17 декабря. Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании. Преподобного Иоанна Дамаскина.

4 декабря по старому стилю / 17 декабря по новому стилю
суббота

Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780).
Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1505).
Сщмчч. Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); сщмч. Димитрия Неведомского пресвитера, прмц. Анастасии Титовой, мцц. Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937).


Утр. – Мф., 104 зач., XXV, 1–13. Лит. – Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23–29. Мк., 21 зач., V, 24–34. Ряд.: Гал., 205 зач., III, 8–12. Лк., 67 зач., XII, 32–40.

Тропарь великомученицы Варвары, глас 8:
Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от них// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.

Кондак великомученицы Варвары, глас 4:
В Тро́ице благоче́стно пева́емому/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси́ чти́лища,/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту, Еди́но Божество́.

Тропарь преподобного Иоанна Дамаскина, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Иоа́нне прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Иоанна Дамаскина, глас 4:
Песнопи́сца и честна́го богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля/ и враго́в сопротивоборца́, Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем, Крест Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу// всем подае́т прегреше́ний проще́ние.
***
Где ложь, там и ее вечные спутники: небратолюбие, двоедушие, лицемерие, разделение. Но там, где угнездилась болезнь, не остается места гармонии и счастью. Перестав лгать самому себе и обманывать других, человек обязательно почувствует прилив огромной внутренней силы, исходящей из восстановленной целостности его бытия. Не то же ли обновление способно пережить и все общество, измученное ложью? Речь здесь прежде всего о политиках, хозяевах экономики и средств массовой информации, нередко общающихся со своими согражданами на языке дезинформации и злонамеренной лжи. В этом и заключена причина многих нестроений, болезней и скорбей, разрушающих общественный организм. И пока мы не освободим нашу личную, семейную, общественную и государственную жизнь от пагубного действия лжи, мы не исцелимся.

Святая великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305–311). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в г. Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы – творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве. А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.

В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского.

Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы.

После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану.

Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В ХII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

Святой Иоанн Дамаскин (ок. 780)
Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский
Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский, происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, «муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании». Первоначальное послушание проходил в Валаамской обители под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого (память 27 сентября). С 1472 года – архимандрит Чудова монастыря в Москве. Ревнитель строгого уставного Богослужения, в 1479–1481 годах архимандрит Геннадий вместе с Вассианом, архиепископом Ростовским, а затем с его преемником Иоасафом бесстрашно вставал на защиту древнего устава в возникшем споре о хождении «посолонь» при освещении нового храма. (Спор возник в связи с чином освящения Успенского собора в Москве.)

В 1483 году святой Геннадий начал строить в Чудовом монастыре каменную трапезную церковь в честь чтимого им святителя Алексия, Митрополита Московского († 1378), основателя обители. 12 декабря 1484 года архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Благоговея к памяти великого святителя Алексия, Геннадий, и будучи в Новгороде, не переставал заботиться о возведении храма его имени: «И сребра довольно на совершение храма того и трапезы и палат посылаше».

Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории отечественной Церкви. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеучение распространялось тайно.

Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году: четверо членов тайного сообщества, в хмельном угаре обличая друг друга, обнаружили пред православными существование нечестивой ереси. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице Православия Москве, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года он направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия.

По словам преподобного Иосифа Волоцкого (память 9 сентября), «сей архиепископ, быв пущен на злодейственные еретики, устремился на них, яко лев, из чащи Божественных Писаний и красных гор пророческих и апостольских учений».

Девятнадцать лет продолжалась борьба святителя Геннадия и преподобного Иосифа с сильнейшей попыткой противников Православия изменить весь ход истории Русской Церкви и Русского государства. Трудами святых исповедников борьба увенчалась победой Православия. Этому способствовали труды святителя Геннадия по изучению Библии. Поскольку еретики в своих нечестивых мудрствованиях прибегали к искаженным текстам ветхозаветных книг, отличным от принятых Православной Церковью, архиепископ Геннадий взял на себя огромный труд – привести в единый свод исправные списки Священного Писания. До того времени библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отдельными частями – Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг; Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола.

Священные книги Ветхого Завета особенно часто подвергались случайной и намеренной порче. Об этом со скорбью писал святитель Геннадий в послании архиепископу Иоасафу: «Жидове еретическое предание держат – псалмы Давидова или пророчества испревращали». Собрав вокруг себя ученых, тружеников-библеистов, святитель собрал все книги Священного Писания в едином своде, благословил вновь перевести с латинского языка те из Священных книг, которые не были им обречены в рукописном предании славянской Библии, и в 1499 году на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке – «Геннадиевская Библия», как ее почтительно называют по имени составителя, которая стала неотъемлемым звеном в преемственности славянского перевода Слова Божия.

От Боговдохновенного перевода Священного Писания святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (863–885), чрез Библию святителя Геннадия (1499) и воспроизводящую ее первопечатную Острожскую Библию (1581), Церковь сохранила неизменным славянское библейское предание вплоть до так называемой Елизаветинской Библии (1751) и всех последующих печатных изданий.

Наряду с подготовкой Библии, круг церковных книжников при архиепископе Геннадии вел большую литературную работу: была составлена «Четвертая Новгородская летопись», доведенная до 1496 года, переведены, исправлены и переписаны многочисленные рукописные книги. Игумен Соловецкого монастыря Досифей, прибывший в Новгород по монастырским делам, несколько лет (с 1491 по 1494) трудился у святителя Геннадия, составляя библиотеку для Соловецкого монастыря. По просьбе святителя Досифей написал житие преподобных Зосимы (память 17 апреля) и Савватия (память 27 сентября). Большинство книг, переписанных с благословения святителя Новгородского (более 20) для Соловецкой обители, сохранилось в составе Соловецкого собрания рукописей. Ревностный поборник духовного просвещения, архиепископ Геннадий для подготовки достойного клира основал в Новгороде школу.

Память о святителе Геннадии сохраняется и в другом его труде на благо Православной Церкви. В конце ХV века над русскими умами тяготела грозная мысль о скорой кончине мира, которой ждали по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира. По окончании миротворного круга в 1408 году на Руси не осмелились продолжить пасхалию далее 1491 года. В сентябре 1491 года архиерейский Собор Русской Церкви в Москве, при участии святителя Геннадия, определил: «Написать Пасхалию на осьмую тысячу лет». 27 ноября 1492 года митрополит Зосима «на Москве изложил соборне пасхалию на 20 лет» и поручил епископу Филофею Пермскому и архиепископу Геннадию Новгородскому составить каждому свою пасхалию для соборного свидетельствования и утверждения 21 декабря 1492 года. Святитель Геннадий окончил составление своей пасхалии, которая, в отличие от митрополичьей, была продолжена на 70 лет, и, рассылая по епархиям одобренную Собором принятую пасхалию на 20 лет, присоединил к ней и свою, вместе с толкованием на нее и Окружной грамотой, под общим заглавием «Начало пасхалии, переложенной на осьмую тысячу лет». В Богословском толковании пасхалии, основанном на Слове Божием и свидетельстве святых отцов, святитель писал: «Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлится и обхождение времен». Времена устроены Творцом не для Себя, но для человека: «Да разумеет человек времен премену, чтет своея жизни конец». О сроках же свершения творения Божия «никто же весть, ни Ангелы, ни паки Сын, но токмо Отец». Потому святые отцы, наитием Духа Святого, изложили миротворный круг именно как «круг»: «Сии учиниша коловратно, не имуще конца». Еретическим прельщениям о исчислении сроков святитель противопоставил освященный Церковью путь постоянного духовного трезвения. Святой Геннадий излагает Богословские основы пасхалии, объясняет, как при помощи Альфы, великого миротворного круга, можно выводить пасхалию на будущее, насколько потребуется. Пасхалия святого Геннадия, по его свидетельству, не была им составлена заново, но была выведена на основании прежнего предания – в частности, на основании пасхалии, написанной на 1360–1492 годы при святителе Василии Калике, архиепископе Новгородском († 3 июля 1352). По правилам работы с пасхалией, утвержденным святым Геннадием, позже, в 1539 году, при архиепископе Новгородском Макарии, была составлена пасхалия и на всю восьмую тысячу лет.

О высокой духовной жизни и молитвенном вдохновении святителя свидетельствует составленная им в 1497 году молитва к Пресвятой Богородице. Кроме известных посланий митрополитам Зосиме и Симону, архиепископу Иоасафу, епископам Нифонту и Прохору, послания к Собору 1490 года, архиепископ Геннадий написал церковный «Уставец» и «Предание инокам», живущим по уставу скитского жития.

Оставив архипастырское служение, с 1504 года святитель жил на покое в Чудовом монастыре, где мирно отошел ко Господу 4 декабря 1505 года. В Степенной книге читаем: «Архиепископ Геннадий пребы в архиепископах девятнадцать лет, многа исправления показа о церковном благолепии и о священническом благочинии, и еретики посрами, и православную веру утверди, последи же сведен бысть на Москву, и полтретья лета пребысть в монастыри чудеси Архангела Михаила и святаго Алексия митрополита и чудотворна, идеже прежде бысть в архимандритех, ту и преставися к Богу». Святые мощи архиепископа Геннадия были положены в храме Чуда святого Архангела Михаила в Хонех, в том месте, где покоились до того мощи особо чтимого им святителя Алексия, митрополита Московского. Память святителя Геннадия творится также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в день, когда Святая Церковь вспоминает всех святых, в Новгороде просиявших.

Преподобный Иоанн Поливотский ·
Преподобный Иоанн Поливотский, c юных лет отличался подвижничеством, целомудрием и милосердием; потому и удостоился он поставления во епископа Поливотского. Когда, таким образом, ему поручено было высшее управление и попечение о людях, он усилил и свои подвиги, к прежним трудам присоединяя новые труды.

В то время император Лев Исаврянин, недостойно занявший царский престол, начал хулить святые иконы. Преподобный отец сильно обличал такое нечестие царя и своим исповеданием веры сохранил паству от ереси иконоборчества.

В его же время однажды агаряне осадили город Амморию, но были с помощью Божиею отражены; все христиане, попавшие в плен к неприятелю, тогда получили свободу попечениями этого святого мужа.

Тело его и доселе сохраняется нетленно, в день Пятидесятницы всякий раз вынимается оно из раки и, по облачении в архиерейские одежды, сначала переносится к святому престолу и поставляется прямо, а потом возводится на горнее место и там оно пребывает, поддерживаемое двумя иереями все время, пока совершается Божественная служба. Молитвами преподобного совершается множество чудес, особенно исцелений бесноватых и недужных.

Мученица Екатерина Петроградская (Арская)
Му­че­ни­ца Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на Ар­ская ро­ди­лась в 1875 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье бо­га­то­го куп­ца Ан­дрея Пет­ро­ви­ча Ур­тье­ва, потом­ствен­но­го по­чет­но­го граж­да­ни­на сто­ли­цы Рос­сий­ской им­пе­рии. Отец ее был кти­то­ром церк­ви ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» на Шпа­лер­ной ули­це. Мать, Ксе­ния Филип­пов­на, за­ни­ма­лась вос­пи­та­ни­ем де­вя­те­рых де­тей. Се­мья куп­цов Ур­тье­вых жи­ла в до­ме № 8 по Фур­штадт­ской ули­це.
Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на и ее стар­шие сест­ры учи­лись в Санкт-Пе­тер­бург­ском Алек­сан­дров­ском ин­сти­ту­те. Он был со­здан по об­раз­цу зна­ме­ни­то­го Смоль­но­го ин­сти­ту­та бла­го­род­ных де­виц и да­вал выс­шее об­ра­зо­ва­ние. В нем обу­ча­лись де­воч­ки из се­мей незнат­но­го дво­рян­ства и по­чет­ных граж­дан. Смоль­ный и Алек­сан­дров­ский ин­сти­ту­ты вхо­ди­ли в Им­пе­ра­тор­ское Вос­пи­та­тель­ное Об­ще­ство бла­го­род­ных де­виц, пред­се­да­те­лем и по­пе­чи­те­лем ко­то­ро­го бы­ла им­пе­ра­три­ца Ма­рия Фе­до­ров­на.
Де­ти в се­мье Ур­тье­вых бы­ли очень друж­ны меж­ду со­бой. Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на бы­ла осо­бен­но близ­ка со стар­шей сест­рой Ма­ри­ей. Бла­го­да­ря ей она по­зна­ко­ми­лась со сво­им бу­ду­щим му­жем – офи­це­ром ар­тил­ле­рии Рус­ской им­пе­ра­тор­ской ар­мии Пет­ром Ни­ко­ла­е­ви­чем Ар­ским. А Ма­рию взял в же­ны его стар­ший брат Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич, то­же ар­тил­ле­рий­ский офи­цер.
Петр Ни­ко­ла­е­вич Ар­ский и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на вен­ча­лись в 1899 го­ду в церк­ви при­ю­та прин­ца Оль­ден­бург­ско­го на Ли­гов­ском про­спек­те.
Вый­дя за­муж, Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на пол­но­стью по­свя­ти­ла се­бя се­мье, му­жу и де­тям. Их в се­мье бы­ло пя­те­ро: че­ты­ре до­че­ри и сын. Де­воч­ки вос­пи­ты­ва­лись в Алек­сан­дров­ском ин­сти­ту­те, ко­то­рый окон­чи­ла их мать, а сын учил­ся в ре­аль­ном учи­ли­ще и был ска­у­том.
В се­мье Ар­ских ца­ри­ла ат­мо­сфе­ра люб­ви, по­коя и бла­го­по­лу­чия. Цер­ков­ные тра­ди­ции, впи­тан­ные Ека­те­ри­ной Ан­дре­ев­ной в ро­ди­тель­ском до­ме, лег­ли в ос­но­ву и ее соб­ствен­ной се­мьи. Су­пруг ее так­же от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, в 1912 го­ду он вы­шел в за­пас и был на­зна­чен кти­то­ром Вос­кре­сен­ско­го Смоль­но­го со­бо­ра. С на­ча­лом Пер­вой Ми­ро­вой вой­ны Петр Ни­ко­ла­е­вич Ар­ский от­пра­вил­ся в дей­ству­ю­щую ар­мию, был ра­нен и вер­нул­ся в Пет­ро­град.
По­сле ок­тяб­ря 1917 го­да мир во­круг Ар­ских на­чал стре­ми­тель­но ру­шить­ся, об­щая ка­та­стро­фа не мог­ла не кос­нуть­ся и их се­мьи. Они ли­ши­лась со­сто­я­ния, от хо­ле­ры умер­ли стар­шая и млад­шая до­че­ри. В 1920 го­ду Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на по­те­ря­ла всю свою се­мью. В те­че­ние од­но­го ме­ся­ца муж и де­ти умер­ли от ди­зен­те­рии.
Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на оста­лась без средств к су­ще­ство­ва­нию и на­хо­ди­лась на гра­ни го­лод­ной смер­ти. Но ее внут­рен­ний взор был об­ра­щен к Бо­гу, и Гос­подь не оста­вил вер­ную дочь. Ека­те­ри­на ста­ла ак­тив­ным чле­ном Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, ду­хов­ной до­че­рью его ру­ко­во­ди­те­ля, бу­ду­ще­го пре­по­доб­но­му­че­ни­ка ар­хи­манд­ри­та Льва (Его­ро­ва), на­сто­я­те­ля Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра. На жизнь она за­ра­ба­ты­ва­ла сна­ча­ла пе­ре­плет­чи­цей, по­том са­ни­тар­кой и шве­ёй. В на­ча­ле 30-х го­дов она во­шла в при­ход­ской со­вет Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра.
Су­ще­ство­ва­ние пра­во­слав­но­го брат­ства, за­ни­мав­ше­го­ся ду­хов­ным про­све­ще­ни­ем, не мог­ло тер­петь­ся со­вет­ской вла­стью, все чле­ны брат­ства бы­ли под на­блю­де­ни­ем ГПУ, и вско­ре бы­ло за­ве­де­но «Де­ло Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства», по ко­то­ро­му бы­ло при­вле­че­но 92 че­ло­ве­ка.
В фев­ра­ле 1932 го­да по го­ро­ду про­ка­ти­лась вол­на аре­стов, Ека­те­ри­на Ар­ская то­же бы­ла аре­сто­ва­на. На след­ствии она про­яви­ла уди­ви­тель­ное му­же­ство, и в от­ли­чие от мно­гих не на­зва­ла ни од­ной фа­ми­лии. Имен­но это ка­че­ство: ни­ко­гда ни­ко­го не пре­да­вать, – бу­дет свой­ствен­но свя­той му­че­ни­це до смер­ти. По­те­ряв лю­би­мо­го му­жа и всех пя­те­рых де­тей, вдруг ока­зав­шись ни­щей в охва­чен­ном ужа­сом го­ро­де, Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на не впа­ла в от­ча­я­ние, не пре­да­ла сво­ей ве­ры Бо­гу, и да­же под пыт­ка­ми Гос­подь спо­до­бил ее остать­ся до кон­ца вер­ной се­бе и тем лю­дям, вме­сте с ко­то­ры­ми она со­зи­да­ла цер­ков­ную жизнь в те страш­ные го­ды.
Вме­сто до­ка­за­тельств ви­ны, в ма­те­ри­а­лах де­ла Ека­те­ри­ны Ар­ской неод­но­крат­но под­чер­ки­ва­ет­ся ее со­слов­ное про­ис­хож­де­ние; в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии фра­за «быв­шая дво­рян­ка, же­на цар­ско­го пол­ков­ни­ка» вы­де­ля­ет­ся круп­ным шриф­том.
Ека­те­ри­ну Ан­дре­ев­ну при­го­во­ри­ли к 3 го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре и от­пра­ви­ли в Кар­лаг НКВД в Ка­зах­стане. По­сле осво­бож­де­ния ей бы­ло за­пре­ще­но про­жи­вать в Ле­нин­гра­де, и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на по­се­ли­лась в го­ро­де Бо­ро­ви­чи в Нов­го­род­ской об­ла­сти. Род­ных в этом го­ро­де у нее не бы­ло, но там бы­ли близ­кие ей по ду­ху лю­ди, так как Бо­ро­ви­чи ста­ли ме­стом ссыл­ки для ре­прес­си­ро­ван­ных. Здесь жил вла­ды­ка Гав­ри­ил (Во­е­во­дин), с ко­то­рым Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на про­хо­ди­ла по де­лу Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, бы­ли и дру­гие зна­ко­мые из ду­хо­вен­ства.
В 1937 го­ду Ека­те­ри­на Ар­ская вновь бы­ла аре­сто­ва­на по круп­но­му «цер­ков­но­му де­лу». Мест­ные вла­сти про­ве­ли мас­со­вые аре­сты всех ссыль­ных и ре­прес­си­ро­ван­ных за ве­ру. А по­том на до­про­сах под пыт­ка­ми вы­нуж­да­ли «со­зна­вать­ся» в раз­лич­ных пре­ступ­ле­ни­ях. Немно­гие смог­ли вы­сто­ять на этих до­про­сах. По­чти все аре­сто­ван­ные воль­но или неволь­но ого­ва­ри­ва­ли ко­го-то, под­пи­сы­ва­ли при­зна­ния сво­ей ви­ны, чтобы пре­кра­тить пыт­ки и из­де­ва­тель­ства. Ека­те­ри­на Ар­ская от­ка­за­лась при­зна­вать об­ви­не­ния да­же под пыт­ка­ми.
10 де­каб­ря 1937 го­да осо­бой трой­кой НКВД Ека­те­рине Ан­дре­евне Ар­ской и еще пя­ти­де­ся­ти осуж­ден­ным по это­му де­лу был вы­не­сен смерт­ный при­го­вор.
17 де­каб­ря 1937 го­да Ека­те­ри­ну Ан­дре­ев­ну рас­стре­ля­ли вме­сте с дру­гой свя­той но­во­му­че­ни­цей – княж­ной Ки­рой Обо­лен­ской.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites