17 января. Собор 70-ти апостолов. Святителя Евстафия I, архиеп. Сербского. Преподобного Ахилы, диакона Печерского.

4 января по старому стилю / 17 января по новому стилю
среда
Седмица 33-я по Пятидесятнице. Святки

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).
Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV).
Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

Апп.: Рим., 96 зач. (от полу'), VIII, 8–14. Лк., 50 зач., X, 1–15.

Тропарь и кондак предпразднства
Тропарь предпразднства, глас 4:

Гото́вися, Завуло́не,/ и красу́йся, Неффали́ме,/ Иорда́не реко́, ста́ни,/ подыми́, взыгра́я, крести́тися гряду́ща Влады́ку./ Весели́ся, Ада́ме с прама́терию,/ не кры́йта себе́, я́коже в раи́ пре́жде,/ и́бо, на́ги ви́дев вы, яви́ся,/ да облече́т в пе́рвую оде́жду:// Христо́с яви́ся, всю тварь хотя обнови́ти.

Кондак предпразднства, глас 4:
Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.

Тропарь апостолов, глас 3:
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостолов, глас 2:
Христо́вых ученико́в лик се́дмьдесят/ боже́ственно, ве́рнии, в пе́снех восхва́лим,/ те́ми бо вси навыко́хом Тро́ицу почита́ти Неразде́льную,// и пребыва́ют свети́льницы Боже́ственныя ве́ры.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Кол.4:10–18; Лк.10:1–15)

Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая «семьдесят» (Лк.10:1) на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: «и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк.10:11); то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага – как хотите; мы идем далее.

Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? «Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому»... (Лк.10:12) Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле, а как смерть – так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастие попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа Спасителя и Искупителя и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.



Собор семидесяти апостолов
Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них втечение года: [апостола Иакова, брата Господня] (23 октября), [Марка евангелиста] (25 апреля), [Луки, евангелиста] (18 октября), [Клеопы], брата [Иосифа Обручника], [Симеона], сына его (27 апреля), [Варнавы] (11 июня), [Иосии], или Иосифа, называемого Варсавою или Иустом (30 октября), [Фаддея] (21 августа), [Анании] (1 октября), Стефана, архидиакона (27 декабря), [Филиппа] из [7 диаконов] (II октября), [Прохора] из 7 диаконов (28 июля), [Никанора] из 7 диаконов (28 июля и 28 декабря), [Тимона] из 7 диаконов (28 июля и 30 декабря), [Пармена] из 7 диаконов (28 июня), [Тимофея] (22 января), [Тита] (25 августа), [Филимона] (22 ноября и 19 февраля), [Онисима] (15 февраля), [Епафраса] и [Архиппа] (22 ноября и 19 февраля), [Силы], [Силуана], [Крискента], или Криска (30 июля), [Криспа] и [Епенета] (30 июля), [Андроника] (17 мая и 30 июля), [Стахия], [Амплия], [Урвана], [Наркисса], [Апеллия] (31 октября), [Аристовула] (31 октября и 16 марта), [Иродиона], или Родиона (8 апреля и 10 ноября). [Агава], [Руфа], [Асинкрита], [Флегонта] (8 апреля), [Ерма] (5 ноября и 31 мая), [Патрова] (5 ноября), [Ермия] (8 апреля), [Лина], [Гаия], [Филолога] (5 ноября), [Лукия] (10 сентября), [Иасона] (28 апреля), [Сосипатра] (28 апреля и 10 ноября), [Олимпа] или Олимпана (10 ноября), [Тертия] (30 октября и 10 ноября), [Ераста], [Куарта] (10 ноября), [Евода] (7 сентября), [Онисифора] (7 сентября и 8 декабря), [Климента] (25 ноября), [Сосфена] (8 декабря), [Аполлоса] (10 сентября и 8 декабря), [Тихика], [Епафродита] (8 декабря), [Карпа] (26 мая), [Кодрата] (21 сентября), [Марка], он же Иоанн, [Зины] (27 сентября), [Аристарха] (15 апреля и 27 сентября), [Пуда], [Трофима] (15 апреля). [Марка], племянника [Варнавы], [Артема] (30 октября), [Акилы] (14 июля), [Фортуната], [Ахаика] (4 января).

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты [Марк] и [Лука], сподвижник святого апостола [Павла] [Тимофей], ученик святого евангелиста [Иоанна Богослова] святой [Прохор] и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

К 70-ти апостолам причислены еще два - святые апостолы [Кифа], которому явился Господь по Воскресении [(1 Кор. 15, 5 - 6)], и [Симеон], по прозванию Нигер [(Деян. 13, 1)], так как они тоже прославились апостольской проповедью.

Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.

В IX веке Православная Церковь приняла от [Иосифа Песнописца] [канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых].

Святитель Евстафий I Сербский, архиепископ
Свя­ти­тель Ев­ста­фий жил и под­ви­зал­ся во дни бла­го­че­сти­во­го серб­ско­го кра­ля Сте­фа­на Уро­ша II Ми­лу­ти­на, пра­вив­ше­го Сер­би­ей с 1262 по 1320 год. По­стри­же­ние и ино­че­ский чин он при­нял в мо­на­сты­ре Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, ко­то­рый на­хо­дит­ся в об­ла­сти Зет­ской в Чер­но­го­рии. Вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь. От уроч­ной сво­ей мо­на­стыр­ской до­ли в пи­ще и одеж­де бла­го­тво­рил ни­щим. Со­вер­шив па­лом­ни­че­ство в Иеру­са­лим, по­се­лил­ся на Свя­том Афо­не в серб­ском мо­на­сты­ре Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Хи­лан­дар­ском, по­стро­ен­ном свя­тым Си­мео­ном, в ми­ре – ве­ли­ким Серб­ским жу­па­ном Сте­фа­ном Не­ма­ней, и сы­ном его свя­ти­те­лем Сав­вой. Здесь он мно­го лет с усер­ди­ем и сми­ре­ни­ем пре­да­вал­ся мо­на­ше­ским по­дви­гам, был воз­ве­ден в сан игу­ме­на мо­на­сты­ря. За­тем был из­бран и ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­па Зет­ской епар­хии, а по кон­чи­не ар­хи­епи­ско­па Иоан­ни­кия со­бо­ром епи­ско­пов, игу­ме­нов и бо­яр был из­бран на ар­хи­епи­скоп­ский пре­стол свя­ти­те­ля Сав­вы. Умер и был по­гре­бен в Жи­че, в хра­ме Спа­си­те­ля. При его ра­ке со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, зна­ме­ния и ис­це­ле­ния. Поз­же его не­тлен­ные и чу­до­твор­ные мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Печ и по­став­ле­ны в ар­хи­епи­скоп­ском ка­фед­раль­ном хра­ме свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.

Преподобный Ахила Печерский, диакон
Пре­по­доб­ный отец наш Ахи­ла диа­кон (XIV в.), воз­лю­бив от мла­ден­че­ства пост­ни­че­скую жизнь и от­верг­ши мир, при­шел в Пе­чер­ский мо­на­стырь, что­бы здесь уго­дить Гос­по­ду. Здесь он при­нял на се­бя Ан­гель­ский об­раз и про­хо­дил тес­ный путь ино­че­ства с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем, по­слу­ша­ни­ем и сми­ре­ни­ем. Воз­дер­жа­ни­ем сво­им в пи­ще и пи­тии он пре­вос­хо­дил мно­гих по­движ­ни­ков, ибо он не вку­шал ни слад­кой, ни ва­ре­ной пи­щи, зе­лие же упо­треб­лял весь­ма ред­ко и то в ма­лом ко­ли­че­стве. Обык­но­вен­но пи­щей его бы­ла од­на просфо­ра в не­де­лю. Дол­гое вре­мя пре­по­доб­ный Ахи­ла про­вел в за­тво­ре.
К за­ступ­ни­че­ству свя­то­го Ахи­лы при­бе­га­ют жаж­ду­щие из­ба­вить­ся от «по­ра­бо­ще­ния чрев­ных стра­стей» (от чре­во­уго­дия) и же­ла­ю­щие на­учить­ся воз­дер­жа­нию (3-я песнь ка­но­на пре­по­доб­ным, по­чи­ва­ю­щим в Даль­них пе­ще­рах).
Па­мять пре­по­доб­но­го Ахи­лы со­вер­ша­ет­ся так­же 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря (Со­бор пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских, в Даль­них пе­ще­рах, пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия, по­чи­ва­ю­щих) и в не­де­лю 2-ю Ве­ли­ко­го по­ста (Со­бор всех пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских).

Зосима Киликийский, пустынник
Преподобномученик Зосима происходил из Киликии и был пустынножителем. Во время гонения на христиан при царе Диоклитиане (284–305) святой Зосима был схвачен и предан жестоким мучениям за веру, но силой Божией он сохранился невредимым. Видя такое чудо Божие, смотритель тюрьмы, именем Афанасий, уверовал во Христа и крестился. Преподобный Зосима с Афанасием были отпущены и ушли в пустыню, где, подвизаясь, жили в расселине горы до кончины.

Пре­по­доб­ный Фео­к­тист ос­но­вал оби­тель в го­ро­де Ку­ку­ме на ост­ро­ве Си­ци­лия, где стал игу­ме­ном. В его мо­на­сты­ре жи­ли гре­че­ские мо­на­хи, бе­жав­шие от пре­сле­до­ва­ний ико­но­бор­цев. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в 800 го­ду.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай (Ни­ко­лай Ива­но­вич Мас­лов) ро­дил­ся в 1874 го­ду в го­ро­де Тве­ри. По окон­ча­нии ду­хов­но­го учи­ли­ща и пас­тыр­ских кур­сов, в 1924 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Тве­ри в хра­ме в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на» за Вол­гой.
По­сле то­го как в го­ро­де за­кры­ли по­чти все хра­мы, и в част­но­сти Воз­не­сен­ский со­бор, ар­хи­епи­скоп Фад­дей (Успен­ский), ко­то­рый то­гда слу­жил в нем, пе­ре­шел слу­жить в храм ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на». Бы­ва­ло, что здесь со­би­ра­лось все остав­ше­е­ся на сво­бо­де пра­во­слав­ное ду­хо­вен­ство го­ро­да. Ар­хи­епи­скоп Фад­дей лю­бил эту цер­ковь на клад­би­ще, со всех сто­рон окру­жен­ную спус­кав­ши­ми­ся к Вол­ге лу­га­ми, столь на­по­ми­нав­ши­ми ему род­ные ме­ста в Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Как све­ча, сто­ял бе­лый храм на хол­ме сре­ди зе­ле­ни. От хра­ма рас­хо­ди­лись ал­леи бла­го­ухан­ной си­ре­ни. Мо­ги­лы бы­ли ограж­де­ны ко­ва­ны­ми ме­тал­ли­че­ски­ми оград­ка­ми, кое-где сто­я­ли па­мят­ни­ки из мра­мо­ра с над­пи­ся­ми, про­сив­ши­ми про­хо­же­го че­ло­ве­ка по­мо­лить­ся за тех, чей прах по­ко­ил­ся под ни­ми. Все здесь на­стра­и­ва­ло на мо­лит­ву и на­по­ми­на­ло о том, что ожи­да­ет каж­до­го че­ло­ве­ка в кон­це жиз­ни, — и храм, как обе­то­ва­ние немерк­ну­ще­го све­та Цар­ства Небес­но­го, и кре­сты на мо­ги­лах, как ука­за­ние пу­ти, по ко­то­ро­му сле­ду­ет че­ло­ве­ку ид­ти, и в то же вре­мя ря­дом — стог­ны древ­не­го гра­да с его по­движ­ни­ка­ми и мо­лит­вен­ни­ка­ми про­шлых ве­ков, про­шед­ши­ми весь крест­ный путь и до­стиг­ши­ми небес­ных оби­те­лей. Через Вол­гу от­сю­да был ви­ден и древ­ний Успен­ский От­рочь мо­на­стырь — ме­сто му­че­ни­че­ской кон­чи­ны мит­ро­по­ли­та Филип­па (Ко­лы­че­ва) и недав­не­го слу­же­ния здесь Твер­ско­го ви­ка­рия, епи­ско­па Пет­ра (Зве­ре­ва); и ку­по­ла за­волж­ских церк­вей, воз­но­сив­ших­ся буд­то шле­ма­ми ар­мии рат­ни­ков, ча­стью пле­нен­ных — за­кры­тых, за­бро­шен­ных, пре­вра­щен­ных в ма­стер­ские и скла­ды; и гроз­ное зда­ние тюрь­мы, где и са­мо­му Твер­ско­му свя­ти­те­лю, ар­хи­епи­ско­пу Фад­дею, суж­де­но бу­дет при­нять му­че­ни­че­скую кон­чи­ну и ми­ло­стью Бо­жи­ей вер­нуть­ся сю­да, к ме­сту сво­е­го по­след­не­го слу­же­ния, на клад­би­ще «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны», чтобы те­лом лечь под ша­тром раз­рос­шей­ся, оди­чав­шей си­ре­ни, ду­хом пред­стоя Гос­по­ду и пре­бы­вая в мо­лит­ве за нас пе­ред Бо­гом.
Неза­бы­ва­е­мо для от­ца Ни­ко­лая бы­ло слу­же­ние со свя­ти­те­лем, са­мо при­сут­ствие ко­то­ро­го бла­го­дат­но очи­ща­ло ду­шу, об­ли­ча­ло в ней все гре­хов­ное и недо­стой­ное. При жиз­ни он был ан­ге­лом-хра­ни­те­лем Тве­ри, по­сле смер­ти — ве­ли­ким за нее мо­лит­вен­ни­ком.
Лю­тое го­не­ние на Цер­ковь в 1937 го­ду не оста­ви­ло на сво­бо­де по­чти ни­ко­го из ду­хо­вен­ства Тве­ри. 3 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли и от­ца Ни­ко­лая. Сра­зу же по­сле аре­ста со­сто­ял­ся до­прос. Сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка о зна­ко­мых в го­ро­де. Отец Ни­ко­лай от­ве­тил, что знал толь­ко тех свя­щен­ни­ков, ко­то­рые слу­жи­ли вме­сте с ним в хра­ме ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на».
— Вы зна­ко­мы с быв­шим ар­хи­ере­ем Успен­ским?
Свя­щен­ник по­пра­вил:
— Не с быв­шим ар­хи­ере­ем Успен­ским, а с ар­хи­епи­ско­пом Фад­де­ем; да, я его хо­ро­шо знаю, был у него на квар­ти­ре в 1930 го­ду, по­сле это­го ча­сто его ви­дел в церк­ви «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».
— Ка­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния у вас бы­ли с Успен­ским?
— Вза­и­мо­от­но­ше­ния с ар­хи­ере­ем у нас бы­ли чи­сто слу­жеб­ные, ка­ких-ли­бо по­сто­рон­них раз­го­во­ров у нас не бы­ло.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что вы, Мас­лов, яв­ля­е­тесь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной фа­шист­ско-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции в го­ро­де Ка­ли­нине, воз­глав­ля­е­мой ар­хи­ере­ем Фад­де­ем Успен­ским. При­зна­е­те ли вы это?
— Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной фа­шист­ско-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции я не был и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
По­сле до­про­са бы­ли вы­зва­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, об­нов­лен­цы, ко­то­рые по тре­бо­ва­нию сле­до­ва­те­ля под­пи­са­ли лже­сви­де­тель­ства.
2 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Мас­ло­ва к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Во вре­мя след­ствия отец Ни­ко­лай тя­же­ло за­бо­лел, и со­сто­я­ние его здо­ро­вья ста­ло быст­ро ухуд­шать­ся. В июле 1938 го­да он был пе­ре­ве­зен из Тве­ри в тюрь­му в по­сел­ке Лы­ко­ши­но, на­хо­дясь в ко­то­рой он по­сле дол­гой и тя­же­лой бо­лез­ни 17 ян­ва­ря 1939 го­да скон­чал­ся.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites