На девятый день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, православные христиане отмечают день пасхального поминовения усопших — Радоницу.
На Радоницу совершается первая панихида после Пасхи. Принято посещать кладбища, раздавать милостыню и просить молиться об усопших.
Следует отметить, что традиция оставлять пасхальные яйца и куличи на могилах является языческим пережитком древних поминальных трапез — тризн.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших.
21 апреля - РАДОНИЦА. Не забудьте помянуть своих покойных родственников.
Священников приглашают в этот день к могилам своих родных, близких отслужить литию, служат и вселенские панихиды.
Вспомните, совсем недавно, когда была Великая суббота, мы вспоминали сошествие Христа в ад и освобождение душ праведных. И говорили о том, что Христос возвестил мертвым Пасху Христову. Там она совершилась немножко раньше, чем на земле. Теперь Пасха докатилась и до нас, и мы этим событием делимся с усопшими. И приходим к ним, как к живым, и восклицаем «Христос Воскресе!». И веруем, что они это слышат и ответствуют тем же благословенным «Воистину Воскресе Христос!».
Священника нужно пригласить заранее.
С утра идем на службу и поминаем родных вначале в церкви а потом уже едем на кладбище.
Как помянуть покойных родственников в церкви?
В дни поминовения усопших православные приносят и ставят на панихидный стол ПРИНОС. Это может быть хлеб, любая крупа, подсолнечное масло, фрукты, вода, может быть только хлеб и вода, все по вашим возможностям. У некоторых людей нет возможности купить много и они не несут вообще ничего, это не правильно, одна маленькая булочка, одно яблоко, Господу не надо количество, он смотрит в сердце, вспомните вдову с двумя лептами: "Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела." Потому несите что имеете.
Приносите и ставите все на стол, покупаете свечку, ставите свечку.
Подают ЗАПИСКИ с именами ( обязательно, после того как вы поставите продукты на стол)
1. Записки надо подавать до начала Литургии или еще лучше вечером накануне.
2. Вписывая имена усопших, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете.
3. Записка должна содержать 10-12 имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?» – например – Алексея, Варвару).
5. При написании имен священников и архиереев указывается их сан – например, о здравии (или о упокоении) епископа Тихона, ие рея (священника) Ярослава.
6. Все имена должны быть даны в церковном написании (напри мер, Георгия, а не Юрия, Иоанна, а не Ивана) и полностью (Алек сандра, Николая, но не Саши, Коли).
7. В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства.
8. Ребенок до семи лет в записке упоминается как младенец – младенца Петра.
9. В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется «новопреставленный». Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов «убиенный», «воин», «приснопамятный».
10. Самоубийц, еретиков на службу не подавать.
Самое важное поминовение о живых и усопших – это ПРОСКОМИДИЯ. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.
ЗАКАЗНАЯ записка отличается тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает имена поминающихся, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
После окончания Литургии по заказной записке о здравии возносится молитва на молебне.
По заказной записке о упокоении по окончании Литургии служится панихида.
Вы должны сказать на кассе когда даете записку какая она "на панихиду" , "простая записка" или "заказная".
Сегодня освятил часовню на кладбище в отдаленном селе своего района. Народ сиял от радости, строили сами, своими руками. Читал молитву на освещение и душа ликовала – Бог был рядом и это не передать словами!