17 декабря. Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании. Преподобного Иоанна Дамаскина.

4 декабря по старому стилю / 17 декабря по новому стилю
понедельник
Седмица 30-я по Пятидесятнице (ев. чтения 29-й седмицы).
Рождественский пост.
Монастырский устав: горячая пища без масла.

Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780).
Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Сщмчч. Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); сщмч. Димитрия Неведомского пресвитера, прмц. Анастасии Титовой, мцц. Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937).

Утр. – Мф., 104 зач., XXV, 1–13. Лит. – Евр., 319 зач., VIII, 7–13. Лк., 102 зач., XX, 27–44, и за вторник (под зачало): Евр., 321 зач., IX, 8–10, 15–23. Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23–29. Мк., 21 зач., V, 24–34..

Тропарь великомученицы Варвары, глас 8:
Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от них// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.

Кондак великомученицы Варвары, глас 4:
В Тро́ице благоче́стно пева́емому/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси́ чти́лища,/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту, Еди́но Божество́.

Тропарь преподобного Иоанна Дамаскина, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Иоа́нне прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Иоанна Дамаскина, глас 4:
Песнопи́сца и честна́го богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля/ и враго́в сопротивоборца́, Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем, Крест Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу// всем подае́т
прегреше́ний проще́ние.



МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Евр.3:5–11, 17–19; Лк.20:27–44)
Саддукеи имели возражение против Воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его.

Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования – карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, – и тем все решают.

Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими – теориею произвольного зарождения дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай.


Святая великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305–311). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в г. Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы – творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве. А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.

В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского.

Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы.

После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану.

Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В ХII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

Святой Иоанн Дамаскин (ок. 780)
Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

Преподобный Иоанн Поливотский ·
Преподобный Иоанн Поливотский, c юных лет отличался подвижничеством, целомудрием и милосердием; потому и удостоился он поставления во епископа Поливотского. Когда, таким образом, ему поручено было высшее управление и попечение о людях, он усилил и свои подвиги, к прежним трудам присоединяя новые труды.

В то время император Лев Исаврянин, недостойно занявший царский престол, начал хулить святые иконы. Преподобный отец сильно обличал такое нечестие царя и своим исповеданием веры сохранил паству от ереси иконоборчества.

В его же время однажды агаряне осадили город Амморию, но были с помощью Божиею отражены; все христиане, попавшие в плен к неприятелю, тогда получили свободу попечениями этого святого мужа.

Тело его и доселе сохраняется нетленно, в день Пятидесятницы всякий раз вынимается оно из раки и, по облачении в архиерейские одежды, сначала переносится к святому престолу и поставляется прямо, а потом возводится на горнее место и там оно пребывает, поддерживаемое двумя иереями все время, пока совершается Божественная служба. Молитвами преподобного совершается множество чудес, особенно исцелений бесноватых и недужных.


Мученица Екатерина Петроградская (Арская)
Му­че­ни­ца Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на Ар­ская ро­ди­лась в 1875 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье бо­га­то­го куп­ца Ан­дрея Пет­ро­ви­ча Ур­тье­ва, потом­ствен­но­го по­чет­но­го граж­да­ни­на сто­ли­цы Рос­сий­ской им­пе­рии. Отец ее был кти­то­ром церк­ви ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» на Шпа­лер­ной ули­це. Мать, Ксе­ния Филип­пов­на, за­ни­ма­лась вос­пи­та­ни­ем де­вя­те­рых де­тей. Се­мья куп­цов Ур­тье­вых жи­ла в до­ме № 8 по Фур­штадт­ской ули­це.
Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на и ее стар­шие сест­ры учи­лись в Санкт-Пе­тер­бург­ском Алек­сан­дров­ском ин­сти­ту­те. Он был со­здан по об­раз­цу зна­ме­ни­то­го Смоль­но­го ин­сти­ту­та бла­го­род­ных де­виц и да­вал выс­шее об­ра­зо­ва­ние. В нем обу­ча­лись де­воч­ки из се­мей незнат­но­го дво­рян­ства и по­чет­ных граж­дан. Смоль­ный и Алек­сан­дров­ский ин­сти­ту­ты вхо­ди­ли в Им­пе­ра­тор­ское Вос­пи­та­тель­ное Об­ще­ство бла­го­род­ных де­виц, пред­се­да­те­лем и по­пе­чи­те­лем ко­то­ро­го бы­ла им­пе­ра­три­ца Ма­рия Фе­до­ров­на.
Де­ти в се­мье Ур­тье­вых бы­ли очень друж­ны меж­ду со­бой. Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на бы­ла осо­бен­но близ­ка со стар­шей сест­рой Ма­ри­ей. Бла­го­да­ря ей она по­зна­ко­ми­лась со сво­им бу­ду­щим му­жем – офи­це­ром ар­тил­ле­рии Рус­ской им­пе­ра­тор­ской ар­мии Пет­ром Ни­ко­ла­е­ви­чем Ар­ским. А Ма­рию взял в же­ны его стар­ший брат Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич, то­же ар­тил­ле­рий­ский офи­цер.
Петр Ни­ко­ла­е­вич Ар­ский и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на вен­ча­лись в 1899 го­ду в церк­ви при­ю­та прин­ца Оль­ден­бург­ско­го на Ли­гов­ском про­спек­те.
Вый­дя за­муж, Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на пол­но­стью по­свя­ти­ла се­бя се­мье, му­жу и де­тям. Их в се­мье бы­ло пя­те­ро: че­ты­ре до­че­ри и сын. Де­воч­ки вос­пи­ты­ва­лись в Алек­сан­дров­ском ин­сти­ту­те, ко­то­рый окон­чи­ла их мать, а сын учил­ся в ре­аль­ном учи­ли­ще и был ска­у­том.
В се­мье Ар­ских ца­ри­ла ат­мо­сфе­ра люб­ви, по­коя и бла­го­по­лу­чия. Цер­ков­ные тра­ди­ции, впи­тан­ные Ека­те­ри­ной Ан­дре­ев­ной в ро­ди­тель­ском до­ме, лег­ли в ос­но­ву и ее соб­ствен­ной се­мьи. Су­пруг ее так­же от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, в 1912 го­ду он вы­шел в за­пас и был на­зна­чен кти­то­ром Вос­кре­сен­ско­го Смоль­но­го со­бо­ра. С на­ча­лом Пер­вой Ми­ро­вой вой­ны Петр Ни­ко­ла­е­вич Ар­ский от­пра­вил­ся в дей­ству­ю­щую ар­мию, был ра­нен и вер­нул­ся в Пет­ро­град.
По­сле ок­тяб­ря 1917 го­да мир во­круг Ар­ских на­чал стре­ми­тель­но ру­шить­ся, об­щая ка­та­стро­фа не мог­ла не кос­нуть­ся и их се­мьи. Они ли­ши­лась со­сто­я­ния, от хо­ле­ры умер­ли стар­шая и млад­шая до­че­ри. В 1920 го­ду Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на по­те­ря­ла всю свою се­мью. В те­че­ние од­но­го ме­ся­ца муж и де­ти умер­ли от ди­зен­те­рии.
Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на оста­лась без средств к су­ще­ство­ва­нию и на­хо­ди­лась на гра­ни го­лод­ной смер­ти. Но ее внут­рен­ний взор был об­ра­щен к Бо­гу, и Гос­подь не оста­вил вер­ную дочь. Ека­те­ри­на ста­ла ак­тив­ным чле­ном Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, ду­хов­ной до­че­рью его ру­ко­во­ди­те­ля, бу­ду­ще­го пре­по­доб­но­му­че­ни­ка ар­хи­манд­ри­та Льва (Его­ро­ва), на­сто­я­те­ля Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра. На жизнь она за­ра­ба­ты­ва­ла сна­ча­ла пе­ре­плет­чи­цей, по­том са­ни­тар­кой и шве­ёй. В на­ча­ле 30-х го­дов она во­шла в при­ход­ской со­вет Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра.
Су­ще­ство­ва­ние пра­во­слав­но­го брат­ства, за­ни­мав­ше­го­ся ду­хов­ным про­све­ще­ни­ем, не мог­ло тер­петь­ся со­вет­ской вла­стью, все чле­ны брат­ства бы­ли под на­блю­де­ни­ем ГПУ, и вско­ре бы­ло за­ве­де­но «Де­ло Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства», по ко­то­ро­му бы­ло при­вле­че­но 92 че­ло­ве­ка.
В фев­ра­ле 1932 го­да по го­ро­ду про­ка­ти­лась вол­на аре­стов, Ека­те­ри­на Ар­ская то­же бы­ла аре­сто­ва­на. На след­ствии она про­яви­ла уди­ви­тель­ное му­же­ство, и в от­ли­чие от мно­гих не на­зва­ла ни од­ной фа­ми­лии. Имен­но это ка­че­ство: ни­ко­гда ни­ко­го не пре­да­вать, – бу­дет свой­ствен­но свя­той му­че­ни­це до смер­ти. По­те­ряв лю­би­мо­го му­жа и всех пя­те­рых де­тей, вдруг ока­зав­шись ни­щей в охва­чен­ном ужа­сом го­ро­де, Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на не впа­ла в от­ча­я­ние, не пре­да­ла сво­ей ве­ры Бо­гу, и да­же под пыт­ка­ми Гос­подь спо­до­бил ее остать­ся до кон­ца вер­ной се­бе и тем лю­дям, вме­сте с ко­то­ры­ми она со­зи­да­ла цер­ков­ную жизнь в те страш­ные го­ды.
Вме­сто до­ка­за­тельств ви­ны, в ма­те­ри­а­лах де­ла Ека­те­ри­ны Ар­ской неод­но­крат­но под­чер­ки­ва­ет­ся ее со­слов­ное про­ис­хож­де­ние; в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии фра­за «быв­шая дво­рян­ка, же­на цар­ско­го пол­ков­ни­ка» вы­де­ля­ет­ся круп­ным шриф­том.
Ека­те­ри­ну Ан­дре­ев­ну при­го­во­ри­ли к 3 го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре и от­пра­ви­ли в Кар­лаг НКВД в Ка­зах­стане. По­сле осво­бож­де­ния ей бы­ло за­пре­ще­но про­жи­вать в Ле­нин­гра­де, и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на по­се­ли­лась в го­ро­де Бо­ро­ви­чи в Нов­го­род­ской об­ла­сти. Род­ных в этом го­ро­де у нее не бы­ло, но там бы­ли близ­кие ей по ду­ху лю­ди, так как Бо­ро­ви­чи ста­ли ме­стом ссыл­ки для ре­прес­си­ро­ван­ных. Здесь жил вла­ды­ка Гав­ри­ил (Во­е­во­дин), с ко­то­рым Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на про­хо­ди­ла по де­лу Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, бы­ли и дру­гие зна­ко­мые из ду­хо­вен­ства.
В 1937 го­ду Ека­те­ри­на Ар­ская вновь бы­ла аре­сто­ва­на по круп­но­му «цер­ков­но­му де­лу». Мест­ные вла­сти про­ве­ли мас­со­вые аре­сты всех ссыль­ных и ре­прес­си­ро­ван­ных за ве­ру. А по­том на до­про­сах под пыт­ка­ми вы­нуж­да­ли «со­зна­вать­ся» в раз­лич­ных пре­ступ­ле­ни­ях. Немно­гие смог­ли вы­сто­ять на этих до­про­сах. По­чти все аре­сто­ван­ные воль­но или неволь­но ого­ва­ри­ва­ли ко­го-то, под­пи­сы­ва­ли при­зна­ния сво­ей ви­ны, чтобы пре­кра­тить пыт­ки и из­де­ва­тель­ства. Ека­те­ри­на Ар­ская от­ка­за­лась при­зна­вать об­ви­не­ния да­же под пыт­ка­ми.
10 де­каб­ря 1937 го­да осо­бой трой­кой НКВД Ека­те­рине Ан­дре­евне Ар­ской и еще пя­ти­де­ся­ти осуж­ден­ным по это­му де­лу был вы­не­сен смерт­ный при­го­вор.
17 де­каб­ря 1937 го­да Ека­те­ри­ну Ан­дре­ев­ну рас­стре­ля­ли вме­сте с дру­гой свя­той но­во­му­че­ни­цей – княж­ной Ки­рой Обо­лен­ской.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Лилия Никул »» | 16.12.2018 18:10
  
4
Молитвы ко святой великомученице Варваре

Молитва первая

Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва вторая

Премудрая и всекрасная святая великомученице Христова Варваро! Блаженна еси, яко Премирная мудрость Божия плоть и кровь не яви тебе, но Сам Бог Отец Небесный, Иже тебе, верь ради от невернаго отца оставленную, изгнанную и умерщвленную, в дщерь Себе возлюбленную прият; за тленное земнаго имения наследие плоти нетление дарова; труды мученическия упокоением Небеснаго измени Царствия; временное твое житие, смертию Его ради пресеченное, сицевою воспрослави почестию, яко душу с лики Небесных вчини духов, тело же, на земли в храме их ангельском положенное, ангелом заповеда сохранити цело, честно и многочудесно. Блаженна еси, Христу Сыну Божию, Жениху Небесному, уневещанная Дево, Егоже доброты твоея Рачителя имети желающи, всю себе страданием, ранами, удов резанием и самыя главы усечением, аки тварьми дражайшими, потщалася еси украсити: да тако, яко жена, верна главе своей — мужу, Христу духом и телом соединишися неразлучно, глаголющи: обретох, Егоже возлюби душа моя, удержах Его и не оставих Его. Блаженна еси, яко Святый Дух на тебе почил есть, имже духовными духовная разсуждати научена, вся духи лукавствия во идолех яко пагубныя отринула еси и Единаго Бога Духа познавши, яко истинная поклонница, духом и истиною кланятися изволила еси, проповеднически глаголющи: “Троицу чту, Едино Божество”. Сию Святую Троицу, Юже в животе и смерти исповеданием и страданием своим прославила еси, умоли о мне, предстательнице моя, яко да и аз всегда тройственною веры, любве и надежды добродетелию. Туюжде Святую Троицу почитаю. Имам светильник веры, но празден благих дел елеа: ты, мудрая дево, страдальческую плоть твою, крове исполненную и ранами проливающуюся, аки светильник имущая, даждь от елеа твоего, да тем душевную мою свещу украсивши, сподоблюся по тебе в Чертог Небесный. Пресельник аз есмь на земли и пришлец, якоже вси отцы мои; благ вечных наследнице и блаженная вечери в Царствии Небеснем причастнице, яко в странствии жития, Трапезы Божественныя угодения, сице и во исходе от мира желаемаго сподоби мя напутствования; и егда в конец сном смерти начну усыпати, коснися тогда изнемогающия плоти моея, яко иногда Ангел Илии, глаголющи: востани, яждь и пий: яко да благодатию Божественных Тела и Крове Тайн укреплен преиду в крепости яди тоя далекий путь смерти, даже до Горы Небесныя: и тамо, Егоже ты чрез три окна банныя прежде верою Бога Троицу узрела еси, Сего купно с тобою лицем к лицу да удостоюся видети и славити Его в некончаемыя веки. Аминь.

Молитва третья

Святая великомученице Христова Варваро! Моли с нами и о нас, рабах Божиих (имена), умоляемаго от Своего милосердия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, христианскую же кончину жития нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Божественных Тайн причастну да дарует, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Молитва четвертая

К тебе, яко ко истинному скораго исцеления и многочуднаго врачевания источнику, святая дево Варваро великомученице, аз немощный прибегаю и к твоим святым мощам усердно припадая, молюся: виждь раны греховныя и всетелесную язву, виждь неможение души моея, и сие, обычным твоим милосердием и благостию понуждаема, исцелити потщися. Вонми гласу моления моего, не призри от окаяннаго ми сердца приносимое стенание, и вопль мой услыши, яко ты еси мое прибежище. Святую, единосущную и неразделимую Троицу, юже треми окнами в бане отеческой созданными изобразила еси, о мне грешнем и нетерпеливом рабе твоем моли, да помилует мя ныне и в день смерти моея. Поклонися Отцу Небесному: да мя, всеми грехми преклоненнаго и низу поверженнаго, воздвигнет на славословие Свое, и устроит мя всегда горе имети сердце, горняя мудрствовати, а не земная. Умоли Христа Сына Божия, иже молитву твою страдальческую в темнице услыша, да мя лениваго к молитвам, и во унынии мнози, аки в темнице седяща, к скорому течению путем заповедей Божиих наставит и подаст непрестанно молитися усердное хотение. Призови и Духа Святаго, чистоты неизнуряемаго Источника, в подвизе страдальческом тя, чистую деву, укрепляющего и от стыда крылома Своими защищающаго, яко да и мне студному и нечистому, сердце чисто созиждет и дух прав обновит во утробе моей: паче же да призовет ми и подаст усердно подвизатися в житии чистом и укрепит мя на творение благих дел. Верую, яко вся сия можеши мне, о святая великомученице Варваро, у Пресвятыя Троицы исходатайствовати: и аще восхощеши, сильна еси помощи мне, яко прославившая Бога во удесех твоих страдальческих. И вем, дево святая, яко ничтоже тебе невозможно, токмо аще не презриши слез и воздыхания моего: сего ради к честней святых мощей твоих чудотворных раце припадаю и тебе, на небеси душею пребывающей, поклоняяся, дерзаю молитвенно глаголати: да будут уши твои внемлюще гласу молитвы моея. Многострадальное твое тело да уврачует многия души и тела моего страсти. Глава твоя, мечу преклоненная, да даст главе моей воду чистительную грехов. Власи твои, немилостивно торганнии, да привяжут мя к любви Божией. Устне твои честнии да заградят уста моя от празднословия и отверзут всегда возвещати хвалу Господню. Очи твои, видящие свет троический, да узрят и мое во благих желание, яко да бых и аз отвращал очи мои, еже не видети суеты, но всегда взирал на блаженство небесное. Рука твоя отсечена да удостоит мя всегда воздевати руце к Вышнему и несплетати ими льщения. Сосца твоя, нещадно урезанная, да будут ми столп от лица вражия крепкий. Нози твои, скорошествующии со светлою свещею в чертог Божий к Жениху Небесному, да сотворят, яко да и аз ногама моима шествую ко всякому делу благу: да будет светильник ногама моима шествую ко всякому делу благу: да будет светильник ногама моима закон Господень и свет стезям моим. Раны твоя от ран греховных да свободят мя. Кровь твоя, многократне в мучении проливаемая, да очистит душу и тело мое от всякия скверны. Смерть твоя да не даст ми без исповедания и покаяния умрети: ибо аще в коем благодетельстве прославляема еси, но в сем наипаче, яко всяк, имеяй надежду на тя и выну в помощь призываяй тя, от наглыя избежит смерти, от неяже и мене окаяннаго избави, дево чистая, великомученице Варваро, и всемощными твоими молитвами удостой мя одесную Христа Сына Божия стати и слышати глас глаголющий: “благий рабе и верный, вниди в радость Господа твоего”. Аминь.

Тропарь великомученице Варваре

Тропарь, глас 8

Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица, избавися от них, помощию и оружием креста, всечестная.

Тропарь, глас 4

Агнице всеблаженная Варваро, божественне озарившися светом Святыя Троицы трисолнечным и в купели утвердившися в побеждение лести отеческия, веру исповедала еси Христову. Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог, исцеляти недуги и болезни вся: Егоже моли, великомученице, да спасет души наша.

https://www.solun.gr/article/46-akafist-velikomuchennitse-varvare
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites