[Любовь выше поста]
Рассказывали о некоем старце, жившем в Сирии близ дороги. Делание его состояло в том, что он во всякое время дня и ночи принимал монахов, приходивших из пустыни, и с любовью предлагал им трапезу. Однажды пришел к нему отшельник. Старец просил его вкусить пищи, но отшельник отказался, сказав: «Сегодня я пощусь». Поститься тогда значило вовсе не употреблять пищи. Старец огорчился и сказал: «Помолимся Богу! Вот дерево. Последуем воле того из нас, по молитве которого оно наклонится». Отшельник преклонил колена и помолился, но ничего не произошло. Потом преклонил колена и старец-странноприимец, вместе с этим тотчас наклонилось дерево. Увидев это, они возрадовались и прославили Бога.
(Отечник святителя Игнатия Брянчанинова)
Мир Вам! Так то оно так, но не совсем! Прежде, нежели сподобимся от Господа получить дар Любви, - начнем с малого, что нам по силам - с поста и молитвы, ДА И ТО ДЕЛАЕМ НЕБРЕЖНО, А, ЕСЛИ ЧТО И ПОЛУЧИТСЯ, ТО РАСПИРАЕТ НАС ОТ ЛЖИВОЙ ГОРДОСТИ - КАК ЖЕ, Я ТО ТЕПЕРЬ НЕ КАК ВСЕ. Старцы в притче сей - СТАРЦЫ! Притча сия не совсем, мягко говоря приставпяется к вышеизложенной, и не совсем сочетается с ВЕЛИКИМ ПОСТОМ. ПОЭТОМУ ДАВАЙТЕ ПОСТИТЬСЯ ПО-ПРАВОСЛАВНОМУ ОБЫЧАЮ. НАЧНЕМ С МАЛОГО.
А ЛЮБОВЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЫШЕ ПОСТА.
СПАСИ БОГ.
Дай Бог нам выдержать пост ! Тяжело ,так как враг нападает всякими помыслами типа это не главное,ты слаб и немощен и т.д. Если выдержим пост, то сумеем и выдержать упрёки в нашу сторону,или сдержимся от осуждения,или гнева...
Мир Вам! Ваши слова говорят - Вы духовно трудитесь. Несытость проясняет ум, уходит животное начало. Мы перерастаем меру земного, пускай на йоту, но поднимаемся Горе. В этом дело, и для этого постимся во Славу Божью.
А этот неугомонен в такой час, - сражение оно и есть сражение. А вы пошли, и Слава Богу! Ангела Храни теля.
Великое дело — пост, но любовь еще больше. Если постом прогоняются бесы, укрощаются страсти, умиротворяется тело, упорядочивается дух, то любовью Бог вселяется в человека. Сам Господь подчеркнул необходимость поста, но любовь выделил как главную заповедь. В первой половине прошлого столетия Охридом правил Дяселаддин-бей, отложившийся от султана самостоятельный властитель, а Церковью в то время управлял митрополит Каллиник. Джеладдин-бей и Каллиник, хотя и исповедовали разные веры, однако были хорошими друзьями и часто друг друга посещали. Однажды Джеладдин-бей приговорил 25 христиан к повешению. Казнь должна была бы состояться в Великую Пятницу. Митрополит в крайней тревоге от происходящего пришел к Джеладдин-бею и начал просить его о смягчении наказания. Пока они беседовали, подошло время обеда, и бей пригласил митрополита на трапезу. На обед была приготовлена ягнятина. Митрополит извинился, что из-за поста он не может остаться обедать и приготовился к выходу. Бей опечалился и сказал митрополиту: «Выбирай: или ты будешь со мной обедать и избавишь 25 человек от виселицы, или не сядешь за трапезу и обречешь их на виселицу». Митрополит перекрестился и сел за трапезу, а Джелладин помиловал осужденных.
(Святитель Николай Сербский)
Чадо Божие!
Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело.
Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.
О ЛЮБВИ мы рассуждаем, - часто с лукавым мудрованием, при этом не замечаем своей ущербности - привыкли. Что рассуждаем о Любви, а от попрошайки на улице отворачиваемся, говорим - бездельник и смердит, или может быть мы способны уступить свое место на чтении канона тому, кто в этом больше нуждается, или искренне сострадать больному алкоголизмом. Кто достиг сего дара - молчалив. Потому как только мудрый сподобляется Любви.
А поститься можем реально, подконтрольно, - с этого и начнется рост, наш долгий путь к священному дару Господа. Ибо имеющий в сердце Любовь ни в чем больше не нуждается. С этого, а не с умных бесед, начинается наша жизнь в Господе.
Спаси Бог.
Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).
Энциклопедически точно обозначил Любовь апостол Павел. Не прибавить, ни убавить.
Я же говорю о том, что совершенствовать можно то, что имеешь хотя бы в начатках. Пост-то и дан для того, чтобы, обуздав в себе животное, рассмотреть свою подлинную сущность, уличить себя, а это ох как больно, - и "вырулить" хотя бы и на четвереньках на ту единственную тропку, которая твоя. Если кто развивает то, что не имеет, то что же он развивает? Прелесть и честолюбие мы часто путаем с любовью. А ЛЮБОВЬ, ОНА ТИХАЯ, САМО СМИРЕНИЕ!
Спаси Бог.
В первый день Великого поста один сельский священник положил себе в карман сорок девять штук фасоли, чтобы, выбрасывая ежедневно по одной штуке, определить день окончания поста. Стирая одежду священника, его жена заметила, что карман у него набит фасолью. «Батюшка любит фасоль, добавлю-ка я ему немного, пусть ест на здоровье». Так и сделала. Батюшка каждый день выбрасывал из кармана по одной фасоли, но та не кончалась.
Прошёл Великий пост, но для села, он не кончился.
И вот однажды крестьяне спросили у батюшки:
— Батюшка, когда же кончится Великий пост?
— Глядя на фасоль, что в моём кармане, ещё много дней остаётся.
В Пост брань обостряется. Зато как проступает духовный мир некоторых, который они ранее искусно скрывали. В один миг открывается то, чего ранее не замечал годами. Хитрость забывает про осторожность, а простота обретает прозорливость.
Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит...
Святитель Иоанн Златоуст
Вот и настал Великий пост:
Многие в наше время задают этот вопрос: “Почему Церковь требует, чтобы мы постились?”.
Вот какой ответ я нашел в интернете: Пост необходим и для души, и для тела. Мы все унаследовали больное естество от наших прародителей Адама и Евы. Они нарушили Богом данную им заповедь не вкушать плода от древа познания. С самым первым грехом мир нарушился, в него пришли болезни и смерть. И сами мы продолжаем грешить, омрачая свою душу. А от этого нарушается и наше здоровье, тесно связанное с душою. Вот попечительная Мать наша — Святая Церковь — и предлагает нам необходимый курс лечения: Великий пост, как своего рода “духовную лечебницу”.
Протестантские и сектантские воззрения на пост заключаются в том, что он совсем не нужен и бесполезен. Чаще всего при этом ссылаются на слова Христа Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст” (Мф. 15: 11). Но ведь это было сказано совсем не о посте. Мы постимся вовсе не потому, что боимся оскверниться пищей, а для того, чтобы подвигом воздержания обуздать свои греховные страсти и послужить Богу, оказав послушание Церкви, установившей пост. Грех нарушения поста — не в осквернении пищей, а в непослушании Церкви.
Итак, пост установил Сам Господь Бог еще в раю (см.: Быт. 2: 16–17). Через весь Ветхий Завет проходит подвиг поста (см.: Исх. 24: 18; 3 Цар. 19: 8; Иудифь 4: 13; 8, 6; 2 Пар. 20: 3; Неем. 1: 4; 9: 1–3; 1 Езд. 10: 6; 2 Мак. 6: 18; 7). Важность и необходимость святых постов утверждается и на основании книг Священного Писания Нового Завета. Сам Господь Иисус Христос, пред Своим выходом на великое дело служения роду человеческому, 40 дней и 40 ночей провел в пустыне в строгом посте.
Но следуя Спасителю, все мы должны понимать, что истинный пост — не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания в супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий — пост становится всего лишь диетой.
Что касается ссылок (см. Быт. 2: 16-17. ) то эти ссылки спорные. Но интересно почитать и другую точку зрения, самого Господа, которую он доносит людям через пророков в частности через пророка Исаию: Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?" – Вот, в день поста вашего Вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкой рукой бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли пост, который Я избрал, день, в котором томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли называешь постом и днем, угодным Господу?Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя поддет пред тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссекают. …Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадой, святым днем господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твой прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоту земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Исаия 58, 1-14.
Если сравните то что говорится именем церкви о посте и что под этом понимает Господь, то видно некое разногласие ведь подменив Закон Верой фактически пост лишился своего предметного содержания, превратившись в банальное фарисейство, лицемерие.
Что только стоит последний абзац – «Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания в супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий — пост становится всего лишь диетой». Который не о чем не говорит, а так пустое умничество. Зачем Богу молитвы и покаяния? Господь через пророка Исаию конкретно говорит что от них требуется и какой пост Ему угоден : Ибо Господь ничего не делает, не открыв Своей тайны Своим пророкам.
Амоса 3,7.
Так же он предупреждает чтобы люди ничего не добавляли и не выдумывали небылиц к его словам: Все, что Я заповедаю вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к этому и не убавляй от этого.
Второзаконие 12,32.
К тем словам что сказаны у пророка Исаии ничего случайно добавить или убавить нельзя, но зато в трактовке церкви добавляй и убавляй сколько хочешь. Чем в общем-то церковь и занимается в течении уже двух тысяч лет.
Агура, сын Иакеева комментируя закон Господа, говорит: Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
Притчи 30, 1, 5.
Как трудно Пост держать душою грешной,
Когда так тяжело себя блюсти во всём:
Как не обидеть, не задеть небрежной
Жестокой фразой вдруг - и позабыть потом;
Совсем не просто каждую минуту
Смотреть со стороны в лицо, в свои глаза –
Чтоб не посеять в чье-то сердце смуту,
Со всеми быть простой, внимательной всегда;
Как сложно милосердной, справедливой
Быть как к друзьям родным,
так к недругам своим –
Как будто злой огонь неугасимый
Сжигает доброту,
оставив только дым;
И бесконечно трудно быть любезной,
Ведь временами так
и душит сердце зло;
Как побороть порою безнадежный
Прилив большой тоски,
сверлящей мне чело…
Как хочется мне чистой стать и честной
К другим, к себе самой –
к душе больной своей:
Обнять душой любимый мир безбрежный –
И доброй стать ко всем,
полезной для людей.
Как жажду я Постом очистить душу –
И в то же время страх,
как будто нету сил…
О Господи, дай мудрости – чтоб службу
Тебе, душе своей
и людям принести!
Прости меня, мой Боже – я не славна,
Грешна и, как дитя,
совсем еще глупа!
Но я мечтаю, что иною стану
И к счастью я приду
- и буду жить всегда!..