23 июня. Священномученика Тимофея, еп. Прусского. Обретение мощей святителя Василия, еп. Рязанского.

10 июня по старому стилю / 23 июня по новому стилю
воскресенье
Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й.
Заговенье на Петров пост. (Петров мясопуст).
Поста нет.

Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (361–363). Обре́тение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715) (служба может быть перенесена на пятницу, 8 июня). Собор Сибирских святых. Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900).
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (363). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409). Прп. Фамари Марджановой, исп. (1936) (Груз.).
Сщмч. Тимофея Ульянова пресвитера (1940).
Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых).


Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач.,XXVIII, 16–20. Лит. – Евр., 330 зач.,XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач.,X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30.

Служба только по Триоди. С этого дня до 1 августа, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя...».
Полиелейная служба свт. Иоанна Тобольского может быть перенесена на пятницу, 8 июня (ср. Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава).
Имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) включено в месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2017 года. Прославление совершено Грузинской Православной Церковью.
В преддверии Великого поста после Недели мясопустной прекращается вкушение мяса, а после Недели сыропустной – прочей скоромной пищи. После же Петрова мясопуста (так в «Пасхалии зрячей по ключевым словам» Типикон называет нынешний день заговенья) сразу прекращается вкушение всякой скоромной пищи (см. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я).

Тропарь воскресный 8-го гласа
С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да нас свободи́ши страсте́й,// Животе́ и Воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Тропарь всех святых, глас 4:
́Иже во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак всех святых, глас 8:
́Яко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики,/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Евр.11:33–12:2; Мф.10:32–33, 37–38, 19:27–30)
Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, Св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа.

Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли.

Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать – учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.



Сщмч. Тимофей, епископ Прусский
Священномученик Тимофей, епископ города Пруссы (Вифиния), за чистоту и святость жизни получил от Господа дар чудотворения. В Пруссе многих язычников он обратил к вере Христовой. Император Юлиан Отступник (361–363), услышав о святом Тимофее, заключил его в темницу, но и там святитель продолжал Евангельскую проповедь. Юлиан вновь запретил ему учить о Имени Иисуса Христа, но святой безбоязненно продолжал распространять христианскую веру. Тогда император приказал обезглавить святого. Впоследствии святые мощи епископа были перенесены в Константинополь.

Святитель Василий, Епископ Рязанский, чудотворец.
Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского (память 3 июля), было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605–1617). В Смутное время Промыслу Божию угодно было прославить святителя Василия: 10 июня 1609 года состоялось открытие его святых мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяслава Рязанского, который со времени епископа Рязанского Ионы II (1522–1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, подле иконостаса. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С этого времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». При архиепископе Моисее (1638–1651), в 1638 году над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен муромский образ Пресвятой Богородицы – «Моление Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года при архиепископе Моисее впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя. Особенно усердным почитателем Рязанского Первосвятителя считается архиепископ Мисаил (1651–1655). По его повелению в 1653 году была сделана надпись на большой серебряной водосвятной чаше: «Сия чаша в Переяслав Рязанский, в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца». В 1655 году святитель Василий был изображен на серебряном кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем Ионой, митрополитом Московским. В 1712 году при митрополите Стефане Яворском над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подъячего Никиты Алтухова. В 1722–1723 годах при императоре Петре I состоялось формальное расследование о святителе, после которого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским (1752–1757) составил службу святителю Василию, «взявши во внимание прежде написанные тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами святителя Василия была сделана новая гробница наподобие раки с иконой святителя. В 1782 году рака над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым) (1778–1804). В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове) последовал Указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын, 1867–1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля. При архиепископе Палладии (Раеве, 1876–1882) Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля – в день блаженной кончины и 10 июня – в день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, – настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.

Собор Рязанских святых. Икона.
Уста­нов­лен 12 ян­ва­ря 1987 го­да по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Ря­зан­ско­го и Ка­си­мов­ско­го Си­мо­на (Но­ви­ко­ва) и по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на. День празд­но­ва­ния был при­уро­чен ко дню об­ре­те­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ря­зан­ско­го.

В Со­бор Ря­зан­ских свя­тых вхо­дят:
Бл­гв. Бо­рис, стра­сто­тер­пец, князь († 1015; па­мять 2 мая, 24 июля)
Бл­гв. Глеб, стра­сто­тер­пец, князь († 1015; па­мять 2 мая, 24 июля, 5 сен­тяб­ря)
Бл­гв. Ми­ха­ил Му­ром­ский, князь (XII; па­мять 21 мая)
Бл­гв. Фе­о­дор Му­ром­ский, князь (XII; па­мять 21 мая)
Сщ­мч. Кук­ша Пе­чер­ский, иером., про­све­ти­тель вя­ти­чей, в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах († по­сле 1114, па­мять 27 ав­гу­ста)
Бл­гв. Ири­на Му­ром­ская, кня­ги­ня, су­пру­га св. Кон­стан­ти­на Му­ром­ско­го († ок. 1129)
Бл­гв. Кон­стан­тин Свя­то­сла­вич Му­ром­ский, князь († 1129; па­мять 21 мая)
Прп. Илия Му­ро­мец, Пе­чер­ский, в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах († ок. 1188; па­мять 19 де­каб­ря)
Бл­гвв. кнн. Петр и Фев­ро­ния Му­ром­ские († 1228; па­мять 25 июня)
Бл­гв. Ро­ман Ря­зан­ский, князь († 1270; па­мять 19 июля)
Свт. Ва­си­лий Ря­зан­ский, еп. († 1295; па­мять 12 ап­ре­ля, 21 мая, 10 июня, 3 июля, 10 июля, Неде­ля всех свя­тых)
Свт. Иона Мос­ков­ский, митр. Ки­ев­ский и всея Ру­си († 1461, па­мять 31 мар­та, 27 мая, 15 июня)
Прп. Мат­фей Чер­не­е­во-Шац­кий, игу­мен (кон. XVI в.; па­мять 5 ок­тяб­ря)
Прав. Иули­а­ния Ла­за­рев­ская († 1604; па­мять 2 ян­ва­ря)
Свт. Фе­о­до­рит Ря­зан­ский, ар­хи­епи­скоп († 1617; па­мять 10 сен­тяб­ря)
Прп. Фе­о­дул Со­ло­вец­кий, Ря­за­нец, пу­стын­ник (сер. XVII)
Сщ­мч. Ми­са­ил Ря­зан­ский, Шац­кий, ар­хи­еп. († 1655; па­мять 9 ап­ре­ля)
Прп. До­си­фея (Тяп­ки­на), Ки­ев­ская († 1777; па­мять 25 сен­тяб­ря)
Блж. Ва­си­лий Ря­зан­ский (Ка­дом­ский) († 1848; па­мять 2 мая)
Прп. Ила­ри­он За­твор­ник, Тро­е­ку­ров­ский (Там­бов­ский) († 1853; па­мять 5 ок­тяб­ря)
Свт. Фила­рет (в схи­ме Фе­о­до­сий, Ам­фи­те­ат­ров) Ки­ев­ский, митр. († 1857; па­мять 21 де­каб­ря)
Свт. Гав­ри­ил (Го­род­ков), ар­хи­еп.Ря­зан­ский († 1862; па­мять 7 ап­ре­ля)
Прп. Се­ра­фи­ма Се­зе­нов­ская, игу­ме­ния († 1877; па­мять 13 фев­ра­ля)
Свт. Фе­о­фан За­твор­ник, Вы­шен­ский, еп. († 1894; па­мять 6 ян­ва­ря, 10 ян­ва­ря, 16 июня)
Свт. Ме­ле­тий (Яки­мов), еп. Ря­зан­ский († 1900; па­мять 14 ян­ва­ря)
Св. Со­фро­ний (Ли­син), Иберд­ский († 1914; па­мять 25 ян­ва­ря)
Сщ­мч. Иоанн Ко­чу­ров, прот. ( +1917; па­мять 31 ок­тяб­ря)
Сщ­мч. Мат­фий Ряб­цев, иерей († 1918)
Сщ­мч. Ни­ко­лай Ди­на­ри­ев, прот. († 1918; па­мять 10 июня)
Мч. Па­вел Пар­фе­нов († 1918; па­мять 10 июня)
Сщ­мч. Ни­ко­лай Про­ба­тов, иерей († 1918; па­мять 29 ок­тяб­ря)
Блж. Лю­бовь Ря­зан­ская (Су­ха­нов­ская) († 1921; па­мять 8 фев­ра­ля)
Сщ­мч. Петр Успен­ский, прот. († 1930; па­мять 10 ян­ва­ря)
Сщ­мч. Ва­си­лий (Зе­лен­цов), При­лук­ский, еп. († 1930; 25 ян­ва­ря)
Сщ­мч. Ни­ко­лай Пост­ни­ков, прот. († 1931; па­мять 28 мар­та)
Сщисп. Ам­вро­сий (По­лян­ский), еп. Ка­ме­нец-По­доль­ский († 1932; па­мять 7 де­каб­ря)
Блж. Мат­ро­на Ане­мня­сев­ская (Бе­ля­ко­ва), исп. († 1936; па­мять 16 июля)
Сщ­мч. Ди­мит­рий Ми­ло­ви­дов, иерей († 1937; па­мять 7 ав­гу­ста)
Мч. Ев­ге­ний Дмит­рев († 1937; па­мять 18 ав­гу­ста)
Сщ­мч. Иоанн Ле­бе­дев, прот. († 1937; па­мять 27 ав­гу­ста)
Сщ­мч. Иоанн Смир­нов, прот. († 1937; па­мять 27 ав­гу­ста)
Мц. На­та­лия Коз­ло­ва († 1937; па­мять 1 сен­тяб­ря)
Сщ­мч. Илия Ба­жа­нов, прот. († 1937; па­мять 3 сен­тяб­ря)
Прмч. Ва­си­лий (Цвет­ков), ар­хим. (+1937; па­мять 4 ок­тяб­ря)
Сщ­мч. Иуве­на­лий (Мас­лов­ский), Ря­зан­ский, ар­хи­еп. († 1937; па­мять 11 ок­тяб­ря)
Прмч. Ми­на (Ше­ла­ев), ар­хим. († 1937; па­мять 22 ок­тяб­ря)
Сщ­мч. Алек­сандр Ан­дре­ев, прот. († 1937; па­мять 22 ок­тяб­ря)
Сщ­мч. Гав­ри­ил Мас­лен­ни­ков, иерей († 1937; па­мять 5 но­яб­ря)
Сщ­мч. Ми­ха­ил Дмит­рев, прот. († 1937; па­мять 19 но­яб­ря)
Сщ­мч. Алек­сий Ама­нов, прот. († 1937; па­мять 20 но­яб­ря)
Сщ­мч. На­за­рий Гриб­ков, прот. († 1937; па­мять 26 но­яб­ря)
Сщ­мч. Сер­гий Ама­нов, иерей († 1937; 27 но­яб­ря)
Мч. До­ро­фей Кли­ма­шев († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Сщ­мч. Ев­ге­ний Харь­ков, прот. († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Сщ­мч. Ни­ко­лай Ка­ра­сёв, иерей († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Мч. Ми­ха­ил Якунь­кин († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Сщ­мч. Ана­то­лий Прав­до­лю­бов, прот. († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Сщ­мч. Кон­стан­тин Ба­жа­нов, прот. († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Мч. Лав­рен­тий Ког­тев († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Прмч. Сер­гий (Со­ро­кин), иером. († 1937; 10 де­каб­ря)
Мч. Петр Гри­шин († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Сщ­мч. Алек­сандр Ту­бе­ров­ский, прот. († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Мч. Ев­се­вий Тря­хов († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Мц. Алек­сандра Устю­хи­на († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Мч. Гри­го­рий Бер­де­нев († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Мц. Та­ти­а­на Его­ро­ва († 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Сщ­мч. Фео­к­тист Хопер­сков, прот. († 1937; па­мять 28 де­каб­ря)
Мц. Ев­до­кия Мар­тиш­ки­на († по­сле 1937; па­мять 10 де­каб­ря)
Сщ­мч. Иг­на­тий (Сад­ков­ский), еп. Ско­пин­ский († 1938; па­мять 28 ян­ва­ря)
Сщ­мч Ан­дрей Ясе­нев, прот. († 1938; па­мять 22 фев­ра­ля)
Сщ­мч. Ми­ха­ил Бук­рин­ский, иерей († 1938; па­мять 1 мар­та)
Сщ­мч. Сер­гий Крот­ков, прот. († 1938; па­мять 18 июня)
Сщ­мч. Алек­сандр Ци­це­ро­нов, иерей († 1938; па­мять 28 де­каб­ря)
Сщ­мч. Аре­фа На­со­нов, иерей († 1938; па­мять 28 де­каб­ря)
Сщ­мч. Па­вел Доб­ро­мыс­лов, прот. († 1940; па­мять 20 ян­ва­ря)
Сщ­мч. Иоанн Ан­се­ров, иерей († 1940; па­мять 23 ап­ре­ля)
Мц. Ве­ра Сам­со­но­ва, кти­тор († 1940; па­мять 1 июнь)
Сщисп. Вас­си­ан (Пят­ниц­кий), Там­бов­ский, ар­хи­еп. († 1940; 14 де­каб­ря)
Исп. Алек­сандр Ор­лов, иерей († 1941; па­мять 14 ап­ре­ля)
Сщ­мч. Ни­ко­лай Прав­до­лю­бов, иерей († 1941; па­мять 31 июля)
Сщ­мч. Петр Кре­стов, прот. († 1941; па­мять 6 де­каб­ря)
Прмч. Фила­рет (Пря­хин), игу­мен († 1942; па­мять 22 фев­ра­ля)
Исп. Ан­на Иваш­ки­на († 1948; па­мять 10 де­каб­ря)
Исп. Та­ти­а­на Бя­ки­ре­ва († 1948; па­мять 10 де­каб­ря)
Сщисп. Сер­гий Прав­до­лю­бов, прот. († 1950; па­мять 21 сен­тяб­ря, 5 де­каб­ря)
Исп. Фек­ла Ма­ку­ше­ва († 1954; па­мять 10 де­каб­ря)
При­сп. Ан­на (Сто­ля­ро­ва), схи­мо­на­хи­ня († 1958; па­мять 10 де­каб­ря)

Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский
Свя­ти­тель Иоанн, мит­ро­по­лит То­боль­ский и всея Си­би­ри, чу­до­тво­рец, в ми­ру Иоанн Мак­си­мо­вич, ро­дил­ся в го­ро­де Пе­жине в 1651 го­ду. У его от­ца Мак­си­ма Ва­си­лье­ви­ча и ма­те­ри Ев­фро­си­нии бы­ло се­ме­ро сы­но­вей, из ко­то­рых Иоанн был стар­ший. По окон­ча­нии Ки­е­во-Мо­ги­лян­ской Кол­ле­гии (поз­же пре­об­ра­зо­ван­ной в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию) бу­ду­щий свя­ти­тель был остав­лен при ней учи­те­лем ла­тин­ско­го язы­ка. То­гда же, в 1680 го­ду, он при­нял в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли мо­на­ше­ство и углу­бил­ся в по­двиг внут­рен­не­го де­ла­ния. С об­ще­го со­гла­сия брат­ства мо­ло­до­му ино­ку по­ру­чи­ли от­вет­ствен­ное по­слу­ша­ние про­по­вед­ни­ка. С то­го вре­ме­ни и рас­кры­ва­ют­ся его ис­клю­чи­тель­ный та­лант крас­но­ре­чия и бла­го­дат­ные да­ро­ва­ния. Он при­да­вал осо­бое зна­че­ние внут­рен­не­му ре­ли­ги­оз­но­му са­мо­по­зна­нию. Сра­зу же опре­де­ли­лась и глав­ная те­ма его жиз­ни: «Как че­ло­век дол­жен свою во­лю со­гла­со­вы­вать с во­лей Бо­жи­ей?» Ее он раз­ви­вал и в про­по­ве­дях, и в сво­ем по­сле­ду­ю­щем мис­си­о­нер­ском слу­же­нии. От­ве­том на нее явил­ся труд, из­дан­ный в кон­це его дол­гой по­движ­ни­че­ской жиз­ни, под на­зва­ни­ем «Илио­тро­пи­он («Под­сол­неч­ник»), или Со­об­ра­зо­ва­ние че­ло­ве­че­ской во­ли с Бо­же­ствен­ною во­лею». Из мно­го­чис­лен­ных тво­ре­ний свя­тых от­цов пра­во­слав­ной церк­ви оно наи­бо­лее пол­но от­ве­ча­ет на этот боль­шой во­прос хри­сти­ан­ской со­те­рио­ло­гии.

В 1685 го­ду его от­пра­ви­ли с по­соль­ством в Моск­ву. Там пат­ри­ар­хом Иоаки­мом (1674–1690) он был на­зна­чен на­мест­ни­ком Брян­ско­го Свен­ско­го мо­на­сты­ря, под­чи­нен­но­го то­гда Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре.

Свя­ти­тель Фе­о­до­сий, ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский, в 1695 го­ду, неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны († 1696, па­мять 5 фев­ра­ля), на­зна­чил иеро­мо­на­ха Иоан­на ар­хи­манд­ри­том Чер­ни­гов­ско­го Елец­ко­го мо­на­сты­ря и на­ме­тил его сво­им пре­ем­ни­ком по ка­фед­ре. (Свя­ти­тель Иоанн бла­го­го­вел к па­мя­ти свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия, ве­руя в си­лу его мо­лит­вен­но­го пред­ста­тель­ства пред Гос­по­дом, и по сво­ей ве­ре по­лу­чил бла­го­дат­ное ис­це­ле­ние от тя­же­лой бо­лез­ни по мо­лит­вам свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия. В са­мый раз­гар бо­лез­ни ему явил­ся свя­ти­тель Фе­о­до­сий и ска­зал: «Слу­жи зав­тра – и бу­дешь здо­ров». На дру­гой день свя­ти­тель, со­вер­шен­но здо­ро­вый, к удив­ле­нию всех от­слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Чу­до ис­це­ле­ния свя­ти­те­ля Иоан­на по­слу­жи­ло на­ча­лом че­ство­ва­ния свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия как бла­го­дат­но­го угод­ни­ка Бо­жия).

10 ян­ва­ря 1697 го­да пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Адри­ан (1690–1700) с со­бо­ром епи­ско­пов хи­ро­то­ни­сал ар­хи­манд­ри­та Иоан­на во епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го в Боль­шом Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля.

По вступ­ле­нии в управ­ле­ние епар­хи­ей епи­скоп Иоанн со­зда­ет при Чер­ни­гов­ской ар­хи­ерей­ской ка­фед­ре Кол­ле­ги­ум, по­доб­но Ки­ев­ской ака­де­мии, ко­то­рый, по мыс­ли свя­ти­те­ля, дол­жен был укра­сить «чер­ни­гов­ские Афи­ны» – шко­лу про­све­щен­но­го бла­го­че­стия.

Вви­ду вы­со­ко­го уров­ня бо­го­слов­ско­го об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния шко­ла свя­ти­те­ля Иоан­на по­лу­чи­ла ши­ро­кую из­вест­ность. По су­ще­ству, это бы­ла пер­вая се­ми­на­рия в Рос­сии, по об­раз­цу ко­то­рой ста­ли от­кры­вать­ся ду­хов­ные се­ми­на­рии в дру­гих епар­хи­ях Рус­ской Церк­ви.

То­гда же свя­ти­тель от­крыл ти­по­гра­фию, в ко­то­рой он и его пре­ем­ни­ки из­да­ли мно­го со­чи­не­ний ду­хов­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния.

Жизнь свя­ти­те­ля Иоан­на све­ти­лась вы­со­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми, осо­бен­но же сми­ре­ни­ем. Она отоб­ра­зи­лась и в его тво­ре­ни­ях: «Нра­во­учи­тель­ное зер­ца­ло» (Чер­ни­гов, 1703 и 1707), «Ал­фа­вит, риф­ма­ми сло­жен­ный» (1705 г.), «Бо­го­ро­ди­це Де­во» (1707 г.), «Фе­ат­рон, или По­зор нра­во­учи­тель­ный» (1708), «Тол­ко­ва­ние на 50-й пса­лом» (Чер­ни­гов, 1708), «Тол­ко­ва­ние на «От­че наш» и «Осмь бла­женств еван­гель­ских» (1709 г.), «Цар­ский путь Кре­ста» (Чер­ни­гов, 1709 г.), «Бо­го­мыс­лие в поль­зу пра­во­вер­ным» (1710 и 1711 гг.), «Си­нак­сарь о по­бе­де под Пол­та­вою» (1710 г.), «Пут­ник» (ру­ко­пись), «Ду­хов­ные мыс­ли» (М„ 1782).

В Чер­ни­го­ве в 1714 го­ду свя­ти­тель впер­вые из­дал и свой глав­ный труд, на­пи­сан­ный на ла­тин­ском язы­ке. (Осо­бен­но­стью вы­пуск­ни­ков Ки­ев­ской шко­лы бы­ло то, что свои со­чи­не­ния они пи­са­ли на клас­си­че­ской ла­ты­ни. Про­фес­сор И.А. Мак­си­мо­вич в 1888 го­ду пе­ре­вел «Илио­тро­пи­он» на совре­мен­ный рус­ский язык и из­дал вна­ча­ле по ча­стям в «Чер­ни­гов­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях», за­тем от­дель­ной кни­гой – Ки­ев, 1896. Со­кра­щен­ный ва­ри­ант опуб­ли­ко­ван в «Жур­на­ле Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1976, №№ 5, 6). С его име­нем свя­зан так­же «Ла­ти­но-гре­ко-рос­сий­ский лек­си­кон».

Из­вест­на связь свя­ти­те­ля Иоан­на со Свя­той Го­рой Афон. Он при­ни­мал осо­бен­но го­ря­чее уча­стие в судь­бе рус­ских на­сель­ни­ков Свя­той Го­ры, ока­зы­вая им су­ще­ствен­ную ма­те­ри­аль­ную по­мощь в те тя­же­лые го­ды. Со­хра­ни­лась его ар­хи­ерей­ская гра­мо­та в Рус­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре, сви­де­тель­ству­ю­щая об его от­но­ше­нии к свя­то­гор­цам.

14 ав­гу­ста 1711 г. свя­ти­тель Иоанн по воз­ве­де­нии в сан мит­ро­по­ли­та при­был на ка­фед­ру То­боль­скую и всея Си­би­ри. Свя­ти­тель неустан­но за­бо­тил­ся о про­све­ще­нии сво­ей епар­хии. Там он про­дол­жил де­ло, на­ча­тое в Чер­ни­го­ве: усо­вер­шен­ство­вал шко­лу, от­кры­тую его пред­ше­ствен­ни­ком, зна­ме­ни­тым мис­си­о­не­ром мит­ро­по­ли­том Фило­фе­ем (Ле­щин­ским; † 1727), про­дол­жил апо­столь­скую про­по­ведь сре­ди языч­ни­ков Си­би­ри, об­ра­тив ко Хри­сту мно­гие ты­ся­чи лю­дей. В 1714 го­ду свя­ти­тель Иоанн от­пра­вил в Пе­кин мис­сию во гла­ве с ар­хи­манд­ри­том Ила­ри­о­ном (Ле­жай­ским). В То­боль­ске он вновь при­сту­пил к из­да­тель­ско­му де­лу, ис­поль­зо­вав со­здан­ную им в Чер­ни­го­ве ти­по­гра­фию. К то­му вре­ме­ни от­но­сит­ся из­да­ние мит­ро­по­ли­том Иоан­ном «Илио­тро­пи­о­на» на сла­вя­но-рус­ском язы­ке (1714 г.), чтобы его по­ни­ма­ли и си­би­ря­ки.

О жиз­ни свя­ти­те­ля в Си­би­ри ле­то­пи­сец го­во­рит: «Был тих, скро­мен, бла­го­рас­суд­лив, о бед­ных со­стра­да­те­лен, ми­ло­стив».

Ча­сто он по­мо­гал лю­дям. Тай­но, а ино­гда в одеж­де про­сто­го ино­ка при­но­сил в до­ма нуж­дав­ших­ся ще­д­рую ми­ло­сты­ню со сло­ва­ми: «При­и­ми­те во Имя Иису­са Хри­ста». Его дом в То­боль­ске все­гда был от­крыт для всех нуж­дав­ших­ся в по­мо­щи и сло­ве уте­ше­ния. Да­же в день пре­став­ле­ния, 10 июня 1715 го­да, свя­ти­тель Иоанн по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, как это бы­ло в обы­чае у него и рань­ше, устро­ил в сво­ем до­ме тра­пе­зу для ду­хо­вен­ства и бед­ня­ков и сам при­слу­жи­вал за сто­лом. За­тем, про­стив­шись со все­ми, свя­ти­тель уда­лил­ся в свои по­кои и во вре­мя бла­го­ве­ста к ве­черне скон­чал­ся в мо­лит­ве, стоя на ко­ле­нях. Свя­ти­тель был по­гре­бен в при­де­ле свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста То­боль­ско­го Успен­ско­го-Со­фий­ско­го со­бо­ра.

Свя­ти­тель Иоанн из­дав­на чтит­ся в Си­би­ри. Вви­ду мно­го­чис­лен­ных чу­дес и дав­не­го мест­но­го по­чи­та­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Иоан­на в 1916 го­ду Цер­ковь уста­но­ви­ла все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в день пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля к Бо­гу – 10 июня.

Па­мять о свя­ти­те­ле Иоанне бе­реж­но хра­нят си­би­ря­ки и все ве­ру­ю­щие рус­ские лю­ди. Он и по­ныне по­чи­ва­ет в то­боль­ском со­бо­ре По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри. Служ­ба ему бы­ла пе­ре­из­да­на по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия мит­ро­по­ли­том Вар­фо­ло­ме­ем (Го­род­цо­вым) в 1947 го­ду в го­ро­де Но­во­си­бир­ске.

Собор Сибирских святых
С при­со­еди­не­ни­ем Си­би­ри к Рос­сии на­ча­лась ис­то­рия То­боль­ско-Си­бир­ской епар­хии, утвер­жден­ной в 1620 го­ду как ар­хи­епи­ско­пии, а за­тем пре­об­ра­зо­ван­ной в мит­ро­по­лию, из ко­то­рой впо­след­ствии бы­ли об­ра­зо­ва­ны дру­гие Си­бир­ские епар­хии.

Быв­ший «столь­ный град Си­би­ри» То­больск, ос­но­ван­ный в 1587 го­ду, стал ка­фед­­раль­ным го­ро­дом. Из То­боль­ска во все кон­цы Си­би­ри ухо­ди­ли мис­си­о­не­ры про­све­щать лю­дей све­том Хри­сто­вой ве­ры.

В са­мом на­ча­ле сво­е­го бы­тия То­боль­ская епар­хия име­ла в ли­ке свя­тых, бла­го­да­тью Бо­жи­ей про­слав­лен­ных, свя­то­го пра­вед­но­го му­че­ни­ка Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го († 23 мар­та 1600 г.). В по­сле­ду­ю­щее вре­мя Гос­подь явил здесь мно­же­ство дру­гих по­движ­ни­ков ве­ры и бла­го­че­стия, про­сла­вив­ших зем­лю Си­бир­скую свя­то­стью сво­ей жиз­ни и тру­да­ми на бла­го Церк­ви и оте­че­ства.

В 1984 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на, в свя­зи с под­го­тов­кой к празд­но­ва­нию 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых, ко­то­рое опре­де­ле­но со­вер­шать 10/23 июня, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Иоан­на, мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всей Си­би­ри чу­до­твор­ца (1711–1715).

10/23 июня 1984 го­да в То­боль­ске (ныне в со­ста­ве Ом­ско-Тю­мен­ской епар­хии) в По­кров­ском хра­ме, где по­чи­ва­ют мо­щи свя­ти­те­ля Иоан­на, бы­ло со­вер­ше­но пер­вое празд­но­ва­ние Со­бо­ру Си­бир­ских свя­тых.

На ма­лой ве­черне в ка­нун празд­ни­ка епи­скоп Ом­ский и Тю­мен­ский Мак­сим со­вер­шил в со­слу­же­нии кли­ри­ков ака­фист свя­ти­те­лю Иоан­ну пе­ред гроб­ни­цей с его свя­ты­ми мо­ща­ми и освя­тил ико­ну Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых, на­пи­сан­ную к празд­ни­ку ико­но­пис­ца­ми ма­стер­ской Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии. На иконе изоб­ра­же­ны сле­ду­ю­щие свя­тые и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия.

Пер­вый ниж­ний ряд сле­ва на­пра­во: мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Фила­рет (в схи­ме Фео­до­сий) († 1857; па­мять 21 де­каб­ря/3 ян­ва­ря); ар­хи­манд­рит Си­не­сий, спод­виж­ник свя­ти­те­ля Со­фро­ния, епи­ско­па Ир­кут­ско­го († 1787; па­мять 10/23 мая); свя­ти­тель Со­фро­ний, епи­скоп Ир­кут­ский († 1771; па­мять 30 мар­та/12 ап­ре­ля); свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский († 1709; па­мять 21 сен­тяб­ря/4 ок­тяб­ря); свя­ти­тель Иоанн, мит­ро­по­лит То­боль­ский и всея Си­би­ри чу­до­тво­рец († 1715; па­мять 10/23 июня); свя­ти­тель Ин­но­кен­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский († 1879; па­мять 31 мар­та/13 ап­ре­ля); свя­ти­тель Па­вел, мит­ро­по­лит То­боль­ский († 1770; па­мять 4/17 но­яб­ря); свя­ти­тель Ин­но­кен­тий, епи­скоп Ир­кут­ский († 1731; па­мять 26 но­яб­ря/9 де­каб­ря и 9/22 фев­ра­ля); свя­ти­тель Фило­фей (в схи­ме Фе­о­дор), мит­ро­по­лит То­боль­ский († 1727; па­мять 31 мая/13 июня).

Вто­рой ряд: мит­ро­по­лит Смо­лен­ский Си­ме­он († 1681; па­мять 4/17 ян­ва­ря); ар­хи­епи­скоп Нек­та­рий († 1636–1640); ар­хи­манд­рит Вер­хо­тур­ский Аре­фа († 1910; па­мять 15/28 мая); пра­вед­ный Си­ме­он Вер­хо­тур­ский († 1642; па­мять 12/25 сен­тяб­ря); свя­ти­тель Ме­ле­тий, ар­хи­епи­скоп Харь­ков­ский († 1840; па­мять 12/25 фев­ра­ля); пре­по­доб­ный Гер­ман Аляс­кин­ский († 1837; па­мять 13/26 де­каб­ря и 27 июля/9 ав­гу­ста); свя­той му­че­ник Ва­си­лий Ман­га­зей­ский († 1600; па­мять 23 мар­та/5 ап­ре­ля, 6/19 июня и 10/23 мая); ар­хи­епи­скоп То­боль­ский и Си­бир­ский Вар­ла­ам († 1802; па­мять 27 де­каб­ря/9 ян­ва­ря); мит­ро­по­лит То­боль­ский и Си­бир­ский Ан­то­ний († 1740; па­мять 27 мар­та/9 ап­ре­ля).

Тре­тий ряд: бла­жен­ный Кос­ма Вер­хо­тур­ский, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый († 1706; па­мять 1/14 но­яб­ря); пре­по­доб­ный Ан­дрей, игу­мен Ра­фа­и­лов­ский, То­боль­ский († 1820; па­мять 14/27 мая); епи­скоп Ге­ра­сим Аст­ра­хан­ский († 1880; па­мять 24 июня/7 июля); епи­скоп Ря­зан­ский Ме­ле­тий († 1900; па­мять 14/27 ян­ва­ря); ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий, мис­си­о­нер Ал­тай­ском Мис­сии († 1847; па­мять 18/31 мая); пра­вед­ный Сте­фан Ом­ский († 1876; па­мять 30 июня/13 июля); пре­по­доб­ный Ми­са­ил, иеро­мо­нах Аба­лац­ко­го мо­на­сты­ря († 1797; па­мять 17/30 де­каб­ря).

Чет­вер­тый ряд: бла­жен­ный Иоанн Вер­хо­тур­ский, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый († 1701; па­мять 16/29 ап­ре­ля); бла­жен­ная Дом­на, ста­ри­ца Том­ская († 1872; па­мять 16/29 де­каб­ря); пре­по­доб­ный Да­ни­ил Ачин­ский († 1843; па­мять 15/28 ап­ре­ля); пра­вед­ный от­рок Петр Том­ский († 1820; па­мять 4/17 мар­та); пра­вед­ный Фе­о­дор Кузь­мич Том­ский († 1864; па­мять 20 ян­ва­ря/2 фев­ра­ля); пре­по­доб­ный Вар­ла­ам, пус­тын­ник Чи­кой­ский († 1846; па­мять 5/18 ок­тяб­ря).

Преподобный Феофан Антиохийский был сыном язычников. В юношеском возрасте он вступил в брак, но через три года жена его умерла. Святой Феофан уверовал во Христа, принял Крещение, оставил все и стал жить за городом в маленькой келлии в Евангельском самоотвержении. Он ревностно учил хранить заповеди Божии всех приходивших к нему, особенно же внушал проводить жизнь чистую, целомудренную и обличал распутство антиохийцев. Когда преподобный Феофан узнал об одной блуднице, Пансемине, многих увлекшей в сети диавола, он горячо захотел спасти ее. Понимая, как трудно исполнить такой подвиг, сознавая свою немощь, преподобный Феофан долго молился и просил Господа, чтобы Он послал ему Свою помощь и спас грешницу. Святой надел нарядные одежды, взял у отца много золота и пошел к Пансемине. Преподобный отдал ей золото и убедил оставить распутство и выйти за него замуж. Пансемина с радостью согласилась и дала ему слово стать его женой. Единственным условием, которое поставил преподобный Феофан Пансемине, было чтобы она приняла Крещение. Ради выгодного брака Пансемина согласилась. Готовя ее к принятию Таинства, святой Феофан наставлял ее в христианской вере, разъяснил, что правда Божия не терпит греха и разврата, а любовь Божия щедра к кающимся. Приняв Крещение, святая Пансемина благодатью Божией совершенно переродилась. Она раздала на Богоугодные дела все, что нажила распутством, поселилась в хижине рядом с келлией преподобного и стала вести жизнь подвижницы, а через 22 месяца скончалась в один день со своим наставником († 369).

Святые мученики Александр и Антонина
Святая Антонина происходила из города Кродамна (Малая Азия). Как христианку ее привели к правителю Фисту, который уговаривал ее поклониться языческим богам, обещая дать почетное звание жрицы богини Артемиды, но святая мужественно исповедала Христа и убеждала правителя отказаться от поклонения бесам в образе идолов. Фист приказал бить святую по лицу и заключить в темницу. Мученица все время пребывала в молитве, ничего не пила и не ела, но однажды услышала глас Божий: «Антонина, подкрепись пищей и будь мужественна: Я с тобой». Когда ее вновь привели к правителю, мученица продолжала твердо стоять за христианскую веру и обличать язычников. Правитель решил отдать святую деву на поругание воинам, но Господь внушил одному из них, святому Александру, спасти мученицу. Он испросил разрешение войти к деве, чтобы склонить ее исполнить волю правителя. Святой Александр предложил мученице надеть его одежду и бежать. Святая Антонина устрашилась, но Господь повелел ей согласиться. Надев плащ воина, она, никем не узнанная, вышла из своего заключения. Посланные Фистом воины нашли святого Александра одного. На вопросы правителя он не отвечал ни слова, был предан истязаниям и беспощадно избит. По внушению Господа Иисуса Христа святая Антонина тоже предстала перед Фистом. Им обоим отсекли руки, затем обмазали смолой и бросили в яму, где пылал огонь. Когда огонь потух, яму засыпали землей, чтобы христиане не могли собрать даже костей мучеников. Возвратившись домой, Фист онемел, не смог ни пить, ни есть, и после семидневных тяжких мучений умер. Святые мученики Александр и Антонина скончались 3 мая 313 года. В Прологах их память помещается под 10 июня. Мощи святых были перенесены в Константинополь и положены в Максимовом монастыре.

Святитель Вассиан, епископ Лавдийский, был другом святителя Амвросия, епископа Медиоланского († 397; память 7 декабря). Отец святого Вассиана управлял Сиракузской областью (Сицилия) и готовил сына себе в преемники. Он послал его в Рим для получения образования. Святой Вассиан еще в детстве слышал о христианах, хотел поближе узнать их и ознакомиться с христианской верой. Пресвитер Гордиан открыл ему сущность Христова учения, и юноша пожелал принять Крещение. Во время совершения Таинства святой Вассиан увидел у купели Ангела, держащего одежду, в которую должен был облечься новокрещенный. Святой дерзнул спросить его, кто он и откуда. Ангел ответил, что давно послан помочь ему исполнить его святое намерение познать Христа, и стал невидим.

Святой Вассиан стал вести строгую жизнь, вкушал мало пищи, ночи проводил в молитве. Слуги дивились такому воздержанию и стали догадываться, что их господин принял христианство. Они донесли об этом отцу святого Вассиана. Тот приказал вернуть его в Сиракузы. Молясь в храме святого Иоанна Богослова, святой получил от апостола повеление уйти из Рима. Он раздал свое имущество бедным и вместе с верным рабом-христианином отправился в Равенну, к своему родственнику, епископу Урсу.

Епископ Урс устроил его в уединенном месте за городом при церкви в честь священномученика Аполлинария. Святой Вассиан быстро возрастал духовно, вскоре прославился чудесами. В это время судья Равенны был оклеветан и приговорен к смертной казни. По дороге на казнь он молитвенно призвал на помощь святого Вассиана. Когда палач уже занес меч над его головой, меч вдруг выпал из его рук и отлетел в сторону. Это повторялось трижды. С другим палачом произошло то же. О происшедшем донесли императору, и он освободил судью, который рассказал, что был спасен заступничеством святого Вассиана.

Жители города, веруя, что молитвы святого Вассиана сильны пред Богом, просили епископа Урса посвятить его в сан пресвитера. По преставлении епископа города Лодии (Лавдии; в Лигурии, Северная Италия) пресвитеру соборной церкви Клименту было откровение – избрать епископом Лодийским святого Вассиана. Хиротонию совершили святой Амвросий, епископ Медиоланский, и епископ Урс.

Преподобный Силуан Печерский
Преподобный Силуан, схимник Киево-Печерский, подвизался в Дальних пещерах в ХIII-ХIV веках. Однажды он силой своей молитвы связал воров, пришедших в монастырский сад, и они три дня не могли двинуться с места. Когда они раскаялись, преподобный отпустил их. Память преподобного Силуана совершается также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

Схи­и­гу­ме­ния Фа­марь, в ми­ру княж­на Та­ма­ра Алек­сан­дров­на Мар­джа­ни­шви­ли (Мар­джа­но­ва)
Схи­и­гу­ме­ния Фа­марь, в ми­ру княж­на Та­ма­ра Алек­сан­дров­на Мар­джа­ни­шви­ли (Мар­джа­но­ва), ро­ди­лась 1 ап­ре­ля 1868 го­да в Гру­зии. По­сле кон­чи­ны ро­ди­те­лей она при­ня­ла по­стриг в мо­на­сты­ре свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны в Бод­би с име­нем Юве­на­лия. В 1905 го­ду ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да она бы­ла на­зна­че­на на­сто­я­тель­ни­цей По­кров­ской жен­ской оби­те­ли в Москве. В 1910 го­ду ее за­бо­та­ми на­ча­лось стро­и­тель­ство Се­ра­фи­мо-Зна­мен­ско­го ски­та под Моск­вой, где в 1915 го­ду она бы­ла по­стри­же­на в ве­ли­кую схи­му с име­нем Фа­марь.

В 1924 го­ду скит был за­крыт. В 1931 го­ду схи­и­гу­ме­нию Фа­марь с дву­мя сест­ра­ми ее оби­те­ли аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к ссыл­ке в Ир­кут­скую об­ласть. По­сле окон­ча­ния сро­ка ссыл­ки она, уже тя­же­ло боль­ная ту­бер­ку­ле­зом, вер­ну­лась в Моск­ву и 23 июня 1936 го­да ото­шла ко Гос­по­ду.

22 де­каб­ря 2016 го­да Свя­щен­ный Си­нод Гру­зин­ско­го Пат­ри­ар­ха­та при­нял ре­ше­ние о ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­цы Фа­ма­ри (Мар­джа­но­вой).

28 де­каб­ря 2017 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­но­вил вклю­чить имя свя­той в ме­ся­це­слов, с опре­де­ле­ни­ем празд­но­ва­ния ее па­мя­ти 10/23 июня, как это уста­нов­ле­но в Гру­зин­ской Церк­ви.

Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение».
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ»

Как повествует святой евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу «...было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2. 26). И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» (Лк. 2. 29) Затем он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2. 34, 35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего; после же откроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы.

Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей – по три справа и слева и один снизу. Число «семь» в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае – полноту всего того горя, «печали и болезни сердечной», которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.

Похожее изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери. Разница только в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе – три с одной и четыре с другой стороны. Празднование этой иконе совершается 13-го августа, в то время, как празднование иконе «Умягчение злых сердец» приходится в Неделю Всех святых.

Все верующие, прибегающие к чудотворным иконам с верой и молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются душевные и телесные страдания, они сознают, что когда молятся перед этими образами за врагов своих, тогда исчезают их враждебные чувства, уступая место доброте и милосердию.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».

По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites