Размышления о таинстве исповеди во время «экстрима».

Полярная ночь в Воркутинской тундре. Температура -42* с ветром. Из разговора двух студентов в промороженной палатке: «Дядь, ты кто – турист?» «Нет, я – старый дурак!»

I

В дни далёкой молодости, мы, будучи студентами различных ВУЗов, а затем и сотрудниками тех или иных учреждений, основную часть своих каникул и отпусков проводили в походах высоких категорий сложности. Помнится, как после одного из арктических переходов в Полярную ночь, возвращаясь домой в вагоне скорого поезда, наш руководитель – Валентина Ш. (единственный из нас верующий в то время человек), предложила нам провести «разбор полётов» минувшего похода. Этот поход был экстремальным, и его физические нагрузки, помноженные на холодовую усталость, делали из нашей психики (у кого-то ещё не совсем окрепшей, а у кого-то уже достаточно, казалось бы, крепкой), такие замысловатые метаморфозы, что потом мы и сами удивлялись тем косякам, которые нам, вроде бы, и не были свойственны в обычной жизни. Так вот, мы сели в кружок, и под перестук вагонных колёс, начали вспоминать эпизоды только что закончившегося похода, в плане нашего личностного поведения. По желанию каждого участника, все по очереди в благожелательном тоне, говорили ему о его косяках, а затем, чтобы уравновесить самолюбие, о положительных качествах. А потом, каждый письменно (очень старательно и с большим желанием), ответил на целый список вопросов психологического плана, которые заранее приготовила Валя.
Подобный опыт, отдалённо напоминавший исповедь, о существовании которой мы в то время даже и не подозревали, оказал нашим зреющим душам неоценимую услугу. Мы учились, таким образом, быть выше своей врождённой самости, и общее ставить превыше личного. Учились полной самоотдаче, которая в экстремальных условиях похода требовалась постоянно, и нарабатывали психологическую устойчивость к неблагоприятным условиям жизни. У кого это не получалось, те в наших туристических группах не задерживались. Ну а с теми, кто прошли через все эти испытания, которые мы сами себе постоянно устраивали, и просияли кристальной чистотой своих душ, мы до сих пор, спустя многие и многие годы, встречаемся как с самыми близкими на свете людьми.
Так зарождались общины родственных по духу людей. Правда, впоследствии мы разделились на тех, кто пришёл к вере, и на тех, кто так и остался на позициях материализма, которые в нас буквально забетонировали в процессе воспитания в атеистическом государстве, но, надо сказать, что на отношении друг к другу, это почти никак не отразилось.
Та часть, из нас, которая имела нематериалистический склад ума, благодаря наработанному умению волевого преодоления своих плотских немощей, рано или поздно, нашла себя на пути духовного делания («Аскеты, экстремалы и путь к Богу» http://3rm.info/41515-askety-ekstremaly-i-put-k-bogu.html) И вот одного из аспектов этого пути, берущего своё начало из тех далёких дней, и хотелось бы кратко коснуться.



II


"Неумеющим видеть свои грехи, рекомендуется обращать своё внимание, какие грехи видят в них близкие люди, в чём упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши недостатки." о. Александр Ельчанинов


Во времена гонений и господства ересей в Церкви, в тех общинах православных христиан, которые имеют возможность причащаться Запасными Дарами, встаёт вопрос об исповеди. Если со священниками, окормляющими такие общины, отказавшиеся от евхаристического общения с главным еретиком и его слабовольными подпевалами и подельниками, контакты, в связи с отдалённостью, крайне нерегулярны (отсюда и необходимость в Запасных Дарах), то проблема исповеди является одной из основных. У нас на Руси нет такой традиции – причащаться без предварительной исповеди, отсюда и затруднения духовного плана у тех, кто имея возможность причащаться Запасными Дарами, не имеет регулярной возможности перед этим исповедоваться.
Катакомбная Церковь издревле допускает возможность в таком исключительном случае исповедаться перед мирянами, членами своей общины. Возможны различные варианты этого Таинства - от исповедания своих грехов вслух перед всей общиной, (но для этого надо иметь высокую степень духовного состояния всех членов общины, чтобы не соблазниться самому, и не ввести в соблазн окружающих), до тайной исповеди непосредственно Богу, с записью своих грехов на бумаге, с последующей передачей этих накопившихся записей священнику.
Однако, самым простым и естественным вариантом видится исповедь семейных пар. Если исходить из того, что муж и жена – плоть едина (Быт. 2.24.), то, соответственно, давать ответ Богу за свои прегрешения придётся каждому и за эту «едину плоть», а не только за себя лично. (Яркий пример тому – исповедь в грехе аборта, или плохого воспитания детей). Отсюда грех одного супруга, в какой-то мере ложится на другого. Поэтому спастись одному супругу без второго, наверное, достаточно сложно. Таким образом, каждый из супругов должен одинаковым образом заботиться о духовном состоянии всего семейного организма – своём и своей половины. Основная проблема начинающих христиан в том, что мы очень хорошо видим грехи своей половины, и совершенно не видим своих. Но Господь и соединил нас для того, чтобы моя вторая половина, беря на себя функции моей совести (голоса Божия в человеке), которую я, чаще всего, ещё очень плохо слышу, указывала мне прямо громко и безкомпромиссно на мои грехи. Указывала исключительно для нашего обоюдного спасения. И это надо именно так понимать и принимать. Слабый голос своей совести, мы легко заглушаем самооправданием, и содеянный грех за грех не считаем, и тут же забываем о нём, пополняя тем самым, хартии окружающих нас бесов. Голос же супруга, указывающий нам на наши косяки, нас цепляет за живое, и мы чаще всего с раздражением отвечаем тем же – яростно указываем на грехи своей второй половины, которые уже записаны в бесовской хартии. То есть, мы знаем, что там записано о наших супругах, но не имеем ума, чтобы воспользовавшись этим знанием, разорвать эти «полные собрания сочинений» и лишить тем самым наших чёрных попечителей власти над нашей «единой плотью». А ведь стоит только чуть-чуть изменить вектор своего гнева с близкого человека на его грех, как в духовном плане мы получаем такой колоссальный прорыв, о котором несемейному человеку и не снилось. И главное, что технически это совсем не сложно.
Супруги от исповеди до исповеди, внимательно смотрят не только за своими личными грехами, но и за грехами своей половины, (которых, разумеется, в 100 раз больше), при этом ни в коем случае не указывая на них прямо и тут же, как у нас это обычно принято, чтобы не вызвать соответствующую ответную реакцию, и тем самым увеличить общее «собрание сочинений». Все мы самолюбивы и горды, поэтому малейшую критику обычно встречаем в штыки. Но вот, когда пришло время исповеди, каждая половина, встав рядом на колени пред Богом, исповедует грехи всего семейного организма, считая их своими личными грехами, вставшими на нашем пути в Царство Небесное. Муж исповедует громко и открыто свои грехи, (те, которые не принесут разрушения в женскую душу), а также все грехи своей жены, выдавая их за свои собственные. В принципе, это так и есть – грехи его жены, это и его личные грехи, так как грешным бывает всё тело вне зависимости от того, согрешила левая рука или правая, язык или только ум. К тому же, именно мужу придётся давать отчёт Богу за всё своё семейство – жену и детей, главой которого его поставил Господь. Когда придёт духовная зрелость, то же самое будет касаться и исповеди помыслов. Все грехи должны быть записаны на бумагу, включая и те, которые пока оглашению вслух не подлежат, (это касается, в основном, только молодых семей) а также подобные помыслы.
После этого жена так же вслух исповедует свои грехи и помыслы (которые заведомо не выведут её мужа из неустойчивого духовного равновесия), а затем все грехи мужа, замеченные ею за данный отрезок времени, выдавая их за свои. Грех самолюбия каждого, в таком случае, не будет безжалостно растоптан, но получит такую пилюлю, которая в комплексе со всеми последующими, постепенно сведёт этот грех если не к нулю, то, по крайней мере, к минимальной величине.
В результате такой супружеской исповеди, «плоть едина» будет максимально очищена, и, соответственно, будет более подготовлена принять Святые Дары не в осуждение. К тому же объединение духовных сил «единой плоти» очень сближает супругов, и поможет им легче одолеть лукавого противника, основной посыл которого – «разделяй и властвуй». Кстати, стоит, наверное, подумать и о подобной исповеди семейной пары непосредственно священнику. Она способна помочь всем троим быстрее разобраться в той или иной жизненно-семейной ситуации, найти правильный путь выхода из кризиса, и направить супругов на путь духовного возрастания.
Постепенно такая совместная исповедь поможет супругам незаметно перейти от борьбы с грубыми грехами семьи на исповедь помыслов. А без этого, как говорят святые отцы Церкви, невозможно обрести дар Иисусовой молитвы.

В.М. Киприянов. 16 апреля 2017г. Светлое Христово (Вербное?) Воскресение.

Комментарии (22)

Всего: 22 комментария
  
#1 | Фокин Сергей »» | 17.04.2017 10:47
  
1
Спаси БОГ за направление к исповеди!
Но в моём понимание, мы всегда были на исповеди перед своей совестью. И даже тогда, когда не знали ничего об исповеди. Но знали, что такое совесть! Которая, как я теперь понимаю, была "резонатором Святого Духа".
Если внутренний мир в Святом Духе покоен при сострадании (деятельном) с болящими, - то совесть молчит(не диссонирует с гармонией Святого Духа). Зачем рвать и без того больное сердце?! Если же совесть отзывается тоской - ищи сознательно причины в собственных грехах. Которые обычно человек знает, но гонит или откладывает усилия по их искоренению.
Душа должна болеть на том уровне, которого достиг сознательный человек. Семьянин - за семью, общинник - за общину-церковь, государственник - за Гос - Дар - Ство, как Церковь-Общину - часть Небесного Царства!
И исповедь - скорее это отчёт за не проделанные на этом поприще дела. И пьянка, и курево, и женщины... - всё это делает из человека ответственного, - существо безответственное!
В том числе - гордыня! За то, что знаешь, или точнее мнишь, что ты "существо ответственное"!(
Но... "по делам судимы"!
С Праздниками окончания тьмы и Начала Времени и Царства Света!
С БОГОМ
  
#2 | Фокин Сергей »» | 18.04.2017 05:26
  
0
А что говорит Практика? Святой Дух "одобряет" исповедь перед женой?
  
#3 | Владимир М. »» | 18.04.2017 07:46 | ответ на: #2 ( Фокин Сергей ) »»
  
2
А это исповедь не перед женой, а перед Богом, вместе с женой, с которой соединил Господь.
Взять на себя смелость утверждения, что я слышу голос Святого Духа - не берусь.
Но поводом к написанию данной работы послужила взаимная внутренняя радость супругов от того, что ВПЕРВЫЕ за всю свою долгую совместную жизнь, мы очень явно прочувствовали, что представляем собой на самом деле "плоть едину", и обоюдную за неё ответственность. И то, что одна половина напрямую зависит от другой, и является целым организмом лишь когда мы духовно вместе. Все предыдущие старые мелкие взаимные претензии, инициируемые для нашего разделения ребятами из горячего цеха, вдруг показались настолько пустыми и глупыми, и вместе с тем - смертельно вредными для нашего единства во Христе, что это воспринялось как огромное духовное открытие, которое ещё предстоит осмыслить до конца, следуя, аккуратно ощупывая путь, в том же направлении.
#4 | К. Лидия »» | 18.04.2017 08:12
  
1
СОЛНЦЕ ИГРАЕТ ТРИ РАЗА В ГОДУ: НА ПАСХУ, НА ПЕТРА И ПАВЛА И НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ. ПОСМОТРИТЕ НА НЕБО - СОЛНЦЕ ИГРАЕТ! СВЯЩЕННИКИ ГОВОРЯТ, ЧТО ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 6 ЛЕТ НАШЕ СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ СОВПАДАЕТ С ИУДЕЙСКИМ ИСХОДОМ, НО ЭТО НЕ МОЖЕТ НИКАК ПОВЛИЯТЬ НА НАШЕ ТОРЖЕСТВО. ТЕПЕРЬ ОБ ИСПОВЕДИ. ЭТО ТАК ХОРОШО, ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ ЗА ВЕСЬ ПРОЖИТЫЙ ДЕНЬ У ВСЕХ ЧЛЕНОВ СВОЕЙ СЕМЬИ. ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЛЕГЧИТЬ СВОЮ ДУШУ ПЕРЕД ЗАКОННЫМ СУПРУГОМ - ЭТО СЧАСТЬЕ. ИСПОВЕДАНИЕ МЕЧТАНИЙ И ПОМЫСЛОВ ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО ТАЛАНТА. КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ, КАК ВОВРЕМЯ РАЗГЛЯДЕТЬ ЛЕНЬ? 2000 ЛЕТ ХРИСТИАНЕ ЗДОРОВАЮТСЯ ВОЗГЛАСОМ: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ГОДА - МАЛАЯ ПАСХА- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
  
#5 | Фокин Сергей »» | 18.04.2017 09:48 | ответ на: #3 ( Владимир М. ) »»
  
0
Внутренняя духовная радость и есть отражение прикосновения Святого Духа. И ещё - мудрости! "Радость - вторая мудрость".
Так что, - благослови Вас БОГ за то счастье(оСознаие себя ЧАСТю Единого - БОГА), которым: и без слов, и словами, и делами делитесь с ближними. Такие семейные очаги церквей-общин и дарят надежду на грядущее спасение в Православном Царстве! Держитесь этого состояния! Не так иногда трудно взять высоту, как на ней устоять! А в этом как раз и помогут труда на "жизнь будущего века"!
С БОГОМ
  
#6 | Фокин Сергей »» | 18.04.2017 09:49
  
0
А чем отличается исповедь от беседы по душам?
#7 | Павел Феориев »» | 18.04.2017 10:41 | ответ на: #6 ( Фокин Сергей ) »»
  
1
Исповедь пред Отцом Небесным, а по душам беседа меж человеками.
  
#8 | Фокин Сергей »» | 18.04.2017 11:23 | ответ на: #7 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Так уж прямо и перед Отцом Небесным?
А может хотя бы для начала перед Сыном?
А может и попроще - перед самим собой и своей совестью? А может и перед священником, как братом во Христе? Или, если нет брата - то и ...перед женой? И Там, и Там, и Там..., можно найти Бога и Святого Духа! Который "дышит, где хочет" и Который и Есть БОГ! Если честен и искренен, хотя бы перед собой!
С БОГОМ
#9 | Павел Феориев »» | 18.04.2017 12:57 | ответ на: #8 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Хороший вопрос. Не суть что буду прав, но изложу как понимаю.
Господи Иисусе Христе , Сыне Божий , помилуй меня грешного.
То есть, чувство недостоинства своего в уподоблении Христу, в воззвании к Сыну Божиему в надежде через милость Его , восоедениться с Ним, и духом исходящим от сокрушонного сердца по немощи своей, объедениться с Отцом Небесным и получить Благодать Святаго Духа во исправление грехов.
Сказано: да придет Святый Дух Твой, и очистит нас. Посему особая и преимущественная сила и действенность Святого Духа – очищать от греха, христа(спасения) Единаго взыскуй, да съ нимъ пребудеши во въки
И рекyтъ вaмъ: сe зде, или: сe, oнде: не изыдите, ни пожените. Лк 17,21
Азъ eсмь двeрь: мнoю aще ктo внидетъ, спасeтся: и внидетъ и изыдетъ, и пaжить обрящетъ.Ин 10,9
въ тoй дeнь уразумеете вы, яко aзъ во Отце моeмъ, и вы во мне, и aзъ въ вaсъ Ин 14,20

Всё остальное мирское.
#10 | Павел Феориев »» | 18.04.2017 14:07 | ответ на: #9 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Давайте восоздадим Отче наш.. изначальный.
Оче наш, иже в небесех
да святится имя Твое
да придет Святый Дух Твой ( Царствие Твое)
и очистит нас
да будет воля Твоя
как на небеси, так и на земли
хлеб на(д)сущный даждь нам днесь
и остави ны долгъ наш
яко и мы оставляем всякому должнику нашему
и не введи нас в напасть
но избави от неприязни
яко Твое есть и сила и слава в векы. Амин.

Вот такая получилась молитва основанная на Григории Нисском и Остромировом Евангелии.
  
#11 | Фокин Сергей »» | 18.04.2017 14:11 | ответ на: #9 ( Павел Феориев ) »»
  
0
"Да будет Воля Твоя, Господи! Как на Небе, так и на земле"
А остальное и правда - "мирское"!
#12 | Т. Георгий »» | 19.04.2017 02:18 | ответ на: #10 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Григорий Нисский: Или, как яснее истолкована нам та же мысль Лукой, кто просит, чтобы пришло Царствие, тот взывает о содействии Святого Духа. Так, в Евангелии от Луки, вместо слов: «Да приидет Царствие Твое» - сказано: "Да приидет Святой Дух Твой на нас и очистит нас".

Не подскажете ли, где эта цитата в Евангелии ?
"Евангелии от Луки, вместо слов: «Да приидет Царствие Твое» - сказано: "Да приидет Святой Дух Твой на нас и очистит нас"
. Ибо не нахожу.
#13 | Павел Феориев »» | 19.04.2017 04:54 | ответ на: #12 ( Т. Георгий ) »»
  
0
Но и этих строк нет в современной Евангелии
и не введи нас в напасть
но избави от неприязни
Ясно и понятно: Отче наш в Евангелии по Луке, до первого Константинопольского Собора, ещё такое прочтение встречается у Маркиона, но он церковью не воспринимается, другое дело Нисский.
#14 | Павел Феориев »» | 19.04.2017 05:12 | ответ на: #12 ( Т. Георгий ) »»
  
0
Вы же вроде Моисеевский законник, что это вас на Евангелие потянуло? Как же можно совместить не совместимое?
Вот что пишет Иоанн Златоуст о законниках.

Нет ничего жалче иудеев: они всегда идут против собственного
спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его, а теперь,
когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать
его. Что может быть жалче тех людей, которые раздражают Бога не только
преступлением закона, но и соблюдением его?
  
#15 | Фокин Сергей »» | 19.04.2017 07:07 | ответ на: #14 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Как русский православный человек вижу, что это написано о наших православных "книжниках и фарисеях"!
Упаси БОГ уподобиться!
#16 | Павел Феориев »» | 19.04.2017 09:24 | ответ на: #15 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Фарисей "братан" Франциск в проповеди наговорил:
«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех». Синодальный перевод.
«сделавшись грехом» «стал грехом»- их перевод произнёс Берголио 7 раз.
.

Однако он идет гораздо дальше, и, многократно обыгрывая новозаветную аналогию «вознесения» Христа на кресте с вознесением Моисеем медного змия в пустыне, Францизск заявляет, что, поскольку медный змий может быть символом змия-искусителя и диавола, то и Христос, следовательно, «принял вид отца греха» и «стал диаволом». Si e fatto diavolo

«Змий, – продолжает папа, — это символ зла, символ диавола; он был самым коварным из животных в земном раю». Поскольку «змий был тем, кто способен совратить с помощью обмана», он – «отец лжи: и это тайна». Но что же, значит, мы «должны смотреть на диавола, чтобы спастись? Змий – это отец греха, тот, кто побудил человечество согрешить».

«Бронзовый змий исцелял, — говорит Франциск, — но бронзовый змий был двояким знаком: знаком греха, совершенного змием, знаком совращения змия, коварства змия; но он был также и знаком креста Христова, он был пророчеством». И «потому Господь говорит им: "Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, кто Я».

Таким образом, утверждает папа, мы можем сказать, что «Иисус "стал змием”, Иисус "стал грехом” и взял на себя все мерзости человечества, все мерзости греха. И Он "стал грехом”, он дал вознести Себя, чтобы все люди смотрели на Него, люди, раненные грехом, мы сами.

Интересно, что «Радио Ватикана», сообщая об этой экстравагантной проповеди Франциска, не решилось воспроизвести его наиболее шокирующие высказывания, где он уподобляет Христа «отцу греха» и диаволу, по-видимому, сочтя их неудобовразумительными для своих читателей – во всяком случае, их нет в соответствующих заметках итальянской, английской и русской редакций; однако они присутствуют в изложении ежедневной версии газеты «L’Osservatore Romano», опубликованном и на ватиканском сайте.

Но, пожалуй, более всего известна слабость Францизска к личности Иуды Искариота, о котором он много раз отзывался с сочувствием и жалостью, намекая на вероятность его спасения.«Он был епископом, одним из первых епископов, да? Заблудшая овечка. Бедняжка! Бедняжка этот брат Иуда, как назвал его дон Мадзолари в своей прекрасной проповеди: "Брат Иуда, что происходит в твоем сердце?”» — восклицал Франциск в другой своей утренней проповеди 6 декабря прошлого года.
  
#17 | Андрей Рыбак »» | 19.04.2017 10:55 | ответ на: #16 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Откуда эта информация?
  
#18 | Фокин Сергей »» | 19.04.2017 11:28 | ответ на: #16 ( Павел Феориев ) »»
  
0
#19 | Павел Феориев »» | 19.04.2017 11:59 | ответ на: #17 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Вот эта информация более развёрнута католиками.
Тот, кто больше всего испачкал руки – это Иисус. Иисус испачкался больше всего. Он не был «чистеньким», но он шел к людям, был среди людей и принимал людей такими, какими они были, а не какими они должны были быть».


http://skgnews.com/2017/04/08/xristos-stal-diavolom-uchitelstvo-franciska-beret-novye-vysoty/
  
#20 | Андрей Рыбак »» | 19.04.2017 12:22 | ответ на: #19 ( Павел Феориев ) »»
  
2
Дело плохо.

Пора нашему патриарху от таких братьев открещиваться.
  
#21 | Фокин Сергей »» | 19.04.2017 13:02 | ответ на: #20 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Иезуит, - он и в Латинской Америке - иезуит!
Давно пора!
#22 | Павел Феориев »» | 19.04.2017 14:19 | ответ на: #20 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Франциск: «Я могу войти в историю как тот, кто расколол Католическую Церковь»
Из за Берголио у католиков раскол , за него кардиналы, но против верующие во Христа по всему миру.
Всё как у нас. Архиерейский Собор прошлой весной показал всеобщий заговор верхушки. Народ также разделён на тех кому всё равно(( епископат лучше знает) и тех кто видит апостась расширяющуюся как раковую опухоль и не хочет соглашаться и потворствовать.
Иезуиты посторались везде.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU