Католик на службе у Московской Патриархии

В начале апреля в российский прокат выходит фильм "The Passion of the Christ" - "Страсти Христовы". Его автор, один их популярных актеров, успешный режиссер и "оскаровский" лауреат Мел Гибсон рассказывает языком кино о мучениях и крестной смерти Спасителя.

Еще до появления ленты на американских экранах вокруг фильма разгорелись нешуточные споры. Режиссеру вменяли в вину то, что фильм чрезмерно натуралистичный, кровавый и антисемитский. Некоторые критики действовали по принципу, хорошо известному из истории советской литературы: "Не читал, но осуждаю", и делали все возможное, чтобы он не дошел до массового зрителя. В России у Гибсона тоже наверняка окажется немало противников.

Не видя фильма, трудно комментировать его художественные достоинства. Но, судя по отзывам, страсти разгораются отнюдь не в художественной, а в идеологической сфере. В отличие, скажем, от Скорсезе, Гибсон постарался максимально приблизиться к Писанию. Некоторые критики даже утверждают, что картина решена в иконописном формате (насколько это так, убедимся в апреле). Арамейский и латинский языки, на которых говорят герои, усиливают это ощущение и дают потрясающее чувство реальности. И эта реальность заставляет вздрогнуть "мир сей".

Люди, настроенные на волну развлечений и удовольствий, всеми правдами и неправдами пытаются уйти от религиозных вопросов, от вызовов вечности. И они, разумеется, найдут тысячи предлогов, чтобы переиначить, перетолковать и даже высмеять работу режиссера. Антисемитизм? Ну да, в Евангелии содержится антииудаистская полемика, и в истории это, увы, нередко понимали поверхностно. Но если кто-то когда-то неверно, в антисемитском ключе истолковывал слова Писания, это не значит, что Благая Весть не может звучать на языке киноискусства.

Протестные акции в России, впрочем, возможны и со стороны православных верующих. И это при том, что многие священники хорошо относятся к фильму и с интересом ждут его появления. За последние годы в церковной ограде огромную силу набрал фундаментализм и появилось несколько групп агрессивно настроенных граждан. Иногда эти граждане совершенно неуправляемы, и от них можно ждать самых неожиданных фигур поведения. Скажем, на концерте в честь участников Рождественских образовательных чтений (организатор - Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата) некоторые зрители стали с шумом вставать и выходя хлопать дверями. Поводом для столь громких жестов стал сольный номер Анастасии Волочковой. Известная балерина танцевала под пение "Ave Maria" и "Отче наш".

Вряд ли протестные акции православных во время демонстрации "Страстей" пойдут дальше "хлопанья дверями", но совсем исключать их все-таки не стоит. Тем более что даже для умеренных православных этот фильм - определенное испытание.

Гибсон принадлежит к католикам-традиционалистам, и лента его органично связана с традициями Западной Церкви. Акцент на земных страданиях Спасителя не характерен для православия, в частности, для православия российского, порой балансирующего над пропастью монофизитства. Достаточно посмотреть тексты народных духовных стихов XVI - XIX вв., чтобы убедиться в этом. "Народ не хочет видеть кенозиса Христа, народ отвращает взоры от страданий распятого Господа, - но лишь для того, чтобы искать этого кенозиса и этих страданий, разлитых повсюду в жизни человеческой", - пишет о поэзии "калик перехожих" Георгий Федотов.

А теперь представим себе сцену бичевания, которую Кеннет Туран, один из сдержанных ругателей ленты, описывает так: "Это не просто киношное бичевание. Это дикое, безжалостное избиение, сначала тростями, потом особенно варварским инструментом - флагрумом, или "кошкой-девятихвосткой", бичом, сплетенным из множества кожаных лент с кончиками из зазубренного металла, чтобы цеплять и срывать кожу и причинять огромную потерю крови. Все это нам показано до ужаса детально".

Бесспорно, здесь возникает вилка между православным и католическим мировосприятием. Не случайно предстоятель Элладской православной церкви архиепископ Христодул отметил присущий фильму "чрезмерный и шокирующий реализм, по крайней мере в сценах насилия, которые контрастируют со сдержанным рассказом Евангелий о Страстях Христовых".

Но, может быть, такой реализм - не так уж и плох, и кто-то из зрителей благодаря ему обратится к первоисточнику? Прочитает Евангелие от Марка, к примеру, как сделал это в свое время митрополит Антоний (Блум)?

Диалог между католиками и православными, с таким трудом идущий на официальном уровне, в сфере искусства не затухает ни на минуту. И "Страсти" - католическая версия последних испытаний Иисуса - вероятно, будет способствовать этому общению. Более того, кинопроповедь Мела Гибсона на канонической территории Русской православной церкви может стать реальной помощью католиков в деле православного миссионерства.

Борис Колымагин

http://www.religio.ru/relisoc/128.html

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Алексей »» | 12.03.2013 08:04
  
0
Фильм «Страсти Христовы» весьма продолжительное время «кочует» по российским телеканалам. Как правило на Страстную седмицу.
  
#2 | Фокин Сергей »» | 12.03.2013 22:46
  
2
"Диалог между католиками и православными, с таким трудом идущий на официальном уровне, в сфере искусства не затухает ни на минуту. И "Страсти" - католическая версия последних испытаний Иисуса - вероятно, будет способствовать этому общению. Более того, кинопроповедь Мела Гибсона на канонической территории Русской православной церкви может стать реальной помощью католиков в деле православного миссионерства".

Где Свято - туда враг и лезет! Такие, как Гибсон вольно или невольно готовят окатоличивание России под маской благого диалога церквей и экуменизма.

« - Масоны, враги России, враги Православия, готовят такой собор уже давно. Местом его проведения выбран остров Родос. Эти же силы пытаются навязать России экуменизм, эту ересь ересей. Ведь каждый неразумный ребенок может понять, что это ересь. И многие наши высокопоставленные архиереи, такие образованные, такие талантливые люди — все они прекрасно знают, что экуменизм — это ересь, но идут бодрым шагом прямо к ней пасть, как будто они слепы и глухи. Я спрашиваю греческих монахов: "Зачем вы молитесь о масоне, сослужившим с Римским папой патриархе Варфоломее?". А они мне отвечают: "Мол, мы понимаем, кто такой Варфоломей, мы молимся о том, чтобы, дай Бог, он покаялся…".
И если у них с Собором всё получится, то будет принята догматическая законность экуменизма, и наши Патриархи станут поминать Папу. Тогда православные люди окажутся в тяжелейшем положении.
Тогда преданным чадам Христовым нужно будет собирать свой Собор, и во всеуслышание осуждать Собор Родосский, если таковой случится. И обличать все его узаконенные ереси. И надо будет канонически анафематствовать всех участников Собора, таким образом очистив Церковь. Я думаю, что так и будет! И Церковь наша, милостью Божией, соблюдет себя в непорочной чистоте даже с двумя-тремя верными епископами. Если же и таковых не найдется, то надо будет искать одного верного епископа, и к нему прилепляться, спасаться возле него. Как известно, перед Вторым пришествием Христовым церковь будет аки блудница, сидящая на звере, – это будет уже антихристова церковь, а Церковь Христова уйдет в катакомбы.
В Русской Церкви положение сейчас очень напряженное, очень тяжелое. С одной стороны, раскола допустить нельзя. С другой стороны, идет распространение экуменизма, и через это всем будет большой соблазн. Мы не можем быть с экуменистами. Если предстоятель Православной Церкви станет молитвенно поминать папу Римского, то, значит, он католик, а не православный. Значит, и мы его не сможем, не должны поминать
» Иеросхимонах РАФАИЛ (Берестов).

Схиархимандрит Христофор: «Навяжут церкви экуменизм, будет сильное окатоличивание России. Какая-то хитрость будет придумана, и в Туле останутся два-три истинных священника; хоть бы один, если вымолят» [8, фильм 2, 2:01].

«Время такое придет, что вы будете причащаться в катакомбах. Надо подготовить к этому времени кагор, просфоры, муку. Ни одной русской церкви не будет. Католики будут загонять в храмы насильно, а на тех, кто не пойдет, начнутся гонения. Входить в эти храмы нельзя. А если зайдешь, то надо много слез пролить, чтобы Господь простил» [8, фильм 2, 1:55].

Кукша Одесский: «Будут только католические храмы» [8, фильм 2, 1:54].

Св. преп. Анатолий Оптинский: «… с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать» [14, с. 237].

О. Антоний: «Засилье окатоличенных очень скоро будет полным, они приведут Церковь к мерзости запустения. Наступила уже их пора. Православные рясы они носят, только чтоб совратить стадо, а не сохранить» [14, с. 296].

«Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».
Батюшка при этих словах помолился обо всех заблудших и отступивших от правоверия, заплакал и сказал: «Нет, не призовет их Господь к покаянию, не спасутся, ибо недостойны милости Божией. Сие мне открыто Царицей Небесной и Святым Ангелом-Хранителем... В них, заблудших и отступивших от правоверия, нет благодати Святаго Духа, спасения и получения Царствия Небесного. Нам, православным, ничего не надо, а только Православной Веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть. Благодарение Господу! И откалываться, и отходить от нее — величайший и непростительный грех и в сей жизни, и в будущей — это хула на Духа Святаго».
И Батюшка озарился светом неземным, окончив свою беседу словами: «Слыши и виждь!» — так Святое Евангелие гласит, — и добавил: — Будут глухи и слепы
!» Из книги: «Поучения и пророчества старца-Лаврентия Черниговского», 1994г.

Спаси БОЖЕ православных от ереси экуменизма!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites