Рождество Христово

Рождество Христово


Христос рождается - славьте!

Христос с небес - встречайте!

Христос на земле - возноситесь!

Воспойте Господу, вся земля!



Этими словами начинает свою рождественскую беседу святитель Григорий Богослов, и с тех пор на протяжении шестнадцати столетий они звучат в нашем церковном богослужении. Ставя перед нами одни и те же вопросы: в чем значение Рождества Христова для каждого из нас; как мы можем встретить Христа, приходящего с небес; как можем мы вознестись от земли на небо; как можем прославить Христа своей жизнью? Многие религии, исповедующие единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мере прикоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости. Но ни одна религия, кроме христианства, не позволяет человеку познать Бога как брата, как друга. Через воплощение Сына Божия, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, мы становимся сынами Бога Отца и братьями Христа. Бог воплощается, чтобы иметь возможность общаться с нами на равных, чтобы, разделив нашу судьбу и прожив нашу жизнь, получить право сказать нам о Себе и о нас ту последнюю истину, которая никаким иным способом не могла быть нам открыта.

Истину о том, что нет пропасти, разделяющей Бога и человека; нет непреодолимых препятствий для встречи между человеком и Богом - один на один, лицом к лицу. Встреча эта происходит в нашем сердце. Ради этой встречи пришел Господь на землю, стал человеком и прожил человеческую жизнь: родился в вертепе Вифлеемском, крестился, вышел на проповедь, претерпел страдание и крестную смерть, воскрес из мертвых и вознесся на небо. Все это - ради того, чтобы произошла таинственная встреча, чтобы разрушилась преграда между человеком и Богом, воздвигнутая человеческим грехом. Преграда разрушена, и меч херувимский, преграждающий вход в рай, отступает; врата рая открываются, и человек возвращается к древу жизни, от которого питается Небесным Хлебом.

Святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение "вторым творением", когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя человеческую плоть: "Существующий начинает существовать; Несозданный создается; Необъемлемый объемлется; Богатый становится нищим через восприятие плоти, чтобы я обогатился Его Божеством... Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого". В воплощении Слова происходит, по выражению святого Ефрема Сирина, "обмен" между Богом и человеком: Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое Божество. Через воплощение Слова происходит обожение человека. "Слово воплотилось, чтобы мы обожились", - говорил святитель Афанасий Великий. "Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими", - сказал святой Ириней Лионский.

Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту творения и которое утратил через грехопадение, возвращено человеку воплотившимся Словом. И потому именно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление человеческого естества. Не только в том единственном Рождестве, которое произошло две тысячи лет назад в Вифлееме, но и в том рождении Христа, которое вновь и вновь происходит в наших душах. Ибо душа человека - это "ясли", которые Бог делает вместилищем Своего Божества и храмом Своим. Человек в грехопадении "уподобился несмысленным", но Бог приходит к падшему человеку и делает душу его местом, где происходит таинственная встреча между Ним и нами. Величайшее чудо Боговоплощения - в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается оно в молчаливых глубинах нашей души - там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету. Именно так - внезапно и неожиданно - вмешался Бог в жизнь человечества двадцать веков назад, когда Своим Рождением повернул весь ход истории. Именно так рождается Он вновь и вновь в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих. Поэтому пусть праздник Рождества Христова станет праздником рождения и в нашей душе и нашего возрождения во Христе. Умолкнем для мира, чтобы в душе нашей родилось Божие Слово и наполнило нас Божеством, Светом и святостью...

История праздника


Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в восточных и западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 янва­ря, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника - воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднования Крещения ввели у себя еретики - гностики, потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе че­ловеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало хрис­тиан в ересь (особенно в гностицизм), как богослужение гнос­тиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было это­му гностическому празднику противопоставить свой, такой же. И вот Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во пло­ти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим названием Богоявления.

Первоначальным основанием для празднования Рождества Хрис­това 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответ­ствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам - Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам - в шестой, которому соответствовало 6 ян­варя, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Кре­щения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предох­ранить верующих от участия в нем.

Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота, называвшийся день (рожде­ния) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и проч. Таким обра­зом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасением лю­дей, Победителем смерти. «Рождество Твое. Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», - поем мы в тропаре этого праздника.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во вто­рой половине IV века. Впервые отдельное празднование Рождес­тва Христова было введено в Константинопольской Церкви около 377 г. по указанию императора Аркадия. Из Константинопо­ля обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распро­странился по всему православному Востоку.

Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского. И по тому и по другому календарю Рождество празднуется 25 декабря, однако разница между двумя календарями ныне составляет 13 суток, и поэтому 25 декабря по юлианскому календарю (старому стилю) соответствует 7 января по календарю григорианскому (новому стилю). Некоторые полагают, что празднование Рождества по новому, григорианскому календарю является более правильным, нежели празднование по старому, юлианскому календарю. Эта точка зрения совершенно неосновательна. Дело в том, что хронологическая скрупулезность относительно праздника Рождества Христова не выглядит сугубо обязательной, ибо празднование это совершается не в связи с днем, когда явился на свет Богомладенец Иисус, но в связи с событием Его Рождения. В известном смысле, 25 декабря (7 января) - это символическая дата, признаваемая всем христианским миром.

Событие Рождества Христова


Перед рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Иудеи ожидали Его пришествие на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всеобщей распущенности нравов, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды (Быт. 49:10). Св. Даниил предсказал, что Царство Мессии наступит в семидесятую седьмину (490 лет) после выхода повеления о восстановлении Иерусалима, в период могущественного языческого царства, которое будет крепкое, как железо (Дан. 9:24-27).

И вот, действительно, к концу Данииловых седьмин, Иудея подпала под владычество мощной Римской империи, а скипетр от Иуды перешел к Ироду, идумеянину родом. Настало время прийти Христу. Люди, отпав от Бога, стали обоготворять земные блага, богатство, мирскую славу. Сын Божий отверг эти ничтожные кумиры как плод греха и людских страстей и благоволил прийти в мир в самой скромной обстановке. Согласно историческим данным, Христос родился в 748 году от основания Рима, когда императором был Август, а в Сирии властвовал правитель по имени Публий Квириний, о котором евангелист Лука упоминает в связи с переписью населения, проводившейся в его правление. Евангелист Лука как добросовестный историк уточняет, что речь идет о первой переписи в правление Квириния, что позволило точно датировать событие Рождества Христова. Евреи вели свои родословные по коленам и родам. Обычай этот был так силен, что, узнав о повелении Августа, они пошли записаться каждый в город своего рода. Иосиф и Дева Мария происходили, как известно, из рода Давидова, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем, называемый Давидовым городом потому, что в нем родился Давид.

Так, Промыслом Божиим исполнилось древнее предсказание пророка Михея, что Христос родится именно в Вифлееме: «И ты, Вифлеем, - Ефрафа, мал ли ты между тысячами (селениями). Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5:2).

По римским законам, женщины наравне с мужчинами подлежали поголовной переписи. Поэтому Иосиф пошел в Вифлеем записаться не один, а с Пресвятой Девой. Неожиданное путешествие в отечественный Вифлеем, и при том путешествие незадолго до разрешения Младенца, должно было убедить Иосифа в том, что указ Кесаря о переписи есть орудие в руках Провидения, направляющее к тому, чтобы Сын Марии родился именно там, где должен родиться Мессия-Спаситель.

После утомительного пути старец Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем, но будущей Матери Спасителя мира не нашлось места в гостинице, и Она со своим спутником вынуждена была поместиться в пещере, куда в ненастную погоду загоняли с пастбища скот. Здесь, в зимнюю ночь, в самой убогой обстановке, родился Спаситель мира - Христос.

Родив Сына, Пресвятая Дева Сама спеленала Его и положила в ясли. Этими краткими словами евангелист сообщает, что Богоматерь родила безболезненно. Иисус Христос родился ночью, когда в Вифлееме и окрестностях его все погружены были в глубокий сон. Не спали только пастухи, которые в поле стерегли вверенное им стадо. К этим скромным людям, трудящимся и обремененным, является Ангел с радостной вестью о рождении Спасителя мира. Лучезарный свет, окружавший Ангела среди ночного мрака, испугал пастухов. Но Ангел тотчас успокоил их, сказав: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Этими словами Ангел дал понять им истинное назначение Мессии, пришедшего не для одних евреев, но для всех людей, ибо «радость будет всем людям», которые примут Его как Спасителя.

Ангел объяснил пастухам, что они найдут родившегося Христа Господа в пеленах, лежащего в яслях. Но почему же Ангел не возвестил о рождении Христа старейшинам иудейским, книжникам и фарисеям и не призвал и их к поклонению Божественному Младенцу? Да потому, что эти «слепые вожди» перестали понимать истинный смысл пророчеств о Мессии и по исключительной иудейской горделивости воображали, что обещанный им Избавитель явится в полном блеске величественного царя-завоевателя и покорит весь мир. Скромный проповедник мира и любви к врагам им был неприемлем.

Пастухи не сомневались, что Ангел послан к ним от Бога, и потому удостоились слышать торжественный небесный гимн: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение!» Ангелы славят Бога, пославшего людям Спасителя, ибо с этого времени восстанавливается мир совести и устраняется вражда между Небом и землей, возникшая вследствие греха.

Ангелы удалились, а пастухи поспешно отправились в Вифлеем и нашли Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Они рассказали Марии и Иосифу о том событии, которое привело их к колыбели Христа, рассказывали они о том же и другим, и все слышавшие их рассказ удивлялись.

Поклонение волхвов


Волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники в пределах Персии, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском. И Господь, по милости Своей, чтобы привести язычников к вере, дал на небе знамение в виде появления необычайной звезды. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Царь родился.

После продолжительного и далекого путешествия они, наконец, дошли до столицы иудейского царства Иерусалима и стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Эти слова таких видных незнакомцев всколыхнули многих жителей Иерусалима, и в особенности царя Ирода, которому немедленно доложили о прибытии загадочных восточных ученых.

С первых дней воцарения шатким был трон Ирода. Народ его ненавидел, считая его узурпатором Давидова престола и тираном, и гнушался им, как язычником. Последние годы жизни Ирода осложнились еще личными невзгодами и кровавыми расправами. Он сделался крайне подозрительным и по малейшему поводу казнил своих явных и мнимых врагов. По этой причине погибло несколько детей Ирода и даже его жена, которую он раньше пламенно любил. Больной и дряхлый, Ирод теперь проживал в своем новом дворце на Сионе. Услышав о родившемся Царе, Он особенно заволновался, боясь, как бы люди не воспользовались его старостью, чтобы отнять у него власть и передать ее новорожденному Царю.

Чтобы выяснить, кто же этот новый претендент на его престол, Ирод собрал к себе всех священников и книжников, - людей хорошо знавших книги Священного Писания, и спросил их: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея». Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и послал их в Вифлеем. Прикидываясь благочестивым, хитрый Ирод сказал им: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему». На самом же деле Ирод собирался воспользоваться их сообщением, чтобы предать Младенца смерти.

Волхвы, выслушав царя Ирода и ничего не подозревая, пошли в Вифлеем. И вот снова та звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары свои: золото, ладан и смирну. В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в нем соперника своему царствованию. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы обстоятельства Рождества Христа Спасителя.

Дни перед Рождеством Христовым - дни исправления, покаянья в грехах. Небо должно вновь соединиться с землею. «То спасено, что с Богом соединено,- говорит святитель Григорий Богослов. - А что не соединено, вовсе не может спастись». Недаром в эти холодные зимние дни вспоминает Церковь величайших своих подвижников и отшельников. Свято верил народ, что в Рождественские дни Ангелы непрестанно поют «Аминь», то есть «воистину», в ответ на благие просьбы людей Божиих, возносящиеся к небу. Великий грех заводить в эти дни споры и ссоры. К великому празднику даже враги должны примириться между собою. Мы должны придти к великому и святому дню в любви, мире, тишине душевной, с чистой совестью. Сегодня, как никогда, своевременны мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Посмотрите со вниманием на жизнь современного человека, как она неестественна, не говорю уже - не благодатна, как не по-христиански провождается. А между тем, Бог сошел на землю для того именно, чтобы человека возвести на небо. Человек, где ты? Как ты глубоко ниспал! В какую ты тьму зашел сам добровольно? Воспряни, выйди на свет Божий, познай свое божественное благородие, покайся и соединись с Богом, да возведет тебя на небо». Сохранились ли и поныне в людях нетребовательная простота и мудрая скромность евангельских пастухов, найдутся ли сегодня волхвы, готовые, не взирая на все трудности, шествовать, куда ведет Откровение Божие, чтобы в конце пути склониться перед Истиной? Детская чистота нужна для веры, детская открытость и детская незащищенность. Где кожа толста, туда вере трудно пpобиться, для этого потребно особенное чудо. А будет ли жизнь человеческая, окончательно опустевшая без веры, надежды и любви иметь хоть какую-нибудь ничтожную цену, хоть какой-нибудь, хотя бы малый, смысл? Разговаривая с учениками, Ииcyc Христос, «взявши дитя поставил его посреди них, и, обняв сказал им: Кто примет одного из таких детей но имя Мое, тот принимает Меня». Преподобный Ефрем Сирин, обращаясь со смиренным прошением ко Господу в день Святого Рождества, взывает к Нему: «Приими ныне глас молитвы нашей и о чем молим словом, соверши делом!»

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И что угодно пред тобою,
Всегда творити научи!

Волхвы принесли новорожденному Спасителю дары - золото, ладан и смирну. Принесем же и мы Господу наши духовные дары: золото веры, благоуханную любовь к Богу и ближним, искреннюю молитву и умягчающие жизнь добрые дела по вере и любви нашей. И тогда откроется нам Господь, как открылся Он волхвам и пастухам в ту благословенную тихую ночь. И с душевным ликованием вознесем вместе с Ангелами Рождественскую песнь, обращенную не только к горнему, но и к дольнему миру:

«Cлaва в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»


ТРОПАРЬ

Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсия мирови светъ разума: въ немъ бо звездамъ служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети съ высоты Востока: Господи, слава Тебе.

КОНДАК


Дева днесь Пресущественнаго раждаетъ, и земля вертепъ Неприступному приноситъ: Ангели с пастырьми славословятъ, волсви же со звездою путешествуютъ, насъ бо ради родися Отроча Младо, Превечный Богъ.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Комментарии (14)

Всего: 14 комментариев
#1 | Лидия Новикова »» | 04.01.2013 18:26
  
8

Акафист Рождеству Христову. Рождество Христово славим!

Кондак 1

Избравый от всех родов пречистейшую Ангел Деву; и от Нея родивыйся плотию, Христе Боже наш, благодарственная приносим Ти раби Твои, Владыко. Ты же, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких нас бед свободи, зовущих: Иисусе, Сыне Божий воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Икос 1

Ангел множество собрася во Вифлееме, видети непостижное Рождество; и видевше своего Творца, во яслех яко младенца лежаща, удивишася! И страхом благоговеюще, Рождшагося и Рождшую боголепне почитаху, поюще таковая:

Слава Тебе, Сыне Божий, прежде век от Отца рожденный.

Слава Тебе, со Отцем и Духом вся сотворивый.

Слава Тебе, спасти погибшия пришедый.

Слава Тебе, даже до рабия зрака снизшедый.

Слава Тебе, взыскателю заблудших.

Слава Тебе, Спасителю погибших.

Слава Тебе, средостение вражды разрушившу.

Cлава Тебе, рай, преслушанием затворенный, паки отверзшу.

Слава Тебе, род человеческий неизреченно возлюбившу.

Cлава Тебе, на земли вертеп Небо явившу.

Слава Тебе, рождшую Тя Деву, Престол херувимский показавшу.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 2

Видяще безплотнии Ангели своего Владыку, от чистыя Девы плоть приемша, ужасошася! И друг ко другу реша: преславное сие Таинство непостижимо нам является быти: обаче дивяшеся неизреченному Того снизхождению, со страхом пояху: Аллилуиа.

Икос 2

Разумная вся тварь ужасающися и благодарящи поет Твоего Рождества, Владыко, таинство! Силы небесныя радуются поюще: слава в вышних Богу, и земля с человеки веселится, мы же непрестанно вопием:

Слава Тебе, в вышних славимому Богу.

Слава Тебе, мир на земли сотворившему.

Слава Тебе, нас Тебе примирившему.

Слава Тебе, на земли нам явившемуся.

Слава Тебе, от Девы неизреченно воплотившемуся.

Слава Тебе, звезду возсиявый.

Слава Тебе, тою волхвы на поклонение Тебе призвавый.

Слава Тебе, дары от них милостивно приявшему.

Слава Тебе, всю тварь Тебе служити научившему.

Слава Тебе, и нас Тебе пети вразумившему.

Слава Тебе, Себе нам соединившему.

Слава Тебе, нас Собою спасшему.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 3

Сильный в крепости, Бог мира и Отец щедрот, прииде на землю, спасти мир погибающий: Ныне в Вифлееме яко младенец раждается от Девы: Юже Матерь и Ходатаицу спасения показа, всем Того воплощение славящим и поющим: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще Тебе пречисто Рождшую, о нас непрестанно молящуюся, радующеся поем Твоего вочеловечения, Владыко, таинство! И Рождество от Девы Богоприятныя славословяще вопием:

Слава Тебе, Сыне Божий, нас ради воплотивыйся.

Слава Тебе, Сыне Девы, от Девы несказанно родивыйся.

Слава Тебе, человеколюбия бездну на нас показавшему.

Слава Тебе, нас неизреченно возлюбившему.

Слава Тебе, заблудшее овча взыскавшему.

Слава Тебе, о обретении тоя, срадоватися Ангелом рекшему.

Слава Тебе, на рамо сию восприемшему.

Слава Тебе, ко Отцу приведшему.

Слава Тебе, человеки со Ангелы во едино стадо совокупившему.

Слава Тебе, мир от прелести избавльшему.

Слава Тебе, великую и неизреченную милость нам явившему.

Слава Тебе, нас паче всех тварей возлюбившему.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 4

Бурю внутрь помышлений сумнительных прежде имевый целомудренный Иосиф, ныне внутрь Божественнаго вертепа видит преславныя. Аще бо и яко человека видяще от Девы рождаемаго, но разумеваше от вещей Бога быти истиннаго: тем и боголепне поклонився, радостно пояше: Аллилуиа

Икос 4

Слышаша пастырие Ангела, возвещающа им рождшагося Спаса миру, во граде Давидове, и скоро текше, видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Девыя упасшася во яслех лежаща, и Рождшую благоговейно служащу и Иосифа со страхом предстояща; сказаша о глаголанных к ним, и поклонившеся Рождшемуся, реша:

Слава Тебе, Агнче Божий, Спасе мира.

Слава Тебе, Сыне Божий, неизреченное чудо нам показавый.

Слава Тебе, ангельских пении слышатели нас быти явивый.

Слава Тебе, с ними и нас славословити Тя научивый.

Слава Тебе, Ангелы и человеки пети Тя вразумивый.

Слава Тебе, на земли и на небеси радость сотворивый.

Слава Тебе, яко о Тебе небесная земным срадуются.

Слава Тебе, яко Тобою земная небесным совокупляются.

Слава Тебе, крепость диаволю немощну показавшему.

Слава Тебе, от того мучительства нас избавльшему.

Слава Тебе, в Тя верующим неизреченная радосте.

Слава Тебе, любящим Тя неизглаголанная сладосте.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 5

Боготечную звезду, Христово Рождество предъявляющую, узревше звездоблюстители волсви; и тоя вождением Непостижимаго достигоша и Невидимаго видеша, возрадовашася Тому вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще царие перситстии, на руку Девичу, Царя царствующих, яко на престоле херувимстем седяща, и Владыку Того разумевающе, аще рабий прият зрак, потщашася дары Ему принести: злато, яко Царю всех; ливан же яко Богу; смирну, яко Безсмертному, и поклонившеся пояху:

Слава Тебе, Свет всем возсиявый.

Слава Тебе, нас звездою на поклонение Тебе призвавый.

Слава Тебе, злобу лютаго Ирода обличившему.

Слава Тебе, суетно того умышление показавшему.

Слава Тебе, нас от того прелести избавльшему.

Слава Тебе, Тебе, Солнцу правды, покланятися научившему.

Слава Тебе, вся светом разума просветившему.

Слава Тебе, Твоим Рождеством многобожия прелесть упразднившему.

Слава Тебе, вражие владычество до конца низложившему.

Слава Тебе, со Отцем и Духом Тебе покланятися нас научившему.

Слава Тебе, нас прельстившаго змия главу сокрушившему.

Слава Тебе, от вечныя смерти нас избавльшему.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 6

Проповедник богоносных вещания яже от Тебе исполняя, на земли явил еси Себе, Спасе, во убозем ныне вертепе рождся от чистыя Девы: и богат сый, нас ради обнищал еси волею, да человеки обогатиши, верою Тебе поющия: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси от Девы, и неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе, яко солнце просвещая и прогоняя лжи тьму: демони бо, Спасе, нетерпяще Твоея крепости, вси вострепеташа, и ад, видев чудо, убояся; мы же благодаряще вопием Ти:

Слава Тебе, человек Спасителю.

Слава Тебе, бесов Потребителю.

Слава Тебе, прелести начальника Твоим Рождеством устрашившему.

Слава Тебе, идольскую прелесть упразднившему.

Слава Тебе, светом Богопознания вся осиявшему.

Слава Тебе, тьму неведения прогнавшему.

Слава Тебе, Каменю, воду спасения всем источивый.

Слава Тебе, жажду Адамову и Давидову утоливый.

Слава Тебе, яко солнцем, Твоим Рождеством вся просветившему.

Слава Тебе, лучи благодати вселенней облиставшему.

Слава Тебе, землю обетования нам показавшему.

Слава Тебе, от всеродныя клятвы нас избавльшему.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 7

Хотя от века сокровенную тайну нам явити, от всея твари служители таинству показал еси, Спасе. От Ангел Гавриила, от человек Деву, от небес звезду, от земли вертеп, в немже родитися благоволил еси; темже дивящеся твоей неизреченней премудрости, зовем: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показал еси тварь, явлься плотию всех Зиждитель, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив ю, якоже бе нетленную, и Ходатаицу спасения показал еси поющим:

Слава Тебе, Сыне Божий, Тя рождшую Матерь милосердия показавый.

Слава Тебе, Тую и по Рождестве Деву сохранивый.

Слава Тебе, спасти Адама пришедшему.

Слава Тебе, Евины слезы утолившему.

Слава Тебе, вся спасти пришедый.

Слава Тебе, Воскресения образ облиставый.

Слава Тебе, грехов наших рукописание раздравый.

Слава Тебе, Собою смирения образ нам показавый.

Слава Тебе, нас ради обнищавшему.

Слава Тебе, Твоею нищетою нас обогатившему.

Слава Тебе, одеждою спасения нас одеявшему.

Слава Тебе, Твоею любовию нас усладившему.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 8

Странное и преславное Рождество Твое видевше, в вертепе совершаемое, устранимся сует паче мира, ум на Божественная преложше. Сего бо ради Бог на земли явися смиренный человек, да на небеса возведет Тому вопиющия: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси желание, весь сладость любящим Тя, Христе Боже, и Твое Божественное снизхождение славящим: от Девы бо чистыя рождшся на земли, нас на небеса возводиши, поющих:

Слава Тебе, Сыне Божий, на земли родивыйся.

Слава Тебе, от Девы неизреченно воплотивыйся.

Слава Тебе, Себе нам показавшу.

Слава Тебе, нас от Тебе далече сущих призвавшу.

Слава Тебе, нам неизреченная радосте.

Слава Тебе, сердец наших сладосте.

Слава Тебе, в Рождестве Твоем свет спасения возсиявый.

Слава Тебе, слезы в наше спасение пролиявый.

Слава Тебе, теми пламень страстей наших угасивый.

Слава Тебе, нас от скверны греховныя омывый.

Слава Тебе, преступление разрушившему.

Слава Тебе, от тления нас избавльшему.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 9

Всякое разумение и всяк ум ангельский и человеческий не постигает Твоего непостижнаго Рождества, Владыко, таинство разумети; обаче, Владыко благий, нашу любовь и веру приими, и спаси нас, Тебе поющих: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя, яко рыбы безласныя, видим о Твоем воплощении, Владыко, недоумеют бо глаголати: како Бог сый совершен, Человек совершенный явися, и от Девы неискусобрачныя како родися? Мы же, тайны неиспытующе, верою единою славим, вопиюще:

Слава Тебе, ипостасная Божия премудросте.

Слава Тебе, неизглаголанная всем радосте.

Слава Тебе, любомудры немудрыя явивый.

Слава Тебе, о Тебе испытующих посрамивый.

Слава Тебе, вся баснотворная плетения растерзавый.

Слава Тебе, свет Боговедения всем возсиявый.

Слава Тебе, мудрость во Твоих делех пролиявый.

Слава Тебе, многим разумы просветившему.

Слава Тебе, путь спасения нам показавшему.

Слава Тебе, неизчетная бездна милосердия.

Слава Тебе, пучино щедрот и человеколюбия.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 10

Спасти восхотев мир погибающий, Иже всех украситель, от Девы, яко младенец раждается и во яслех пеленами повивается, разрешаяй многоплетенныя пленицы прегрешений: и Сын сый Божий, Девыя Сын бывает! И вся мудре устрояет, да спасет Тому поющия: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и столп злобы богопротивныя и род пребеззаконный показася, жизнь всем Подающаго убити богоборец тщашеся, и незлобивыя младенцы, яко класы незрелы мечи пожинахуся. Тем же и мы злобу всякую от сердец наших отринувше, нас спасти Пришедшаго прославим вопиюще:

Слава Тебе, иродово умышление тщетно показавый.

Слава Тебе, от того избиенныя младенцы со Ангелы сопричтый.

Слава Тебе, злобы потребителю.

Слава Тебе, смирения наставниче и смертных любителю.

Слава Тебе, рог гордости сломившу.

Слава Тебе, свет правды всем возсиявшу.

Слава Тебе, кротости и смирению всех собою научившу.

Слава Тебе, вся в Твое познание приведшу.

Слава Тебе, Тя Рождшия утробу Твоим Рождеством освятивый.

Слава Тебе, от пастырей чудо и от волхвов дары приявый.

Слава Тебе, и безсловесныя Тебе служити научивый.

Слава Тебе, всю тварь освятивый.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, Твоему еже нас ради воплощению, достойно принести хотящих: и удобие есть молчание. Аще и равночисленныя песка морскаго песни приносим Ти, Царю Пресвятый, то ничтоже совершаем достойно. Тем же со страхом поем: Аллилуиа.

Икос 11

Свет Тя незаходимый, сущий во тьме и сени смертней седящии, Спасе наш, узревши от Девы возсиявша: просветишася огнем Твоего Божества; и Тебе, премудрости и смысла Подателю пояху, сицевая вопиюще:

Слава Тебе, Сыне Божий, Свете неизреченный.

Слава Тебе, Солнце правды, Твоим Рождеством вся просветивый.

Слава Тебе, многосветлое просвещение возсиявшему.

Слава Тебе, многотекущую благодати реку нам источившему.

Слава Тебе, жаждущих водою спасения богатно напоившему.

Слава Тебе, любящим Тя иго благо и бремя Твое легко показавшему.

Слава Тебе, от бремене греховнаго нас облегчившему.

Слава Тебе, нас от работы вражия избавльшему.

Слава Тебе, Твоим на земли явлением вся возвеселивый.

Слава Тебе, нас утешатися пакибытием сотворивый.

Слава Тебе, нам желаний наших край Себе явивый.

Слава Тебе, нас, врагов сущих, ко Отцу примиривый.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 12

Благодать всем подати и долги человеков разрешити пришедый, Спасе наш, Твоим воплощением, тем и наша долги разреши и грехов рукописание раздери, Твое несказанное Рождество славящим и непрестанно поющим: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое вочеловечение, хвалим, благословим и покланяемся Тебе, Спасе наш; и веруем, яко Господь и Бог еси, спасаяй всех на Тя уповающих и Твое еже от Девы неизреченное Рождество славословящих и поющих таковая:

Слава Тебе, Сыне Божий, в вышних со Отцем и Духом покланяемый.

Слава Тебе, от всех колен небесных и земных славимый.

Слава Тебе, сокровенное от века таинство открывый.

Слава Тебе, Твою к нам неизреченную любовь явивый.

Слава Тебе, всея твари украсителю.

Слава Тебе, нам всемилостивый Спасителю.

Слава Тебе, благочестно царствующих на земли скипетры утверждаяй.

Слава Тебе, святители благоговейныя и иереи премудростию и благолепием украшаяй.

Слава Тебе, Церкве основание и утверждение.

Слава Тебе, всем верным спасение и украшение.

Слава Тебе, телес наших врачу и исцеление.

Слава Тебе, душ наших украсителю и Спасителю.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 13

О пресладкий и всещедрый Иисусе, Спасителю наш, Творче и Владыко! Приими ныне малое сие молебное благодарение и славословие наше, якоже приял еси от волхвов поклонение и дары; и сохрани нас, Твоих рабов, от всякия напасти; и грехов прощение даруй; и вечныя муки избави верно славящих Твое, от чистыя Девы, Рождество и вопиющих Ти: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем снова - 1-й икос и 1-й кондак.

Окончание общее для всех канонов и акафистов.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды).

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Тропарь праздника, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Величание

Величаем Тя, жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и пречистыя Девы Марии.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 05.01.2013 00:55
  
8
В храме Рождества Христова. Вифлием.
#3 | Лидия Новикова »» | 05.01.2013 11:03 | ответ на: #2 ( Андрей Рыбак ) »»
  
8
место где родился Иисус Христос

Место где Христос родился. февраль 2010
#4 | Лидия Новикова »» | 05.01.2013 23:27
  
5
Пусть Рождество принесет в этот день и на весь год радость и любовь. С Рождеством Христовым,друзья!

#5 | Лидия Новикова »» | 05.01.2013 23:41
  
7

С Рождеством Христовым!


#6 | Анна Гор. »» | 06.01.2013 00:05
  
5
Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Воспойте Господу, вся земля!

С Рождеством Христовым поздравляя,
Желаем счастья и здоровья Вам!
Ближнего ничем не обижая,
Служите, люди, добрым всем делам!



***

В яслях лежит Ребенок.
Матери нежен лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.

Придет Он не в блеске грома,
Не в славе побед земных,
Он трости не переломит
И голосом будет тих.

Не царей назовет друзьями,
Не князей призовет в совет –
С галилейскими рыбаками
Образует Новый Завет.

Никого не отдаст на муки,
В узилища не запрет,
Но Сам, распростерши руки,
В смертельной муке умрет.

И могучим победным звоном
Легионов не дрогнет строй.
К мироносицам, тихим женам,
Победитель придет зарей.

Со властию непостижимой
Протянет руку, один,
И рухнет гордыня Рима,
Растает мудрость Афин.

В яслях лежит Ребенок.
Матери кроток лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик...

Александр Солодовников.
#7 | Лидия Новикова »» | 06.01.2013 12:58
  
4

"се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог" (Мф. 1, 23).

Рождество Христово. Закон Божий


Сошел к нам Тот, к Кому мы сами не смогли подняться. Святитель Лев Великий.
#8 | Анна Гор. »» | 07.01.2013 10:20
  
3
Дорогие друзья, братья и сестры!
Поздравляем вас со светлым и радостным Праздником Рождества Христова!
Спасибо за просветительство, полезную информацию, фильмы, мудрые и добрые иллюстрации для детей и взрослых.
Пусть наступивший 2013 год будет для всех благополучным, а Рождество Христово дает надежду на милость и помощь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Царицы Небесной.


Рождество Христово - Драгалевски манастир

Приветствия и благословения по случаю празднования Рождества Христова - Драгалевский монастырь (болг. Драгалевски манастир) — женский православный монастырь в Болгарии

#9 | Лидия Новикова »» | 07.01.2013 17:16
  
4
Рождество Христово. Митрополит Антоний

#10 | Лидия Новикова »» | 07.01.2013 17:27
  
4
ОЙ РАДУЙСЯ ,ЗЕМЛЕ.! СЫН БОЖИЙ НАРОДИВСЯ!


Добрий вечір тобі, пане господарю,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

Застеляйте столи та все килимами,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

Та кладіть калачі з ярої пшениці,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

Бо прийдуть до тебе три празники в гості,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

А що перший же празник — то Різдво Христове,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

А що другий же празник — святого Василя,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

А що третій же празник — Святе Водохреща,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.
#11 | Лидия Новикова »» | 07.01.2013 17:36
  
6

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, ДРУЗЬЯ!!!...

Здоровья, любви, добра, счастья, благополучия и процветания!!!

Я сердечно поздравляю
С Рождеством всех вас!
Счастья искренне желаю
В этот светлый час!
Пусть Вас озарит сиянье
С звездной высоты
И исполнятся желанья,
Планы и мечты.
Пусть нежданная удача
Взбудоражит кровь.
И конечно, много значат
Дружба и любовь!
#12 | Лидия Новикова »» | 07.01.2013 19:59
  
3
Дивна Любоевич — Рождество Твое


Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!
#13 | Лидия Новикова »» | 14.01.2013 18:01
  
3
«ДЕНЬ СВЯТ, И ДЕЛА НАШИ СПЯТ». Рождество Христово во Владимире XIX – начала XX века


Каждая владимирская семья в XIX веке традиционно соотносила ритм и уклад своей жизни с православным календарным кругом. В полном соответствии с ним жили люди, в него органично вплетались частные, семейные события. В основе православного календаря лежат события, связанные с именами Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, а также многочисленных людей, живших свято.

Одним из самых почитаемых православных праздников во все времена являлось Рождество Христово. Празднику предшествовал длительный 40-дневный Рождественский (Филиппов) пост, который приближал верующих к великому торжеству. Рождественский сочельник – 24 декабря (6 января по новому стилю) считался днём усиленного приготовления к празднику. В этот день православные не принимали пищу до первой звезды – символа звезды Вифлеемской. После вечернего богослужения в церкви все домочадцы собирались за столом, главным блюдом которого было сочиво – постное блюдо из пшеницы или риса с мёдом и фруктами (отсюда и название этого дня – сочельник). Люди, придерживавшиеся старых благочестивых обычаев, поста не нарушали: по церковному уставу разрешалось вкушать хлеб пшеничный, «оладьи» медовые, пироги постные, толокно, кисель.

Ежегодно 24–25 декабря совершалась Божественная литургия в Крестовой церкви Рождественского монастыря города Владимира Епископом Владимирским и Суздальским с участием соборного духовенства. По окончании литургии и положенного по уставу молебна, 25 декабря в Архиерейский зал собирались представители светской власти: губернатор, военные и гражданские чины, почётное купечество города Владимира, а также владимирское духовенство и корпорация духовно-учебных заведений для принесения поздравлений Его Преосвященству и губернатору.

Рядовые владимирцы в день праздника посещали свои приходские церкви. Так, купеческая дочь Анна Столетова в своём дневнике за 1861 год отмечает: «Декабрь. 25. В Рождество Христово все были у обедни».

Утром, после ранней обедни, наступало разговенье. Заканчивалась Рождественская ночь, и наступал долгожданный праздник. Как говорили: «Пост – пости, а праздник – празднуй». Примечательной чертой рождественского, а порой и предрождественского времени, был старинный обычай колядования или славления – своеобразного поздравления домохозяев с праздником. Дети в сочельник ходили группами от двора ко двору и пели «каледу», как её называли во Владимирском уезде. В домах заранее были напечены сочни в виде круглой лепёшки, которыми угощали колядовщиков. В селе Добром «каледа» пелась накануне праздника Рождества. Мальчики и девочки в сумерки ходили по домам и пели:

Каледа, Маледа!

Летела пава

Через сине море,

Ронила пава перья

Кому эти перья брать будет?

Такому-то (величают хозяина) с женой…

В селе Добром на угощение пекли не лепешки или пироги, а пичужек с крылышками и ножками, а также барашков.

С вечера 25 декабря (7 января) до Крещения 6 (19) января продолжались Святки (Святые дни). В Святки нельзя было выполнять многие виды работ: считалось, если шить на Рождество, то в семье уродится слепой, а если лапти плести – родится кривой. Это время выделялось необычайным духовным подъёмом в делах церковных и яркой праздничностью в мирской жизни.

Издавна в святочные дни состоятельные люди занимались благотворительностью: в сочельник щедро раздавали милостыню, носили еду в сиротские дома, дома призрения.

В первые дни Рождества были приняты «визиты» – посещения друг друга с поздравлением. Обычно после 9-ти часов утра появлялись визитёры – люди, связанные с хозяином дома родственными, дружескими, служебными, торговыми или какими-либо другими узами. «Визит» длился не более 10–15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев, обсуждение свежих городских новостей. Иногда поздравительные визиты прерывались появлением церковнослужителей, которые приходили «славить». Обычно это были причты церквей, прихожанами которых являлись хозяева.

«Многие особы из владимирской публики, движимые чувством сострадания, желают ознаменовать наступивший Светлый праздник делом благотворения – согласны заменить праздничные визиты пожертвованием некоторой суммы в пользу бедных», – писали «Владимирские губернские ведомости». Списки лиц, сделавших пожертвования, постоянно публиковали в газете. Задавали тон и были первыми в этих списках губернатор, крупные чиновники, купцы. Так, в 1869 году фамилия начальника губернии Владимира Николаевича Струкова и его супруги Елены Ивановны встречается в списках и по 1-й, и по 2-й части города Владимира, причём в обоих случаях они сделали самые большие взносы (каждый по 10 рублей). Среди жертвователей встречаются фамилии купцов С. Козлова, П. Никитина, П.Ф. Петровского, А.В. Столетовой и её зятя чиновника А.П. Филаретова, дворян М.Г. и П.И. Карякиных, В.Н. де Лазари, мещан А. Терентьева, П. Бубнова.

Собранные деньги (в декабре 1869 года – это 220 рублей) владимирский полицмейстер раздавал бедным людям, действительно нуждавшимся в помощи. Архивный документ рассказывает, что таких горожан в 1869 году оказалось в 1-й части города 58 человек, во 2-й – 64 человека, а в 3-й – 75. Это были вдовы с детьми, отставные солдаты, дети, одинокие престарелые люди. Среди них – мещанская вдова Прасковья Алексеева с четырьмя малолетними детьми получила 1 рубль, солдатка Надежда Леонтьева (муж был на Кавказе на службе) с детьми Александрой (7 лет) и Фёдором (6 лет) получила 25 копеек, мещанские сироты Елизавета (11 лет), Екатерина (8 лет) и Матвей (7 лет) Лялины получили 3 рубля, а отставной унтер-офицер Вукол Михайлов – 50 копеек. В этом году 1 килограмм ржаной муки стоил 6 копеек, фунт (400 грамм) говядины свежей – 17 копеек, свинины – 15 копеек, масла коровьего топлёного – 58 копеек.

В начале XX века с ростом общественной инициативы возникали благотворительные организации, такие как «Общество детской помощи и детских развлечений» (1906 г.), которые ставили перед собой цель «оказывать подрастающему поколению г. Владимира материально нравственную поддержку в деле воспитания и образования и доставлять детям разумные развлечения». Члены общества, совершая обход бедных семей города, собирали сведения о нуждающихся детях. В одной маленькой избушке на ул. Ямки (район современной пл. Фрунзе) наблюдали такую картину: «Окна замёрзли, кое-где продавленные стёкла заткнуты тряпками. В углу, в куче тряпья, копошатся 5 человек детей, стараясь согреться. Мать ушла на работу, отец больной на печи, уже 2 месяца лежит. Когда я предложила билеты на ёлку и спросила, есть ли что надеть, маленькая 6-летняя девочка подошла ко мне: «Дай мне платьице, у меня только то, что на мне, – всё рваное, а валенки у нас (т.е. у двух старших братьев и у неё) мамины, я не могу в них ходить, а братья их носят по очереди». Пришлось одеть её с головы до ног». Для таких детей, которые «всю зиму проводят в тёмных и сырых углах и не знают светлой радости» в Святки в Народном доме (ныне кукольный театр) были организованы бесплатные спектакли и ёлки на 500 человек с раздачей лакомств и подарков.

Сбором пожертвований занимались и другие благотворительные общества. В списке членов Владимирского Благотворительного общества мы находим фамилии профессора физики Московского университета А.Г. Столетова и его сестры В.Г. Филаретовой, которые в январе 1879 года сделали свои взносы для поддержания деятельности общества, осуществлявшего попечение о взрослых и детях.

В тяжёлые времена войн, эпидемий страшных болезней организовывали специальные сборы для вспомоществования пострадавшим. Так, 9 января 1855 года во Владимире в пользу нижних чинов, раненных под Севастополем (шла Крымская война 1853–1856 годов), состоялся благотворительный спектакль – водевиль «Отец, коих мало». Общий сбор составил 700 рублей, которые были переданы начальнику губернии для отправки по назначению.

В 1873 году жители Саратовской губернии сильно пострадали от неурожая. «Дадим алчущим хлеба», – призвал в своей рождественской проповеди священник Николо-Галейской церкви города Владимира отец Симеон. Его пастырское слово о необходимости подать руку помощи бедствующим от голода самарцам произвело такое впечатление, что многие из прихожан плакали. Результатом кружечного сбора были 15 рублей 10 копеек и одно золотое колечко. Подобные сборы были организованы в Успенском соборе, а также в Суздальском, Вязниковском, Судогодском и других уездах. В ответном благодарственном письме Самарская губернская земская управа сообщила, что помощь получена.

Тяжёлое положение из-за голода от неурожая в Уфимской, Саратовской, Казанской, Харьковской губерниях в 1906 году было осложнено эпидемиями брюшного тифа и цинги. Владимирцы снова организовали благотворительные сборы. Даже дети не остались в стороне: ученицы женского приходского училища решили отказаться от ёлки и деньги, выданные попечителем на праздник, послали голодающим. Святки – это великое для христиан время, исполненное благочестия.

Суслина Ольга Николаевна

http://eparh33.ru/news/_DEN_SVYAT__I_DELA_NASHI_SPYAT___Rozhdestvo_Hristovo_vo_Vladimire_XIX___nachala_XX_veka/
#14 | Лидия Новикова »» | 16.01.2013 20:14
  
1

Высказывания о Рождестве

Высказывание о Рождестве старца Симеона Афонского


Трудно описать:
Удивление сына, у которого долгое время лежал на полке камень, оставшийся по наследству от отца, когда случайно обнаружилось, что это – золото.
Ощущение человека, у которого вся жизнь ушла на поиски истины, а под конец она сама открылась в его сердце...


Ваш порог выходит на восток.

За порогом множество дорог...

Но избрать должны одну лишь вы —

По которой к Богу шли волхвы.

Над дорогой той чудесная звезда

Не погасит свет свой никогда,

И под ней, больных и грешных, нас

Ожидает милостивый Спас.


«…Что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?» (Лк. 20:17).


В ночь под Рождество

Тихий зимний вечер.

Снега легкий скрип.

Запад чуть намечен

Тенью тонких лип.

Необычной тайной

Полон каждый штрих.

Птицы крик случайный

В ельнике затих.

В каждой жизни всюду

Чувствую родство.

Жду звезду, как чудо,

В ночь под Рождество!

Неспроста с узором

Нынче облака.

Месяц выйдет скоро

Чудный — а пока...

Тихий зимний вечер.

Снега легкий скрип.

Запад чуть намечен

Тенью тонких лип. ..





Благословен тот день и час,
Когда Господь наш воплотился,
Когда на землю Он явился,
Чтоб возвести на Небо нас.
Благословен тот день, когда
Отверзлись вновь врата Эдема;
Над тихой весью Вифлеема
Взошла чудесная звезда!
Когда над храминой убогой
В полночной звездной полумгле
Воспели «Слава в вышних Богу!» -
Провозвестили мир земле
И людям всем благоволенье!
Благословен тот день и час,
Когда в Христовом Воплощенье
Звезда спасения зажглась!..
Христианин, с Бесплотных Ликом
Мы в славословии великом
Сольем и наши голоса!
Та песнь проникнет в небеса.
Здесь воспеваемая долу
Песнь тихой радости души
Предстанет Божию Престолу!
Но ощущаешь ли, скажи,
Ты эту радость о спасеньи?
Вступил ли с Господом в общенье?
Скажи, возлюбленный мой брат,
Ты ныне так же счастлив, рад,
Как рад бывает заключенный
Своей свободе возвращенной?
Ты так же ль счастлив, как больной,
Томимый страхом и тоской,
Бывает счастлив в то мгновенье,
Когда получит исцеленье?
Мы были в ранах от грехов -
Уврачевал их наш Спаситель!
Мы в рабстве были - от оков
Освободил нас Искупитель!
Под тучей гнева были мы,
Под тяготением проклятья -
Христос рассеял ужас тьмы
Нам воссиявшей благодатью.
Приблизь же к сердцу своему
Ты эти истины святые,
И, может быть, еще впервые
Воскликнешь к Богу своему
Ты в чувстве радости спасенья!
Воздашь Ему благодаренье,
Благословишь тот день и час,
Когда родился Он для нас.


(Великий князь Константин Романов)



Ночь на Рождество

(Соловьев, Владимир)

Пусть все поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.

Великое не тщетно совершилось;
Недаром средь людей явился Бог;
К земле недаром небо приклонилось,
И распахнулся вечности чертог.

В незримой глубине сознанья мирового
Источник истины живет не заглушен,
И над руинами позора векового
Глагол ее звучит, как похоронный звон.

Родился в мире свет, и свет отвергнут тьмою,
Но светит он во тьме, где грань добра и зла.
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осужден и все его дела.



Идите прочь, непосвященные:
здесь свято место любви


Алекс Блок


С детских лет - видения и грезы,
Умбрии ласкающая мгла.
На оградах вспыхивают розы,
Тонкие поют колокола.

Слишком резвы милые подруги,
Слишком дерзок их открытый взор.
Лишь она одна в предвечном круге
Ткет и ткет свой шелковый узор.

Робкие томят ее надежды,
Грезятся несбыточные сны.
И внезапно - красные одежды
Дрогнули на золоте стены.

Всем лицом склонилась над шелками,
Но везде - сквозь золото ресниц -
Вихрь ли с многоцветными крылами,
Или ангел, распростертый ниц...

Темноликий ангел с дерзкой ветвью
Молвит: "Здравствуй! Ты полна красы!"
И она дрожит пред страстной вестью,
С плеч упали тяжких две косы...

Он поет и шепчет - ближе, ближе,
Уж над ней - шумящих крыл шатер...
И она без сил склоняет ниже
Потемневший, помутневший взор...
Трепеща, не верит: "Я ли, я ли?"
И рукою закрывает грудь...
Но чернеют пламенные дали -
Не уйти, не встать и не вздохнуть...

И тогда - незнаемою болью
Озарился светлый круг лица...
А над ними - символ своеволья -
Перуджийский гриф когтит тельца.
Лишь художник, занавесью скрытый, -
Он провидит страстной муки крест
И твердит: "Profani, procul ite,
Hic amoris locus sacer est". -
Идите прочь, непосвященные:
здесь свято место любви


Шура Черный


В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к теплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
"Посмотреть бы на Ребёнка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

http://www.afonnews.ru/forum/all/topic_620/
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites