18 марта. Мученика Ко́нона Исаврийского. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев

5 марта по старому стилю / 18 марта по новому стилю
пятница

Мч. Ко́нона Исаврийского (I).
Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мч. Онисия (I). Мч. Конона градаря́ (огородника) (III). Мц. Ираиды. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Прп. Марка (V). Прп. Исихия (ок. 790).
Сщмч. Николая Покровского пресвитера (1919); сщмч. Иоанна Миротворцева пресвитера и прмчч. Мардария Исаева и Феофана Графова (1938). Обре́тение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1996).
Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».


Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. III, 1–14. На веч.: Быт. II, 20 – III, 20. Притч. III, 19–34. Паримии Богородицы из книг: 1. Быт. 2. Иез. 3. Притч.*

По заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.

Кондак мученика Конона, глас 3:
Чистото́ю я́ко А́нгел на земли́ пожи́в,/ отону́дуже собесе́дник А́нгелом бы́ти сподо́бился еси́,/ и роди́тели ко Христо́ву позна́нию приве́л еси́,/ и, еди́наго Бо́га в Тро́ице испове́дав,/ пострада́л еси́ до кро́ве,/ му́чениче Ко́ноне,// моли́ Его́ непреста́нно о всех нас.
_______________

* Если 6 марта будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», то на вечерне после паримий Триоди – три паримии Богородицы.


Святой мученик Конон Исаврийский родился в Вифании, селении, расположенном рядом с малоазийским городом Исаврией, жители которого приняли христианскую веру от апостола Павла. Святой Конон с юности сподобился особого покровительства Архистратига Михаила, который являлся ему и помогал во многих трудных обстоятельствах его жизни.

По настоянию родителей Конон был обручен с девушкой по имени Анна, которую после свадьбы он убедил остаться девственницей. Молодые супруги жили как брат с сестрой, посвятив себя всецело Богу. Святой Конон привел к христианской вере и своих родителей. Его отец, святой Нестор, за обличение идолопоклонников принял мученическую кончину.

Рано похоронив мать и жену, святой Конон продолжал служение Богу, целиком посвятив себя монашеским трудам, посту и молитве. В преклонном возрасте святой подвижник был прославлен даром чудотворения. Благодаря его проповеди и чудесам многие язычники обратились ко Христу.

Когда в Исаврии начались гонения на христиан, одним из первых пострадал святой Конон. Его подвергли жестоким пыткам за отказ принести жертву идолам. Однако жители Исаврии, узнав об истязаниях, которым подвергся святой, отправились с оружием в руках на защиту мученика. Испугавшись народного гнева, мучители бежали, а исавряне нашли мученика израненного и окровавленного на месте пыток. Святой Конон жалел о том, что не удостоился принять мученическую кончину за Господа. Спустя два года святой Конон мирно скончался и был погребен рядом со своими родителями и женой.


Благоверные князья Феодор Ростиславич Черный и чада его, Давид Ярославский, Константин Ярославский

Свя­той и бла­жен­ный князь Фе­о­дор, по про­зва­нию Чер­ный, был сы­ном Смо­лен­ско­го кня­зя Ро­сти­слава Мсти­сла­во­ви­ча и про­ис­хо­дил в де­вя­той сте­пе­ни от св. рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра[1]. Фе­о­дор имел двух бра­тьев, Гле­ба и Ми­ха­и­ла, ко­то­рые по смер­ти от­ца оби­де­ли его, дав ему в удел один толь­ко го­род Мо­жайск[2]. Несмот­ря на то, он не гне­вал­ся на них и тер­пе­ли­во вла­дел сим уде­лом. За та­ко­вое его незло­бие Бог впо­след­ствии вве­рил ему в управ­ле­ние слав­ный го­род Яро­славль. Это про­изо­шло сле­ду­ю­щим об­ра­зом: в Яро­слав­ле жи­ла кня­ги­ня Ксе­ния, су­пру­га кня­зя Ва­си­лия Ро­стов­ско­го, у ко­ей бы­ла един­ствен­ная дочь. Бла­го­вер­ный князь Фе­о­дор же­нил­ся на сей до­че­ри кня­зя Ро­стов­ско­го, от ко­то­рой впо­след­ствии имел сы­на Ми­ха­и­ла и дочь, и по­лу­чил во вла­де­ние го­род Яро­славль[3]. А по смер­ти бра­та сво­е­го Ми­ха­и­ла на­сле­до­вал он и Смо­лен­ское кня­же­ние[4].

Бла­го­че­сти­во и бо­го­угод­но жил князь Фе­о­дор в Яро­слав­ле, ибо с юных лет воз­лю­бил Хри­ста и Его Пре­чи­стую Ма­терь. Осо­бен­но по­чи­тал он свя­щен­ни­ков и ино­ков и бла­го­тво­рил ни­щим. Как доб­лест­ный во­ин Хри­стов, он во всем уго­ждал сво­е­му Вла­ды­ке и уда­лял­ся от вся­кой неправ­ды.

В те вре­ме­на, ко­гда над рус­скою зем­лею тя­го­те­ло та­тар­ское иго, был обы­чай, чтобы рус­ские кня­зья ез­ди­ли в Ор­ду к ха­ну для утвер­жде­ния в кня­же­ском до­сто­ин­стве. Ко­гда од­на­жды неко­то­рые кня­зья по­еха­ли в Ор­ду, вме­сте с ни­ми от­пра­вил­ся ту­да и Яро­слав­ский бла­жен­ный князь Фе­о­дор со мно­ги­ми да­ра­ми для ха­на и для его су­пру­ги[5]. В Ор­де он был при­нят весь­ма бла­го­склон­но и слу­жил при дво­ре ха­на в ка­че­стве лю­бим­ца, весь­ма ува­жа­е­мо­го. Му­же­ствен­ная кра­со­та и ум его так пле­ни­ли же­ну ха­на, что она по­же­ла­ла вы­дать за него свою дочь. Но он ска­зал ей, что у него есть же­на в Яро­слав­ле, и не скло­нил­ся на ее уве­ща­ния.

Ис­про­сив се­бе от ха­на утвер­жде­ние на кня­же­ние в Яро­слав­ле и по­лу­чив та­кое утвер­жде­ние, бла­жен­ный Фе­о­дор уехал из Ор­ды до­мой. Ко­гда при­был он к Яро­слав­лю, то услы­хал, что су­пру­га его скон­ча­лась. Он хо­тел вой­ти в го­род, где в то вре­мя жи­ли сын его Ми­ха­ил и те­ща; но бо­яре и те­ща не пу­сти­ли его и на­ча­ли ве­сти о нем неле­пые ре­чи: «У нас не в обы­чае, – го­во­ри­ли они, – при­ни­мать к се­бе в кня­зья при­хо­дя­ще­го из чу­жой зем­ли; до­воль­но для нас иметь сво­им кня­зем на­след­ни­ка Фе­о­до­ро­ва, Ми­ха­и­ла». Св. Фе­о­дор сно­ва от­пра­вил­ся в О­дру и про­сил ха­на, чтобы он дал ему опять Яро­слав­ское кня­же­ство. Хан по­слал яро­слав­цам стро­гое по­ве­ле­ние при­нять сво­е­го кня­зя, но те не по­ви­но­ва­лись та­ко­му по­ве­ле­нию и упор­но от­ка­зы­ва­лись при­нять к се­бе Фе­о­до­ра. В то вре­мя как св. князь пре­бы­вал в Ор­де в го­стях у ха­на, же­на ха­на опять на­ча­ла пред­ла­гать сво­е­му му­жу вы­дать их дочь за Фе­о­до­ра. Но хан дол­го не со­гла­шал­ся, го­во­ря, что не по­до­ба­ет да­вать дочь хан­скую в су­пру­же­ство дан­ни­ку, при­том еще ино­вер­но­му. То­гда хан­ша от­кры­ла му­жу свое же­ла­ние, чтобы дочь их при­ня­ла хри­сти­ан­скую ве­ру и кре­сти­лась, а за­тем вы­шла за­муж за Фе­о­до­ра. Хан со­гла­сил­ся[6]. Дочь хан­ская кре­сти­лась и за­тем всту­пи­ла в брак с яро­слав­ским кня­зем. Ее на­зва­ли в Св. Кре­ще­нии Ан­ною. По­сле се­го бра­ка хан еще бо­лее по­лю­бил св. Фе­о­до­ра. Ча­сто са­жал он его с со­бой за стол свой, воз­ла­гал еже­днев­но хан­ский ве­нец на его го­ло­ву, оде­вал его в свою пор­фи­ру, устро­ил ему пре­крас­ный дво­рец и окру­жил его сла­вою и бо­гат­ством[7]. Но сре­ди все­го это­го ве­ли­ко­ле­пия серд­це бла­жен­но­го кня­зя не воз­гор­ди­лось, и сла­ва ми­ра се­го не от­влек­ла его от люб­ви Хри­сто­вой, и он всё бо­лее и бо­лее пре­успе­вал в ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Гос­под­них. По­ка он еще жил в Ор­де, у него ро­дил­ся сын, ко­то­рый на­зван был во Св. Кре­ще­нии Да­ви­дом. За­тем ро­дил­ся у него вто­рой сын, на­ре­чен­ный во Св. Кре­ще­нии Кон­стан­ти­ном.

Вско­ре по­сле то­го при­бы­ли к нему вест­ни­ки из Рос­сии с из­ве­сти­ем, что сын его Ми­ха­ил умер в Яро­слав­ле. То­гда князь Фе­о­дор стал про­сить ха­на от­пу­стить его в Рус­скую зем­лю вме­сте с кня­ги­ней и с детьми их. Хан от­пу­стил его с ве­ли­кою че­стью, воз­ло­жил на него ве­нец и по­чтил его ве­ли­ким кня­же­ни­ем Яро­слав­ским. Св. князь при­был в Яро­славль с боль­шим по­че­том; с ним при­бы­ло и мно­го та­тар­ских вель­мож от дво­ра ха­на, ко­их он, по неко­то­ром вре­ме­ни, с че­стью от­пу­стил в Ор­ду.

Св. князь Фе­о­дор кня­жил в сво­ем го­ро­де Яро­слав­ле бла­го­че­сти­во и бо­го­угод­но до глу­бо­кой ста­ро­сти[8]. За­болев и чув­ствуя, что эта бо­лезнь – пред­смерт­ная, он по­звал к се­бе кня­ги­ню – су­пру­гу и де­тей сво­их и за­ве­щал им пре­бы­вать в люб­ви и ми­ре[9]. За­тем он ве­лел от­не­сти се­бя в мо­на­стырь и там с ве­ли­кою ра­до­стью при­нял от игу­ме­на ино­че­ский об­раз и в те­че­ние все­го то­го дня ра­до­вал­ся и бла­го­да­рил Бо­га за то, что Он спо­до­бил его се­го да­ра, ко­е­го дав­но же­ла­ла ду­ша его. Пред са­мой сво­ей кон­чи­ной он по­же­лал при­нять схи­му, по­сле че­го, пре­по­дав всем про­ще­ние и сам ис­про­сив у всех про­ще­ния, он осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем и пре­дал ду­шу свою в ру­ки Бо­жии[10]. Его бла­го­леп­но по­греб­ли в хра­ме Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Его свя­тые мо­щи и до­ныне ис­то­ча­ют мно­гие чу­де­са во сла­ву Хри­ста Иису­са, Гос­по­да на­ше­го, Ему­же сла­ва ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков.

При­ме­ча­ния

[1] Год рож­де­ния св. бла­го­вер­но­го кня­зя Фе­о­до­ра точ­но опре­де­лить нель­зя, но, несо­мнен­но, это бы­ло меж­ду 1240 и 1245 гг. – По сви­де­тель­ству его жиз­не­опи­са­те­ля (иеро­мо­на­ха Ан­то­ния, 2-й по­ло­ви­ны XV в.), он от юных лет вос­пи­тан был в бла­го­че­стии и на­учен бо­же­ствен­ным дог­ма­там, ко­и­ми с лю­бо­вью на­пол­ня­лось его серд­це, как гу­ба, на­по­я­е­мая чи­стою во­дою; от­ро­ком он уже укло­нял­ся дет­ских игр и обы­ча­ев, при­ле­жа наи­па­че чте­нию свя­щен­ных книг и со­блю­дая чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную.

[2] Мо­жайск (ныне неболь­шой уезд­ный го­род Мос­ков­ской гу­бер­нии) был то­гда еще очень юным, бед­ным и ма­ло­на­се­лен­ным го­род­ком с неболь­шою окру­гою и при­ле­жа­щи­ми се­ла­ми. Но Фе­о­дор при­нял удел, по вы­ра­же­нию со­ста­ви­те­ля его жи­тия, без­ро­пот­но, по­мыш­ляя па­че все­го о стя­жа­нии со­кро­ви­ща некра­до­мо­го, нетлен­но­го, веч­но­го. В ко­рот­кое вре­мя ум­ный и доб­рый князь су­мел сде­лать свой удел и люд­ным, и не бед­ным и за­слу­жил бла­го­го­вей­ную лю­бовь на­ро­да.

[3] Яро­славль на­хо­дит­ся при впа­де­нии р. Ко­то­рос­ли в Вол­гу, в 244 вер­стах от Моск­вы; один из са­мых древ­них рус­ских го­ро­дов; за­ви­сел сна­ча­ла от Ро­сто­ва, но по­том стал управ­лять­ся сво­и­ми кня­зья­ми. – Св. Фе­о­дор всту­пил в брак с княж­ною Ро­стов­скою Ма­ри­ею Ва­си­льев­ной око­ло 1267 го­да и то­гда же всту­пил в управ­ле­ние Яро­слав­ским кня­же­ством.

[4] Это бы­ло в 1279 го­ду. Впро­чем, сам бла­го­вер­ный князь Фе­о­дор в Смо­лен­ске не жил и толь­ко ти­ту­ло­вал­ся кня­зем Смо­лен­ским, хо­тя неко­то­рое вре­мя пи­сал ту­да гра­мо­ты, вер­шил раз­ные суд­ные де­ла и за­бо­тил­ся о бла­ге смоль­чан, как их князь; вско­ре он усту­пил Смо­ленск пле­мян­ни­ку сво­е­му Алек­сан­дру Гле­бо­ви­чу.

[5] Пу­те­ше­ствие кня­зя Фе­о­до­ра в Ор­ду бы­ло со­вер­ше­но от­ча­сти и по дру­гим об­сто­я­тель­ствам: хан Зо­ло­той Ор­ды Мен­гу-Те­ми­р вме­сте с дру­ги­ми кня­зья­ми рус­ски­ми вы­звал и Фе­о­до­ра для усми­ре­ния яс­сов и кам­ских бол­гар, не хо­тев­ших пла­тить дань та­та­рам. В Ор­де при хане св. князь про­вел око­ло трех лет.

[6] Хан сам взял на се­бя хо­да­тай­ство пред Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом о раз­ре­ше­нии се­го бра­ка и от­пра­вил для се­го по­соль­ство во гла­ве с епи­ско­пом Са­рай­ским Фе­о­гно­стом; пат­ри­арх дал раз­ре­ше­ние под усло­ви­ем при­ня­тия до­че­рью ха­на хри­сти­ан­ской ве­ры.

[7] Хан дал при сем сво­е­му зятю с до­че­рью на со­дер­жа­ние несколь­ко го­ро­дов: Чер­ни­гов, Бол­га­ры, Ку­ма­ны, Кор­сунь, Арск, Ка­зань и др., – все­го до 36 го­ро­дов. Князь Фе­о­дор ис­про­сил у ха­на поз­во­ле­ние вы­стро­ить в Ор­де несколь­ко церк­вей, все­ми ме­ра­ми рас­про­стра­нял хри­сти­ан­ство и по­кро­ви­тель­ство­вал ду­хо­вен­ству.

[8] Св. Фе­о­дор управ­лял кня­же­ством крот­ко, муд­ро, бес­при­страст­но, за­сту­па­ясь за оби­жен­ных, вдов и си­рот, ми­ло­серд­ствуя о ни­щих и убо­гих. Ле­то­пи­си от­ли­ча­ют осо­бен­но его ис­крен­нее и сми­рен­ное бла­го­че­стие, уси­лен­ные по­сты и мо­лит­вы, мно­го­труд­ные по­дви­ги и по­пе­че­ния ка­са­тель­но хра­мо­зда­тель­ства и цер­ков­но­го бла­го­ле­пия, а так­же его по­чте­ние к епи­скоп­ско­му и свя­щен­но­му са­ну, – в чем под­ра­жа­ли ему и его бла­го­че­сти­вые сы­но­вья: Да­вид и Кон­стан­тин, из ко­их млад­ший скон­чал­ся впо­след­ствии без­брач­ным, а стар­ший 23 го­да мир­но управ­лял Яро­слав­ским кня­же­ством.

[9] Пред­смерт­ное за­ве­ща­ние св. благ. кня­зя Фе­о­до­ра весь­ма тро­га­тель­но и на­зи­да­тель­но. Оно по­ме­ще­но пол­но­стью на древ­ней иконе в Спас­ском мо­на­сты­ре (из­люб­лен­ная оби­тель его и его се­мей­ства, со­ору­жен­ная бла­го­че­сти­вою су­пру­гою его Ан­ною); на иконе св. Фе­о­дор изо­бра­жен во весь рост в ино­че­ской одеж­де, по­сре­ди сво­их сы­но­вей, со свит­ком в ле­вой ру­ке.

[10] Это бы­ло 19 сен­тяб­ря 1299 го­да. Сын и пре­ем­ник св. кня­зя Фе­о­до­ра князь Да­вид ум. в 1321 го­ду, а год кон­чи­ны кня­зя Кон­стан­ти­на в ле­то­пи­сях не озна­чен. Те­ла их, со­глас­но вы­ра­жен­но­му при жиз­ни же­ла­нию, бы­ли по­ло­же­ны воз­ле те­ла их от­ца, в скле­пе под сво­да­ми хра­ма, не в зем­ле, а по­верх ее в гроб­ни­цах. Об­ре­те­ние нетлен­ных мо­щей свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Яро­слав­ских Фе­о­до­ра, Да­ви­да и Кон­стан­ти­на, вы­зван­ное и со­про­вож­дав­ше­е­ся мно­го­чис­лен­ны­ми див­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми, по­сле­до­ва­ло спу­стя по­чти 200 лет, в 1467 го­ду. В 1658 го­ду по­сле­до­ва­ло пе­ре­не­се­ние мо­щей их, по­дав­шее по­вод к уста­нов­ле­нию мест­но­го празд­ни­ка 13 июня. В 1704 го­ду св. Ди­мит­ри­ем, мит­ро­по­ли­том Ро­стов­ским, устро­е­на бы­ла для св. мо­щей Яро­слав­ских чу­до­твор­цев ки­па­рис­ная ра­ка, в ко­то­рую свя­ти­тель и пе­ре­ло­жил мо­щи 22 июня, уста­но­вив на­все­гда празд­но­вать сей день. Впо­след­ствии ки­па­рис­ная ра­ка со св. мо­ща­ми угод­ни­ков вло­же­на бы­ла в но­вую се­реб­ря­ную ра­ку, и то­гда же по­сле­до­ва­ло пе­ре­не­се­ние св. мо­щей в но­во­устро­ен­ную цер­ковь во имя свв. Яро­слав­ских чу­до­твор­цев, кн. Фе­о­до­ра, Да­ви­да и Кон­стан­ти­на, в ко­то­рой они и по­чи­ва­ют и до­ныне близ ле­во­го кли­ро­са.

Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
глас 4

Измлада явистеся святии,/ Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ Божественный сосуди, избранный Богови./ Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/ вся ереси потопляюще,/ и спасающе присно град свой,/ и всех верных сохраняюще невредимо/ от видимых и невидимых враг./ Темже верою молим вас, святии:/ молите Христа Бога/ в мире сохранитися нам и спасти души наша.
Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на преставление
глас 4

От юности вашея Христове любви прилепившеся, святии, / усердно закон и оправдания Того сохранисте, / отонудуже и чудесными даровании обогатившеся, / исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине, / о верою вас почитающих, / молите Христа Бога, спастися душам нашым.



Преподобный Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале ХVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение преподобный Адриан принял в обители святого Корнилия Комельского (память 19 мая). Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря. В последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увел всю братию на реку Ухтому. Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области. Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нем преставился 19 мая 1537 года. Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю – игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника – старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем. Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери. 13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан и старец Леонид прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшим, Шельшедольским и Ухорским, и остановились на берегу реки Вотхи. И там ведший их старец вдруг стал невидимым. Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. И как предвестие будущей славной обители – места прославления Бога – по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения от диавола и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения. Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери. Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь, вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена. В ставленной грамоте, выданной преподобному Адриану, святитель повелел «священноинокам, диаконам, инокам и простым людям слушати его и во всем повиноваться, яко пастырю и учителю». В Москве пошехонские пустынники нашли и щедрых благотворителей, которые, видя дерзновение старцев, подали обильные пожертвования на воздвижение храма. Вернувшись в свою пустыню 31 мая 1543 года, святой игумен Адриан заложил церковь с трапезою в честь Успения Пресвятой Богородицы. Украсив и освятив новую церковь, преподобный Адриан приступил к устройству обители.

В монастыре был введен строгий устав преподобного Корнилия. Не имея ничего своего, довольствуясь во всем малым, большую часть времени иноки посвящали молитве, церковной и келейной, немало времени уделялось и на чтение Священного Писания. Причем чтение это совершалось «не велегласно, ни красно, но смиренным гласом и кротким; один читает, а второй рассуждает о прочтенном», читали также и наедине. Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келлию с часовней, в версте от обители. Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид, и преподобный Адриан с братией честно погребли его. Братия к тому времени умножилась. Иноки построили три келлии для жительства и четвертую для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег. Но через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.

Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений.


Святой мученик Конон градарь родился в Назарете Галилейском, а жил в городе Мандоне, где занимался огородничеством. Он был богобоязненным человеком, добрым, простосердечным, незлобивым. Святой пострадал за веру во Христа при императоре Декии (249–251). Когда его привели на суд, он непоколебимо и твердо исповедал свою веру. Мучители вбили ему в ноги гвозди и гнали перед колесницей, пока страдалец в изнеможении не упал, предав с молитвой дух свой Господу.

Святой мученик Евлогий был родом из Палестины. После смерти родителей-язычников он раздал свое имущество бедным, а сам стал странником и ходил по Палестине, обращая язычников в христианство. Во время гонений он был схвачен, подвергнут страшным истязаниям и обезглавлен.

Святой мученик Евлампий жил в Палестине. За веру во Христа он был обезглавлен мучителями.

Преподобный Марк подвизался в V веке в Нитрийской пустыне (Нижний Египет). С юности его любимым занятием было чтение Священного Писания. Есть свидетельства, что он знал наизусть всю Библию. Известно также, что преподобный Марк слушал проповеди святителя Иоанна Златоустого. До нас дошли многие поучительные слова, написанные святым Марком. Преподобный отличался кротостью, душевной чистотой и воздержанием, за что был назван Постником.

Преподобный Исихий Постник родился в приморском городе Адринии в Вифинии. С юности воспитанный в благочестии, он оставил родной дом и подвизался в пустынном месте на горе Маионис. Несмотря на угрозы от бесов и живших в том месте диких зверей и разбойников, святой подвижник, желая большего уединения, поселился там, построил себе келлию, выкопал огород и стал питаться плодами своих трудов. Через некоторое время к нему стали стекаться ученики. У найденного неподалеку в долине источника воды святой Исихий построил церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Еще при жизни преподобный был удостоен дара чудотворения. Однажды к нему привели бесноватую девицу. Родители ее, припав к ногам святого подвижника, просили его святых молитв об исцелении. Благодатный подвижник помолился за несчастную, и бесы отступили от нее. Обращаясь к родителям исцеленной, преподобный Исихий пророчески предсказал, что на месте исцеления их дочери возникнет женская святая обитель. И действительно, в будущем это пророчество исполнилось.

За тридцать дней до кончины святому Исихию явился Ангел и предсказал ему близкую кончину. Преподобный с радостью воспринял это известие. Перед блаженной кончиной святой призвал своих учеников и долго поучал их. В полночь келлию святого и окрестные места внезапно облистал Небесный свет, и преподобный Исихий со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой», – отошел ко Господу. На месте его подвигов, по предсказанию преподобного Исихия, впоследствии был построен женский монастырь. Святые мощи преподобного Исихия, погребенные в церкви святого апостола Андрея Первозванного, в 792 году были перенесены Феофилактом, епископом Амасийским, в город Амасию (Малая Азия).

На иконе, именуемой «Воспитание», Божия Матерь изображается с Предвечным Младенцем, сидящим на Ее левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пречистой Девы.
До 1917 года святой образ помещался в Казанском соборе на Красной площади, но после его разрушения был утерян, сейчас там находится список с чудотворной иконы, прославившийся по всей России своими чудотворениями.

Название иконы говорит само за себя. Перед ней родители молятся за своих детей, прося у Пресвятой Богородицы взять их под Ее покров, послать им разум и наполнить сердце премудростью. Также до наших дней дошла и краткая молитва этому образу: «Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству».

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU