в скле­пе хра­ма Свя­то­и­льин­ско­го по­дво­рья.

22 июля 1994 го­да по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Одес­ско­го и Из­ма­иль­ско­го Ага­фан­ге­ла кли­ри­ки Свя­то-Ильин­ско­го мо­на­сты­ря Одес­сы тор­же­ствен­но от­кры­ли за­хо­ро­не­ние ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла и об­ре­ли его мо­щи. Ука­зом Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ он был ка­но­ни­зи­ро­ван, ра­ка с его мо­ща­ми уста­нов­ле­на в со­бо­ре Ильин­ско­го по­дво­рья (в 1995 го­ду бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в Одес­ский Ильин­ский муж­ской мо­на­стырь).

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го.

Кирилл Гортинский, епископ
Священномученик Кирилл, епископ Гортинский, 50 лет был епископом в Гортинии. Он пострадал при императоре Декии (249–251) (по другим источникам при Максимиане, 284–305), будучи 84-летним старцем.

Приведенный на суд к правителю Лукию, который принуждал его принести жертву идолам, святой старец-иерарх твердо исповедал свою веру во Христа и отказался исполнить душепагубное требование. Правитель приговорил святого Кирилла к сожжению, но огонь не коснулся святого. Видя чудо, многие язычники уверовали во Христа, а Лукий, изумившись, воздал хвалу христианскому Богу и отпустил Святителя на свободу.

Святой Кирилл продолжал свою проповедь и многих язычников привел ко Христу, сам же скорбел, что не сподобился пострадать за Спасителя. Через некоторое время правителю донесли, что святой Кирилл не перестает благовествовать и продолжает успешно обращать народ от тьмы язычества к свету Истины. Последовал приказ умертвить Святителя. Услышав приговор, святой Кирилл возрадовался, что сподобляется мученической смерти за Истину, и сам преклонил голову под меч (III).

Мученик Патермуфий
Преподобномученики Патермуфий, Коприй и мученик Александр пострадали при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Патермуфий и его ученик Коприй были египетскими отшельниками. Когда император-отступник узнал о святых, то велел привести их к себе и начал совращать в язычество, говоря лукаво, будто и он раньше служил Христу, но понял, что спасение могут дать только языческие боги. Коприй прельстился обещаниями царя и изменил Христу, но молитвами и слезными увещаниями своего старца познал свое падение, раскаялся и вновь исповедал себя христианином. Царь разгневался и приказал жестоко мучить Коприя. Святой Патермуфий укреплял мужество и терпение брата. Один из воинов, по имени Александр, видя ужасные страдания Коприя, уверовал во Христа и был приговорен к сожжению. Святые Патермуфий и Коприй были усечены мечом.

Преподобные Патермуфий и Коприй.
Патермуфий сначала был язычником и атаманом шайки разбойников, но потом раскаялся, крестился и удалился в пустыню. Всю последующую жизнь преподобный посвятил служению больным и погребению умерших. За трудолюбие и подвиги Патермуфий получил от Бога дар чудотворения.

Пресвитер Коприй был очевидцем подвигов преподобного Патермуфия и описал его жизнь и чудеса. Святой Коприй поведал о своей жизни пресвитеру Руфину, который передал рассказ Палладию, епископу Еленопольскому, поместившему эту повесть в своей книге Лавсаик. Однажды преподобный Коприй вступил в спор с еретиком Манихеем и, видя, что не может ему противостоять, предложил еретику развести большой костер и вместе войти в него, чтобы Господь Сам решил, чья вера истинная. Манихей отказался идти первым; в костер пошел Коприй и, стоя на углях, остался невредим. Народ прославил веру Коприя, а еретика, не хотевшего войти в огонь, бросил в костер. Весь обожженный выскочил еретик и пытался бежать, но его поймали и вновь бросили в костер. Тогда преподобный Коприй успокоил народ и отпустил Манихея.

Феодор, епископ Едесский
Святитель Феодор, епископ Едесский, родился в сирийском городе Едессе. Вся жизнь святого угодника была ярким свидетельством великих дел Божиих, прославляющего Своих святых.

В двадцать лет, лишившись родителей и раздав свое имение нищим, он отправился в Иерусалим, где в Лавре преподобного Саввы Освященного принял постриг. Через 12 лет усердного иноческого послушания и 24 года полного затвора и великого воздержания Господь призвал мужественного подвижника к епископству, чтобы он светил миру. После смерти епископа Едессы не нашлось преемника более достойного, чем Феодор, и по общему согласию Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, а также духовенства и мирян этот дивный муж был избран во епископа. Нелегко было святому Феодору покидать свое безмолвие, но он покорился воле Божией и вступил в управление Едесской Церковью. Это произошло во время царствования греческого императора Михаила и матери его Феодоры (842–855). Во время совершения над преподобным Феодором епископской хиротонии произошло великое чудо. Народ увидел белоснежного голубя, парившего под куполом храма, который затем опустился на главу поставляемого. Вступив в управление паствой, святитель Феодор отдал своему служению все свои духовные дарования. Он был образцом для верных в слове, в жизни, в любви, примером своей святой подвижнической жизни наставлял врученную ему Богом паству на путь спасения. Много сил положил Феодор в борьбе с еретиками, твердой рукой ограждая Церковь от соблазнов и разномыслия. Утешением и поддержкой святителю Феодору служило духовное общение с прозорливым старцем и столпником преподобным Феодосием, который подвизался недалеко от города близ монастыря святого великомученика Георгия.

С благословения старца святитель Феодор предпринял путешествие в Багдад к халифу Мавию с жалобой на несправедливые притеснения православных. Придя к Мавию, святитель нашел его тяжело больным. Призвав в помощь Господа, святой епископ бросил в сосуд с водой немного земли от Гроба Господня и дал халифу испить, и больной исцелился. Благодарный Мавий, расположившись к святому, с удовольствием слушал его поучения и, наконец, вместе с тремя приближенными принял святое Крещение с именем Иоанн.

Вскоре за открытое исповедание перед мусульманами своей веры во Христа, халиф Иоанн был убит вместе со своими приближенными. Явившись во сне одновременно святителю Феодору и столпнику Феодосию, он поведал о том, что сподобился пострадать за Христа, причислен к лику мучеников и вскоре встретится с ними в Царстве Небесном. Это было указанием угоднику Божию, что кончина его приближается. Через три года, уединившись снова в Лавре святого Саввы Освященного, он мирно отошел ко Господу (IX). Святитель Феодор Едесский оставил христианам свои назидательные творения. Житие святителя Феодора Едесского было излюбленным чтением на Руси в ХVI-ХVII вв. и сохранилось во многих рукописях.

Одним из списков древней чудотворной Кипрской иконы Божией Матери является святыня не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря (бывшего Богородского уезда, Московской епархии), находящаяся ныне в Успенской церкви села Стромынь.
В Русских летописях можно найти следующее упоминание об основании монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы на Стромыне: «... того же лета 6887 (1379 г.) повелением Великого Князя Дмитрия Ивановича преподобный игумен Сергий создал монастырь на реке на Дубенке на Стромыне, и постави в нем церковь Успения Пречистая Богородицы и игумена приведе из своего монастыря, от Святой Троицы, именем Леонтия, и освящена была церковь месяца декабря в первый день, и иноки совокупи и монастырь устрои со всем».

По преданию, этот древний почитаемый образ был дан преподобным Сергием Радонежским в благословение своему ученику Савве, второму игумену Стромынского монастыря. Долгое время икона являлась местночтимой, но после случая исцеления с ее помощью в 1841 году от недуга восемнадцатилетней девушки, была широко прославлена и внесена в общецерковное почитание.

Вот как описывает местный благочинный в своем докладе Московскому митрополиту Филарету чудотворную Кипрскую (Стромынскую) икону Божией Матери: «1) Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви мерою вышины 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные – с одной стороны священномученик Антипа, с другой – мученица Фотиния; 2) о происхождении сей иконы ничего не известно. По описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями; 3) на иконе, неизвестно отчего, под глазом на левой стороне малое повреждение лика; 4) икона поставлена в придельном святителя Николая храме, за левым клиросом, в приличном месте». Чудотворный образ был украшен богатой (серебро с позолотой) ризой.

Как свидетельствуют старинные летописи и древнерусская «Повесть о Луке Колочском», чудотворная Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в вотчине князя Андрея Димитриевича, внука Иванова, правнука Иванова и праправнука Даниила Московского, в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии.
Крестьянин этого селения по имени Лука обрел и с благоговением перенес святой образ в свой дом, в котором в то время находился некий расслабленный больной. Услышав о чудесном явлении иконы Пресвятой Богородицы, болящий с верою приложился к иконе и получил полное исцеление.

Об этом чудесном исцелении стало известно в окрестностях, многие страждущие и больные начали притекать к чудотворной иконе на поклонение и получали от Богородицы благодатную помощь.

Святой образ был перенесен в Можайск, где его с великим торжеством встречал князь Андрей Димитриевич с великим множеством народу: «Лука же поиде со иконою ис Колочи ко граду Можайску; и якоже приближися ко граду, и изыде во сретенье князь Андрей Дмитриевич з бояры своими и весь град от великих и до малых ...; и быша знамения и чудеса много от иконы Божия Матери» («Повесть о Луке Колочском»).

Из Можайска образ был перенесен в Москву. В столице святую икону встретил митрополит Фотий со священным Собором и множеством православных христиан. В то время, как чудотворный образ проносили по Москве, многие больные исцелялись от недугов. Позднее Колочская икона Божией Матери была возвращена в Можайск.

На месте явления чудотворного образа Лукой, который собрал благодаря иконе большие средства, была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и была помещена святая икона. Но и сам Лука не смог преодолеть искушения большими деньгами – для себя он построил просторные каменные хоромы и зажил там, как князь, порою даже избивая и грабя ловчих князя Андрея Димитриевича, охотившихся с ястребами и соколами в лесах близ Колочи. Однако один случай заставил Луку раскаяться в своей неправедной жизни. Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя и велел вести его мимо двора Луки. Тот приказал выпустить зверя. Медведь бросился на Луку и покалечил его. Чуть живой, вмиг раскаявшийся Лука умолял приехавшего князя Андрея Димитриевича с пользой распорядиться своим достоянием. И впоследствии на пожертвования Луки и других православных верующих князь устроил на месте явления чудотворной иконы мужской монастырь, получивший наименование Колочского или Можайского. В этом монастыре Лука принял монашеский постриг и провел последние дни своей жизни в слезах и покаянии.

Первообраз Колочской иконы Божией Матери был утерян в 70-е годы прошлого века.

В Можайске списки с этой редкой Богородичной иконы можно было увидеть лишь в церкви святых праведных Иоакима и Анны и в церкви Илии Пророка. Последний был передан в возрожденный Колоцкий монастырь (ныне он женский). В 1993 г. монастырь был открыт как подворье Спасо-Бородинского монастыря, а в октябре 1997 г. – как самостоятельный. Летом 1998 года список чудотворной Колочской иконы Пресвятой Богородицы замироточил.

Согласно «Степенной книге Царского родословия», празднование Колочской иконе в монастыре издревле проходило 9 июля (по ст. ст.). Согласно устному преданию, на месте чудесного явления иконы забил целебный источник, к которому в день праздника совершается крестный ход. Сейчас на этом месте стоит деревянная часовня.

В Московском Успенском соборе, в приделе святых Апостолов Петра и Павла находится один из поздних списков чудотворного образа, на вызолоченной ризе которого есть надпись: «Лета 7197 (1689), июния, в 28 день, построен образ сей по обещанию великих государей мастерския палаты чиновников, за избавление бед милостию Пресвятыя Богородицы и святых молитвами».

На чудотворной иконе по обе стороны от Божией Матери изображены святитель Николай Чудотворец и Илия пророк.

Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин Ле­бе­дев
ро­дил­ся в 1884 го­ду. Два го­да Кон­стан­тин Ни­ко­ла­е­вич учил­ся в Перм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, в 1909 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а в 1912-м — в сан свя­щен­ни­ка. В сен­тяб­ре это­го же го­да от­ца Кон­стан­ти­на опре­де­ли­ли на свя­щен­ни­че­ское ме­сто при Про­ро­ко-Или­ин­ской церк­ви Усть-Ут­кин­ской при­ста­ни Вер­хо­тур­ско­го уез­да.
Пе­ред ре­во­лю­ци­ей от­ца Кон­стан­ти­на пе­ре­ве­ли на слу­же­ние в Спас­скую цер­ковь се­ла Уец­ко­го Ка­мыш­лов­ско­го уез­да. Се­ло Уец­кое, быв­шая Уец­кая сло­бо­да, на­хо­дит­ся в 70 ки­ло­мет­рах от го­ро­да Ка­мыш­ло­ва, неда­ле­ко от же­лез­но­до­рож­ной стан­ции По­клев­ская. Рас­по­ло­же­но оно на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Пыш­ма, близ озе­ра Уец­кое, от на­име­но­ва­ния ко­то­ро­го и по­лу­чи­ло свое на­зва­ние. Пер­вый ка­мен­ный храм был за­ло­жен в 1807 го­ду в честь Ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Зна­ме­ние» и со­ору­жал­ся на сред­ства при­хо­жан. В мае 1863 го­да в Уец­ком про­изо­шел силь­ный по­жар, уни­что­жив­ший по­чти все се­ло. При по­жа­ре силь­но по­стра­дал и храм. Жи­те­ли, несмот­ря на то, что са­ми оста­лись без жи­лья и иму­ще­ства, про­яви­ли лю­бовь к до­му Бо­жи­е­му, со­бра­ли сред­ства и вос­ста­но­ви­ли храм. При этом бы­ли сде­ла­ны но­вые ико­но­ста­сы — де­ре­вян­ные, укра­шен­ные зо­ло­че­ной резь­бой.
Во вре­мя ре­во­лю­ции и граж­дан­ской вой­ны отец Кон­стан­тин остал­ся слу­жить на сво­ем при­хо­де, несмот­ря на на­чав­ший­ся крас­ный тер­рор. Вол­на ди­ких, без­удерж­ных рас­прав боль­ше­ви­ков над без­за­щит­ны­ми людь­ми про­ка­ти­лась по все­му Ка­мыш­лов­ско­му уез­ду. В га­зе­те «За­ураль­ский край» так пи­са­ли об этом вре­ме­ни: «…Боль­ше­вист­ский волк мно­го бед на­тво­рил сре­ди пас­ты­рей и овец Хри­сто­ва ста­да. Про­цент за­му­чен­ных и рас­стре­лян­ных ду­хов­ных пас­ты­рей в на­шей епар­хии, ду­ма­ет­ся, зна­чи­тель­но вы­ше про­цен­та по­стра­дав­ших кре­стьян, ра­бо­чих и ин­тел­ли­ген­ции. Как буд­то боль­ше­ви­ки всю свою де­мон­скую зло­бу вы­ме­сти­ли на ду­хов­ных ли­цах, под­вер­гая их вся­ко­го ро­да ис­тя­за­ни­ям и му­че­ни­ям. Вспом­ни­те, что про­изо­шло в уез­дах — Ка­мыш­лов­ском, Шад­рин­ском и Ека­те­рин­бург­ском, — ведь ду­хо­вен­ство здесь ис­треб­ле­но чуть не по­го­лов­но».
Каж­дая неуда­ча боль­ше­ви­ков на фрон­те от­зы­ва­лась уже­сто­че­ни­ем крас­но­го тер­ро­ра. От­ступ­ле­ние крас­ных из ка­ко­го-ли­бо на­се­лен­но­го пунк­та непре­мен­но влек­ло за со­бой рас­пра­вы над жи­те­ля­ми. При вы­бо­ре спо­со­ба каз­ни боль­ше­ви­ки бы­ли весь­ма изоб­ре­та­тель­ны. При­го­вор «рас­стрел», или «выс­шая ме­ра на­ка­за­ния», мог озна­чать му­чи­тель­ное, ужас­ное умерщ­вле­ние.
Но и в кро­ва­вые, зло­ве­щие дни ле­та 1918-го отец Кон­стан­тин не пы­тал­ся скрыть­ся от гро­зя­щей опас­но­сти, а, несмот­ря ни на что, про­дол­жал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния.
8/21 июля 1918 го­да по­сле ли­тур­гии к от­цу Кон­стан­ти­ну яви­лись крас­но­ар­мей­цы и по­тре­бо­ва­ли, чтобы он по­ехал с ни­ми на стан­цию По­клев­скую, в поле­вой штаб Крас­ной ар­мии. До­став­лен­ный ту­да, отец Кон­стан­тин был за­перт в сто­рож­ке при по­жар­ной охране. В ночь на 9/22 июля в сто­рож­ку при­шли крас­но­ар­мей­цы, чтобы со­вер­шить над невин­ным свя­щен­ни­ком казнь. Пе­ред смер­тью ба­тюш­ка был под­верг­нут же­сто­ким му­че­ни­ям: «бо­ро­да вы­рва­на с мя­сом», «ко­жа на лбу над­ре­за­на и за­дра­на, на ла­до­нях мяг­кие ме­ста сре­за­ны, су­хо­жи­лия на ко­стях рук пе­ре­ре­за­ны». Сви­де­те­лем му­че­ний был ноч­ной сто­рож. Он слы­шал, как отец Кон­стан­тин про­сил сво­их му­чи­те­лей по­ско­рее его убить, а не му­чить. Смерть не пу­га­ла му­же­ствен­но­го стра­даль­ца, пре­тер­пев­ше­го та­кие страш­ные пыт­ки, она бы­ла для него ско­рее из­бав­ле­ни­ем. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так пи­сал о вен­це му­че­ни­че­ства, ко­то­ро­го спо­до­бил­ся и отец Кон­стан­тин: «Ве­ли­кое де­ло — ви­деть па­ла­чей, сто­я­щих во­круг и тер­за­ю­щих реб­ра… Ко­гда чув­ство уже при­ту­пи­лось от раз­но­об­раз­ных му­че­ний, то и смерть ка­жет­ся уже не страш­ною, но неко­то­рым осво­бож­де­ни­ем и от­дох­но­ве­ни­ем от на­ле­га­ю­щих бед­ствий».
Обез­об­ра­жен­ное те­ло свя­щен­ни­ка па­ла­чи за­ки­да­ли со­ло­мой и на­во­зом. Но Гос­подь, го­во­ря сло­ва­ми свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, об­лек Сво­е­го слу­жи­те­ля в «ве­ли­кий по­гре­баль­ный по­кров — му­че­ни­че­ство», укра­сил «одеж­дою, дра­го­цен­ней­шею вся­кой цар­ской баг­ря­ни­цы, вся­кой дра­го­цен­ной пор­фи­ры…».
Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 17 июля 2002 го­да свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин Ле­бе­дев про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских от Ека­те­рин­бург­ской епар­хии.
Ещё по теме:
1. 22 июля. Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского. Преподобного Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита. Святителя Феодора, еп. Едесского
2. 22 июля. Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского. Преподобного Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита. Священномученика Кирилла, еп. Гортинского.
3. 22 июля. Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского. Священномученика Кирилла, еп. Гортинского. Преподобного Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU